Госпитальный рынок Украины. Итоги I полугодия 2007 г.

Как уже было отмечено, фармацевтический рынок потребителя в Украине исторически сформировался из 2 взаимодополняющих друг друга пластов. С  одной стороны — розничный сегмент, с другой — госпитальный. Первый из них уже давно и хорошо знаком нашим читателям. Знакомство же со вторым на страницах «Еженедельника АПТЕКА» только начинается… В ходе проведения исследования использованы данные аналитической системы исследования фармацевтического рынка Украины «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Говоря о госпитальном рынке, необходимо учитывать, что закупаемые лечебными учреждениями лекарственные препараты используются в клинической практике, а их стоимость не подлежит возмещению пациентами. И это дает нам право считать госпитальные закупки рынком конечного потребления.

Объем госпитального рынка Украины в I полугодии 2007 г. составил 1,1 млрд грн. в  денежном и 236,8 млн упаковок в натуральном выражении (рис. 1). Напомним, что в это же время объем розничного фармрынка составил 5,6 млрд грн. за 946,8 млн упаковок (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 32 (603) от 20.08.2007 г.). Таким образом, в общем объеме фармрынка доля госпитального сегмента составила 16,1 и 20,0% в денежном и натуральном выражении соответственно.

Рис. 1. Объем фармацевтического рынка в разрезе его составляющих (розничного и госпитального сегментов) в денежном и натуральном выражении в I полугодии 2007 г.

Рис. 1. Объем фармацевтического рынка в разрезе его составляющих (розничного и госпитального сегментов) в денежном и натуральном выражении в I полугодии 2007 г.

Разумеется, структура госпитального рынка отличается от таковой розничного. Основными составляющими розничного сегмента являются лекарственные средства (ЛС), изделия медицинского назначения (ИМН), косметика и биологически активные добавки (БАД). Госпитальный же сегмент состоит из категорий ЛС, ИМН и препаратов аптечного производства (ПАП).

Удельный вес ЛС в общем объеме госпитального рынка в денежном выражении составил 85,3% (917,4 млн грн.), а в натуральном — 38,3% (90,7 млн упаковок, рис. 2). Объем госпитальных закупок ИМН составил 142,5 млн упаковок на сумму 147,5 млн грн. Причем доля этой категории товаров в  общем объеме госпитального рынка в натуральном выражении значительно превысила таковую ЛС и  составила 60,2%.

Рис. 2. Распределение объемов госпитального рынка по категориям товаров в денежном и натуральном выражении в I полугодии 2007 г.

Рис. 2. Распределение объемов госпитального рынка по категориям товаров в денежном и натуральном выражении в I полугодии 2007 г.

Доля ПАП в госпитальном сегменте по итогам исследуемого периода составила 1,0% в денежном выражении и 1,5% в  натуральном. Объем ПАП — 10,9 млн грн. за 3,6 млн упаковок.

Большие различия в долевом распределении госпитального рынка свидетельствуют о не менее значительных различиях ценовых характеристик товаров. Так, средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в госпитальном сегменте в I полугодии 2007 г. составила 10,1 грн., стоимость 1 упаковки ИМН — 1,0 грн., а ПАП — 3,0 грн.

Отметим, что в розничном сегменте фармрынка в этот период средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС составила 7,9 грн., что свидетельствует о потреблении более дорогостоящих препаратов в  госпитальном.

Динамика объемов госпитального рынка значительно отличается от таковой розничного. Факторы, влияющие на нее, — это не сезонность или промоционная активность компаний-производителей, как, например, на рынке аптечных продаж, а тендерные закупки и  государственное финансирование.

Так, объем госпитального рынка ЛС в денежном выражении во II кв. 2007 г. увеличился более чем в 2 раза по сравнению с I кв. и составил 622,4 млн грн. (рис. 3). В натуральном выражении учреждениями здравоохранения было закуплено 55,8 млн упаковок ЛС, что на 59,4% больше, чем в  предыдущем квартале.

Рис. 3. Динамика объема госпитальных закупок ЛС в денежном и натуральном выражении в I–II кв. 2007 г. с указанием процента прироста по сравнению с предыдущим кварталом

Рис. 3. Динамика объема госпитальных закупок ЛС в денежном и  натуральном выражении в I–II кв. 2007 г. с указанием процента прироста по сравнению с предыдущим кварталом

Также во II кв. 2007 г. учреждениями здравоохранения были получены более дорогостоящие препараты, чем в I кв. этого года. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в  госпитальном сегменте повысилась с 8,4 грн. в I кв. 2007 г. до 11,2 грн. во II кв. (рис. 4).

Рис. 4. Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в госпитальном сегменте фармрынка в I–II кв. 2007 г. с указанием процента прироста по сравнению с предыдущим кварталом

Рис. 4. Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в госпитальном сегменте фармрынка в I–II кв. 2007 г. с указанием процента прироста по сравнению с предыдущим кварталом

Доля отечественных ЛС в общем объеме госпитального сегмента фармрынка больше, чем в розничном. В исследуемый период она составила 37,7% объема госпитальных закупок в  денежном и 82,4% в натуральном выражении. В общем объеме фармрынка ЛС Украины в I полугодии 2007 г. удельный вес отечественных препаратов составил 27,2% в денежном и 67,0% в натуральном выражении (рис. 5).

Рис. 5. Распределение объемов рынка ЛС (розничный и госпитальный сегменты) в разрезе препаратов зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении в I полугодии 2007 г.

Рис. 5. Распределение объемов рынка ЛС (розничный и госпитальный сегменты) в разрезе препаратов зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении в I полугодии 2007 г.

В I кв. 2007 г. отечественные препараты составили 43,5% общего объема госпитальных закупок ЛС в денежном и 85,0% в  натуральном выражении (табл. 1). Во II кв. доля отечественных производителей уменьшилась до 35,0 и 80,8% соответственно. В это же время учреждениями здравоохранения было закуплено в 2 раза больше препаратов зарубежного производства на сумму практически в 2,5 раза превысившую объем закупок таковых в I кв. А это, в свою очередь, отразилось и  на повышении средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в целом по госпитальному рынку.

Таблица 1

Объем госпитальных закупок зарубежных и отечественных ЛС в денежном и  натуральном выражении в I–II кв. 2007 г. с указанием доли в общем объеме госпитальных закупок и  процента прироста по сравнению с предыдущим кварталом

2007 г. Млн грн. Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %

Зарубежные ЛС

I кв. 166,7 56,5 5,2 15,0
II кв. 404,7 65,0 142,8 10,7 19,2 104,4

Отечественные ЛС

I кв. 128,3 43,5 29,7 85,0
II кв. 217,7 35,0 69,7 45,1 80,8 51,5

Всего

I кв. 294,9 35,0
II кв. 622,4 111,0 55,8 59,4

?

Несколько слов необходимо сказать о структуре госпитальных закупок препаратов различных категорий отпуска. Так, если в розничном сегменте за безрецептурными препаратами закреплена практически половина объемов продаж в денежном и 2/3 в  натуральном выражении, то в госпитальном хозяевами являются рецептурные препараты. Их доля в I полугодии 2007 г. составила 92,1% госпитального рынка в денежном и 86,3% в  натуральном выражении (рис. 6).

Рис. 6. Распределение объемов госпитальных закупок ЛС по категориям отпуска в денежном и натуральном выражении в I полугодии 2007 г.

Рис. 6. Распределение объемов госпитальных закупок ЛС по категориям отпуска в денежном и  натуральном выражении в I полугодии 2007 г.

Немалые отличия существуют и в  фармакотерапевтической структуре розничного и  госпитального рынков ЛС. В первом случае лидирующие позиции занимают препараты группы АТС-классификации первого уровня А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и  метаболизм». В общем объеме госпитальных закупок в денежном выражении эта группа занимает 2-е место (рис. 7). А на 1-м находится группа J «Противомикробные средства для системного применения», доля которой в I полугодии 2007 г. составила 21,3% в денежном и 23,6% в натуральном выражении. Специфика госпитального сегмента рынка проявляется также в том, что в топ-5 групп АТС-классификации — лидеров по объемам закупок учреждениями здравоохранения входит группа В  «Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз», к которой относится практически каждая 6-я упаковка закупленных лечебными учреждениями ЛС. В рейтинге же по объемам продаж на розничном фармрынке эта группа заняла 9-е место.

Рис. 7. Распределение объемов госпитальных закупок ЛС по топ-5 группам АТС-классификации первого уровня в денежном выражении с указанием таковых в натуральном в I полугодии 2007 г.

Рис. 7. Распределение объемов госпитальных закупок ЛС по топ-5 группам АТС-классификации первого уровня в денежном выражении с указанием таковых в натуральном в I полугодии 2007 г.

Среди групп АТС-классификации третьего уровня в общем объеме госпитальных закупок в I полугодии 2007 г. лидировала группа J01D — «Прочие бета-лактамные антибиотики» (табл. 2). Ее доля составила 12,2% общего объема госпитального рынка в денежном и  11,1% в натуральном выражении.

Таблица 2

Топ-5 групп АТС-классификации третьего уровня по объему госпитальных закупок ЛС в денежном выражении в I полугодии 2007 г. с  указанием таковых в натуральном и удельного веса группы в общем объеме госпитальных закупок

№ п/п АТС-код Наименование АТС-группы Млн грн. Удельный вес группы, % Млн упаковок Удельный вес группы, %
1 J01D Прочие бета-лактамные антибиотики 111,8 12,2 10,1 11,1
2 A10A Инсулин и его аналоги 39,2 4,3 0,3 0,4
3 B01A Антитромботические средства 38,6 4,2 0,7 0,8
4 B05X Дополнительные растворы для внутривенного введения 37,9 4,1 9,8 10,8
5 A16A Прочие средства, влияющие на  пищеварительную систему и метаболические процессы 33,7 3,7 0,8 0,9
Прочие 656,2 71,5 69,0 76,0

Всего

917,4

90,7

?

Именно к этой группе относится ЦЕФТРИАКСОН — лидер госпитальных закупок в денежном выражении за I полугодие 2007 г. (табл. 3). 2-е место в рейтинге брэндов ЛС по этому показателю занял МИРОНЕМ — также представитель группы J01D. В целом же топ-20 брэндов ЛС — лидеров по объему госпитальных закупок представлен препаратами, которые не только закупаются учреждениями здравоохранения, но и реализуются в аптечной сети.

Таблица 3

Топ-лист брэндов ЛС по объему госпитальных закупок в денежном выражении в I полугодии 2007 г.

Брэнд-нейм № п/п
ЦЕФТРИАКСОН 1
МЕРОНЕМ 2
НАТРИЯ ХЛОРИД 3
АКТОВЕГИН 4
МИЛДРОНАТ 5
ФРАКСИПАРИН 6
КЛЕКСАН 7
КОНТРИКАЛ 8
ЭССЕНЦИАЛЕ 9
ФАРМАСЕПТ 10
ТИОТРИАЗОЛИН 11
РЕФОРТАН 12
РЕОСОРБИЛАКТ 13
ТИЕНАМ 14
ФАРМАСУЛИН 15
ГЛЮКОЗА 16
ЗИНАЦЕФ 17
ЦЕРЕБРОЛИЗИН 18
ПРЕДУКТАЛ 19
L-ЛИЗИНА ЭСЦИНАТ 20

?

Напомним, что лидером по  объемам аптечных продаж в исследуемый период стал ЭССЕНЦИАЛЕ. При этом рейтинг брэндов ЛС по  объемам реализации в целом на фармрынке возглавляет ЦЕФТРИАКСОН (табл. 4).

Таблица 4

Топ-лист брэндов ЛС по объему продаж на фармацевтическом рынке (розничный и  госпитальный сегменты) в денежном выражении в I полугодии 2007 г.

Брэнд-нейм № п/п
ЦЕФТРИАКСОН 1
ЭССЕНЦИАЛЕ 2
АКТОВЕГИН 3
МИЛДРОНАТ 4
НАТРИЯ ХЛОРИД 5
ПРЕДУКТАЛ 6
ЛАЗОЛВАН 7
НО-ШПА 8
МЕЗИМ 9
ФЕЗАМ 10
ЭНАП 11
ВИТРУМ 12
ТИОТРИАЗОЛИН 13
КЕТАНОВ 14
ЦЕРЕБРОЛИЗИН 15
МЕРОНЕМ 16
ЛИНЕКС 17
ПРОСТАМОЛ УНО 18
ДИКЛОБЕРЛ 19
ГЕПАБЕНЕ 20

?

Итак, в I полугодии 2007 г. доля госпитального сегмента составила 16% общего объема фармрынка в денежном и 20% в натуральном выражении. При этом 60,2% объема госпитального рынка в натуральном выражении составили ИМН, что вполне закономерно свидетельствует о большом потреблении такой продукции лечебными учреждениями. 38,3% составили ЛС, где доминируют отечественные препараты. В общем объеме госпитальных закупок ЛС в денежном выражении (85,3% госпитального рынка) превалируют зарубежные производители. Закономерно, что в целом госпитальный рынок отличается большими объемами потребления рецептурных, а значит — более дорогостоящих препаратов. n

Екатерина Кармалита

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті