Почему днем раны заживают быстрее?

13 Листопада 2017 12:17 Поділитися

Если человек получил ожог или как-то иначе повредил кожу ночью, рана будет заживать примерно на 60% медленнее, чем если бы это произошло днем. К такому выводу пришли ученые из Университета Кембриджа (Cambridge University), Великобритания. Это связано с тем, что циркадные ритмы человека влияют и на активность клеток в соединительной ткани. Результаты работы ученых опубликованы в журнале «Science Translational Medicine».

Циркадные ритмы представляют собой своеобразные «биологические часы» организма, заставляющие его несколько по-разному работать днем и ночью. Подобные колебания позволяют человеку и многим другим живым существам максимально эффективно расходовать энергию днем и восстанавливать ее ночью — или, наоборот, если речь идет о животных, ведущих ночной образ жизни. Хотя во многом циркадные ритмы зависят от внешних факторов, они продолжают работать даже в случае, если по внешним признакам определить время суток становится невозможно, и даже если это касается выращенной в лабораторных условиях культуре клеток, а не полноценном организме.

В ходе нового исследования специалисты решили проверить, каким образом смена дня и ночи влияет на фибробласты — основные клетки соединительной ткани. От функциональной активности данных клеток в значительной степени зависит время, за которое заживает та или иная рана. Изначально ученые проанализировали данные о 118 пациентах с ожогами и пришли к выводу, что кожный покров значительно быстрее восстанавливался у тех из них, кто получил ожог ночью (с 20:00 до 8:00). Как оказалось, дневные ожоги в среднем заживали 17 дней, а ночные — 26 дней.

Исследователи установили, что ключевой причиной быстрого исцеления было то, что днем клетки кожи активнее перемещались на поверхность раны. Это обусловлено повышенной активностью белков, участвующих в движении клеток и их восстановлении, особенно белкового актина. Нити актина обеспечивают движение, действуя как мышцы внутри клетки. Кроме того, в дневные часы синтез коллагена фибробластами также значительно превосходит активность клеток ночью.

По мнению специалистов, подобная тенденция должна быть связана именно с циркадными ритмами и обусловлена тем, что день является для человека «активным» временем суток, в которое вероятность получить ту или иную рану выше, поэтому и царапины, и ожоги, полученные в это время, заживают эффективнее.

По материалам medicalxpress.com