Денис Шевченко: украинская фармация нуждается в «репутационном исцелении»

За последние годы регуляторная политика Украины в сфере обращения лекарственных средств претерпела значительные изменения. При этом далеко не всегда законодательные инициативы регуляторных органов соответствовали реальным запросам государства и учитывали интересы субъектов рынка. Понимая, что решать проблемы надо сообща, представители бизнеса объединяются в общественные организации. Одной из наиболее влиятельных общественных организаций на украинском фармацевтическом рынке является Фармацевтическая ассоциация «ФАРМУКРАИНА». С ее деятельностью читателей «Еженедельника АПТЕКА» познакомил Денис Шевченко, исполнительный директор ассоциации.

— Когда и с какой целью была создана ассоциация «ФАРМУКРАИНА»?

— ФАРМУКРАИНА, созданная в 2000 г., — общественная организация, объединяющая представителей и сотрудников крупнейших ассортиментных дистрибьюторских компаний. Цели и задачи у ассоциации достаточно широкие — это защита интересов ее членов, влияние на рынок с точки зрения его адаптации к международным нормам. Кроме того, одними из важных направлений ее деятельности являются информационная поддержка и адаптация бизнеса в меняющихся условиях регуляции рынка. Следует отметить, что консолидация усилий участников ассоциации быстро приносит результаты и предоставляет возможность эффективно взаимодействовать с партнерскими организациями.

ФАРМУКРАИНА активно заявила о себе в 2008 г. Это было связано с вызовами, предъявляе­мыми рынку временем, и необдуманными инициа­тивами регуляторов, которые привели к значительным убыткам субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на фармацевтическом рынке, особенно дистрибьюторских компаний. Напомню, что речь идет о постановлении КМУ от 17.10.2008 г. № 955, которое, в его первоначальной редакции, предусматривало регулирование цен на лекарственные средства без учета экономических реалий. За этой правительственной инициативой следовала череда попыток регуляторов изменить правила игры на рынке. При этом не обращалось внимание на потребности и интересы участников рынка, в том числе пациентов. В этом контексте можно также вспомнить попытку введения моратория на повышение цен на лекарственные средства.

В то время ассоциация усилила взаимодействие со СМИ, другими общественными организациями, нашла возможность оптимизировать диалог с разными регуляторными органами и фактически стала координатором общественной работы, направленной на предупреждение нежелательных последствий необдуманных регуляторных новаций. Так, благодаря усилиям членов ассоциации рынку удалось наладить продуктивную работу с Секретариатом Президента Украины, что способствовало принятию Президентом решения о ветировании закона, предусматривающего введение моратория на повышение цен на лекарственные средства.

— Ассоциация занимает активную гражданскую позицию и принимает участие в формировании регуляторной политики. Какие задачи вам удалось решить в текущем году?

— Действительно, представители ФАРМ­УКРАИНЫ ведут активную консультативно-совещательную работу в составе Общественного совета при МЗ Украины, Общественного совета при Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств МЗ Украины, Общественной коллегии Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Кроме того, члены ассоциации входят в состав рабочих групп по оптимизации таможенных процедур при Государственной таможенной службе; по подготовке предложений по совершенствованию механизма регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения при Министерстве экономики Украины; по подготовке проекта закона «О лекарственных средствах» при МЗ Украины и пр. Хотелось бы напомнить, что ФАРМ­УКРАИНА первой среди профессиональных общественных организаций фармацевтического сектора выступила с инициативой активизировать деятельность по разработке новой редакции проекта закона «О лекарственных средствах».

В текущем году ассоциации удалось отстоять интересы участников рынка во время решения Государственной таможенной службой вопроса о создании таможенного поста «Акцизный», с его подчинением Киевской центральной специализированной таможне. Напомню, что создание поста предусматривалось приказом Государственной таможенной службы Украины от 18.02.2010 г. № 130. При этом негативные последствия такого решения ощутили бы на себе все субъекты хозяйствования, осуществляющие ввоз продукции на территорию Украины. ФАРМУКРАИНА решила проблему за несколько дней до вступления этого приказа в действие. Членам ассоциации удалось наладить конструктивный диалог с первым заместителем начальника Государственной таможенной службы, было созвано совещание, на котором присутствовали представители ассоциации, и пос­ле упорной дискуссии был достигнут компромисс.

Хотелось бы отметить, что в данный момент при Государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства функционирует рабочая группа, которая занимается разработкой проекта Таможенного кодекса. Представители ассоциации входят в состав этой рабочей группы и представляют интересы предприятий фармацевтического сектора.

Возвращаясь к задачам, которые удалось решить ассоциации в этом году, важно вспомнить и о работе над новыми Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами (далее — Лицензионные условия). Представители ФАРМ­УКРАИНЫ принимали активное участие в разработке разделов, регламентирующих оптовую торговлю препаратами. Так, был внесен ряд уточнений, касающихся внутренней организации работы складов. Кроме того, усилия Ассоциации были направлены на исключение из Лицензионных условий положения о невозможности их выполнения лицензиатом при реализации рецептурных препаратов без рецепта. По мнению членов ассоциации, такая норма спровоцировала бы недобросовестную конкуренцию на рынке. Члены ассоциации понимают, что рецептурный отпуск препаратов необходимо упорядочить, поэтому было предложено альтернативное решение данной проблемы, а именно введение личной ответственности провизора за реализацию рецептурного препарата без рецепта. Кроме того, по нашему убеждению, должно быть введено понятие «систематическое нарушение». При этом решение об аннулировании лицензии должно приниматься в отношении данного аптечного учреждения, а не целой сети.

Также хотелось бы вспомнить об увеличившемся объеме ввезенных на территорию Украины лекарственных средств, помещенных в карантин. Сегодня можно констатировать, что эту проблему удалось частично решить путем взаимодействия с руководством Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств МЗ Украины. Но позитивная динамика есть, ведется работа над усовершенствованием законодательной базы в сфере контроля качества лекарственных средств, которые ввозятся на территорию нашей страны.

— Заканчивается год, наметила ли ассоциация планы на следующий год?

— ФАРМУКРАИНА продолжает работу, направленную на оптимизацию процедуры таможенного оформления фармацевтической продукции. Кроме того, ассоциация заинтересована в усовершенствовании законодательства в сфере контроля качества ввозимых в Украину препаратов, в частности при активном участии представителей ассоциа­ции разрабатывается проект приказа МЗ Украины о распределении лекарственных средств, поступающих на лабораторный контроль. Речь идет о необходимости введения нормы, которая бы позволила субъекту хозяйствования выбирать лабораторию, в которой можно провести лабораторный контроль качества лекарственного средства, из списка, предложенного регуляторным органом. Список должен включать не менее 2 лабораторий. По мнению членов ассоциации, это позволит уменьшить время нахождения препаратов в карантине и устранить возможность коррупции в данной сфере.

Одним из важных направлений работы ФАРМ­УКРАИНЫ, намеченных на следующий год, является информационно-просветительская работа с населением с целью восстановления положительного имиджа фармацевтического сектора. В последнее время репутация отечественной фармации в глазах общественности значительно ухудшилась из-за некомпетентных заявлений отдельных политиков и чиновников, которые были растиражированы СМИ. Пришло время восстановить доброе имя работника фармации. С этой целью ФАРМУКРАИНА приняла решение о создании информационного центра, который станет источником объективной информации о положении дел в фармацевтическом секторе.

Елена Приходько,
фото Сергея Бека

ФАРМУКРАИНА приглашает к сотрудничеству

Уважаемые коллеги!

Фармацевтическая ассоциация «ФАРМУКРАИНА» объявляет о начале работы информационного центра и приглашает к информационному сотрудничеству всех участников фармрынка, представителей смежных отраслей, экспертов, чиновников, а также всех, кому небезразлична судьба украинской фармации. Сегодня, в период системного реформирования отрасли здравоохранения и фармацевтического сектора, как никогда нужен «голос», который сможет убедительно заявить на всю страну о проблемах фармации, предложить эффективные пути их решения, отстоять позиции и развеять привычные для большинства мифы.

Фармацевтический сектор отрасли здравоохранения представлен высокотехнологичной и высокоинтеллектуальной сферой профессиональной деятельности, связанной с лекарственным обеспечением населения — от разработки препарата до его доставки пациенту. Между тем в последнее время тематика лекарственного обеспечения в нашей стране все чаще используется как средство для получения политических дивидендов. И это крайне негативно влияет на всех участников фармацевтического рынка — от производителя продукции до пациента. Так или иначе всем им приходится расплачиваться за публичные некомпетентные суждения о состоянии дел в фармацевтическом секторе. В результате вместо реформ на рынке происходит еще больший хаос, социально значимая отрасль теряет репутацию и доверие потребителей.

В сложившейся ситуации профессионалам фармации уже недостаточно только эффективно работать. Сейчас один из главных приоритетов для нас — донесение до общественности позиций Фармы и публичное реагирование на превышение своих полномочий государственными служащими.

Сегодня украинская фармация как никогда нуждается в репутационном менеджменте, частью которого является грамотная и сбалансированная информационная политика.

Для ее проведения необходимо консолидировать усилия. Мы знаем, что показатели рыночной силы — это не только способность операторов рынка слышать друг друга и принимать взвешенные решения, но и действенность информационной кампании по восстановлению репутации отрасли. Эти показатели напрямую зависят от объединения усилий, готовности делиться информацией, открытости и прозрачности для общественности. Для общего успеха нам вместе необходимо сделать последний и на данном этапе наиболее важный шаг — стать открытыми для каждого гражданина. Только после того, как общество благодаря средствам массовой информации станет свидетелем наших достижений, разберется в проблемных вопросах, большей частью создаваемых искусственно, мы сможем свести к минимуму проявления ручного управления отраслью и необоснованные нападки.

На данном этапе информационный центр ставит перед собой несколько основных задач.

Во-первых, череда публикаций и телесюжетов развеет привычные мифы, связанные с отраслью. В том числе — известные каждому «сверхприбыли участников фармрынка», «ввоз большого количества фальсификата», «дороговизна лекарств» и т.п.

Во-вторых, благодаря своей объективности информационный центр станет источником ценной и объективной информации для СМИ, поднимающих на своих страницах вопросы, связанные со здравоохранением, что сбалансирует информационные потоки и восстановит позитивный имидж отрасли в глазах общества.

В-третьих, одна из важнейших задач для информационного центра ФАРМУКРАИНЫ — необходимость повышения культуры потребления лекарств и медицинских услуг гражданами Украины, что должно проявиться в осмысленном и цивилизованном подходе к лечению, в частности выбору и применению лекарственных средств.

Планомерное достижение этой цели, кроме, несомненно, позитивного эффекта для пациентов, приведет к усовершенствованию рыночной структуры фармотрасли.

Итак, для решения поставленных задач нам необходимо объединить усилия. С этой целью информационный центр «ФАРМУКРАИНА» предоставляет возможность и приглашает всех коллег представить информацию для анализа и публикации в общенациональных широкопрофильных СМИ, поделиться своим видением относительно решения проблем и выполнения задач, стоящих перед Фармой.

С уважением Денис Шевченко,
исполнительный директор Фармацевтической
ассоциации «ФАРМУКРАИНА»

Комментарии

Виктор 06.12.2010 9:55
За каждой ассоциацией кто то стоит и преследует свои корпоративные интереси. Если Вы будете представлять интереси рядовых фармацевтов и провизоров будет успех, а так Вы просто делаете шоу. Организуйте членство в асоциации физ.лиц ( взнос символический), лобируйте закон об асоциации по типу европейской. Как говорил класик -"Теория должна овладеть массами" С ув. Виктор
Денис Шевченко 06.12.2010 5:47
Уважаемый Виктор! В нашу общественную организацию мы принимаем, в первую очередь, физических лиц, согласно Закону "Об объединениях граждан". Насчет "кто-то стоит" - кроме физических лиц коллективными членами Ассоциации являются 6 трудовых коллективов крупных известных дистрибьюторских компаний. Что до лоббирования "проевропейского" закона - одна из основных наших задач - привести украинские реалии в соответствие европейским нормам, когда регуляция на стартовом этапе осуществляется как раз третьим сектором - профессиональной общественности. В этом направлении мы активно работаем.

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи