Рак и циркадные ритмы: есть ли связь?

02 Січня 2018 5:33 Поділитися

Исследователи из Медицинского университета Южной Каролины (Medical University of South Carolina), США, установили, что раковые клетки используют измененные белковые факторы, чтобы не реагировать на естественный циркадный ритм. Результаты работы ученых опубликованы в журнале «Nature Cell Biology».

Руководитель исследования Алан Диль (Alan Diehl) рассказал, что циркадные, или суточные, ритмы, кроме основной задачи — подготовки организма к циклу сон/бодрствование, также выполняют несколько защитных функций, одна из которых — уничтожение дефектных клеток. Это происходит благодаря внутриклеточной системе развернутого белкового ответа (unfolded protein response). В один из периодов циркадного ритма развернутый белковый ответ замедляет синтез белков в клетке. Здоровые клетки на этот сигнал реагируют адекватно, замедляя обмен веществ. Однако если появляется серьезный дефект, они не реагируют и продолжают синтезировать белки с такой же скоростью. На это развернутый белковый ответ реагирует запуском апоптоза — запрограммированной смерти поврежденной клетки.

Известно, что для раковых клеток необходимо большее, чем для здоровых, количество энергии для постоянного синтеза белков, что важно для дальнейшего размножения и метастазирования. При этом такая скорость синтеза часто сопровождается синтезом дефектных белков, не способных выполнять свою функцию. Однако раковые клетки не просто не реагируют на сигналы развернутого белкового ответа, но и маскируются под них так, будто все в норме.

В доклинических лабораторных исследованиях было выявлено, что опухолевые клетки могут поддерживать один из ключевых белков циркадного ритма Bmal1 на одном уровне. То есть, рак как бы находится в одной и той же фазе все 24 ч. При этом система развернутого белкового ответа не активизируется в полную силу и не уничтожает дефектные клетки. Ученые в исследованиях с участием грызунов подтвердили, что уровень Bmal1 практически не колеблется в клетках рака молочной железы, желудка и легких.

Исследователи надеются, что дальнейшие исследования помогут узнать, как раковые клетки «взламывают» Bmal1 и систему развернутого белкового ответа. В будущем это понимание может помочь создать новые методы лечения раковых процессов, основанные на перезапуске нормальной жизнедеятельности онкоклеток.