Неожиданно: лекарство от простатита эффективно при болезни Паркинсона

17 Вересня 2019 6:09 Поділитися

Аналитика Big data применяется в здравоохранении различными способами, в том числе помогает исследователям проверять ключевые предположения. Исследование, проведенное учеными из Столичного медицинского университета (Capital Medical University) в Пекине, Китай, и Университета Айовы (University of Iowa), США, и опубликованное в журнале «Journal of Clinical Investigation», показало, что препарат, используемый для терапии простатита, может быть эффективным при лечении болезни Паркинсона. Этим препаратом является теразозин, который присутствует на фармацевтическом рынке уже на протяжении нескольких десятилетий. Теразозин воздействует на альфа-1 адренергические рецепторы, что приводит к расслаблению гладких мышц в предстательной железе. Лей Лю (Lei Liu), профессор Пекинского института расстройств головного мозга (Beijing Institute for Brain Disorders) при Столичном медицинском университете, и его команда ранее показали, что препарат может активировать фермент PGK1, который имеет решающее значение для гликолиза – производства энергии клеткой.

Это открытие создало предпосылки для проведения последующего исследования, в котором изучали потенциальное применение препарата при болезни Паркинсона.

Исследования показали, что болезнь Паркинсона возникает, когда энергетические фабрики клеток – митохондрии, не функционируют должным образом, что приводит к нарушению метаболизма нейронов, а затем к их гибели. Некоторые наследственные формы заболевания вызваны мутациями. Часто заболевание развивается у людей, когда они стареют из-за естественного снижения уровня производства энергии клетками головного мозга.

Может ли теразозин, снизив дефицит энергии, помочь облегчить течение болезни Паркинсона? Исследователи проверили гипотезу на нескольких моделях заболевания. Они установили, что теразозин может предотвращать или замедлять нейродегенерацию.

«Когда мы тестировали препарат на различных животных моделях болезни Паркинсона, все подопытные животные поправлялись. Молекулярные изменения в мозгу, связанные с гибелью нервных клеток, и двигательная координация у животных улучшились», – отметил Л. Лю.

Многие пожилые мужчины уже принимают теразозин с целью лечения простатита и одновременно подвергаются риску развития болезни Паркинсона. Поэтому с помощью различных баз данных ученые попытались оценить влияние приема теразозина на риск развития болезни Паркинсона у пациентов с простатитом. Данные показали, что у мужчин, принимавших теразозин, частота развития прогрессирующей двигательной инвалидности в связи с болезнью Паркинсона была ниже, чем у тех, кто принимал другой препарат от простатита – тамсулозин, который не воздействует на PGK1. В исследовании приняли участие 2880 пациентов с болезнью Паркинсона, принимающих один из трех препаратов, воздействующих на PGK1, и 15 409 пациентов, принимавших тамсулозин. Согласно полученным результатам, теразозин и другие препараты, влияющие на PGK1, уменьшают выраженность симптомов болезни Паркинсона и предупреждают развитие осложнений.

Существующие методы лечения болезни Паркинсона в основном направлены на повышение уровня дофамина или дофамин-продуцирующих нервных клеток в головном мозге. Исследователи изучают возможность уменьшения количества конформационно неправильного белка альфа-синуклеина, который, как полагают, стимулирует развитие болезни Паркинсона, накапливаясь в мозгу. Теория накопления альфа-синуклеина может также объяснить развитие болезни Паркинсона с точки зрения энергоснабжения. Так, показано, что накопление белка может нарушить движение митохондрий, что приводит к потере синапсов – соединений между нервными клетками, которые позволяют им взаимодействовать.

По материалам www.fiercebiotech.com