Топ-15: рейтинг мировых компаний Большой Фармы

Сокращение объемов продаж фармацевтических компаний, их слияния и поглощения, конкуренция в отношении оригинальных продуктов со стороны генерических версий, а также сложные обменные курсы ценных бумаг вызвали встряски в топ-рейтинге крупнейших мировых фармкомпаний, которые постепенно переориентируются на развивающиеся рынки и сегмент, состоящий из генерических продуктов.

Первые 15 мировых фармацевтических компаний (по объему продаж лекарственных средств (ЛС) в 2009?г. — табл. 1) представлены «Pfizer Inc.», «sanofi-aventis S.A.», «Novartis International AG», «GlaxoSmithKline plc», «Roche Holding AG», «AstraZeneca plc», «Merck&Co., Inc.»., «Johnson&Johnson Pharmaceutical R&D», «Eli Lilly&Co. Inc.», «Bristol-Myers Squibb Co.», «Abbott Laboratories Inc.», «Amgen Inc.», «Takeda Pharmaceuticals Co. Ltd», «Boehringer Ingelheim International GmbH» и «Teva Pharmaceutical Industries Ltd.». Следует отметить такой любопытный факт, что объем продаж всех 15?компаний превышает 10?млрд дол. США.

Таблица 1

Топ-15?мировых биофармацевтических компаний по объему продаж ЛС в 2009?г. с указанием численности персонала и основных показателей их финансовой деятельности за прошлый год (на основе годовых отчетов компаний)
Компания Общая численность персонала, тыс. человек Объем продаж Совокупный доход Чистая прибыль Бюджет R&D
Млн дол. США Прирост (+/-),% Млн дол. США Прирост (+/-),% Млн дол. США Рост (+/-),% Млн дол. США Прирост (+/-),%
«Pfizer» 116,5 45 448 +3 50 009 +4 8635 +7 7845 -1
«sanofi-aventis» 105,0 40 871 +11/+62 40 871 +11/+62 11 814 +121/+182 6392 -51/02
«Novartis» 99,8 38 455 +8 44 267 +7 8454 +4 7469 +3
«GlaxoSmithKline» 99,9 36 746 -31/+153 44 422 -21/+163 8877 +21/+203 6181 -61/+1133
«Roche» 81,5 (55,0 — на биотехнологическом производстве) 36 017 +8 45 304 3 7528 -25 2800 +13
«AstraZeneca» 63,0 31 905 +4 32 804 +4 7544 +23 4409 -15
«Merck&Co.» 95,0 26 929 +4 9121 +11 12 899 +65 5845 +22
«Johnson&Johnson» 115,5 22 520 -8 61 897 -3 12 266 -5 4591 -10
«Eli Lilly&Co.» 39,4 20 629 +5 21 836 +7 4329 -5 4327 +13
«Bristol-Myers Squibb» 28,4 18 808 +6 18 808 +6 5602 +17 3647 +4
«Abbott Labs» 83,0 16 486 -1 30 765 +4 5746 +18 2743 +2
«Amgen 17,2 14 351 -2 14 642 -2 4605 +14 2864 -5
«Takeda» 19,7 14 204 +31/-54 15 803 +31/-54 3210 +371/+274 3195 -291/-354
«Boehringer Ingelheim» 41,5 14 027 +51/+102 17 741 +41/+102 2460 +171/+242 3089 01/+52
«Teva» 35,8 13 814 +32 13 899 +25 2000 +228 802 +2

1 Согласно среднему обменному курсу;
2 на основе представленных данных в местной валюте (евро);
3 на основе представленных данных в местной валюте (британский фунт стерлингов);
4 на основе представленных данных в местной валюте (японская йена).

Совокупный доход представленных компаний в 2009 г. вырос на 5,9% и составил 516?млрд дол. США по сравнению с 488?млрд дол. в 2008?г., в то время как чистая прибыль, несмотря на мировой экономический спад, увеличилась на 27,4% и достигла 107?млрд дол. (для сравнения: в 2008?г. эта цифра составила 84?млрд дол.). Данный показатель намного выше по сравнению с предыдущим годом, когда рост совокупного дохода компаний составлял 2,1%, а прирост чистой прибыли — 1,2%.

«Pfizer» и «Merck&Co.» после поглощений можно назвать совершенно новыми компаниями. Так, 16 октября 2009 г. первая из них закончила поглощение «Wyeth», которая стала для нее третьим мегаприобретением за последнее десятилетие. Несмотря на то что в свой годовой отчет компания включила также и результаты «Wyeth» за последние 10 нед 2009 г., это не помогло ей продемонстрировать высокие показатели прироста объема продаж фармацевтических продуктов. И хотя ежегодный объем продаж 9 препаратов, принадлежащих «Pfizer», составляет более 1 млрд дол., только два из них по сравнению с 2008 г. продемонстрировали прирост, тогда как объем реализации остальных продуктов остался или на прежнем уровне, или сократился в пределах 2–12%. Основной же драйвер роста объема продаж — препарат Lyrica — и вовсе вынужден конкурировать на фармацевтическом рынке США со своими многочисленными генерическими версиями. Однако, забегая вперед, стоит сказать, что в случае с «Pfizer» есть все основания для оптимизма: несмотря на скромный прирост объема продаж в 2009 г., уже по состоянию на I кв. 2010 г. благодаря слиянию с «Wyeth», а также колебанию обменных кусов валют доход «Pfizer» увеличился на 54%. В частности, это стало возможным ввиду того, что продуктовый портфель компании пополнился такими ЛС, как Enbrel (этанерцепт), объем продаж которого в I кв. текущего года составил 802 млн дол., Effexor/Эффексор (венлафаксин) ? 716 млн дол., вакцина Prevnar ? 520 млн дол., Zosyn (пиперациллин + тазобактам) ? 264 млн дол. и препараты семейства Premarin (продукты, применяющиеся для заместительной гормональной терапии) ? 256 млн дол.

Поглощение компанией «Merck&Co.» за 41 млрд дол. «Schering-Plough», завершившееся 3 ноября 2009 г., в результате привело к формированию качественно нового фармацевтического гиганта. Эксперты считают, что теперь «Merck&Co.» будет конкурировать с «sanofi-aventis» за право занять второе место в рейтинге топ-компаний в 2010 г. Однако при этом они конкурируют между собой в сфере не только ЛС, но и продуктов, использующихся в ветеринарии.

На мировом фармацевтическом рынке компании в 2009?г. были представлены 99?препаратами-блокбастерами, топ-список?которых для 15 участников нашего рейтинга представлен в табл. 2. Объем продаж большинства из этих продуктов в прошлом году составил более 1?млрд дол.; совокупный объем продаж данных средств (которые представлены фармацевтическими продуктами, вакцинами, препаратами-генериками, потребительскими товарами для здоровья, диагностическими продуктами и пр.) в 2009?г. вырос на 7,2% по сравнению с предыдущим годом и составил 235?млрд дол.

Таблица 2

Перечень топ-продуктов компаний Большой Фармы по объему продаж в 2009?г.
Компания Наименование продуктов МНН1 Объем продаж, млн дол. США Прирост (+/-),%
«Pfizer» Lipitor™/Липримар™ аторвастатин 11 434 -8
Lyrica™/Лирика прегабалин 2840 +10
Celebrex™/Целебрекс™ целекоксиб 2383 -4
Norvasc™/Норваск™ амлодипин 1973 -25
Viagra™/Виагра сильденафил 1892 -2
«sanofi-aventis» Lantus™ инсулин гларгин 4295 +19
Lovenox™/Clexane™/Клексан™ эноксапарин 4244 +5
Plavix™ клопидогрел 3658 -5
Taxotere™/Таксотер™ доцетаксел 3036 +2
Aprovel™/Апровель™ ирбесартан 1724 -3
«Novartis» Diovan™ вальзартан 6013 +5
Gleevec™/Гливек™ иматиниб 3944 +7
Zometa™/Зомета™ золедроновая кислота 1469 +6
Femara™/Фемара™ летрозол 1266 +12
Lucentis™/Луцентис ранибизумаб 1232 +39
«Glaxo­Smith­Kline» Seretide™/Advair™/Серетид™ Дискус™ салметерол + флутиказон 7794 +2
Valtrex™ валацикловир 2026 -9
Flovent флутиказон 1214 -3
Relenza™/Реленца™ занамивир 1127 +966
Augmentin™/Аугментин™ SR амоксициллин + клавулановая кислота 1044 -4
«Roche» Avastin™/Авастин бевацизумаб 5747 +19
MabThera™/Rituxan™ ритуксимаб 5622 +2
Herceptin™/Герцептин трастузумаб 4864 +3
Tamiflu™/Тамифлю осельтамивир 2956 +424
Pegasys™/Copegus™ пегинтерферон альфа-2? 1529 +1
«AstraZeneca» Nexium™ эзомепразол 4959 -5
Seroquel™/Сероквель кветиапин 4866 +9
Crestor™/Крестор розувастатин 4502 +25
Symbicort™/Симбикорт Турбухалер будезонид + формотерол 2294 +14
Arimidex™ анастрозол 1921 +3
«Merck&Co.» Singulair™ монтелукаст 4660 +7
Cozaar™/Hyzaar™/Козаар™ лозартан 3561 0
Zetia™/Vytorin™2 эзетимиб/эзетимиб + симвастатин 2435 +7
Januvia™/Янувия ситаглиптин 1922 +38
Gardasil™/Гардасил квадривалентная (тип 6, 11, 16 и 18) человеческая рекомбинантная папилломавирусная вакцина 1118 -20
«Johnson& Johnson» Remicade™/Ремикейд™ инфликсимаб 4304 +15
Procrit™/Exprex™ эпоэтин-? 2245 -9
Levaquin™ левофлоксацин 1550 -3
Risperdal™ Consta™ рисперидон 1425 +9
Concerta™/Концерта™ метилфенидат 1326 +6
«Eli Lilly&Co.» Zyprexa™/Зипрекса™ оланзапин 4916 +5
Cymbalta™/Интрив™ дулоксетин 3075 +14
Humalog™/Хумалог™ Микс инсулин лиспро 1959 +13
Alimta™/Алимта пеметрексед 1706 +48
Cialis™/Сиалис™ тадалафил 1559 +8
«Bristol-Myers Squibb» Plavix™/Плавикс клопидогрел 6146 +10
Abilify™ арипипразол 2592 +20
Reyata™ атазанавир 1401 +9
Avapro™ ирбесартан 1283 -1
Sustiva™ эфавиренз 1277 +11
«Abbott» Humira™/Хумира™ адалимумаб 5488 +21
Kaletra™/Калетра лопинавир + ритонавир 1366 -7
TriCor™/TriLipix™ фенофибрат 1337 0
Niaspan™ ниацин таблетки с пролонгированным высвобождением 855 +9
Lupron™ леупролид 800 +23
«Teva» Copaxone™/Копаксон™-Тева глатирамер 2830 +25
Azilect™ разагилин 243 +39
Негенерические препараты для лечения респираторных заболеваний 898 +15
Женское здоровье 357
Аналогичные биопрепараты 74 +17
«Amgen» Enbrel™ этанерсепт 3493 -3
Neulasta™ пегфилграстим 3355 +1
Aranesp™ дарбепоэтин-? 2652 -15
Epogen™ эпоэтин-? 2569 +5
Neupogen™ филграстим 1288 -4
«Boehringer Ingelheim» Spiriva™/Спирива™ тиотропия бромид 3,353 +10
Flomax™ тамсулозин 1972 +25
Micardis™ телмисартан 1943 +8
Sifrol™/Mirapex™ прамипексол 1117 +1
«Takeda» Actos™ пиоглитазон 4147 +7
Prevacid™ ланзопразол 2351 -13
Blopress™ кандесартан 2393 +4
Lupron™ леупролид 1317 +4

1 Международное непатентованное название препарата;
2 в 2009?г. объем продаж Zetia/Vytorin составил 1,7?млрд дол. До поглощения «Merck&Co.» компании «Schering-Plough» маркетинг продуктов осуществлялся компаниями совместно.

Продажи ЛС, в том числе генерических препаратов и вакцин, среди топ-15?фармкомпаний увеличились в 2009?г. на 6,9% до 399?млрд дол. (по сравнению с 373?млрд дол. в предыдущем году). Объем продаж вакцин компаний «Novartis», «GlaxoSmithKline» и «sanofi-aventis» резко вырос на 40,7%, составив 13,318?млрд дол., по сравнению с 9,467?млрд дол. годом ранее. Продажи брэндированных генерических препаратов у «Novartis» и «sanofi-aventis» возросли на 11% до 8,943?млрд дол. по сравнению с 8,056?млрд дол. в предыдущем году. Объем продаж потребительских товаров для здоровья в 2009?г. увеличился на 3%, составив 34,534?млрд дол.; в сегменте продуктов для диагностики, где доминируют такие компании как «Johnson&Johnson» и «Roche», прирост составил 2,8% и достиг 36,839?млрд дол.

Продажи фармацевтических продуктов в США среди топ-15?фармкомпаний увеличились всего на 3,8%, составив 181?млрд дол. (по сравнению с 175?млрд дол. в предыдущем году), а в Европе — на 4,4% до 99?млрд дол. Объем продаж ЛС в других регионах, включая рынки таких развивающихся стран, как Китай, Бразилия и Индия, увеличился на 14,6%, достигнув 114?млрд дол., по сравнению со 100?млрд дол. в 2008 г. Доля совокупного объема продаж ЛС на фармацевтическом рынке США в 2009?г. сократилась на 45% по сравнению с 47% в 2008?г., а в остальном мире увеличилась с 27% (в 2008?г.) до 30% (в 2009?г.). Доля продаж препаратов на фармрынке ЕС осталась на уровне 25%. Таким образом, развивающиеся рынки продемонстрировали значительный рост по сравнению с жестко регулируемыми развитыми фармацевтическими рынками США и Европы.

В 2009?г. компании «Pfizer», «sanofi-aventis» и «Novartis» сохранили лидирующие позиции по объемам продаж ЛС, которые составили (соответственно) 45,448; 40,871 и 38,455?млрд дол. Британская «GlaxoSmithKline» по объему продаж фармацевтических продуктов поднялась в рейтинге мировых топ-компаний с 6-й?на 4-ю?позицию — объем продаж ЛС в 2009?г. составил 36,746?млрд дол. (для сравнения: в 2008?г. 29,497?млрд дол.). В нынешнем рейтинге «GlaxoSmithKline» смогла обогнать такие компании, как «AstraZeneca» и «Roche». Так, последней из них в прошлом году удалось сгенерировать объе­м продаж в размере 36,017?млрд дол., что переместило ее с 4-го?на 5-е?место, а «AstraZeneca» с объемом продаж, равным 31,905?млрд дол., среди топ-15 фармкомпаний вышла на 6-е?место. Вследствие того, что в 2009?г. были поглощены такие крупные компании, как «Wyeth Pharmaceuticals Inc.» и «Schering-Plough Corp.», в топ-15 благодаря этому впервые попали «Boehringer Ingelheim» и «Takeda».

Среди топ-15?израильская фармацевтическая компания «Teva» и британский гигант «GlaxoSmithKline» в 2009?г. достигли самых высоких темпов прироста объема продаж фармацевтических продуктов. Для «Teva» он составил 32%, а для «GlaxoSmithKline» — 15%. «Teva» в прошлом году впервые сделала большой скачок, поднявшись на 13-ю ступеньку в топ-списке крупнейших мировых фармацевтических компаний. Доход этой израильской брэнд-генерической компании за 2009 г. вырос на 3,3 млрд дол., чему в значительной степени способствовало приобретение ею в 2008 г. четвертой по величине генерической компании «Barr Pharmaceuticals Inc.». При этом «Teva» и в дальнейшем не планирует снижать темпов своего роста. Так, в январе 2010 г. компания объявила о своих стратегических целях, согласно которым в течение следующих пяти лет она удвоит доходы до 31 млрд дол. Сделать это ей позволит выход на европейский и международный генерические фармацевтические рынки (в том числе благодаря приобретению в декабре 2009 г. контрольного пакета акций японской компании «Taisho Pharmaceutical Co. Ltd.», а в марте 2010 г. — немецкой генерической компании ratiopharm), разработка брэндированных специализированных продуктов и реализация аналогичных биопрепаратов, считают эксперты. В случае же с «GlaxoSmithKline» такой прирост в основном был достигнут за счет увеличения объемов продаж продуктов для лечения и профилактики гриппа, когда разразилась его пандемия, в том числе противогриппозной пандемической вакцины (H1N1) и противовирусного препарата Relenza/Реленца (занамивир). Увеличение объема продаж фармацевтических продуктов компании «Pfizer» в 2009?г. ограничилось 3% до 45,448?млрд дол. по сравнению с 44,174?млрд дол. в 2008 г. Эксперты связывают это с сокращением объемов продаж таких основных для компании ЛС, как Lipitor/Липитор/Липримар (аторвастатин), Norvasc/Норваск (амлодипин), который утратил патентную защиту в 2007?г., Camptosar/Кампто (иринотекан), Chantix/Champix/Чемпикс (варениклин), Zyrtec/Зиртек (цетиризин), Celebrex/Целебрекс (целекоксиб), Detrol/Detrol LA (толтеродин), Aricept (донепезил) и Viagra/Виагра (сильденафил). Объе­м продаж препарата Lipitor, являющегося лидером на фармацевтическом рынке, уменьшился на 8% до 11,434?млн дол. по сравнению с предыдущим годом, когда этот показатель составлял 2,2%, или 12,401?млн дол. Объе­м продаж Norvasc сократился на 25% и в 2009?г. составлял 1,973?млн дол. по сравнению с 2008?г. (2,244?млн дол.). Объе­мы продаж фармацевтических продуктов компаний «Abbott», «Amgen», «Jhonson&Jhonson» и «Takeda» в течение 2009?г. уменьшились в диапазоне от 1% до 8%.

Чистый доход от продаж представленных в топ-15 фармкомпаний в 2009?г. составил 235?млрд дол. за счет реализации 99?препаратов-блокбастеров; прирост чистого дохода от продаж таким образом был на уровне 7,2%. Lipitor продолжает сохранять позицию препарата № 1?с объемом продаж 11,434?млрд дол. Противоастматический препарат Seretide/Advair/Серетид (флутиказон + салметерол, «GlaxoSmithKline») занял в 2009?г. 2-е место — его объем продаж составил 7,794?млрд дол.; Plavix/Плавикс (клопидогрел, «Bristol-Myers Squibb Co.») поднялся с 5-го?на 3-е?место — объем его продаж в прошлом году вырос с 5,603?млн дол. до 6,146?млн дол. (+10%); в 2007?г. этот препарат находился на 6-м?месте с объемом продаж 4,755?млн дол. Для сравнения: в 2008?г. на мировом фармрынке было представлено 93?препарата-блокбастера с объемом продаж 219?млрд дол., а в 2007?г. количество таких препаратов составляло 89, и их объе­м продаж был равен 207?млрд дол. В 2009?г. несколько препаратов приобрели статус блокбастера. Это Tamiflu/Тамифлю (озельтамивир, «Roche») с объемом продаж 2,956?млрд дол. (+424%) против 577?млн дол. в 2008?г.; Seloken/Toprol-XL (метопролола сукцинат с пролонгированным высвобождением, «AstraZeneca») — 1,443?млрд дол. (+79%); пандемическая противогриппозная вакцина компании «GlaxoSmithKline» (с объемом продаж 1,406?млрд дол.), Lucentis/Луцентис (ранибизумаб, «Novartis»)*— 1,232?млрд дол. (+39%), Lucentis/Луцентис (ранибизумаб, «Roche»)**— 1,106?млрд дол. (+26%) и Relenza — 1,127?млрд дол. (+966%).

В 2009?г. некоторые продукты утратили статус препарата-блокбастера. Это Losec/Prilosec (омепразол, «AstraZeneca»), объем продаж которого в прошлом году сократился на 10%: с 1055?млн дол. в 2008?г. до 946?млн дол.; Risperdal (рисперидон, «Johnson&Johnson») — на 58% до 899?млн дол.; Duragesic (трансдермальная система с фентанилом в виде пластыря, «Johnson&Johnson») — на 14% до 888?млн дол.; Casodex (бикалутамид, «AstraZeneca») — на 33% до 844?млн дол., Lamictal (ламотригин, «GlaxoSmithKline») — на 54% до 783?млн дол., Depakote (дивальпроат натрия, «Abbott») — 425?млн дол.

Расходы топ-15?фармкомпаний на исследования и разработки (Research and Development — R&D) в 2009?г. в общем увеличились лишь на 4,1% и составили 80,948?млрд дол. по сравнению с 77,757?млрд дол. в 2008?г. В прошлом году некоторые компании также пошли на снижение затрат на R&D. Так, например, расходы компании «Pfizer» на исследовательскую деятельность сократились на 1,2% с 7,945?млрд дол. до 7,845?млрд дол. Расходы «Amgen» снизились на 5,5% с 3,030?млрд дол. до 2,864?млрд дол., а компании «Johnson&Johnson» — на 10% до 4,591?млрд дол. Расходы на R&D «sanofi-aventis», «Novartis» и «Bristol-Myers Squibb» в течение 2009?г. оставались практически неизменными. Британская компания «GlaxoSmithKline» активизировала свою R&D-деятельность, что демонстрирует увеличение расходов по данному пункту на 113% до 6,181?млрд дол., — в настоящее время ею реализуется около 150?клинических проектов во всем мире. «GlaxoSmithKline» осуществляет деятельность в области разработки новых вакцин, и ее продуктовый портфель на сегодня включает более чем 30?таких продуктов, одобренных к маркетингу; компания привлекла к работе над новыми вакцинами более 1600?ученых.

Что касается прогнозов на весь 2010?г., то они выглядят вполне оптимистичными. Так, судя по итогам I кв. текущего года, многие компании объявили о более высоких темпах прироста объе­мов продаж и прибыли. Чистый доход от продаж топ-5?компаний («Pfizer», «sanofi-aventis», «Novartis», «GlaxoSmithKline» и «AstraZeneca») увеличился на 23,7%, а чистая прибыль выросла на 19% и составила 12,946?млрд дол., несмотря на снижение чистой прибыли у «Pfizer» на более чем 25%. Слияния и поглощения, а также заключение партнерств между фармкомпаниями позитивным образом влияют на их работу, а выход на фармрынки развивающихся стран будет способствовать росту производства на протяжении текущего года.

Валерий Юдин
по материалам www.contractpharma.com;
pharmexcil.org; www.pharmabiz.com; media.pfizer.com

Иллюстрация:
© Mirjanabanjac/Dreamstime/Dreamstock

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті