Почему наркоз действует так быстро?

11 Січня 2018 11:02 Поділитися

Несмотря на более чем столетний опыт использования общего наркоза в хирургии, пока ни один анестезиолог или нейробиолог не может точно сказать, как именно работают эти препараты: на какие отделы головного мозга влияют, как взаимодействуют с нервными клетками и их нейроэлектрической передачей импульсов. Новые данные, приоткрывающие суть процессов в головном мозге человека, находящегося под наркозом, предоставили ученые из Университета Квинсленда (University of Queensland), Австралия. Результаты своей работы они опубликовали в издании «Cell Reports».

Руководитель исследования Бруно ван Суиндерен (Bruno van Swinderen) отметил, что в эксперименте с использованием человеческих нейронов, выращенных в лаборатории, ученые на примере пропофола (известный препарат для общего наркоза) изучили, какие изменения происходят с клетками на физиологическом и молекулярном уровне. Действительно, действие пропофола на образец нервных клеток на первый взгляд напоминал эффект от снотворных лекарственных средств. Однако наркоз действовал в десятки раз быстрее, а при детальном рассмотрении выяснилось, что он почти полностью блокировал передачу сигналов в синапсах — соединениях между нейронами. Такой эффект можно наблюдать во время инсульта или шока, когда резко снижается кровообращение в головном мозге, но под действием пропофола кровоток не был нарушен и нейроны продолжали получать достаточное количество полезных веществ и кислорода с кровью.

В результате детального молекулярного анализа выяснилось, что пропофол ограничивает движение основного белка синтаксина 1А, играющего ключевую роль в межсинаптической передаче. Это объясняет, почему выход из наркоза для большинства пациентов сопровождается временной дезориентированностью, нарушением сознания и речи.

На следующем этапе ученые планируют исследовать действие препаратов для наркоза в долгосрочной перспективе, особенно для уязвимых групп пациентов — детей, головной мозг которых еще активно развивается, и лиц пожилого возраста с нейродегенеративными заболеваниями.

По материалам medicalxpress.com