Капитальные инвестиции отечественной фармацевтической отрасли в 2017 г. в производство составили 1,8 млрд грн.

Украинская фармацевтическая отрасль — это сформированный сектор экономики, развитие которого не только облегчает доступ украинцев к лекарственным средствам, но и вместе с другими инновационными отраслями может обеспечить рост экспорта и экономический подъем страны. Именно к такому выводу пришли в результате дискуссии о состоянии и перспективах украинской фармации, которая состоялась 18 апреля в помещении Торгово-промышленной палаты Украины. Во время мероприятия также была проведена презентация первого информационного инфографического атласа о состоянии фармацевтической сферы в Украине, подготовленного контент-маркетинговым агентством Top Lead, — « Фармацевтика Украины ». Справочник выпущен при поддержке партнеров — Фармацевтической фирмы «Дарница», юридической фирмы Aequo и Торгово-промышленной палаты Украины. Информационным и аналитическим партнером выступила компания BusinessViews.

Открыл мероприятие Геннадий Чижиков, президент Торгово-промышленной палаты, рассказав о важности фармацевтической отрасли для современной экономики Украины. По словам спикера, чаще всего в нашей стране при обсуждении «двигателей экономики» принято акцентировать внимание на сельском хозяйстве. Кроме аграриев, также пре­имущественно делается ставка на специалистов IT-отрасли как на «локомотив», который спасет украинскую экономику. Однако несмотря на свою значимость, аграрный сектор дает всего 2–3% рос­та экономики и зависит от множества факторов.

«Стоит понимать, за чем стоит будущее. Фармацевтический рынок в последние годы демонстрирует ежегодный стабильный рост на 5–6%. Фармация — одна из немногих отраслей экономики, где нет монополиста: 115 компаний в Украине имеют лицензию на производство лекарственных средств. При этом даже самый крупный производитель занимает долю рынка менее 7%. По нашим данным, в этой отрасли занято около 400 тыс. человек, из них 23 тыс. именно в производстве. Эти и другие показатели свидетельствуют о том, что фармация — серьезная отрасль, которая требует нашего внимания. Очень важно и интересно узнать на примере отечественных компаний, как развивается украинская фармация: благодаря или вопреки кризису. И имеет ли Украина перспективы стать лидером этой отрасли и есть ли нам что предложить мировому сообществу?», — обратился к присутствующим Г. Чижиков.

Спикер отметил, что фармация подразумевает не только производство, продажу или сервисы, но и научно-исследовательские работы, что предоставляет платформу для развития исследовательских центров, науки и т.д. Также отрасль становится все более инвестиционно привлекательной для украинских предпринимателей/вкладчиков. Так, капитальные инвестиции в производство фармацевтической отрасли в 2017 г. согласно данным справочника составили 1,8 млрд грн.

По словам Г. Чижикова, для Торгово-промышленной палаты вопрос фармацевтического развития является крайне важным. Так, существует Комитет по вопросам здравоохранения и фармации, который нарабатывает определенные предложения по развитию, реформированию и изменениям, необходимым для фармацевтического сегмента. «Мы хотим, чтобы Украину рассматривали не только как «житницу» Европы или «супермаркет» и т.д., но и как важный центр развития фармацевтики и биотехнологий. А подготовленный справочник как ничто другое концентрированно демонстрирует, почему украинская фармацевтическая отрасль столь интересна и привлекательна», — подытожил Г. Чижиков.

Станислав Шум, директор компании Top Lead, отметил, что уже несколько лет в Украине выпускаются подобные аналитические информационные продукты по различным сферам экономики Украины. Так, ранее увидели мир справочники по энергетике, агробизнесу, транспорту, экспорту и IT-индустрии.

Информационный справочник «Фармацевтика Украины» в первую очередь описывает экономические аспекты отрасли, ее значимость и перспективы. Однако помимо этого, по мнению спикера, фармация играет значительную социальную роль, а лекарства — одна из важных и неотъемлемых составляющих нашей жизни.

По словам С. Шума, именно новые современные лекарства являются основой здоровья нации  и обеспечивают наибольший вклад в увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Для развитых стран новые фармацевтические продукты, которые начали применяться после 1990 г., были основой роста ожидаемой продолжительности жизни в 95% случаев у лиц в возрасте старше 65 лет и в 73% — если вести вычисление от рождения.

Справочник имеет 4 раздела: фармацевтика в мире, фармацевтическое производство в Украине, фармацевтический рынок Украины и торговля фармацевтической продукцией. В целом «Фармацевтика Украины» содержит прогноз роста мирового и отечественного фармацевтического рынка, структуру и динамику продаж, процессы разработки лекарственных средств, мировые компании-лидеры, инвестиции в украинскую фармацию, историю ее развития.

Кроме того, по словам С. Шума, в атласе уделено внимание вопросам интеллектуальной собственности, поскольку фармацевтика — это рынок, на котором деньги зарабатывают, выпуская инновационные продукты.

Если же рассматривать фармацию с экономической точки зрения, она является примером индустрии, которая генерирует около 1% ВВП и дает большую валовую добавленную стоимость при маленьких размерах самой продукции. «Если пересчитать ВВП на одного работника сферы фармацевтического производства и вывести некий показатель эффективности, то 1 сотрудник за год создает 900 тыс. грн. валовой добавленной стоимости. Для сравнения 1 сотрудник IT-сферы (согласно данным за 2016 г.), вырабатывает 800 тыс. грн. валовой добавленной стоимости. При этом 1 работник сельского хозяйства создает приблизительно в 10 раз меньше валовой добавленной стоимости, нежели сотрудник фармацевтического производства», — отметил С. Шум.

Игорь Никифорчин, директор по развитию Фармацевтической фирмы «Дарница», подчеркнул, что появление справочника «Фармацевтика Украины» является важным сигналом для всех заинтересованных сторон.

Раскрывая состояние, динамику и перспективы украинской Фармы, спикер отметил, что по состоянию на конец 2017 г. объем продаж лекарственных средств в Украине составил 70 млрд грн. или 1,2 млрд упаковок. Общий прирост розничного сегмента — 19,2% в денежном и 7,3% в натуральном эквивалентах. При этом в натуральном выражении украинские лекарства занимают большую долю рынка.

Такие показатели являются достаточно значимыми по сравнению с приростом других экономических сфер и позволяет в глобальном плане относить Украину к категории стран с развивающимся фармацевтическим рынком. По словам спикера, украинский розничный рынок (87% всей продажи лекарственных средств) сформирован за счет трат самих потребителей, так называемый out-of-pocket рынок.

«Отвечая на вопрос, как развивается индустрия: вопреки или благодаря кризису, можно отметить следующее. Фармация все годы своего становления/существования в Украине показывает достаточно стабильный рост и развитие. И это невзирая на девальвацию, инфляцию, условия становления и прочее. Так, сравнивая данные за 2017 г. с таковыми 2007 г., можно увидеть, что объем рынка отечественных фармацевтических производителей возрос практически в 9 раз (с 3,3 до 26 млрд грн.). При этом в долларах США в 2007 г. он составлял 665 млн, а на конец 2017 г.— 1 млрд дол. Следует отметить, что за указанный 10-летний период в стране было 2 серьезных экономических кризиса. И даже на фоне падения доходов населения и их покупательной способности рынок все равно продолжал и продолжает развиваться. Кроме того, отечественные производители обладают достаточно широким ассортиментом лекарственных средств, который покрывает большую часть потребностей украинцев. Думаю, эти показатели говорят сами за себя», — подчеркнул И. Никифорчин.

Компания «Дарница» уже много лет сохраняет лидерство на украинском рынке по объему розничных продаж в натуральном выражении. Топовые позиции компания удерживает благодаря качественным, безопасным и эффективным продуктам, которые пользуются спросом у потребителей. Для их изготовления «Дарница» постоянно инвестирует в разработку, персонал и материальную базу. Так, по словам И. Никифорчина, компания «Дарница» за последние 10 лет направила около 200 млн евро на техническое и технологическое переоснащение и закупку новых производственных линий. «Гармонизация фармацевтического производства с европейскими нормами свидетельствует о том, что украинская продукция может быть конкурентной и на европейских рынках», — отметил спикер.

Примером недавней крупной инвестиции, по словам докладчика, является открытие производства современных инфузионных растворов в 2015 г., запуск которого обошелся компании в сумму около 20 млн евро.

Инвестируя в источники роста, «Дарница» около 10% валового дохода направляет в R&D, при этом уделяя большое внимание подготовке и развитию персонала.

«Средняя заработная плата по фирме «Дарница» составляет 20,6 тыс. грн., что гораздо выше средней заработной платы по Украине. Кроме того, затраты на обучение и подготовку кадров в целом постоянно увеличиваются. Например, затраты на персонал в компании «Дарница» в 2016 г. по отношению к 2015 г. возросли на 28%, а в 2017 г. по отношению к 2016 г. — на 41%. Такие инвестиции крайне необходимы. Ведь сотрудники — это один из драйверов развития как компании, так и индустрии в целом», — подчеркнул И. Никифорчин.

Спикер подытожил сильные стороны украинской фармацевтической индустрии: вместительный и конкурентный внутренний рынок, многолетний опыт производства лекарственных средств, высокий уровень технологического оснащения ведущих фармацевтических компаний, наличие ассортимента основной фармацевтической продукции, необходимой научной базы, образовательной подготовки и квалифицированных кадров, а также присутствие на внешних рынках.

«Уже сейчас Украина экспортирует лекарственные средства в страны СНГ и некоторые европейские страны. При этом не менее важными и стратегическими остаются также азиатское и африканское направления. Потенциал, который имеет наше государство, нужно развивать и превращать в достижения», — отметил И. Никифорчин.

Александр Мамуня, парт­нер юридической фирмы Aequo, отметил, что в разрезе фармацевтической отрасли чрезвычайную актуальность приобретает вопрос защиты интеллектуальной собственности. Именно из-за огромных затрат на разработку лекарственных средств и продолжительности процесса производители защищают формулу лекарственных средств патентом.

По словам докладчика, на сегодня в мире становиться все меньше фармацевтических патентов по сравнению с тем, сколько их было ранее. Поскольку патенты — это монополия, то уменьшение их количества расширяет конкурентную среду на фармацевтическом рынке и дает потенциальную возможность «реализации себя» для стран, которые развиваются.

Также ранее наблюдалось четкое разграничение между компаниями-инноваторами и компаниями, которые производят генерические препараты. Последние тенденции в индустрии показывают стирание этой четкой грани: инноваторы инвестируют в линии генерического производства, а компании-«генерики» — в R&D.

Спикер сообщил, что все больше фармацевтических патентов приходится на биологические продукты. То есть на средства, действие которых обусловливается наличием живых организмов (бактерий, вирусов, грибов и других компонентов).

«Рынок смешивается и становиться более сложным. Крайне важно не просто продавать или производить, необходимо создавать что-то принципиально новое. Это и есть величайшая ценность, к которой необходимо стремиться в Украине, и это то, чего уже достигли страны с развитой экономикой. Мы не должны быть просто потребителями, нужно быть и создателями. Патенты на изобретения, промышленные образцы, упаковки и средства индивидуализации — вот за чем стоит будущее», — подчеркнул А. Мамуня.

По итогам дискуссии участники пришли к единогласному выводу, что Украина имеет значительный потенциал в сфере фармации, который еще предстоит реализовать .

Ирина Бондарчук,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті