Время разбрасывать камни! Аптечные продажи в Украине: итоги I кв. 2007 г. Часть II

В предыдущем номере «Еженедельника АПТЕКА» началось повествование о развитии отечественного фармрынка в I кв. 2007 г. Мы рассмотрели динамику розничного рынка, фармакотерапевтическую структуру объема аптечных продаж и узнали, кто задавал темпы его развития. Давайте вернемся к этой теме и детальнее проанализируем структуру рынка аптечных продаж в I кв. 2007 г. При подготовке публикации использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Напомним, что по итогам I кв. 2007 г. объем розничного фармрынка составил 2,8 млрд грн. и  471,4 млн упаковок, увеличившись относительно аналогичного периода 2006 г. на 17,1% в денежном и сократившись на 4,4% в натуральном выражении. В  марте 2007 г. объем рынка аптечных продаж достиг отметки 1,0 млрд грн. за 170,9 млн упаковок, увеличившись на 16,0% в денежном выражении и сократившись на 4,5% в натуральном относительно аналогичного периода 2006 г.

Бесспорно, за право быть лучшими на фармрынке необходимо бороться. Так, между отечественными и зарубежными производителями регулярно происходит перераспределение сфер влияния. По итогам I кв. 2007 г. в общем объеме розничного фармрынка в денежном выражении и во всех категориях товаров «аптечной корзины» увеличилась доля зарубежных производителей по сравнению с I кв. 2006 г. (табл. 1, 2). При этом следует отметить, что объемы продаж товаров зарубежного производства в натуральном выражении увеличились, а убыль таковых в целом по рынку обусловлена уменьшением объемов реализации таких категорий товаров отечественного производства, как ЛС, объем реализации которых в натуральном выражении уменьшился на 13,6%, и  ИМН (на 11,1%).

Таблица 1

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в I кв. 2005–2007 гг. с  указанием процента прироста по сравнению с  аналогичным периодом предыдущего года

I кв., год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес категории, % D, % Млн грн. Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2005 992,6 72,2 383,0 27,8
2006 1503,7 72,7 51,5 565,6 27,3 47,7
2007 1773,7 75,0 18,0 591,6 25,0 4,6
ИМН
2005 74,6 63,7 42,6 36,3
2006 130,2 67,8 74,5 61,7 32,2 44,8
2007 160,6 72,1 23,4 62,0 27,9 0,5
Косметика
2005 25,7 72,0 10,0 28,0
2006 51,9 70,6 101,8 21,7 29,4 116,4
2007 95,9 72,1 84,8 37,1 27,9 71,4
БАД
2005 18,0 52,3 16,4 47,7
2006 27,8 50,7 54,7 27,1 49,3 65,1
2007 43,3 56,4 55,7 33,4 43,6 23,5
Всего
2005 1110,9 71,1 452,1 28,9
2006 1713,6 71,7 54,2 676,1 28,3 49,6
2007 2073,5 74,1 21,0 724,2 25,9 7,1

Таблица 2

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в I кв. 2005–2007 гг. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

I кв., год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2005 75,4 29,5 180,6 70,5
2006 108,8 32,4 44,2 226,7 67,6 25,5
2007 111,9 36,4 2,8 195,8 63,6 -13,6
ИМН
2005 45,6 45,1 55,5 54,9
2006 70,6 50,3 54,7 69,6 49,7 25,4
2007 80,9 56,7 14,7 61,9 43,3 -11,1
Косметика
2005 1,9 42,9 2,6 57,1
2006 3,8 42,5 94,3 5,1 57,5 97,7
2007 5,6 45,6 47,8 6,7 54,4 30,5
БАД
2005 1,4 26,4 4,0 73,6
2006 2,1 25,1 49,0 6,4 74,9 59,5
2007 2,1 23,9 -3,1 6,6 76,1 3,0
Всего
2005 124,4 33,9 242,7 66,1
2006 185,3 37,6 48,9 307,8 62,4 26,8
2007 200,4 42,5 8,2 270,9 57,5 -12,0

В результате, в общем объеме рынка аптечных продаж в денежном выражении по всем категориям товаров было зафиксировано увеличение доли зарубежных производителей. В  общем объеме аптечных продаж косметики и БАД в натуральном выражении увеличилась доля отечественных производителей. Лидером по темпам прироста объемов продаж в исследуемый период стал сегмент косметики. Причем в  I кв. 2007 г. аптечными учреждениями было реализовано на 1,1 млн упаковок больше косметики отечественного производства, чем зарубежного, а БАД — на  4,5 млн упаковок.

Неудивительно, что с развитием фармрынка изменяются подходы компаний-производителей к формированию своего продуктового портфеля. Вместе с этим изменяется и ценовая структура рынка. Так, в I кв. 2007 г. объем продаж низкостоимостных препаратов уменьшился в денежном и натуральном выражении — на 5,1 и 14,7% соответственно (табл. 3). Доля этой ценовой ниши сократилась в общем объеме аптечных продаж как в денежном, так и натуральном выражении. Наибольший прирост объемов продаж ЛС зафиксирован по препаратам высокостоимостной ниши: 24,3% в  денежном выражении и 17,4% в натуральном. Ее удельный вес увеличился до 41,5% общего объема продаж ЛС в денежном и 6,7% в натуральном выражении. Тем не менее, лидерами рынка в  общем объеме реализации ЛС в денежном выражении остаются среднестоимостные препараты, объем продаж которых в исследуемый период увеличился. Отметим, что прирост объемов продаж среднестоимостных препаратов в натуральном выражении был обусловлен увеличением объемов реализации таких ЛС только в феврале 2007 г. (на  11,9%). В  январе и марте 2007 г. аптечные продажи среднестоимостных препаратов в натуральном выражении были меньше на  4,1 и  0,9% по сравнению с аналогичными периодами 2006 г.

Таблица 3

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в I кв. 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

I кв., год Млн грн. Удельный вес ниши, % D, % Млн упаковок Удельный вес ниши, % D, %
Низкостоимостная
2005 246,7 17,9 182,4 71,2
2006 324,8 15,7 31,7 223,1 66,5 22,3
2007 308,1 13,0 -5,1 190,2 61,8 -14,7
Среднестоимостная
2005 635,6 46,2 63,4 24,7
2006 954,6 46,1 50,2 94,9 28,3 49,8
2007 1075,0 45,4 12,6 96,9 31,5 2,1
Высокостоимостная
2005 493,4 35,9 10,3 4,0
2006 790,0 38,2 60,1 17,5 5,2 70,1
2007 982,2 41,5 24,3 20,6 6,7 17,4
Всего
2005 1375,7 256,1
2006 2069,4 50,4 335,5 31,0
2007 2365,3 14,3 307,7 -8,3

Такая динамика ценовой структуры рынка привела к изменениям средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в разрезе различных ценовых ниш. Повышение этого показателя в  I кв. 2007 г. относительно аналогичного периода 2006 г. было зафиксировано по всем ценовым нишам (рис. 1). Максимально — по низкостоимостной (на 11,3%), в результате чего средневзвешенная стоимость 1 упаковки таких препаратов составила 1,6 грн. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС среднестоимостной и высокостоимостной ценовых ниш увеличилась на 10,3 и 5,9%, составив 11,1 и 47,7 грн. соответственно. Такие изменения ценовой структуры розничного фармрынка в  I кв. 2007 г. свидетельствуют о плодотворной работе его операторов, направленной на стимулирование спроса на более дорогие препараты.

Средневзвешенная                                     стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш по                                     итогам I кв. 2005–2007 гг. с указанием процента                                     прироста/убыли по сравнению с I кв. предыдущего                                     года

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш по итогам I кв. 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с I кв. предыдущего года

Отметим, что в I кв. 2007 г. объем продаж низкостоимостных препаратов зарубежного и  отечественного производства уменьшился в  денежном выражении на 1,8 и 5,9% по сравнению с  аналогичным периодом 2006 г., а в  натуральном — на 2,6 и 2,4% соответственно. Кроме того, в этот период объем продаж украинских среднестоимостных и высокостоимостных препаратов увеличился соответственно на 7,9 и 41,0% в денежном выражении. В натуральном выражении объем реализации среднестоимостных препаратов отечественного производства уменьшился на 1,6%, а высокостоимостных — увеличился на 39,6%. Объемы продаж средне- и высокостоимостных ЛС зарубежного производства увеличились как в денежном, так и в натуральном выражении. Однако лидерами по темпам прироста объемов продаж высокостоимостных препаратов стали отечественные производители.

По итогам I кв. 2007 г. заслуживает внимания увеличение удельного веса среднестоимостных препаратов в общем объеме продаж ЛС отечественного производства. Доля препаратов этой ценовой ниши составила 45,3% общего объема продаж отечественных ЛС в денежном выражении и 16,6% — натуральном, увеличившись по сравнению с  аналогичным периодом 2006 г. на 1,4 и 2,0% соответственно (рис. 2, 3). Удельный вес низкостоимостных препаратов в денежном выражении уменьшился с 46,6% в I кв. 2006 г. до 41,9% в исследуемый период, а в натуральном — с 84,8 до 82,5%. Следует отметить, что доля высокостоимостных препаратов отечественного производства увеличилась в денежном выражении на 3,3% по сравнению с I кв. 2006 г. и составила 12,7%. А в натуральном — этот показатель приблизился к отметке 1%.

Удельный вес ценовых                                     ниш в общем объеме аптечных продаж зарубежных и                                     отечественных ЛС в денежном выражении в I кв.                                     2005–2007 гг.

Рис. 2. Удельный вес ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж зарубежных и отечественных ЛС в денежном выражении в I кв. 2005–2007 гг.

Удельный вес ценовых                                     ниш в общем объеме аптечных продаж зарубежных и                                     отечественных ЛС в натуральном выражении в                                     I  кв. 2005–2007 гг.

Рис. 3. Удельный вес ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж зарубежных и отечественных ЛС в натуральном выражении в I кв. 2005–2007 гг.

Анализ средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС зарубежного и отечественного производства в разрезе ценовых ниш в I кв. 2007 г. свидетельствует, что наибольшее повышение этого показателя по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. было зафиксировано относительно ЛС низкостоимостной ниши отечественного производства — на 12,1% (табл. 4). Тем не менее, средневзвешенная стоимость 1 упаковки низкостоимостных ЛС зарубежного производства была выше таковой отечественного на 0,6 грн., среднестоимостной — на  4,3 грн., а высокостоимостной — на 4,4 грн. Причем в исследуемый период показатель прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки высокостоимостных ЛС зарубежного производства оказался несколько выше, чем в целом по рынку.

Таблица 4

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС отечественного и зарубежного производства в  разрезе ценовых ниш в I кв. 2005–2007 гг. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

I кв., год ЛС зарубежного производства ЛС отечественного производства
Грн. D, % Грн. D, %
Низкостоимостная
2005 2,0 1,2
2006 2,0 -1,3 1,4 10,1
2007 2,1 5,1 1,5 12,1
Среднестоимостная
2005 11,8 6,9
2006 11,4 -3,5 7,5 9,2
2007 12,5 9,8 8,2 9,7
Высокостоимостная
2005 48,2 43,3
2006 45,2 -6,2 43,3 -0,2
2007 48,1 6,4 43,7 1,0

В I кв. 2007 г. объем продаж рецептурных препаратов увеличился относительно аналогичного периода 2006 г. на 13,5% в денежном и уменьшился на 9,5% натуральном выражении, составив 1,2 млрд грн. за 95,6 млн упаковок (рис. 4, 5). В это же время доля безрецептурных препаратов в общем объеме аптечных продаж ЛС составила 50,9% в денежном и 68,9% натуральном выражении, увеличившись на 0,3 и 0,4% соответственно по сравнению с I кв. 2006 г. При этом в январе и марте 2007 г. в  общем объеме продаж ЛС в денежном выражении сохранялся паритет между безрецептурными и рецептурными препаратами. Доля последних составляла 50,2 и 50,1% соответственно. По-видимому, в I кв. 2007 г. превалирование безрецептурных препаратов в общем объеме розничного фармрынка связано со всплеском аптечных продаж препаратов cough&cold в феврале, многие из которых безрецептурные.

Динамика объемов                                     аптечных продаж безрецептурных и рецептурных ЛС                                     в  денежном выражении в  I кв. 2007  г.                                     с  указанием процента прироста по сравнению                                     с  I  кв. предыдущего года

Рис. 4. Динамика объемов аптечных продаж безрецептурных и рецептурных ЛС в  денежном выражении в  I кв. 2007 г. с  указанием процента прироста по сравнению с  I кв. предыдущего года

Динамика объемов                                     аптечных продаж безрецептурных и рецептурных ЛС                                     в  натуральном выражении в  I кв. 2007  г.                                     с  указанием процента прироста/убыли по                                     сравнению с I кв. предыдущего года

Рис. 5. Динамика объемов аптечных продаж безрецептурных и рецептурных ЛС в  натуральном выражении в  I кв. 2007 г. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с I кв. предыдущего года

Итак, наиболее активно развивающимися сегментами розничного фармрынка сегодня являются сегмент косметики и высокостоимостных лекарственных препаратов. Вполне вероятно, что эти тенденции сохранятся и в ближайшее время. Выбивается из правил только тот факт, что в  I кв. 2007 г. объем аптечных продаж безрецептурных препаратов в денежном выражении превысил таковой рецептурных, что, по всей видимости, связано с высокой промоционной активностью компаний-производителей в  этот период, а также — не менее высоким уровнем самолечения.

Отметим, что объем розничного фармрынка продолжает увеличиваться в денежном и уменьшаться в натуральном выражении. В марте 2007 г. аптечные продажи превысили 1 млрд грн., увеличившись на 16,0% по сравнению с мартом 2006 г. А на фоне прошлогоднего прироста, который составлял к марту 2005 г. порядка 70%, такие изменения свидетельствуют о том, что у нашего фармрынка большое будущее. Вполне вероятно, что в следующие периоды приросты объемов аптечных продаж будут выше, чем в начале текущего года. n

Напомним, что при проведении исследования использовались данные об объемах аптечных продаж в  ценах конечного потребителя. Подробнее о методологии отображения сведений о розничном фармрынке Украины читайте в «Еженедельнике АПТЕКА» № 13 (584) от 2 апреля 2007 г. По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по  тел.: (044) 569-44-70 или e-mail: sergey@morion.kiev.ua

Оксана Сергиенко,
Екатерина Кармалита

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті