Первый Украинский Налоговый Форум 2010

Во всех странах налоги являются самым важным инструментом государственной экономической политики и регулирования рыночных отношений, с помощью которых можно либо ограничивать, либо стимулировать развитие определенных отраслей. Украина — одно из немногих государств, которое живет без такого Налогового кодекса, в котором были бы четко прописаны все правила игры для бизнеса и государственных регуляторных органов, то есть своего рода налоговой конституции. Базовый вариант проекта Налогового кодекса разработан еще в 2007 г., однако он не был принят Верховной Радой Украины. Благодаря огромной политической воле тема принятия Налогового кодекса стала форсироваться и постоянно обсуждается на самых разных уровнях государственного устройства Украины с привлечением представителей крупного, среднего и малого бизнеса, аналитических центров и общественных организаций.

Как считают в Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ), необходимость разработки проекта Налогового кодекса Украины обусловлена наличием слишком громоздкой системы нормативно-правовых актов по вопросам налого­обложения, которая содержит пробелы, коллизионные нормы и приводит к неоднозначной трактовке положений действующего законодательства. Налоговый кодекс должен стать первым в Украине законодательным актом, содержащим согласованные нормы, связанные с начислением и уплатой налогов, и обеспечивающим комплексное урегулирование вопросов, связанных с налогообложением. Это предлагается осуществить путем включения в упомянутый документ практически всех налогов, сборов и других обязательных платежей, взимаемых на территории Украины.

Цель Налогового кодекса — кодификация налоговых законов, упрощение их изложения, максимальное сближение принципов налогового и бухгалтерского учета. Принятие этого регуляторного акта обеспечит адаптацию фискального законодательства к принципам и директивам Европейского Союза, а в сфере тарифно-таможенного законодательства — к стандартам Всемирной торговой организации (с учетом интересов внутренних системных рынков на переходном этапе). Также введение его в действие обеспечит унификацию правил налогообложения с международными стандартами учета и отмену дискриминационных норм в отдельных сферах или видах деятельности. По данным Между­народной финансовой корпорации, сейчас украинский бизнес тратит в среднем 848 ч в год на соблюдение налогового законодательства, состоящего из разрозненных и порой противоречивых статей, что на 441 ч больше, чем в России, и на 661 ч больше, чем в США.

17 июня Верховная Рада Украины приняла за основу правительственный проект Налогового кодекса. Николай Азаров, Премьер-министр Украины, считает, что предложенная правительством редакция проекта Налогового кодекса является идеальной с точки зрения способствования ведению бизнеса и децентрализации финансов. Шквал критики со стороны представителей бизнеса и широкой общественности дал Виктору Януковичу, Президенту Украины, основания для того, чтобы отправить законопроект на доработку с широким обсуждением в профессиональных кругах.

28 октября 2010 г. прошел «Первый Украинский Налоговый Форум 2010: реформирование налоговой службы в Украине в соответствии с европейскими стандартами» (далее — Форум). Целью Форума стало профессиональное обсуждение преимуществ и недостатков проекта Налогового кодекса, заимствование мирового опыта в сфере налогообложения, а также поиск путей для наиболее эффективного реформирования налоговой службы и налоговой системы Украины.

В мероприятии приняли участие Александр Папаика, председатель ГНАУ; Сергей Лекарь, заместитель председателя ГНАУ; Татьяна Ефименко, заместитель министра финансов Украины; Наталья Королевская, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства; Макс Альер, постоянный представитель Международного валютного фонда в Украине, а также депутаты Верховной Рады, представители деловых кругов, международные эксперты, представители ведущих международных и национальных компаний, международные эксперты из Германии, России, Грузии, Кыргызстана и Турции.

По словам Александра Папаики, европейские стандарты налогообложения предусматривают не только современные формы и методы стимулирования предпринимательской деятельности через налоговые рычаги. «Это в первую очередь прозрачность ведения бизнеса, сохранение собственной безупречной бизнес-репутации, понимание необходимости своевременных и полных расчетов с бюджетом, жесткая ответственность за нарушение норм налогового законодательства», — отметил докладчик. «Сегодня в органах налоговой службы происходит процесс реформирования. Так, на 20% планируется сократить количество работников центрального аппарата ГНАУ и областных налоговых администраций. Зато налоговые инспекции, которые непосредственно работают с налогоплательщиками, будут усилены. Это поможет избежать очередей и создать все необходимые условия для удобства налогоплательщиков», — сказал председатель ГНАУ во время брифинга для представителей средств массовой информации.

Татьяна Ефименко отметила, что Налоговый кодекс — это первый шаг к реформированию налоговой системы нашего государства. После принятия этого документа в него могут вноситься изменения, ведь в стране проводятся реформы, экономика развивается и возникает необходимость в адаптации к современным условиям. «Однако изменения должны вноситься один раз в год в рамках программы реформирования. Сильное государство должно быть рядом с сильным бизнесом, и Налоговый кодекс создаст все условия для этого».

«Налоговый кодекс — это система отношений государства и налогоплательщика. Должны быть прописаны равные условия и правила игры для всех участников рынка. Честный плательщик должен находиться в преференциальных условиях», — подчерк­нул Сергей Лекарь.

Участники Форума также рассмотрели вопросы сближения бухгалтерского и налогового учетов, налоговых проверок, налоговых споров, налогообложения доходов нерезидентов, использование трансфертных цен в налоговом учете и т.д. Международные эксперты ознакомили присутствующих с опытом своих стран относительно реформирования налоговых систем.

На конференции отмечалось, что в отечественной налоговой системе происходят позитивные изменения вследствие влияния евроинтеграционных процессов:

  • в практику работы органов государственной налоговой службы всех уровней внедряется мировой опыт применения информационных технологий;
  • развивается рискориентированная система отбора налогоплательщиков для документальных проверок;
  • введено автоматическое сопоставление данных налогового кредита и налоговых обязательств по НДС;
  • упорядочиваются организационная структура органов государственной налоговой службы и количество работающих в налоговой системе.

Есть страны, в которых налоговая реформа была проведена очень успешно. Например, в Грузии в 2 раза увеличилась собираемость бюджетных средств при сокращении общего налогового бремени и штата налоговиков (Георгий Пертайя, главный советник премьер-министра Грузии). Так, из существующих ранее 26 налогов осталось только 6. НДС снижено с 20 до 18%, налог на прибыль — с 20 до 15%, социальный пакет — с 33 до 20%. Увеличение бюджетных сборов стало возможным за счет введения более эффективного администрирования, а также проведения информационных компаний с целью повышения налоговой грамотности населения, формирования стереотипа добровольности своевременных и полных платежей, искоренения коррупции в среде налоговых инспекторов с одновременным усилением криминальной ответственности (до 3–8 лет лишения свободы) за уклонение от уплаты налогов и составление искаженной отчетности со стороны налогоплательщиков.

В России Налоговый кодекс был введен в действие в 2 этапа: в 1999 г., когда ввели общие положения, и в 2001 г., когда приступили к этапу снижения налоговых ставок (Ульф Шнайдер, генеральный директор «RUSSIA CONSULTING Group»). Налог на прибыль снижен с 30 до 24%, с 2009 г. он снижен до 20%, а подоходный налог физических лиц снижен с 30 до 13%. НДС снижен с 20 до 18%. Отменен налог с продаж в 5% и налог на рекламу в 5%. Были снижены взносы на социальное страхование для граждан России и отменены для большинства иностранцев. Произошло разделение налогового и бухгалтерского учетов в 2000 г. С появлением в России Налогового кодекса судебная практика стала более объективной и позитивной (70% всех судебных решений по вопросам налогообложения принимается сейчас в пользу налогоплательщиков). Сегодня в Российской Федерации четко осуществляется выплата НДС. Появилось более экономически объективное мышление у бизнеса, и в долгосрочной оценке оно углубляется. Снижение налоговых ставок в России в 2001 г., как это ни парадоксально, способствовало повышению поступлений в бюджет.

Аналогичная ситуация была отмечена после принятия сбалансированного Налогового кодекса в Киргизии. Несмотря на снижение количества налогов и процентных ставок, уже в первый год после его введения годовой бюджет собрали за 7 мес. Бизнес стал более исправно платить налоги, поскольку риск быть наказанным превысил легально сниженные посильные налоговые платежи.

Проект Налогового кодекса Украины также предполагает уменьшение количества налогов с 29 до 17. В нем предусматривается поступательное снижение ставки НДС с 20 до 17% с 2011 по 2014 г. по 1% в год. Также планируется постепенное снижение ставки налога на прибыль предприятий с 25 до 20% до 2014 г. Подоходный налог граждан будет прежним — 15%, если их месячный доход не превысит 13 тыс. грн., но при превышении этой суммы процентная ставка возрастет до 20% на величину суммы зарплаты, превышающую 13 тыс. грн. Предлагается расширить налоговую базу, а также отменить или уменьшить старые льготы и ввести новые. На местах будут взимать 4 обязательных налога — на землю, недвижимость, рекламу и торговый патент.

Планируется повышение акцизного сбора за новые автомобили в 2–3 раза в зависимости от объема двигателя и стоимости автомобиля. В то же время многие экономисты предлагают оставить и дополнительно ввести льготное налого­обложение для таких социально значимых товаров, как лекарственные средства, детская одежда и питание, жилищно-коммунальные услуги, билеты в театры, кинотеатры и музеи.

В той или иной форме льготы на препараты существуют во всех странах мира либо в рамках реимбурсации по программам страховой медицины, либо в виде нулевой налоговой ставки, как и в Украине. Много нареканий вызывает сужение видов деятельности, подпадающих под льготное налогообложение по единому налогу. Приоритеты должны быть отданы, прежде всего, тем предприятиям, которые занимаются небольшими инновационными проектами, например энерго­сберегающими технологиями и вопросами экологии, локальной экономики, пропагандой здорового образа жизни, создают группы здоровья, работают с людьми, употребляющими наркотики или живущими с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и другими социально значимыми заболеваниями, а не тем, кто занимается перепродажей петрушки или комнатных тапочек.

Предлагается с 1 января 2011 г. взимать с граждан пеню за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг, а также повысить акцизные сборы на ликеро-водочные и табачные изделия.

Сегодня продолжаются жаркие дискуссии вокруг налогов на роскошь, недвижимость и ставок по единому налогу для малого и среднего бизнеса, налоговых каникул и амнистии. Налог на яхты и самолеты планируется ввести не с 2014 г., а с 2011 г. А налог на недвижимость — не с 2011 г., а с 2012 г. При доработке этой позиции ко второму чтению был выписан механизм начисления и расчета этого налога. Так, предусмотрено создание единого государственного реестра недвижимости, а для этого потребуется время. После введения этой нормы в действие (с 2012 г.) налоговые службы будут получать из реестра данные о недвижимости, рассчитывать сумму налога и до 15 апреля каждого года предоставлять счет налого­плательщику. Рассчитаться налогоплательщик должен будет до 15 октября этого же года. Также в проекте предлагается увеличить со 100 до 120 м2 площадь квартиры, которая не облагается таким налогом, для частных домов необлагаемую налогом площадь также планируют увеличить с 200 до 250–300 м2.

Проект Налогового кодекса предусматривает устранение дискриминации нерезидентов Украины с их двойным налого­обложением. В Верховную Раду Украины поступило 4400 поправок к этому документу, и 18 ноября состоится его второе чтение.

По итогам обсуждения участники отметили в целом взвешенный характер проекта Налогового кодекса Украины, однако указали на отдельные существенные недостатки, как, например, непрозрачная процедура автоматического возмещения НДС, расширение прав органов налоговой службы, а также короткие сроки для изуче­ния представителями украинского бизнеса новых правил в сфере налого­обложения. Последние четко указали на тот факт, что уменьшение ставок налогов на самом деле не является определяющим фактором — куда важнее упростить процедуру администрирования налогов, сделать ее понятной и прозрачной, а также внедрить единый подход в налогообложении доходов по отношению ко всем налогоплательщикам. 80% доходов в бюджет дают 2 тыс. субъектов предпринимательской деятельности, 90% — 25 тыс., в то время как их зарегистрировано в Украине 3,5 млн. В борьбе с теневиками, серыми импортерами, фальсификаторами заинтересованы не только налоговые органы, но и представители легального бизнеса, которые готовы безупречно платить все налоги при условии равного налого­обложения.

В свою очередь представители налоговых органов сообщили, что им известно около 5 тыс. схем уклонения от уплаты налогов и их минимизации. Проект Налогового кодекса дает более эффективные рычаги борьбы с такими негативными явлениями в дополнение к возможности подписания международных соглашений об информировании.

Некоторые из присутствующих специалистов, ссылаясь на мнение известных зарубежных экспертов, высказали пожелание не торопиться с введением наспех созданного, по их мнению, проекта Налогового кодекса и перенести его имплементацию на 2012 г., принимая во внимание неготовность бизнеса в столь малый срок пере­йти на принципиально новое налоговое планирование и неподготовленность 40 тыс. налоговиков Украины к новой процедуре администрирования.

Во время подиумной дискуссии представителей украинских и международных компаний с руководящим составом ГНАУ был признан ряд ошибок и недоработок в деятельности государственных органов. Представители ГНАУ призвали бизнес-сообщество сообщать о любых случаях проявления коррупции со стороны налоговых органов, их неправомерных действий с отчислением НДС или непринятием отчетностей путем отправления официальных писем с указанием конкретного недобросовестного налоговика либо по телефонам доверия ГНАУ.

Участники Форума признали, что подобные мероприятия способствуют восстановлению атмо­сферы доверия и построению конструктивного диалога между государственными органами с одной стороны и представителями бизнеса, а также гражданского общества — с другой.

Была также достигнута договоренность о том, что Совет независимых бухгалтеров и аудиторов по результатам дискуссии направит на рассмотрение правительства консолидированные предложения профессионального сообщества по улучшению проекта Налогового кодекса и реформированию налоговой службы Украины.

Сергей Гордиенко, кандидат медицинских наук,
фото автора

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті