|
Говоря о госпитальном рынке, необходимо учитывать, что закупаемые лечебными учреждениями лекарственные препараты используются в клинической практике, а их стоимость не подлежит возмещению пациентами. И это дает нам право считать госпитальные закупки рынком конечного потребления.
Объем госпитального рынка Украины в I полугодии 2007 г. составил 1,1 млрд грн. в денежном и 236,8 млн упаковок в натуральном выражении (рис. 1). Напомним, что в это же время объем розничного фармрынка составил 5,6 млрд грн. за 946,8 млн упаковок (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 32 (603) от 20.08.2007 г.). Таким образом, в общем объеме фармрынка доля госпитального сегмента составила 16,1 и 20,0% в денежном и натуральном выражении соответственно.
|
Разумеется, структура госпитального рынка отличается от таковой розничного. Основными составляющими розничного сегмента являются лекарственные средства (ЛС), изделия медицинского назначения (ИМН), косметика и биологически активные добавки (БАД). Госпитальный же сегмент состоит из категорий ЛС, ИМН и препаратов аптечного производства (ПАП).
Удельный вес ЛС в общем объеме госпитального рынка в денежном выражении составил 85,3% (917,4 млн грн.), а в натуральном — 38,3% (90,7 млн упаковок, рис. 2). Объем госпитальных закупок ИМН составил 142,5 млн упаковок на сумму 147,5 млн грн. Причем доля этой категории товаров в общем объеме госпитального рынка в натуральном выражении значительно превысила таковую ЛС и составила 60,2%.
|
Доля ПАП в госпитальном сегменте по итогам исследуемого периода составила 1,0% в денежном выражении и 1,5% в натуральном. Объем ПАП — 10,9 млн грн. за 3,6 млн упаковок.
Большие различия в долевом распределении госпитального рынка свидетельствуют о не менее значительных различиях ценовых характеристик товаров. Так, средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в госпитальном сегменте в I полугодии 2007 г. составила 10,1 грн., стоимость 1 упаковки ИМН — 1,0 грн., а ПАП — 3,0 грн.
Отметим, что в розничном сегменте фармрынка в этот период средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС составила 7,9 грн., что свидетельствует о потреблении более дорогостоящих препаратов в госпитальном.
Динамика объемов госпитального рынка значительно отличается от таковой розничного. Факторы, влияющие на нее, — это не сезонность или промоционная активность компаний-производителей, как, например, на рынке аптечных продаж, а тендерные закупки и государственное финансирование.
Так, объем госпитального рынка ЛС в денежном выражении во II кв. 2007 г. увеличился более чем в 2 раза по сравнению с I кв. и составил 622,4 млн грн. (рис. 3). В натуральном выражении учреждениями здравоохранения было закуплено 55,8 млн упаковок ЛС, что на 59,4% больше, чем в предыдущем квартале.
|
Также во II кв. 2007 г. учреждениями здравоохранения были получены более дорогостоящие препараты, чем в I кв. этого года. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в госпитальном сегменте повысилась с 8,4 грн. в I кв. 2007 г. до 11,2 грн. во II кв. (рис. 4).
|
Доля отечественных ЛС в общем объеме госпитального сегмента фармрынка больше, чем в розничном. В исследуемый период она составила 37,7% объема госпитальных закупок в денежном и 82,4% в натуральном выражении. В общем объеме фармрынка ЛС Украины в I полугодии 2007 г. удельный вес отечественных препаратов составил 27,2% в денежном и 67,0% в натуральном выражении (рис. 5).
|
В I кв. 2007 г. отечественные препараты составили 43,5% общего объема госпитальных закупок ЛС в денежном и 85,0% в натуральном выражении (табл. 1). Во II кв. доля отечественных производителей уменьшилась до 35,0 и 80,8% соответственно. В это же время учреждениями здравоохранения было закуплено в 2 раза больше препаратов зарубежного производства на сумму практически в 2,5 раза превысившую объем закупок таковых в I кв. А это, в свою очередь, отразилось и на повышении средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в целом по госпитальному рынку.
Таблица 1
Объем госпитальных закупок зарубежных и отечественных ЛС в денежном и натуральном выражении в I–II кв. 2007 г. с указанием доли в общем объеме госпитальных закупок и процента прироста по сравнению с предыдущим кварталом
2007 г. | Млн грн. | Удельный вес категории, % | D, % | Млн упаковок | Удельный вес категории, % | D, % |
Зарубежные ЛС |
||||||
I кв. | 166,7 | 56,5 | – | 5,2 | 15,0 | – |
II кв. | 404,7 | 65,0 | 142,8 | 10,7 | 19,2 | 104,4 |
Отечественные ЛС |
||||||
I кв. | 128,3 | 43,5 | – | 29,7 | 85,0 | – |
II кв. | 217,7 | 35,0 | 69,7 | 45,1 | 80,8 | 51,5 |
Всего |
||||||
I кв. | 294,9 | – | – | 35,0 | – | – |
II кв. | 622,4 | – | 111,0 | 55,8 | – | 59,4 |
?
Несколько слов необходимо сказать о структуре госпитальных закупок препаратов различных категорий отпуска. Так, если в розничном сегменте за безрецептурными препаратами закреплена практически половина объемов продаж в денежном и 2/3 в натуральном выражении, то в госпитальном хозяевами являются рецептурные препараты. Их доля в I полугодии 2007 г. составила 92,1% госпитального рынка в денежном и 86,3% в натуральном выражении (рис. 6).
|
Немалые отличия существуют и в фармакотерапевтической структуре розничного и госпитального рынков ЛС. В первом случае лидирующие позиции занимают препараты группы АТС-классификации первого уровня А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». В общем объеме госпитальных закупок в денежном выражении эта группа занимает 2-е место (рис. 7). А на 1-м находится группа J «Противомикробные средства для системного применения», доля которой в I полугодии 2007 г. составила 21,3% в денежном и 23,6% в натуральном выражении. Специфика госпитального сегмента рынка проявляется также в том, что в топ-5 групп АТС-классификации — лидеров по объемам закупок учреждениями здравоохранения входит группа В «Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз», к которой относится практически каждая 6-я упаковка закупленных лечебными учреждениями ЛС. В рейтинге же по объемам продаж на розничном фармрынке эта группа заняла 9-е место.
|
Среди групп АТС-классификации третьего уровня в общем объеме госпитальных закупок в I полугодии 2007 г. лидировала группа J01D — «Прочие бета-лактамные антибиотики» (табл. 2). Ее доля составила 12,2% общего объема госпитального рынка в денежном и 11,1% в натуральном выражении.
Таблица 2
Топ-5 групп АТС-классификации третьего уровня по объему госпитальных закупок ЛС в денежном выражении в I полугодии 2007 г. с указанием таковых в натуральном и удельного веса группы в общем объеме госпитальных закупок
№ п/п | АТС-код | Наименование АТС-группы | Млн грн. | Удельный вес группы, % | Млн упаковок | Удельный вес группы, % |
1 | J01D | Прочие бета-лактамные антибиотики | 111,8 | 12,2 | 10,1 | 11,1 |
2 | A10A | Инсулин и его аналоги | 39,2 | 4,3 | 0,3 | 0,4 |
3 | B01A | Антитромботические средства | 38,6 | 4,2 | 0,7 | 0,8 |
4 | B05X | Дополнительные растворы для внутривенного введения | 37,9 | 4,1 | 9,8 | 10,8 |
5 | A16A | Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы | 33,7 | 3,7 | 0,8 | 0,9 |
Прочие | 656,2 | 71,5 | 69,0 | 76,0 | ||
Всего |
917,4 |
– |
90,7 |
– |
?
Именно к этой группе относится ЦЕФТРИАКСОН — лидер госпитальных закупок в денежном выражении за I полугодие 2007 г. (табл. 3). 2-е место в рейтинге брэндов ЛС по этому показателю занял МИРОНЕМ — также представитель группы J01D. В целом же топ-20 брэндов ЛС — лидеров по объему госпитальных закупок представлен препаратами, которые не только закупаются учреждениями здравоохранения, но и реализуются в аптечной сети.
Таблица 3
Топ-лист брэндов ЛС по объему госпитальных закупок в денежном выражении в I полугодии 2007 г.
Брэнд-нейм | № п/п |
ЦЕФТРИАКСОН | 1 |
МЕРОНЕМ | 2 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 3 |
АКТОВЕГИН | 4 |
МИЛДРОНАТ | 5 |
ФРАКСИПАРИН | 6 |
КЛЕКСАН | 7 |
КОНТРИКАЛ | 8 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 9 |
ФАРМАСЕПТ | 10 |
ТИОТРИАЗОЛИН | 11 |
РЕФОРТАН | 12 |
РЕОСОРБИЛАКТ | 13 |
ТИЕНАМ | 14 |
ФАРМАСУЛИН | 15 |
ГЛЮКОЗА | 16 |
ЗИНАЦЕФ | 17 |
ЦЕРЕБРОЛИЗИН | 18 |
ПРЕДУКТАЛ | 19 |
L-ЛИЗИНА ЭСЦИНАТ | 20 |
?
Напомним, что лидером по объемам аптечных продаж в исследуемый период стал ЭССЕНЦИАЛЕ. При этом рейтинг брэндов ЛС по объемам реализации в целом на фармрынке возглавляет ЦЕФТРИАКСОН (табл. 4).
Таблица 4
Топ-лист брэндов ЛС по объему продаж на фармацевтическом рынке (розничный и госпитальный сегменты) в денежном выражении в I полугодии 2007 г.
Брэнд-нейм | № п/п |
ЦЕФТРИАКСОН | 1 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 2 |
АКТОВЕГИН | 3 |
МИЛДРОНАТ | 4 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 5 |
ПРЕДУКТАЛ | 6 |
ЛАЗОЛВАН | 7 |
НО-ШПА | 8 |
МЕЗИМ | 9 |
ФЕЗАМ | 10 |
ЭНАП | 11 |
ВИТРУМ | 12 |
ТИОТРИАЗОЛИН | 13 |
КЕТАНОВ | 14 |
ЦЕРЕБРОЛИЗИН | 15 |
МЕРОНЕМ | 16 |
ЛИНЕКС | 17 |
ПРОСТАМОЛ УНО | 18 |
ДИКЛОБЕРЛ | 19 |
ГЕПАБЕНЕ | 20 |
?
Итак, в I полугодии 2007 г. доля госпитального сегмента составила 16% общего объема фармрынка в денежном и 20% в натуральном выражении. При этом 60,2% объема госпитального рынка в натуральном выражении составили ИМН, что вполне закономерно свидетельствует о большом потреблении такой продукции лечебными учреждениями. 38,3% составили ЛС, где доминируют отечественные препараты. В общем объеме госпитальных закупок ЛС в денежном выражении (85,3% госпитального рынка) превалируют зарубежные производители. Закономерно, что в целом госпитальный рынок отличается большими объемами потребления рецептурных, а значит — более дорогостоящих препаратов. n
Екатерина Кармалита
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим