Выявлен центр никотиновой зависимости в мозгу

28 Грудня 2017 5:22 Поділитися

По оценкам Всемирной организации здравоохранения смертность от курения табака в настоящее время составляет 6 млн в год и продолжает расти во всем мире, а к 2030 г. предположительно достигнет 8 млн. Согласно многим социологическим опросам в среднем 70% курильщиков стремится отказаться от вредной привычки, однако только 3% из них достигают успеха.

Исследователи из Медицинской школы Маунт-Синай (Mount Sinai Medical School), США, определили конкретные химические изменения в головном мозге, которые возникают на стадии развития никотиновой зависимости. Кроме того, ученые провели эксперименты с участием животных, в ходе которых смогли остановить эти изменения у мышей и выявить мишени для потенциальных лекарственных средств от никотиновой зависимости. Результаты работы опубликованы в журнале «Proceedings of the National Academy of Science».

Никотин является стимулятором, который работает через связывание с распространенными рецепторами нервных клеток по всему мозгу. Это вещество стимулирует нейроны и заставляет их выделять множество нейротрансмиттеров, включая дофамин, который вызывает чувство удовольствия. Внимание ученых привлекло то, что на выделенный после курения дофамин живо откликались 2 пока малоисследованные структуры среднего мозга: межпузыревое ядро и медиальная оболочка.

Руководитель исследования Инес Ибанез-Таллон (Ines Ibanez-Tallon) рассказала, что хроническое потребление никотина изменяет функции определенной популяции нейронов Amigo1 внутри межпузыревого ядра и их сигнального пути с медиальной оболочкой, играющего значительную роль в предупреждении развития любой химически опосредованной зависимости, в том числе и от никотина. Результаты доклинических исследований также показали, что после 6-недельного употребления воды с никотином активность клеток Amigo1 значительно снижалась, что усиливало привыкание к никотину в головном мозге.

Специалисты считают, что сохранение и восстановление адекватной активности нейронов Amigo1 может помочь ослабить действие никотиновой и других химических зависимостей на головной мозг. Сейчас ученые готовятся к исследованиям соединений, способных поддерживать работу цепи межпузыревого ядра и медиальной оболочки на нормальном уровне для противодействия привыканию к никотину.

По материалам medicalxpress.com