Можно ли вылечить аутоиммунные заболевания, воздействуя на микрофлору кишечника?

20 Березня 2018 4:16 Поділитися

Результаты нового исследования открывают новые перспективы в лечении хронических аутоиммунных заболеваний, таких как системная красная волчанка и аутоиммунная болезнь печени.

Ученые из Йельского университета (Yale University) в Нью-Хейвене, США, показали, что бактерии из тонкого кишечника могут попадать в другие органы и вызывать аутоиммунный ответ.

Важно отметить, что команда ученых также выявила, что с аутоиммунной реакцией можно справиться, воздействуя на упомянутые бактерии с помощью антибиотиков или вакцины. Результаты исследования опубликованы в журнале «Science».

При аутоиммунных заболеваниях иммунная система ошибочно атакует здоровые клетки и ткани. Среди наиболее распространенных аутоиммунных заболеваний можно выделить сахарный диабет І типа, волчанку и целиакию.

Развитие многих аутоиммунных заболеваний связано с бактериями в кишечнике. В эксперименте на животных ученые изучили бактерию под названием Enterococcus gallinarum, которая может выходить за пределы кишечника в селезенку, лимфатические узлы и печень.

Команда ученых установила, что E. gallinarum способна вызывать аутоиммунный ответ у подопытных животных, когда она выходит за пределы кишечника.

Исследователи смогли воспроизвести этот механизм с использованием культуры клеток печени человека, а также выявили, что E. gallinarum находится в печени лиц с аутоиммунными заболеваниями.

При этом введение антибиотика или вакцины против E. gallinarum позволило подавить развитие аутоиммунной реакции у подопытных животных и предотвратить размножение бактерий.

Ученые из Йельского университета планируют продолжить изучение биологических механизмов, связанных с E. gallinarum, в контексте таких заболеваний, как системная красная волчанка и аутоиммунная болезнь печени.

Данное исследование дополняет результаты предыдущих, в ходе которых была выявлена связь между кишечными бактериями и аутоиммунными заболеваниями.

Например, в эксперименте на животных было показано, что колонизация кишечника некоторыми видами бактерий может заложить основу для развития аутоиммунных нарушений в будущем.

Эти бактерии могут вызывать изменения в ткани кишечника, приводя к образованию антител, которые атакуют клетки при таких заболеваниях, как системная красная волчанка.

Другое исследование, результаты которого опубликованы в журнале «Applied and Environmental Microbiology», показало, что бактерии Lactobacillus в кишечнике животных с волчанкой были связаны с уменьшением выраженности симптомов волчанки, а бактерии Lachnospiraceae обусловливали усилением симптомов данного заболевания.

Таким образом, по мнению ученых из Йельского университета, использование пробиотиков, пребиотиков и антибиотиков имеет потенциал для изменения дисбиоза микробиоты, что, в свою очередь, может уменьшить выраженность симптомов волчанки.