«УКРФАРМА 2010»: поиск ответов на актуальные вопросы

2–3 июня 2010 г. в отеле «Интерконтиненталь» (Киев) состоялся Всеукраинский форум представителей фармацевтического бизнеса «УКРФАРМА 2010» (далее — Форум), организатором которого выступила компания «Centralex Events», специализирующаяся на проведении международных мероприятий в странах СНГ и Европы. Во время 8 пленарных сессий участники мероприятия (более 50 представителей Украины, Российской Федерации, Молдовы, Германии) не только ознакомились с аспектами ведения фармацевтического бизнеса в нашей стране, но и получили уникальную возможность обсудить животрепещущие темы непосредственно с представителями регуляторных органов.

В рамках Форума состоялась пресс-конференция, посвященная перспективам реформирования фармацевтической отрасли, в которой приняли участие Татьяна Бахте­ева, народный депутат, глава Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения (далее — Комитет), Владимир Дудка, президент Ассоциации фармацевтических дистрибьюторов «ФАРМУКРАИНА», Андрей Стогний, директор OOO «Glaxo­SmithKline Pharmaceuticals Ukraine», председатель правления Ассоциации производителей инновационных лекарств «АПРаД», Александр Савицкий, директор Департамента ценовой политики и ценового регулирования Министерства экономики Украины, Инна Демченко, советник главы Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств (далее — Гослекинспекция МЗ Украины).

Татьяна Бахтеева отметила, что показатели заболеваемости и смертности населения Украины от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, туберкулеза свидетельствуют о критическом состоянии отрасли здравоохранения и необходимости ее срочного реформирования. Сегодня на доработке в Комитете находятся такие законопроекты: «О финансировании здравоохранения и обязательном социальном медицинском страховании в Украи­не», «О внесении изменений в Закон Украины «О защите населения от инфекционных заболеваний» (относительно контроля безопасности и качества медицинских иммунобиологических препаратов), «О государственном заказе в сфере здравоохранения», «О лекарственных средствах» (новая редакция).

Т. Бахтеева

В. Дудка

А. Стогний

И. Демченко

Т. Бахтеева В. Дудка А. Стогний И. Демченко

«В процессе подготовки каждого законопроек­та чрезвычайно важна поддержка общественных организаций и профессиональных ассоциаций, — отметила докладчик. — С этой целью при Комитете создан Совещательный совет, в который вошли более 250 человек».

Т. Бахтеева заявила, что в нашей стране высокоразвита фармацевтическая промышленность и есть все условия для построения четкой, цивилизованной системы обеспечения украинцев качественными препаратами. Комитет готов оказывать всяческую поддержку отечественному производителю, в том числе и в восстановлении системы государственного заказа. С этой целью необходимо в корне пересмотреть принципы финансово-хозяйственной деятельности МЗ Украины. Результаты проверки деятельности министерства Главным контрольно ревизион­ным управлением (ГлавКРУ) и Счетной палатой Украины за 2008–2009 гг. свидетельствуют о неэффективном использовании 51,2 млн грн. государственных средств при централизованных закупках лекарственных средств, изделий медицинского назначения и диагностического оборудования. Они производились через посредников даже в случае приобретения препаратов отечественного производства.

Под большинством из договоров, на которые обращает внимание ГлавКРУ, стоит подпись заместителя министра (на тот момент), а ныне действующего министра здравоохранения Зиновия Мытника. В связи с этим Комитет обратился в Верховную Раду Украины с требованием заслушать отчет З. Мытныка о выявленных злоупотреблениях.

Много замечаний со стороны народных депутатов вызывает деятельность Государственного фармакологического центра (ГФЦ) МЗ Украи­ны. По мнению Т. Бахтеевой, эту организацию должен возглавлять профессионал с фармацевтическим образованием.

Тема введения налога на добавленную стоимость (НДС) на лекарственные средства также неоднократно поднимался во время пресс-конференции. Позиция членов Комитета здесь однозначна — вводить НДС можно только при условии внедрения механизма компенсации их стоимости населению в рамках обязательного медицинского страхования. Однако, как отметила Т. Бахтеева, для принятия такого важного для Украины законопроекта нужна политическая воля на всех уровнях власти.

А Мельниченко

А. Кужель

С. Сур

А Мельниченко А. Кужель В. Игнатов С. Сур

Владимир Дудка подчеркнул, что требование ввести НДС на лекарственные средства предъяв­лено Всемирным банком. Эта практика широко распространена во многих странах с развитой страховой медициной. Однако в Украине 80% стоимости препаратов оплачивает непосредственно пациент, поэтому введение НДС можно осуществлять только в комплексе со страховой медициной и реимбурсацией, поскольку оно будет сопровождаться повышением стоимости фармацевтической продукции и дополнительной потребностью операторов рынка в оборотных средствах.

Докладчик также отметил, что события осени 2008 г. — девальвация гривни, резкое подорожание препаратов зарубежного производства, приведшие к государственному вмешательству в вопросы ценорегулирования, — стали толчком к объединению игроков фармацевтического рынка и участию их в разработке, а также корректировке регуляторных актов.

По мнению Андрея Стогния, основная цель реформ здравоохранения — улучшение показателей состояния здоровья, повышение продолжительности жизни и ее качества для каждого гражданина. Обеспечение пациента доступными (как экономически, так и физически), эффективными, качественными препаратами — один из важнейших механизмов реализации этой цели, а основным способом ее достижения должно стать введение системы реимбурсации в нашей стране.

Инна Демченко добавила, что изменения должны коснуться и системы контроля качества лекарственных средств в соответствии с нормами и стандартами ЕС. Среди первоочередных задач — подбор профессионалов, оснащение современным оборудованием 27 территориальных лабораторий Гослекинспекции МЗ Украины, введение системы надлежащих практик на всех этапах оборота препаратов.

Во время первой сессии, темой которой были регулирование и саморегулирование отечественного фармацевтического рынка, рассматривались вопросы, касающиеся необходимости законодательных изменений отрасли, перспектив регулирования рынка в 2010–2011 гг., роли профессиональных ассоциаций, а также возможности внедрения опыта регулирования стран ЕС в Украине.

В ходе второй сессии, посвященной вопросам внедрения системы ценообразования и реимбурсации, были рассмотрены актуальные проблемы повышения эффективности государственных закупок фармацевтической продукции, системы модели реимбурсации, возможные для внедрения в Украине, опыт Германии, России и Молдовы в сфере возмещения стоимости лекарственных средств. Свои доклады представили А. Стогний, Юрий Крестинский, директор «Института развития общественного здравоохранения» (Российская Федерация), Мирча Буга, генеральный директор «National Health Insurance Company» (Молдова), Михаил Юнко, адвокат компании «Noerr LLP» (Германия).

Третья сессия объединила доклады, касающиеся взаимоотношений «антимонопольное законодательство — фармацевтический бизнес». О состоянии и перспективах защиты конкуренции на отечественном фармацевтическом рынке рассказал Александр Мельниченко, первый заместитель главы Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). Он отметил, что АМКУ как субъект конкурентной политики государства проводит нормативное регулирование, а как субъект правоприменения — осуществляет выявление, расследование и прекращение злоупотребления монопольным (доминирующим) положением антиконкурентных согласованных действий, в том числе и в сфере государственных закупок, недобросовестной конкуренции. В 2009 г. АМКУ выявлено и остановлено 180 нарушений в виде недобросовестной конкуренции, из них 15 — на фармацевтическом рынке.

Так, АМКУ признал недобросовестной конкуренцией действия ООО «Рейнбо-ЛТД» (Киев), которые заключались в использовании во время реализации лекарственного средства ДОЛАР производства фирмы «Ларк Лабораториз ЛТД» (Индия) упаковки, оформление которой схоже с таковой препарата ДОЛАРЕН (производитель — «Наброс Фарма ПВТ. ЛТД» (Индия)). АМКУ обязал ООО «Рейнбо-ЛТД» остановить нарушение и выплатить штраф в Государственный бюджет в размере 500 тыс. грн.

«Кашель вилікує вам, звільнить подих — Лазолван» — рекламный слоган компании «Boehringer Ingelheim RCV GMBH&Co KG», за использование которого 6 марта 2010 г. компанию оштрафовано на 1 млн грн. Нарушение состояло в распространении рекламы, вводящей в заблуждение, поскольку препарат не имеет указанных лечебных свойств.

А. Мельниченко заметил, что расследования на фармацевтическом рынке продолжаются. В 2010 г. специалистами территориальных отделений АМКУ в СМИ выявлено рекламу «лекарственного средства от рака и других болезней — Шилентин» (реализатор — ООО «СИЛВЕРХОРСТ ЛТД»). В результате расследования установлено, что Шилентин — это биологически активная добавка, а не лекарственное средство. В апреле 2010 г. АМКУ принял решение обязать ООО «СИЛВЕРХОРСТ» прекратить нарушение и наложило штраф в размере 30 тыс. грн.

На тему государственного контроля качества лекарственных средств велась оживленная дискуссия во время четвертой пленарной сессии. Перспективы повышения качества препаратов путем усовершенствования системы их регистрации, введения надлежащих практик, эффективных механизмов контроля качества, взаимодействия государства и бизнеса в интересах пациента обсуждали Андрей Захараш, заместитель главы Гослекинспекции МЗ Украины, Ольга Баула, первый заместитель директора ГФЦ МЗ Украины, Алла Чобану, генеральный директор ООО «Рош Украи­на», Сергей Сур, директор по исследованиям и разработкам корпорации «Артериум».

«УКРФАРМА 2010»

Не менее активной была дискуссия по поводу докладов, представленных на пятой пленарной сессии «Особенности, проблемы и перспективы рекламы на фармацевтическом рынке» и шестой «Регуляторные проблемы клинических исследований в Украине и перспективы их решения». Актуальные вопросы защиты прав интеллектуальной собственности рассматривались во время седьмой сессии. Завершился Форум обсуждением перспектив украинского рынка в контексте слияния и поглощения фармацевтических компаний, а также способов повышения привлекательности отечественных компаний.

Большой интерес среди участников мероприя­тия вызвало пресс-интервью с Александрой Кужель, президентом аналитического центра «Академия», экс-главой Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, заместителем председателя партии «Сильная Украина», о перспективах развития фармацевтического бизнеса в Украине в новых политических условиях. Особое внимание она уделила вопросам введения НДС на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинские услуги. По мнению докладчика, НДС по своей экономической природе — это, в первую очередь, бремя для потребителя, а его внедрение приведет к неизбежному повышению стоимости препарата. В результате для многих украинцев медицинская помощь станет малодоступной. В этой ситуации защитой интересов потребителей и игроков фармацевтического рынка станет компенсация стоимости лечения государством, которая может быть как полной (для социально незащищенных слоев населения), так и частичной.

А. Кужель также остановилась на вопросах широкомасштабного реформирования фармацевтической отрасли. Среди первоочередных заданий — жесткий контроль государственных закупок препаратов и изделий медицинского назначения, внедрение системы контроля качества лекарственных средств на всех этапах; налаживание сотрудничества с международными организациями для получения доступа к их базам данных для оценки соответствия препарата, произведенного за пределами Украины, мировым стандартам; определение порядка оценивания соответствия международным стандартам производства лекарственного средства на этапе его регистрации (как для отечественных, так и для зарубежных производителей); введение ответственности производителя за качество продукции, а также отечественных субъектов хозяйственной деятельности — за сохранение качества на всех этапах обращения препаратов.

Фармацевтический рынок стал уникальным примером, объединив своих игроков для принятия совместных решений, способствующих развитию бизнеса. А. Кужель призвала присутствую­щих сохранять свою сплоченность, особенно в условиях лавины негативной информации, направленной на дискредитацию системы здравоохранения, и в то же время внимательно следить за каждым шагом новой власти.

Наибольшую обеспокоенность вызывают события, которые развернулись вокруг ГФЦ МЗ Украины. Докладчик отметила, что политика в отношении фармацевтического рынка должна быть направлена на создание четкой регуляторной базы, которая бы не изменялась в зависимости от расстановки политических сил, смены руководителей. Система регистрации лекарственных средств в Украине, по ее мнению, не имеет аналогов среди стран СНГ — честная, прозрачная, некоррумпированная. И в этом значительная заслуга бывшего руководителя ГФЦ МЗ Украины — Виктора Чумака. Буду следить за дальнейшим процессом организации регистрации лекарственных средств и работой ГФЦ МЗ Украины, встречаясь с участниками фармацевтического рынка, чтобы не допустить возникновения коррупции в этой сфере», — заявила А. Кужель.

Результаты Форума свидетельствуют, что поиск баланса между интересами государства, бизнеса и общества не перестает интересовать участников фармацевтического рынка.

Анна Бармина,
фото Любови Столяр

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи