В Украине самые низкие государственные расходы на здравоохранение в Европе — ПРООН

09 Січня 2018 11:37 Поділитися

Расходы Украины на здравоохранение — самые низкие среди европейских стран. Дефицит государственных ресурсов в этом секторе отчасти обусловлен их неэффективным использованием. Большая часть средств идет на содержание больниц, а не на более дешевые меры по профилактике заболеваний. К такому выводу пришли авторы исследования, проведенного под эгидой Программы развития ООН (ПРООН), Всемирного банка и Киевской школы экономики. Исследование анализирует первичную медико-санитарную помощь, больницы и административные звенья здравоохранения в 4 регионах Украины: Полтавской, Львовской, Донецкой и Луганской областях. Оно объединяет результаты исследований с использованием 2 глобальных методов: исследования по отслеживанию государственных расходов (PETS) и количественное исследование предоставления услуг (QSDS). Это исследование анализирует пути использования государственных ресурсов и результаты, полученные благодаря использованию этих ресурсов.

ПРООН внесла свой вклад в исследование путем расширения первичного географического покрытия, включавшего Полтавскую и Львовскую области, то есть Центральную и Западную Украину, охватив восточные регионы — Донецкую и Луганскую области, где гуманитарные и социально-экономические последствия вооруженного конфликта создают дополнительные вызовы в оказании медицинской помощи.

Ключевые выводы проведенного исследования:

  • государственные расходы на здравоохранение в Украине составляют 77 дол. США на душу населения (2015 г.) и являются самыми низкими среди европейских стран;
  • относительно небольшие затраты на здравоохранение поддерживают одну из чрезмерно громоздких инфраструктур здравоохранения в Центральной Европе, в которой насчитывается 0,4 больницы, 7,4 кровати, 4,4 врача и 8,6 медсестер на 1000 человек;
  • бюджетное планирование характеризуется чрезмерным контролем и регулированием и не дает местным органам власти и больницам достаточных полномочий для управления финансами;
  • государственное финансирование составляет лишь около половины общих расходов на здравоохранение. Параллельно работает непрозрачная система оплаты за наличные;
  • расходы сектора здравоохранения осуществляются преимущественно на оказание услуг больниц, а не на первичную медицинскую помощь, что обеспечивает недорогие профилактические мероприятия. В Донецкой обл. 70% бюджета направляется на больничную помощь, тогда как на услуги первичной медицинской помощи — лишь 13%;
  • бюджеты поставщиков услуг в большей степени расходуются на оплату труда и коммунальных услуг, только остаток расходуется на лекарства. В целом около 50% опрошенных сотрудников сообщают о периодическом дефиците лекарств. В большинстве учреждений покрывается менее 25% медикаментозных нужд; 63% врачей просят пациентов приобрести необходимые лекарства, когда они недоступны в медицинском учреждении;
  • заработная плата медицинского персонала значительно ниже ожидаемого уровня. Более 3 из 10 врачей также работают на других должностях (так называемое «совмещение»), что влияет на производительность персонала и качество услуг. К тому же в стране укоренилась скрытая параллельная система наличной оплаты услуг медиков. Такая практика не позволяет бедным слоям населения получать качественную медицинскую помощь.

На основании полученных результатов исследования были рекомендованы меры по повышению как качества услуг, так и эффективности расходов на здравоохранение. Ускорение реализации реформы системы здравоохранения поможет перейти к финансированию медицинской помощи на основании полученных результатов. Четкое определение пакетов медицинских услуг вместе с введением механизмов заключения контрактов поможет эффективнее распределять имеющиеся государственные ресурсы для предоставления гарантированных медицинских услуг гражданам.

Это также поможет разъяснить пациентам гарантированный уровень покрытия медицинских услуг из государственного бюджета и повлиять на неопределенность относительно ожидаемых взносов со стороны пациентов. Формализация механизмов сооплаты будет способствовать заполнению финансовых пробелов, повышению уровня ответственности поставщиков за дополнительные поступления, обеспечению большей свободы в управлении финансами и стимулированию более рационального расходования ресурсов на децентрализованном уровне.

Публичное раскрытие затрат и отдельных показателей эффективности обеспечат более высокую прозрачность и подотчетность поставщиков медицинских услуг. Доступ к данным и сравнительный анализ эффективности деятельности различных учреждений — один из наиболее эффективных механизмов повышения эффективности предоставления услуг.

Кроме того, быстрое внедрение электронного обмена данными поможет повысить подотчетность результатов и улучшить связь расходов с предоставляемыми услугами.

По материалам www.un.org, www.ua.undp.org

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті