Словакия: ни розничные, ни оптовые операторы не справляются с затратами на рецептурный отпуск

25 Вересня 2020 10:27 Поділитися
Выполнение новых правил борьбы с фальсификатом, переход на электронный рецепт, особые требования для преодоления нехватки лекарств, — внедрение этих и других нововведений страны возлагают на оптовых и розничных операторов фармацевтического рынка. При этом используют все новые и новые меры по экономии расходов на реимбурсацию, а охват программами возмещения стоимости увеличивают. С особенным драматизмом данные явления разворачиваются на рынках восточно-европейских стран, где высокий темп реформ сопровождается явной нехваткой общественных средств.

Условия функционирования дистрибьюторов и аптек в указанных странах во многом похожи, но в чем-то имеют свои характерные особенности. Так, в Польше «головной болью» операторов является определение лимитов финансирования для препаратов, объединенных одной лимитной группой (grupy limitowe). При этом в качестве лимита регулятор может назначить как один из дорогих, так и из дешевых препаратов в группе. От этого, в свою очередь, зависят последующие предпочтения пациента и маржинальность операций.

В Словакии операторы недовольны дегрессивной маржой и отменой вознаграждения за отпуск реимбурсируемых препаратов. Их доходность в связи с увеличением роли государства и экономией общественных средств резко снизилась в последние годы, а новый уровень обязательств по преодолению нехватки лекарств вносит дополнительную напряженность в отношения с властями. То, как постепенно уменьшалось жизненное пространство операторов в экономическом отношении, лучше всего видно в исторической ретроспективе (Ižová D., Pechová А., 2019*).

Так, цены в сфере здравоохранения в Словакии и Чехии стали регулировать после 1989 г. Был принят закон, в соответствии с которым маржу дистрибьютора определили на уровне 13% от цены производителя, а аптеки — 21% от оптовой отпускной цены. Закон, принятый в 1996 г., предписывал регулировать цены на основании так называемых «экономически оправданных затрат и разумной прибыли». Расчеты, выполненные Ассоциацией поставщиков лекарств и медицинских изделий (Asociácia dodávateľov liekov a zdravotníckych pomôcok), подтвердили обоснованность используемых наценок (табл. 1).

Таблица 1. Примеры расчетов цены на лекарство с ценой 100 единиц (без учета НДС) в разные периоды развития рынка Словакии (Ižová D., Pechová А., 2019; avelslovakia.eu).
Параметр/период 1994–2002 гг. 2002–2007 гг. 2007–2011 гг. 2011–2018 гг.
Отпускная цена производителя 100 100 100 80
Оптовая цена 100 + 13% = 113 100 + 13% = 113 100 + 3,6% = 103,60 80 + 3,6% = 82,88
Наценка дистрибьютора 13 13 3,6 (уменьшение на 72%) 2,88 (дальнейшее уменьшение на 22%)
Розничная цена 113 + 21% = 136,73 113 + (21% от 100) = 134,00 103,60 + (15,2% от 100) = 118,80 82,88 + (15,2% от 80) = 95,04
Наценка аптеки 23,73 21,00 (уменьшение на 11,5%) 15,20 (дальнейшее уменьшение на 28%) 12,16 (дальнейшее уменьшение на 17%)

В 2002 г. министерство финансов Словацкой Республики изменило метод расчета цен всех товаров аптечного ассортимента. Размеры как оптовой, так и розничной наценок стали определять, исходя из официально установленной цены производителя. Это было первое снижение эффективности бизнеса, особенно в аптеках (см. табл. 1).

Дальнейшее регулирование, помимо прочего, привело к снижению отпускных цен производителя. Так, согласно закону 363/2011 «О размере и условиях возмещения расходов на лекарства, медицинские изделия и диетические продукты на основе государственного медицинского страхования» (Zákon o rozsahu a podmienkach úhrady liekov, zdravotníckych pomôcok a dietetických potravín na základe verejného zdravotného poistenia) максимальная цена лекарства не должна превышать среднего значения 3 самых низких цен в странах ЕС. Согласно расчетам, маржа всей фармацевтической сети также снизилась для дистрибьюторских компаний на 77,8% и для аптек — на 48,8%, а объем экономии общественных средств составил около 80 млн евро в течение первого года после введения.

В этот же период, а именно с 1 января 2008 г. минздрав ввел так называемую дегрессивную (снижающуюся) торговую наценку для отпускаемых по рецепту лекарств (табл. 2).

Таблица 2. Параметры для расчета наценок дистрибьютора и аптеки, исходя из диапазона, к которому относится цена производителя (health.gov.sk)
Производитель Дистрибьютор Аптека Дистрибьютор +
аптека
Ценовой диапазон
Максимальная цена Ценовой лимит
Базовая сумма Наценка, % Базовая сумма Наценка, % Базовая сумма Наценка, %
0 0 0 14,10 0 32,90 0 47,00 От 0,00 дo 2,66 евро
3,91 2,66 0,37 11,10 0,87 25,90 1,24 37,00 От 2,67 дo 5,31 евро
7,53 5,31 0,67 8,10 1,56 18,90 2,23 27,00 От 5,32 дo 7,97 евро
10,92 7,97 0,88 5,10 2,06 11,90 2,94 17,00 От 7,98 дo 13,28 евро
17,12 13,28 1,16 3,30 2,7 7,70 3,86 11,00 От 13,29 дo 23,24 евро
28,2 23,24 1,48 2,70 3,46 6,30 4,94 9,00 От 23,25 дo 39,83 евро
46,26 39,83 1,93 2,40 4,51 5,60 6,44 8,00 От 39,84 дo 73,03 евро
82,13 73,03 2,73 2,25 6,37 5,25 9,1 7,50 от 73,04 дo 165,97 евро
182,04 165,97 4,82 2,10 11,25 4,90 16,07 7,00 От 165,98 дo 331,94 евро
359,63 331,94 8,31 1,95 19,38 4,55 27,69 6,50 От 331,95 дo 663,88 евро
713,15 663,88 14,78 1,80 34,48 4,20 49,26 6,00 Свыше 663,88 евро

Например, цена производителя 123,45 попадает в диапазон от 73,04 до 165,97 (евро). Отпускную цену производителя вычисляют по формуле: цена производителя + базовая сумма для дистрибьютора + (цена производителя – предельная цена производителя) • понижающаяся торговая наценка для дистрибьютора.

123,45 + 2,73 + (123,45 – 73,03) • 0,0225 = 127,31445 ≈ 127,31 (евро)

Для аптеки отпускную цену рассчитываем прямым расчетом от цены производителя без НДС:

123,45 + 9,1 + (123,45 – 73,03) • 0,075 = 136,3315 (евро)

Окончательную цену получаем в аптеке добавлением 10% НДС и округлением до двух знаков после запятой: 136,3315 • 1,1 = 149,96465 ≈ 149,96 (евро).

В дальнейшем министерство здравоохранения избирательно сокращало наценки на разные группы товаров аптечного ассортимента (максимальная наценка дистрибьютора применительно к вакцинам, входящим в государственную программу, составила 5%, аптек — 7%; дорогие возмещаемые лекарства — 4 и 10%, безрецептурные — 5 и 15%, соответственно). Результатом является средняя торговая наценка (маржа) дистрибьюторов в размере 3,6% и средняя аптечная наценка в размере 15,2% в 2018 г.

При обсуждении ценовой политики оптовики кивают на производителей: мол, именно на их долю приходится наибольшая доля прибыли, генерируемой на фармацевтическом рынке (36 по сравнению с 17% у поставщиков лекарств и оборудования в 2014–2017 гг., со ссылкой на правительственный отчет). Очевидно, что часть этой прибыли спускается по цепочке распределения в виде скидок, информацию о которых обычно не раскрывают.

Аптеки тоже, как известно, прибегают к скидкам в борьбе за клиента — пациента. Поэтому к моменту введения электронного рецепта в 2017–2018 гг. сложилась ситуация, когда многие аптеки не взимали положенный за обработку каждого рецепта в рамках социального страхования сбор в размере вначале 5 словацких крон, затем — 0,17 евро за каждый рецепт, а предпочитали оплачивать его сами или силами страховщиков, чтобы только лекарства на их полках были дешевле. Отчасти поэтому с 1 января 2018 г. «плату за рецепт» отменили.

Однако, затраты растут не только для фармацевтов, но и для оптовиков. По данным Юзефа Поспишила (Jozef Pospíšil), исполнительного директора Ассоциации дистрибьюторов лекарств (Asociácia veľkodistribútorov liekov — AVEL), исполнение новых обязательств по проверке подлинности лекарств для крупной оптовой компании влечет за собой единовременные расходы в объеме примерно 150 тыс. евро. Периодические годовые эксплуатационные расходы, связанные с проверкой, оцениваются в более чем 110 000 евро в год на компанию, — сообщил исполнительный директор. По его же расчетам, суммарный баланс дистрибьюторов, связанный с поставками рецептурных лекарств, в 2018 г. отрицательный и составляет 2,7 млн евро (табл. 3).

Таблица 3. Экономический анализ доходов и затрат (евро) оптовых компаний в 2018 г. (avelslovakia.eu)
Параметр Доходы и затраты (евро)
Затраты на закупку рецептурных препаратов 978 942 тыс.
Общие затраты на деятельность в связи с поставками рецептурных лекарств 1 032 526 тыс.
Выручка от реализации рецептурных препаратов 1 029 808 тыс.
Потери (общие затраты минус выручка) 2718 тыс.

Очевидно, что уровень требований к оптовым и розничным операторам со стороны организаторов здравоохранения растет, а величина вознаграждения уменьшается. Так, 25 мая 2018 г. вступил в силу Общий регламент по защите данных (General Data Protection Regulation — GDPR), в феврале 2019 г. — антифальсификатная директива. Повышается также кредитная нагрузка на дистрибьюторов лекарств из-за обязательств медицинских учреждений из-за обязательств перед министерством здравоохранения. По словам Ю. Поспишила, их объем к концу 2017 г. составил 702,13 млн евро, из которых просроченных — 547,19 млн евро.

Кроме того, за последние 4–5 лет произошел сдвиг в потреблении лекарств от более дешевых к более дорогим. Наибольший рост (55%) произошел в 10-м, предпоследнем, ценовом диапазоне. При этом самые дорогие препараты 11-го ценового диапазона составляют почти 20% объема рынка.

Система срочного заказа отсутствующего лекарства (emergentní systém) также задает высокую планку требований. Если препарат, стоимость которого возмещается, нельзя получить другим способом, аптека оставляет заявку на портале www.isedo.sk, обслуживаемом оптовой компанией «PHOENIX». Если аптека, пусть даже в свое официально нерабочее время, не примет заказ через данную систему, ее накажут штрафом в размере 5000–100 000 евро. Такое же взыскание ждет аптеку, разместившую в системе неанонимный (имеются в виду данные пациента) заказ.

Конкурентная среда с большим количеством аптек и растущей долей аптечных сетей создает огромное экономическое давление, которое приводит к снижению экономических показателей аптек, что сказывается на всех фармацевтах и в конечном итоге на оптовых компаниях. Вознаграждение фармацевтов и оптовиков должно измениться. Речь идет не только об увеличении доходов, но и о способности обеспечить работу аптеки, модернизации информационных систем для электронного здравоохранения, eRecept, eKasu, проверке оригинальности лекарств, обучении фармацевтов и техников фармацевтических лабораторий и, наконец, что не менее важно, о возможности адекватно материально вознаграждать сотрудников, в том числе с введением оценки профессиональной деятельности фармацевта. Увеличение максимальной наценки дистрибьютора на 2,3% приведет к увеличению средней цены 1 упаковки препарата, которая в Словакии составляет 13,22 евро, до 13,52 евро (данные 2019 г.) — как считают операторы, вполне приемлемое повышение.

По материалам tribune.cz; hpi.sk; fz.tnuni.sk; avelslovakia.eu; vszp.sk; zakonypreludi.sk
*Ižová D., Pechová А. Bude degresívna obchodná prirážka spravodlivo upravená? Ako ovplyvňuje ekonomiku vašej lekárne? Lekárnik 2019 (XXIV); 07: 6–12.

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті