Некоторые бактерии стали нечувствительными к спиртовым антисептикам

28 Лютого 2018 12:03 Поділитися

Проблема резистентности бактерий продолжает набирать обороты. Последние исследования показали, что некоторые микроорганизмы научились приспосабливаться к санитайзерам и комплексным антисептикам, которые используют медработники для обработки рук. Как выяснили ученые из Мельбурнского университета (Melbourne University), Австралия, в течение последних 20 лет микроорганизмы стали в 10 раз устойчивее к спирту, который входит в состав таких антисептиков. Результаты их работы опубликованы в научном издании «Science».

Антибиотикорезистентные бактерии — это микроорганизмы, которые смогли выработать устойчивость к противомикробным препаратам. В последние два десятилетия они стали одним из главных поводов для беспокойства медицинского сообщества. Проблема антимикробной резистентности становится глобальной. Микробы, как и все живые существа, адаптируются к меняющейся среде, однако делают это с поразительной скоростью. Из-за этого эффективность существующих антибиотиков исчерпывается, а разработка новых занимает много времени и требует значительных финансовых ресурсов.

Одни те же антисептические средства для обработки рук используются в больницах уже несколько десятилетий, поэтому их состав в настоящее время устарел. Ранее полагали, что специальные жидкости могут остановить распространение опасных резистентных микробов, особенно ванкомицин-резистентных энтерококков (Enterococcus faecium) и метициллин-резистентных золотистых стафилококков (Staphylococcus aureus).

Ранее считалось, что подавляющее большинство бактерий абсолютно не резистентны к изопропиловому спирту, который быстро расщепляет липидные субъединицы клеточной стенки — внешней мембраны микроорганизмов.

Руководитель исследования Тимоти Стайнер (Timothy Stinear) и его команда протестировали на устойчивость к спирту 139 видов больничных штаммов Enterococcus faecium, выделенных в период 1997–2015 гг. Оказалось, что штаммы бактерий, отобранных для эксперимента после 2010 г., в 10 раз устойчивее к спиртовым растворам, чем более ранние образцы. К тому же исследователи выяснили, что новые штаммы Enterococcus faecium успешно сопротивлялись даже 70% раствору изопропилового спирта.

Эксперты предположили, что это произошло из-за накопления мутаций, модифицирующих гены Enterococcus faecium таким образом, что изопропиловый спирт, как и другие спирты, стал принимать участие в собственном метаболизме бактерий. Ученые считают, что необходимо срочно выработать другие методы антисептической обработки рук в больницах, так как Enterococcus faecium является чрезвычайно опасной инфекцией, устойчивой к антибиотикам последнего поколения. Кроме того, по меньшей мере половина пациентов, зараженных такими штаммами, умирает от внутрибольничной инфекции.