Ученые опровергли один из мифов об омоложении организма

07 Лютого 2018 1:38 Поділитися

Ученые из Калифорнийского университета (University of California), США, установили, что усиление активности белков, удлиняющих теломеры, может быть связано с ускорением старения, а не его замедлением, как считалось ранее. Результаты их исследований опубликованы в журнале «Nature Communications».

Теломерами называют концевые участки хромосом, которые предотвращают потерю ДНК при делении клеток. Однако каждый раз при митозе теломеры сокращаются, что приводит к постепенному усилению нестабильности генома, увеличению количества ошибок и повышению риска возникновения мутаций в хрупкой цепи ДНК. В конце концов клетка перестает делиться и погибает. Благодаря этим данным, учеными была выдвинута теория о том, что фермент, называемый теломеразой, позволяет продлить жизнь клеток, удлиняя теломеразную ДНК. То есть теломераза в перспективе считалась потенциальным лекарством от старения.

Еще один маркер старения — метилирование, процесс присоединения метильных групп к ДНК. При этом может происходить подавление или активация определенных генов. Например, с возрастом активируются гены, способствующие нейродегенерации, но при этом замедляется работа генов, которые препятствуют развитию атеросклеротического изменения сосудов. По уровню метилирования можно довольно точно определить биологический возраст человека, который не всегда соответствует паспортному, и общее состояние его здоровья. Доказано, что у лиц с большой долей метилированной ДНК повышается риск преждевременной смерти.

Исследователи оценили уровень метилирования с помощью скрининг-методов у 9907 человек разных возрастных категорий. Затем ученые при помощи полученных материалов провели полногеномный поиск, при котором изучаются ассоциации между фенотипическим признаком, а именно метилированной ДНК, и различными вариантами генов, которые этому способствуют. Результат оказался довольно неутешительным: ген TERT, один из основных активаторов теломеразы, оказался прямо связан с высоким уровнем метилирования.

По словам ученых, это означает, что антивозрастная терапия, основанная на усилении активности теломеразы, наоборот, будет способствовать старению. Таким образом, опровергается мнение, что омоложения человека можно добиться, предотвратив укорочение концевых участков хромосом.

По материалам www.eurekalert.org