Время собирать камни! Аптечные продажи в Украине: итоги I кв. 2007 г. Часть I

Неустанно можно говорить о развитии отечественного фармрынка, бесконечно — о достижениях и победах его операторов. Однако любое слово всегда лучше подкреплять фактами. Иначе история станет легендой. Так, мы уже успели открыть новую страницу повествования об отечественном фармацевтическом рынке и вплотную подобрались к его завязке — итогам I кв. 2007 г. Тем не менее, чтобы не лишить нашего читателя азарта истинного полководца — эти первые промежуточные итоги мы будем подводить в 2 этапа. Текущая публикация посвящена обзору динамики розничного фармрынка и тем, кто ее сформировал. Более детально с изменениями структуры рынка аптечных продаж лекарственных средств (ЛС) вы сможете ознакомиться в следующем номере «Еженедельника АПТЕКА». При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Итак, по итогам I кв. 2007 г. объем розничного фармрынка достиг отметки 2,8 млрд грн. и  471,4 млн упаковок, увеличившись относительно I кв. 2006 г. на  17,1% в денежном и сократившись на 4,4% в натуральном выражении (табл. 1).

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в I кв. 2005–2007 гг. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с I кв. предыдущего года

I кв., год Млн грн. Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2005 1375,7 88,0 256,1 69,7
2006 2069,4 86,6 50,4 335,5 68,0 31,0
2007 2365,3 84,5 14,3 307,7 65,3 -8,3
ИМН
2005 117,2 7,5 101,1 27,5
2006 191,9 8,0 63,7 140,2 28,4 38,6
2007 222,6 8,0 16,0 142,8 30,3 1,9
Косметика
2005 35,7 2,3 4,5 1,2
2006 73,6 3,1 105,9 8,9 1,8 96,2
2007 133,1 4,8 80,8 12,2 2,6 37,9
БАД
2005 34,4 2,2 5,4 1,5
2006 54,9 2,3 59,7 8,5 1,7 56,7
2007 76,7 2,7 39,8 8,6 1,8 1,5
Всего
2005 1563,0 367,2
2006 2389,7 52,9 493,1 34,3
2007 2797,7 17,1 471,4 -4,4

В марте 2007 г. объем продаж товаров «аптечной корзины» составил 1,0 млрд грн. за 170,9 млн упаковок, увеличившись на 16,0% в денежном выражении и сократившись на 4,5% в натуральном относительно аналогичного периода 2006 г.

Следует отметить, что уменьшение объемов рынка аптечных продаж в натуральном выражении отмечается с середины прошлого года. Однако происходит это в основном за счет уменьшения объемов реализации ЛС. Изменяется ценовая и фармакотерапевтическая структура этой категории товаров, потребители все больше и  больше склонны выбирать дорогостоящие препараты в современных формах выпуска. И это вполне естественно, когда для достижения одинакового терапевтического эффекта вместо 5 таблеток можно принимать 1.


В истории отечественного фармрынка достигнут новый рекордный показатель месячного объема аптечных продаж — в марте 2007 г. он несколько превысил 1 млрд грн.!


Такие тенденции наложили свой отпечаток и  на динамику объемов продаж ЛС в начале 2007 г. По итогам I кв. 2007 г. объем реализации ЛС составил 2,4 млрд грн. в денежном и 307,7 млн упаковок в натуральном выражении, увеличившись относительно аналогичного периода прошлого года на 14,3% и сократившись на 8,3% соответственно.

В марте 2007 г. аптечными учреждениями было реализовано ЛС на сумму 863,5 млн грн. за 110,1 млн упаковок (рис. 1, 2). Объем реализации ЛС увеличился относительно марта 2006 г. на 13,0% в денежном выражении и уменьшился на 9,2% в натуральном.

Динамика объема                                     аптечных продаж ЛС в денежном выражении в                                     январе–марте 2005–2007 гг. с указанием процента                                     прироста по сравнению с аналогичным периодом                                     предыдущего года

Рис. 1. Динамика объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–марте 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Динамика объема                                     аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в                                     январе–марте 2005–2007 гг. с указанием процента                                     прироста/убыли по сравнению с аналогичным                                     периодом предыдущего года

Рис. 2. Динамика объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–марте 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Доля ЛС в общем объеме аптечных продаж в I кв. 2007 г. уменьшилась как в денежном, так и в натуральном выражении на 2,1 и 2,8% соответственно относительно аналогичного периода 2006 г., составив 84,5% в денежном и 65,3% в натуральном выражении.

Объемы продаж сопутствующих категорий товаров «аптечной корзины» в это же время существенно увеличились. Наиболее активное развитие в I кв. 2007 г. продемонстрировала косметика. Объем розничной реализации таковой увеличился относительно аналогичного периода предыдущего года на 80,8% в денежном и 37,9% в натуральном выражении, значительно превысив показатели прироста в целом по рынку. Так, в I кв. 2007 г. аптечными учреждениями было реализовано 12,2 млн упаковок косметики на сумму 133,1 млн грн. При этом только в марте 2007 г. объем розничной реализации этой категории товаров «аптечной корзины» составил 49,7 млн грн. в денежном выражении и 4,4 млн упаковок в натуральном.

Кроме этого, значительно по сравнению с рынком увеличились объемы аптечных продаж биологически активных добавок (БАД): в  денежном выражении — на 39,8%, а натуральном — на 1,5%.

Объемы розничной реализации изделий медицинского назначения (ИМН) в I кв. 2007 г. также увеличилась и в денежном, и в натуральном выражении (на 16,0 и 1,9% соответственно).

В результате таких изменений в общем объеме розничного фармрынка в денежном и натуральном выражении было отмечено увеличение доли косметики и БАД. Доля ИМН также увеличилась, но только в натуральном выражении.

Превалирование темпов прироста объемов продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении над таковыми в  натуральном в очередной раз свидетельствует о повышении средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС, ИМН, косметики и БАД. Причем средневзвешенная стоимость 1 упаковки всех категорий товаров «аптечной корзины» повышалась планомерно на протяжении I кв. 2007 г. (рис. 3). По итогам исследуемого периода максимальный прирост этого показателя зафиксирован для БАД — на 37,7% до 8,9 грн. Максимальная средневзвешенная стоимость 1 упаковки традиционно закреплена за косметикой. В I кв. 2007 г. она составила 10,9 грн., что на треть больше, чем годом ранее. Следует отметить немалое повышение этого показателя у ЛС — на 24,6%. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки этих товаров «аптечной корзины» увеличилась с 6,2 грн. в I кв. 2006 г. до 7,7 грн. в I кв. 2007 г.

Средневзвешенная                                     стоимость 1 упаковки некоторых составляющих                                     «аптечной корзины» по итогам I кв. 2005–2007  гг. с                                     указанием процента прироста по сравнению с                                     аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 3. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» по итогам I кв. 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В разрезе фармакотерапевтической структуры розничного рынка ЛС по итогам I кв. 2007 г. отмечены некоторые изменения. Так, в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении среди групп АТС-классификации первого уровня по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. уменьшился удельный вес группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» (на 1,6%), С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» (на 0,7%) и N «Средства, действующие на нервную систему» (на 0,2%, рис. 4). В этот же период объем розничной реализации препаратов группы R «Средства, действующие на респираторную систему» увеличился на 30,2% относительно I кв. 2006 г. А доля этой группы в общем объеме продаж в исследуемый период увеличилась с 12,3% в I кв. 2006 г. до 14,0%. Кроме этого, несколько увеличился и удельный вес групп ЛС, объединенных в категорию «Прочие», что указывает на высокие темпы развития некоторых из них (на 0,3%). Так, по итогам I кв. 2007 г. не просто значительный, а максимальный прирост объемов продаж среди всех групп АТС-классификации первого уровня был зафиксирован по группе L «Антинеопластические и иммуномодулирующие средства» — 70,0%.

ФОТО

Рис. 4. Удельный вес топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2005–2007 гг.

В разрезе групп АТС-классификации третьего уровня в I кв. 2007 г. максимальные объемы продаж в денежном выражении отмечены, как и в 2005, и 2006 гг., по группе N02B «Прочие анальгетики и антипиретики» (табл. 2). Причем в конце зимы — начале весны традиционно произошло немалое повышение спроса на такие ЛС. Следует отметить, что прирост объемов аптечных продаж в денежном выражении препаратов группы R05C «Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства» по сравнению с I кв. 2006 г. в разрезе топ-10 крупнейших групп по этому показателю был максимальным (61,4%) и значительно превысил таковой в целом по рынку. В общем, доля топ-10 групп АТС классификации третьего уровня в I кв. 2007 г. увеличилась на 0,9% относительно аналогичного периода 2006 г. и составила 31,0% общего объема продаж ЛС в  денежном выражении.

Таблица 2

Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в  денежном выражении в  I кв. 2005–2007 гг. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с  в  I кв. предыдущего года

№ п/п АТС-код Наименование АТС-группы Млн грн.
2005 г. 2006 г. D, % 2007 г. D, %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 82,9 105,5 27,4 130,0 23,2
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства 49,0 77,9 59,0 93,6 20,2
3 R05C Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства 38,0 48,5 27,9 78,3 61,4
4 C01E Прочие кардиологические препараты 39,7 63,8 60,6 66,4 4,2
5 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 39,1 56,8 45,4 64,8 14,0
6 R02A Препараты, применяемые при заболеваниях горла 32,3 47,8 48,0 64,5 35,0
7 A16A Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и  метаболические процесы 36,5 56,1 53,8 62,8 11,9
8 A11A Поливитамины с добавками 41,5 64,4 55,3 61,4 -4,8
9 N06B Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (ADHD), и  ноотропные средства 29,9 54,3 81,9 57,0 5,0
10 R01A Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа 32,7 47,8 46,3 53,4 11,6
Прочие 954,1 1446,5 51,6 1633,1 12,9
Всего 1375,7 2069,4 50,4 2365,3 14,3

1-е место по объемам аптечных продаж ЛС в  денежном выражении как в мартовском рейтинге, так и за весь I кв. 2007 г. занял ЭССЕНЦИАЛЕ (табл. 3, 4). Напомним, что в феврале 2007 г. лидером по этому показателю был ЛАЗОЛВАН. Однако уже в топ-листах за март и I кв. 2007 г. он переместился на 2-ю позицию.

Таблица 3

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в  денежном выражении в марте 2007 г. с  указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006 г.

Брэнд-нэйм № п/п, год
2007 2006
ЭССЕНЦИАЛЕ 1 1
ЛАЗОЛВАН 2 14
ЦЕФТРИАКСОН 3 4
АКТОВЕГИН 4 3
МИЛДРОНАТ 5 6
ВИТРУМ 6 5
ПРЕДУКТАЛ 7 8
ФЕЗАМ 8 2
ПРОСТАМОЛ УНО 9 26
МЕЗИМ 10 7
НАТРИЯ ХЛОРИД 11 10
НО-ШПА 12 9
ЭНАП 13 12
КОЛДРЕКС 14 11
ФЕРВЕКС 15 13
АРБИДОЛ 16 79
ЛИНЕКС 17 32
КЕТАНОВ 18 17
ГЕПАБЕНЕ 19 21
ЦЕРЕБРОЛИЗИН 20 29
АМИЗОН 21 47
АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА 22 18
НИМЕСИЛ 23 48
ДИКЛОБЕРЛ 24 24
АУГМЕНТИН 25 74
ТИОТРИАЗОЛИН 26 41
АЦЦ 27 60
АНАФЕРОН 28 85
ТРАУМЕЛЬ С 29 31
МОВАЛИС 30 42

Таблица 4

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в I кв. 2007 г. с  указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006 г.

Брэнд-нэйм № п/п, год
2007 2006
ЭССЕНЦИАЛЕ 1 1
ЛАЗОЛВАН 2 15
ЦЕФТРИАКСОН 3 4
АКТОВЕГИН 4 3
МИЛДРОНАТ 5 5
ПРЕДУКТАЛ 6 8
ВИТРУМ 7 6
МЕЗИМ 8 7
ФЕЗАМ 9 2
КОЛДРЕКС 10 11
ФЕРВЕКС 11 13
НО-ШПА 12 9
НАТРИЯ ХЛОРИД 13 10
АРБИДОЛ 14 112
ЭНАП 15 12
ПРОСТАМОЛ УНО 16 22
ГЕПАБЕНЕ 17 19
КЕТАНОВ 18 14
АМИЗОН 19 72
ЛИНЕКС 20 31
АНАФЕРОН 21 95
АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА 22 20
АУГМЕНТИН 23 82
АЦЦ 24 55
ЦЕРЕБРОЛИЗИН 25 32
НИМЕСИЛ 26 57
ДИКЛОБЕРЛ 27 24
ТЕРАФЛЮ 28 118
ФЕСТАЛ 29 16
ТИОТРИАЗОЛИН 30 43
ТРАУМЕЛЬ С 31 29
ФАРМАЦИТРОН 32 58
СТРЕПСИЛС 33 27
ВИАГРА 34 28
МИЛИСТАН 35 114
ИНГАЛИПТ 36 67
ЭНТЕРОСГЕЛЬ 37 36
КАПТОПРЕС 38 17
ХИЛАК 39 77
КСЕНИКАЛ 40 25
МОВАЛИС 41 40
ТЕРАФЛЕКС 42 26
УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ 43 97
ЦЕФАЗОЛИН 44 18
КАНЕФРОН 45 76
КАЛЬЦЕМИН 46 21
АМБРОКСОЛ 47 39
ГЕРБИОН 48 86
ФЛУКОНАЗОЛ 49 34
ПРОТЕФЛАЗИД 50 75

Совершенно иная картина наблюдалась в  рейтинге брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в натуральном выражении. Наиболее продаваемыми в этот период стали относительно недорогие препараты. Рейтинг брэндов ЛС по объемам реализации в натуральном выражении за I кв. 2007 г. возглавил ЦИТРАМОН (табл. 5). 2-е и 3-е места по этому показателю заняли УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ и АНАЛЬГИН. Причем состав первой пятерки брэндов ЛС в этом рейтинге не изменился по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. Следует отметить, что неплохие позиции в представленном топ-листе заняли препараты, условно отнесенные к группе cough&cold. Например, с 36-го места в I кв. 2006 г. на 20-е в исследуемый период поднялся ФЛЮКОЛД, а с 55-го на 22-е — АМИЗОН.

Таблица 5

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в натуральном выражении в I кв. 2007 г. с  указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006 г.

Брэнд-нэйм № п/п, год
2007 2006
ЦИТРАМОН 1 1
УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ 2 2
АНАЛЬГИН 3 3
АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА 4 4
ВАЛИДОЛ 5 5
НАТРИЯ ХЛОРИД 6 8
АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ КИСЛОТА 7 7
КОРВАЛОЛ 8 6
НАФТИЗИН 9 9
ВАЛЕРИАНЫ ЭКСТРАКТ 10 10
ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА 11 14
ПАРАЦЕТАМОЛ 12 13
МЕЗИМ 13 17
ГЕМАТОГЕН 14 24
СИГАН 15 15
СЕНАДЕКСИН 16 12
ВИТАМИН C 17 30
РАНИТИДИН 18 11
ФАРМАЗОЛИН 19 16
ФЛЮКОЛД 20 36
СЕПТЕФРИЛ 21 18
АМИЗОН 22 55
ЙОД 23 19
МУКАЛТИН 24 39
ЦЕФТРИАКСОН 25 32
КОЛДФЛЮ 26 22
ДИАЗОЛИН 27 23
КАЛЬЦИЯ ГЛЮКОНАТ 28 20
ТЕМПАЛГИН 29 26
АМПИЦИЛЛИН 30 21

Лидером рейтингов маркетирующих организаций по объемам аптечных продаж ЛС как в I кв. 2007 г., так и в марте 2007 г. стала компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 6, 7). Высокие и стабильные позиции в обоих рейтингах занимают украинские производители — «Фармацевтическая фирма «Дарница» и корпорация «Артериум». В целом же по сравнению с аналогичными периодами 2006 г. составы обоих рейтингов остаются достаточно стабильными и отличаются всего несколькими участниками. При этом общее количество маркетирующих организаций на рынке ЛС постепенно увеличивается, а доля лидеров — уменьшается.

Таблица 6

Топ-лист маркетирующих организаций по  объему аптечных продаж ЛС в  денежном выражении в марте 2007 г. с  указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2005–2006 гг.

Маркетирующая организация № п/п, год
2007 2006 2005
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 1 1 2
sanofi-aventis (Франция) 2 2 1
Дарница (Украина) 3 3 3
Артериум Корпорация (Украина) 4 4 4
GlaxoSmithKline (Великобритания) 5 8 8
KRKA (Словения) 6 5 5
Фармак (Украина) 7 7 7
Sandoz (Швейцария) 8 10 10
Борщаговский ХФЗ (Украина) 9 6 6
Servier (Франция) 10 15 20
Heel (Германия) 11 14 12
Здоровье (Украина) 12 9 9
Gedeon Richter (Венгрия) 13 11 11
Boehringer Ingelheim (Германия) 14 18 14
Nycomed (Норвегия) 15 17 22
ratiopharm (Германия) 16 16 18
Actavis Group (Исландия) 17 12 23
Sagmel (США) 18 13 13
Ranbaxy (Индия) 19 19 16
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 20 25 28
Pfizer Inc. (США) 21 21 21
Bittner (Австрия) 22 20 15
Bayer Schering Pharma (Германия)* 23 26 26
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 24 30 34
Genom Biotech (Индия) 25 22 17
Киевский витаминный завод (Украина) 26 24 24
BMS (США) 27 27 19
Натурпродукт-Вега (Украина) 28 23 25
Mili Healthcare (Великобритания) 29 38 47
Bionorica (Германия) 30 35 41

Таблица 7

Топ-лист маркетирующих организаций по  объему аптечных продаж ЛС в  денежном выражении в I кв. 2007 г. с  указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2005–2006 гг.

Маркетирующая организация № п/п, год
2007 2006 2005
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 1 2 2
sanofi-aventis (Франция) 2 1 1
Дарница (Украина) 3 3 4
Артериум Корпорация (Украина) 4 4 3
GlaxoSmithKline (Великобритания) 5 8 8
KRKA (Словения) 6 5 5
Фармак (Украина) 7 7 7
Sandoz (Швейцария) 8 10 10
Борщаговский ХФЗ (Украина) 9 6 6
Servier (Франция) 10 15 20
Heel (Германия) 11 13 12
Здоровье (Украина) 12 9 9
Gedeon Richter (Венгрия) 13 11 11
Boehringer Ingelheim (Германия) 14 16 14
ratiopharm (Германия) 15 17 19
Actavis Group (Исландия) 16 12 23
Nycomed (Норвегия) 17 18 22
Sagmel (США) 18 14 13
Ranbaxy (Индия) 19 19 17
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 20 25 24
Pfizer Inc. (США) 21 21 21
Bittner (Австрия) 22 20 16
BMS (США) 23 27 18
Bayer Schering Pharma (Германия)* 24 26 26
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 25 29 36
Genom Biotech (Индия) 26 22 15
Натурпродукт-Вега (Украина) 27 23 27
Киевский витаминный завод (Украина) 28 24 25
Bionorica (Германия) 29 36 43
Zentiva (Чешская Республика) 30 40 37
Novartis Consumer Health (Швейцария) 31 46 41
Egis (Венгрия) 32 28 28
Mili Healthcare (Великобритания) 33 41 50
Материа Медика (Россия) 34 38 61
Unipharm (США) 35 30 35
Dr. Reddy’s (Индия) 36 42 42
Grindeks (Латвия) 37 34 30
Bayer Consumer Care (Швейцария)* 38 37 44
Astellas Pharma Europe (Нидерланды) 39 45 40
Pliva (Хорватия) 40 35 29
Teva (Израиль) 41 31 33
Schering-Plough Corp. (США) 42 50 52
Концерн Стирол (Украина) 43 39 32
Сперко Украина (Украина) 44 44 39
Sopharma (Болгария) 45 32 31
Pharmascience (Канада) 46 49 57
Биофарма (Украина) 47 33 38
Натурфарм (Украина) 48 58 55
Janssen-Cilag (Бельгия-Швейцария) 49 43 48
ИнтерХим (Украина) 50 63 79

*С 01.04.2007 г. в результате интеграции компаний «Bayer» и «Schering» образована группа «Bayer Health Care» (Германия), которая на отечественном фармрынке представлена 2 маркетирующими организациями: «Bayer Consumer Care» и «Bayer Schering Pharma».

Так, удельный вес топ-50 маркетирующих организаций в  I кв. 2007 г. составил 71,5% общего объема аптечных продаж ЛС, что на 0,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. (рис. 5). При этом такие изменения сопровождались увеличением доли маркетирующих организаций, которые в рейтинге по объемам аптечных продаж ЛС заняли места ниже 10-го. В I кв. 2007 г. их удельный вес увеличился на 0,9% по  сравнению с I кв. 2006 г.

Распределение                                     удельного веса маркетирующих организаций по                                     позициям в  рейтинге по  объемам аптечных                                     продаж ЛС в денежном выражении за  I  кв.                                     2005–2007  гг.

Рис. 5. Распределение удельного веса маркетирующих организаций по позициям в  рейтинге по  объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении за I кв. 2005–2007 гг.

Итак, розничный фармацевтический рынок продолжает активно расти и развиваться. Все больший вес на нем приобретают сопутствующие категории товаров «аптечной корзины». Увеличиваются объемы продаж более дорогостоящей продукции. Объемы рынка ЛС увеличиваются в денежном и уменьшаются в натуральном выражении, что сопровождается изменениями его фармакотерапевтической структуры. Очевидно, что эти и еще несколько других тенденций сохранятся до конца текущего года. Какие же еще? Читайте в  следующем номере! n

Напомним, что при проведении исследования использовались данные об объемах аптечных продаж в  ценах конечного потребителя. Подробнее о методологии отображения сведений о розничном фармрынке Украины читайте в «Еженедельнике АПТЕКА» № 13 (584) от 2 апреля 2007 г. По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: (044) 569-44-70 или e-mail: sergey@morion.kiev.ua

Оксана Сергиенко

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті