Токсин сибирской язвы может помочь в лечении рака мочевого пузыря

05 Грудня 2019 1:10 Поділитися

В недавнем исследовании ученые использовали токсин сибирской язвы для борьбы с раком мочевого пузыря. Данный подход подтвердил свою эффективность в экспериментах как на тканях человека, так и животных. Ученые надеются, что в будущем эта методика может помочь в лечении ряда других онкологических заболеваний.

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention – CDC), каждый год у около 74 тыс. человек в США диагностируют рак мочевого пузыря, и около 17 тыс. умирают от этой болезни.

Стандартные методы лечения рака мочевого пузыря инвазивны и требуют большого количества времени. Пациент, проходящий курс лечения, должен сидеть не менее 2 ч с мочевым пузырем, полным противораковых средств.

Для этой процедуры врачи чаще всего используют препараты митомицин С и вакцину против туберкулеза (БЦЖ). Побочные эффекты такой терапии включают лихорадку, воспалительную реакцию и цистит. Кроме того, в настоящее время наблюдается дефицит БЦЖ.

Исследователи из Университета Пердью (Purdue University), США, ищут неожиданные методы лечения рака мочевого пузыря. В настоящее время они изучают применение токсина сибирской язвы, который производит бактерия Bacillus anthracis. Исследователи опубликовали свои последние результаты в издании «International Journal of Cancer».

Клетки мочевого пузыря против раковых клеток

Так называемые зонтичные клетки защищают клетки мочевого пузыря от контакта с мочой. Делают это они несколькими различными способами. Во-первых, образуют плотные соединения, в которых клеточные мембраны соседних клеток объединяются, образуя барьер. Во-вторых, они производят защитную оболочку, содержащую белок уроплакин (uroplakin), и, в-третьих, создают изолирующий слой гликозаминогликанов.

Напротив, раковые клетки мочевого пузыря не образуют плотных контактов. У них также практически нет уроплакина, а их слой гликозаминогликанов плохо собран. По мнению авторов, эти различия представляют «прекрасную возможность для лечения опухолей при минимальном воздействии на нормальные клетки».

Кроме того, на протяжении десятилетий ученым известно, что раковые клетки мочевого пузыря продуцируют аномально большое количество рецепторов эпидермального фактора роста. Именно эти рецепторы являются мишенью в лечении рака мочевого пузыря.

Новый подход к старой цели

Предыдущие попытки воздействовать на рецепторы эпидермального фактора роста при лечении рака мочевого пузыря не увенчались успехом. Ученые объясняют это тем, что в раковых клетках мочевого пузыря эти рецепторы не всегда функционируют ожидаемо. В связи с этим лекарственные средства могут не достичь своей предполагаемой цели.

Чтобы обойти это, ученые объединили эпидермальный фактор роста с токсином сибирской язвы, который может самостоятельно проникать в клетки. Как объясняют авторы, этот токсин может «вызывать собственную интернализацию».

Ученые отмечают, что данная комбинация эффективно уничтожает опухолевые клетки мочевого пузыря. Важно отметить, что положительный эффект наступает уже в течение нескольких минут, а не часов.

«Мы разработали эффективный многообещающий метод уничтожения раковых клеток без вреда для нормальных тканей мочевого пузыря», – отметил автор исследования Р. Клаудио Агилар (R. Claudio Aguilar).

Авторы считают, что это открытие может стать поворотным моментом в лечении рака мочевого пузыря.