Крупнейший чешский онлайн-ресурс по трудоустройству для фармацевтов PHARMACY ADVERTISING® провел масштабный опрос среди своих клиентов – работодателей. Цель состояла в изучении изменений в восприятии ситуации на аптечном рынке труда за последние годы.
В опросе, проведенном в феврале 2019 г., участвовали примерно сто клиентов, пользовавшихся платными услугами за последние 6 мес, при этом более 90% респондентов были предпринимателями, работающими не по найму (как фармацевтами, так и нефармацевтами), остальные – представителями аптечных сетей с разными формами собственности.
Главный вывод организаторов опроса: ситуация на рынке труда в фармацевтическом секторе изменилась кардинально, с отходом от восприятия профессии фармацевта как «дела жизни» к утилитарным представлениям как об обычной занятости. Изменившееся восприятие себя в профессии особенно характерно для закончивших образование менее 10 лет тому назад. Так, молодое поколение фармацевтов воспринимает свою работу в первую очередь как источник финансирования другой своей деятельности, увлечений, семьи. При этом их интерес к собственно организации лекарственного обеспечения – минимальный, предпочтение отдается освоению непосредственного функционала. Достаточно подробный анализ полученных ответов представлен на портале APATYKÁŘ®.
- Какая наиболее важная особенность/способность сотрудника на ваш взгляд?
В ответе на этот вопрос выявили явное различие между аптеками, в которых руководитель (или собственник) являлся или не являлся фармацевтом. В то время как в первом случае предпочитали хорошую обучаемость и не придавали большого значение опыту, во втором, напротив, тщательно подошли к оценке опытности и того, как это сказывается на пациенте.
Для всех решающее значение имели заинтересованность и желание работать в аптеке, поскольку всеми ощущается дрейф фармацевтических факультетов от ориентирования своих выпускников на работу в аптеке к развитию у них компетенций клинических фармацевтов. Подобные комментарии: о том, что факультеты должны в первую очередь готовить новых сотрудников для аптек и соответствующим образом формировать учебные планы, – были наиболее частыми.
В частности, мелкие операторы аптек поделились наблюдениями о снижении уровня подготовки выпускников, которым прежде всего не хватает практического опыта. Это также относится и к фармацевтическим техникам. Напротив, сетевые аптеки, которыми руководили фармацевты, не воспринимают это как проблему, рассчитывая на внутренние системы обучения и тренингов. По словам менеджеров по персоналу, молодые соискатели воспринимают это с энтузиазмом.
- Довольны ли вы уровнем претендентов?
По этому вопросу было достигнуто почти 100% согласие – всем не хватает готовности к переменам (гибкости). Почти нулевая безработица и высокая заработная плата (заметно выше в небольших независимых аптеках, чем в сетевых) не стимулируют потенциальных работников идти на компромиссы и не заставляют их прилагать слишком много усилий. Очень распространены жалобы работодателей на то, что соискатели не проявляют желания или готовности что-либо менять. То есть работодатели испытывают большие трудности в заполнении вакансий подходящими кандидатами. Следующий вопрос связан с предыдущим.
- Повысились ли гибкость, мобильность и вообще готовность принимать предложения о работе?
В ответе на этот вопрос респонденты из небольших аптек и сетей сошлись в том, что гибкость соискателей не улучшилась, наоборот, продолжает ухудшаться из-за того, что работник выбирает работодателя, а не наоборот. Только один фармацевт – руководитель небольшой семейной сети, отметил, что ему удалось побудить потенциальных работников к переезду, хотя первоначально они хотели работать в другом месте. Но этот ответ был исключением. Как отметили другие опрошенные, в младшей возрастной категории наблюдают некоторое улучшение гибкости, но мобильность (переезд) кандидатов, которые уже имеют опыт работы, практически полностью исключена.
В качестве поощрения и мотивации нередко предлагают личное пользование автомобилем для удобства поездок на работу. Однако это уже не воспринимается как фундаментальное преимущество, способное мотивировать потенциальных работников к изменениям. Примером является г. Брно, где, несмотря на значительно лучшее предложение в окрестностях и их доступность даже на городском общественном транспорте, у операторов существует долгосрочная проблема с наймом сотрудников. У фармацевтических техников, между тем, отмечают большую готовность ездить в отдаленные районы.
В этом отношении можно ожидать, подчеркивают авторы опроса, что инициированная крупнейшей сетью корректировка условий оплаты труда, быстро воспринятая другими работодателями, усугубит эту проблему. Практически нулевая безработица и растущая нехватка на рынке профессиональных кадров создают рыночную среду, не побуждающую работников аптек к переменам и развитию.
По материалам lekarenstvi.apatykar.info; www.lekarnickainzerce.cz
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим