Фармацевтический техник в Европе: доучить нельзя оставить

Фармацевтические техники, помощники или младшие специалисты фармации — кто это? Пользуются ли они статусом независимых специалистов или находятся под началом фармацевта? Достаточен ли для выполнения современных профессиональных задач их образовательный уровень? Поиском ответов на эти вопросы в контексте сложившейся на местах ситуации озабочены во многих европейских странах.

За прошедшие три десятилетия количество аптек в Европе существенно возросло, вызвав быстрое увеличение численности специалистов. За последние несколько лет эти процессы замедлились или обратились вспять, и встал вопрос о качественном улучшении работы персонала аптек с расширением спектра их профессиональных обязанностей.

Поэтому неудивительно, что в Германии ведут дискуссии об увеличении срока профессионального образования и/или новых обязательствах по последипломному обучению фармацевтических технических помощников (Pharmazeutisch Technischer Assistent — PTA); в Чехии создают ассоциацию для лучшего представления интересов этих специалистов, а в Польше горячо обсуждают проблему их профессиональной независимости.

Новая профессиональная палата в Чехии

О создании Чешской ассоциации помощников фармацевтов (České komory farmaceutických asistentů — ČKFA) было объявлено 11 ноября на состоявшейся в Праге пресс-конференции. Соседняя Словакия уже имеет подобный опыт, и теперь уже от представителей ČKFA ожидают эффективного представительства интересов помощников фармацевтов, объединивших свои усилия на добровольных началах и поддерживающих организацию своими членскими взносами.

«Количество аптек удвоилось за последние 27 лет, — отметила Алена Шинделяржова (Alena Šindelářová), председатель палаты. — Повышаются и требования к уровню специалистов. ČKFA собирается всячески улучшать престижность профессии, не менее привлекательной, чем у фармацевтов. Так, 90% фармацевтических помощников работают в частном секторе, где заработная плата определяется спросом и предложением». По данным Народной системы занятости (Národní soustavy povolání), вознаграждение помощников фармацевтов составляет 25 000–39 000 чешских крон в месяц, тогда как средняя заработная плата в Чешской Республике в I полугодии 2019 г. составляла 33 297 чешских крон (1 чешская крона равна 1,06 грн).

Продление обучения или повышение квалификации?

В Германии профессиональная Федеральная ассоциация (Bundesverband der PTA — BVpta) существует с 1980 г., а сама профессия впервые регламентирована законом в 1968 г. Федеральный министр здравоохранения Йенс Спан (Jeans Spahn) с подачи BVpta и профсоюзной организации фармацевтических работников «Adexa» хочет, в частности, увеличить срок профессионального образования РТА с нынешних 2,5 (включая 6 мес стажировки) до 3 лет (3000 часов теоретической и 1200 ч практической подготовки). «Сегодня пациенты в своей аптеке ждут хороших советов и компетентной информации о лекарствах», — отмечает Й. Спан, поясняя, что внутриаптечное производство и отпуск уже не имеют прежней значимости. Самое поразительное, что с апреля объем проекта закона о профессии РТА (Gesetzes zur Weiterentwicklung des Berufsbildes und der Ausbildung der pharmazeutisch-technischen Assistentinnen und pharmazeutisch-technischen Assistenten) увеличился с 29 до 88 страниц. И это еще не все: на своем заседании 11 ноября бундесрат постановил, что законопроект по-прежнему нуждается в фундаментальной переработке.

При этом уже ясно, что предложение продлить обучение до 3 лет не находит достаточной поддержки парламентариев. Против этого выступает и Федеральный союз немецких ассоциаций фармацевтов (Federal Union of German Associations of Pharmacists — ABDA). Остается еще компромиссный вариант, предложенный Немецким фармацевтическим обществом (Deutsche Pharmazeutische Gesellschaft e.V. — DPhG-AG): условием продолжения обучения продолжительностью полгода или год могут стать итоговая оценка знаний «хорошо» или стаж работы не менее 3 или 5 лет. Правящая коалиция просит также уточнить, нельзя ли практическую часть обучения возлагать не на фармацевтов, а на РТА, имеющих опыт работы минимум 2 года. Предлагают также не допускать выдачу сертификата о завершении образования студентам, имеющим хотя бы одну оценку «6» (самый низкий балл из возможных) или более одной оценки «5».

Согласно законопроекту деятельность РТА по-прежнему будет осуществляться под ответственностью, но не под надзором фармацевта, исключая изготовление парентеральных препаратов, лекарств по индивидуальным прописям и в индивидуальных упаковках, а также отпуск сильнодействующих лекарств. Подчеркивают, что работа аптеки может осуществляться только при условии присутствия фармацевта или его доверенного лица. Отсутствие фармацевта, даже если он может быть вызван в аптеку в кратчайшие сроки, считается административным правонарушением.

В качестве любопытного для наших читателей факта можно отметить, что величина стипендии для РТА-практиканта в настоящее время согласована на уровне 708 евро, при этом вычет за проживание не должен превышать 25% этой суммы. Недопустимость того, чтобы «натуральные» пособия (включая предоставление питания) превышали 50% размера вознаграждения студента, в заключении бундесрата объясняют тем, что в противном случае практиканта нельзя будет удержать от выноса из аптеки средств гигиены, косметики, лечебного питания, диетических добавок (кажущееся неправдоподобным потакание человеческим слабостям).

Закон о реформе PTA, как ожидается, не вступит в силу до 2023 г., поэтому у РТА будет достаточно времени, чтобы постепенно адаптироваться к новым требованиям.

Повысить в табеле о рангах?

В настоящее время профессия PTA в Немецкой системе квалификаций (Deutscher Qualifikationsrahmen — DQR) отнесена к 4-му (из 8) классу, однако не из-за сложности, а в основном из-за относительно короткого периода обучения. Такой же квалификационный уровень у фармацевтичес­ко-коммерческого работника (Pharmazeutisch-kaufmännische Angestellte — PKA), занимающегося в основном торговыми операциями. Если срок обучения РТА будет продлен, профессия может перейти на 5-й квалификационный уровень, что важно для расчета заработной платы и профессиональной миграции (DQR в основном соответствует Европейской квалификационной системе (European Qualifications Framework)).

Независимый или подчиненный?

В Польше дискуссия о роли фармацевтических техников вспыхнула в связи с обсуждением нового закона о профессии фармацевта. В частности, в его проекте появились следующие положения, с которыми категорически не согласен Профсоюз фармацевтических техников (Związek Zawodowy Techników Farmaceutycznych — ZZTF):

«4) надзор за работниками и другим персоналом, работающим в аптеке, в том числе:

а) надзор за деятельностью, в том числе профессиональной, выполняемой фармацевтическим техником… (пункт 4 статьи 84)».

Независимость в выполнении профессиональной деятельности фармацевтическим техником существует с самого начала профессии, то есть с 1950-х годов, отметил ZZTF в своем заявлении, и сохраняется до сих пор согласно ст. 91 закона о лекарственных средствах. Ею, действительно, ограничен только круг обязанностей техника, который, в частности, не имеет права отпускать наркотические и сильнодействующие лекарственные средства. В 2018 г. ZZTF отклонил поползновение Главного фармацевтического инспектората ограничить круг профессиональных обязанностей техников, запретив им отпуск рецептурных лекарств, а также консультирование относительно дозовых режимов и замен. Однако вопрос о возможности предоставления техниками новых фармацевтических услуг остается открытым.

Много национальных особенностей

Профессиональная независимость фармацевтических техников (или специалистов с аналогичными квалификационными категориями) характерна для стран бывшего социалистического лагеря. Так, в Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Республике Молдова, Российской Федерации, Таджикистане, Украине и Узбекистане младший специалист фармации до недавнего времени мог управлять аптечными пунктами или аптечными киосками в сельских или отдаленных районах.

Иначе обстоят дела в Западной Европе (см. выше пример Германии). Например, в Бельгии фармацевтическо-технические помощники (assistants pharmaceutico-techniques) помогают или выполняют поручения фармацевтов под их наб­людением, под их ответственностью и под контролем. При этом на одного фармацевта может приходиться не более трех помощников (согласно «Arrêté royal portant instructions pour les pharmaciens»). В целом продолжительность профессиональной подготовки фармацевтических техников в Европе составляет 2–4 года (таблица).

Таблица. Примеры названия фармацевтических техников с длительностью обучения и образовательным уровнем в Европе (World Health Organization. Regional Office for Europe, 2019)

Страна Название Продолжительность обучения
Азербайджан Фармацевт-ассистент 3
Беларусь Фармацевт 2–3
Дания Farmakonom 3
Финляндия Lääketeknikko 3
Франция Préparateur en pharmacie 2
Германия Pharmazeutisch-technische Assistenten 2,5
Казахстан Фармацевт 3
Кыргызстан Фармацевт-ассистент 3
Литва Vaistininko padėjėjas 3
Нидерланды Apothekersassitent 3
Норвегия Apotekteknike 3
Польша Technik farmaceutyczny 2
Португалия Técnico de farmácia 4
Россия Фармацевт 3
Словения Farmacevtski tehnik 4
Испания Técnico en farmacia y parafarmacia 2
Швеция Apotekstekniker <2
Украина Молодший спеціаліст фармації 3
Великобритания Pharmacy technician 2

Фармацевтический техник (pharmakonom) из Дании:

— В моей аптеке есть дополнительный магазин, и я работаю 3 дня в неделю в одной аптеке, 1 день — в другой, а также каждую вторую субботу. В среднем я работаю 37 ч в неделю. Часы работы: 9:00–17:30 — по будням, 9:30–13:30 — в субботу, воскресенье — выходной. Мой день начинается за 15–30 мин до открытия аптеки. Сотрудники собираются на утренний брифинг, где обсуждаются план работы на день и мероприятия…, такие как встречи с деловыми партнерами, прививки и т.д.

Я отвечаю за логистику, … а когда я работаю за первым столом, непосредственно общаюсь с пациентом, имеющим рецепт. Чаще всего рецепты — электронные, доступные с общенационального сервера… Все делается самостоятельно и под индивидуальную ответственность, хотя фармацевт должен быть доступен для вопросов техника.

В другие дни я работаю с заказами для пациентов с ограниченными возможностями. Препарат должен быть упакован для каждого из них и передан нашему курьеру, который работает каждый день в будни. Мы также обеспечиваем учреждения по уходу за лицами пожилого возраста. У каждого из них есть учетная запись, и я управляю этими учетными записями…

В дополнение к моей работе за первым столом и отпуску лекарств я также контролирую студентов-фармацевтов. Из относительно новых компетенций я сертифицирована на иммунизацию. Моя аптека — одна из 16 в Дании, которая начала предоставлять прививки для путешественников.

PTA из Германии:

— Меня зовут Ханна, и я 7 лет работаю в общественной аптеке на севере Германии… мой работодатель — хорошая женщина, на которую можно работать. Здесь — 4 техников, 2 фармацевта и 2 РКА. Я работаю 4 или 5 дней, 35 ч в неделю с 8:00 до 18:30. Получаю 2 тыс. евро до уплаты налогов, имею 33 дня отпуска и работаю иногда также по субботам, но только до 13:00. Живу по соседству, замужем, у меня есть двое детей.

Обычно мой день в аптеке начинается с получения товаров и помощи РКА в пополнении запасов на полках и в ящиках.

Моя основная деятельность в аптеке — обслуживать клиентов и пациентов, осуществлять отпуск по рецепту, давать советы и проверять лекарства. Последующую проверку рецептов проводит фармацевт, но в основном уже вечером. Если возникают какие-либо осложнения или лекарственные взаимодействия, я сразу же обращаюсь к фармацевту. У большинства пациентов есть карточка клиента, поэтому мы можем каждый раз проверять принимаемые ими рецептурные и безрецептурные препараты на предмет их взаимодействия и сочетаемости. Иногда мне приходится делать капсулы для маленьких детей. Мне нравится моя работа и общение с пациентами, во всяком случае, с большинством из них.

Мэри Картер (Mary Carter), фармацевтический техник, специализирующийся на антикоагулянтной терапии, университетской больницы Национальной службы здравоохранения (National Health Service — NHS) Англии (г. Бристоль):

— Я всегда с нетерпением жду четверга, так как … это — клинический день, когда я могу увидеть тех пациентов, которым ранее предоставила консультации по варфарину.

Я — один из 2 техников, специализирующихся на антикоагулянтной терапии в Бристольском королевском лазарете (Bristol Royal Infirmary).

Мы являемся дистанционной службой, наши пациенты получают показатели времени свертывания крови (international normalized ratio — INR) у врачей общей практики с последующей загрузкой результатов в дозирующее компьютерное программное обеспечение, которое является нашей базой данных пациентов.

Я прихожу на работу очень рано! … Мне нравится тишина в офисе в 6:30. Это дает мне время спокойно собрать, проанализировать и расставить приоритеты рабочей нагрузки на день (наряду с большой кружкой кофе!).

К примеру, вчера у одного из пациентов показатель INR составил 8,2 (целевое значение — 2,5–3). Жизненно необходимо узнать, какие действия были предприняты вчера после получения данного показателя, так как это случилось уже пос­ле закрытия клиники. У меня есть e-mail от регистратора, в котором сообщают, что с пациентом созвонились вчера вечером с целью отмены варфарина, и что с врачом общей практики связались во внерабочее время, чтобы тот ввел витамин К… Я решаю позвонить пациенту немного позже, так как он живет дома, врач, вероятно, уже посетил его, и надо дать ему немного отдохнуть.

У меня есть новый пациент, визит которого в клинику назначен на 9:20. Мне нужно просмотреть историю болезни, чтобы убедиться, что я могу безопасно начать применение варфарина у этого пациента. Сделан ли анализ крови? Есть ли у него какие-либо особенности или препараты, которые могут повысить чувствительность к варфарину? Я понимаю, что как аптечный техник должна знать о пределах своих возможностей и при возникновении сомнений поговорить с одним из фармацевтов в команде. Встреча лицом к лицу с пациентом предполагает возможность всесторонне проконсультировать его и определить любые проблемы, которые могут повлиять на безопасность лечения варфарином. Удовлетворенность работой возникает от того, что пациент покидает клинику счастливым, полностью информированным и благодарным за помощь. Сегодня пациент, выходя из клиники, пожал мне руку. Маленький жест, который много значит и не оставляет сомнений, что я хорошо выполнила работу.

Остаток моего дня включает множество задач. Я отвечаю по телефону пациентам, которые уходят в отпуск, начали принимать антибиотики, собираются удалить зуб, забыли принять варфарин, увидели кровь в моче, отменили варфарин перед операцией по замене коленного сустава, не встретились с медсестрой по поводу очередного результата анализа, случайно приняли двойную дозу… Список можно продолжать. Мне нужно знать, как реагировать и что советовать во всех этих ситуациях, и каждый день хочет найти для меня новый вопрос. Сегодняшний: …могу ли я сделать татуировку, принимая варфарин?

Каждое взаимодействие с пациентом дает мне возможность выявить и решить проблемы, возникающие у пациента при лечении. Моя роль дает мне много возможностей… делиться своими знаниями и опытом для улучшения результатов и снижения риска, которому подвергаются пациенты.

Дарья Полякова
по материалам www.zdravotnickydenik.cz; apatykar.info;
www.deutsche-apotheker-zeitung.de; ec.europa.eu;
www.zztf.eu; www.money.pl; prawo.sejm.gov.pl;
www.ordredespharmaciens.be; www.eapt.info

Комментарии

Ігор Н. 14.11.2019 4:01
Браво автору. Довідався, що в Україні "молодший спеціаліст фармації може управляти аптечними пунктами або аптечними кіосками в сільських або віддалених районах". Вся інша інформація в статті така ж точна і правдива? І ще - видалення коментарів не робить честі виданню. Якщо вже так боїтеся оприлюднювати думку читачів, то просто приберіть з сайту саму можливість коментувати.
Дарья Сергеевна Полякова 15.11.2019 11:00
Вибачте, Ігоре, Ви праві, твердження щодо можливості керувати аптечним підрозділом для молодшого спеціаліста фармації відображає застарілі реалії, на які посилаються у звіті ВОЗ «The legal and regulatory framework for community pharmacies … (2019). Вони відображають перехідний характер процесу та ілюструють тенденцію переходу (наразі – у Польщі) від незалежної організації праці таких фахівців до підзвітної та піднадзорної, як у Західній Європі. Скоріше за все, зміни, аналогічні українським, відбуваються і в інших перелічених країнах, але для цілей даної публікації важливо було показати перехід, не припускаючись, звісно, фактичної помилки, за виправлення якої автор, який без кінця ворушить першоджерела (що не унеможливлює їх викривлення), висловлює Вам вдячність. Щодо видалення - попередній коментар, можливо, проходить модерацію. Довідка. Актуальний стан питання наступний. Законом України «Про вищу освіту», що набув чинності 6 вересня 2014 р., був передбачений останній набір (у 2016 р.) у технікуми та коледжі у системі вищої освіти та прирівняння дипломів молодшого спеціаліста до диплому молодшого бакалавра. З метою приведення діяльності у відповідність з новими Ліцензійними умовами (затвердженими у 2016 р.), роботодавці вимушені були звільнити фармацевтів, тобто молодших спеціалістів за спеціальністю «Фармація», оскільки їхні дипломи не дають права навіть безпосередньо реалізовувати лікарські засоби, не говорячи вже про зайняття посади завідувача аптеки в сільській місцевості. У вересні 2017 р. з ухваленням Закону України «Про освіту» для технікумів та коледжів передбачений окремий складник освіти ‒ фахова передвища освіта. 6 липня 2019 р. президентом України В. Зеленським був підписаний законопроект № 8321-д «Про фахову передвищу освіту». Основним результатом діяльності фахових коледжів стане підготовка фахового молодшого бакалавра ‒ замість колишнього освітньо-кваліфікаційного рівня молодшого спеціаліста.

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи