Как подтвердить уровень профессионализма в сфере клинических исследований? Международный опыт

Продолжая тему обучения в сфере клинических исследований (см. предыдущие публикации в «Еженедельнике АПТЕКА» № 13 (584) от 02.04.2007 г. и № 38 (609) от 01.10.2007 г.), сегодня мы хотели бы более подробно остановиться на сертификационных программах. Проблема нехватки хорошо подготовленного персонала контрактных исследовательских организаций и фармацевтических компаний, опытных и знающих исследователей, имеющих необходимый уровень подготовки, членов локальных этических комитетов, а также отсутствие унифицированных и общепризнанных критериев оценки знаний и опыта не ограничиваются пределами только нашей страны. В Европе идея создания единой системы обучения и сертификации специалистов, задействованных в разработке лекарственных средств, обсуждается уже не один год. Оптимальным же ее воплощением многим видится учреждение виртуальной Европейской академии исследований лекарственных средств (European Medicines Research Academy), которая бы обеспечила платформу для обучения специалистов различных уровней, включая персонал по клинической разработке (clinical development staff), исследователей, мониторов, специалистов по фармаконадзору, сотрудников контрольно-разрешительных инстанций и т.д. (O’Donnell P., 2008). Пока же, к сожалению, такой организации не существует, и, соответственно, общеевропейской системы сертификации специалистов, работающих в сфере клинических исследований, также.

Е. Руднева

Для Украины вопрос обучения и  самообучения является тем более важным, что в последнее время с увеличением количества проводимых клинических исследований, усовершенствованием законодательной базы (включая приказ МЗ Украины № 245, требующий обязательного тренинга исследователей по принципам надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice — GCP)) и  существенным повышением конкурентоспособности стран Азии (в  первую очередь Китая и  Индии). Поддержание и доказательство должного уровня профессионализма становятся все более актуальными для сотрудников как клинических баз, так и фармацевтических компаний и контрактных исследовательских организаций. В качестве дополнительных факторов, обусловливающих необходимость уделения большего внимания специальному образованию в  отрасли, можно назвать и большую текучку мониторов (перескакивая из одной компании в  другую на основании зачастую лишь продолжительности работы в той или иной должности, человек получает более высокую зарплату, иногда не соответствующую его реальным знаниям и умениям), и расширение базы исследователей в пользу менее опытных, но и менее загруженных (это, безусловно, положительный момент, при условии адекватного обучения неопытного исследователя), и  увеличивающееся разнообразие предлагаемых тренингов (качество которых варьирует в широких пределах и не всегда соответствует ценам), и  отсутствие культуры самообучения (практика последипломного образования врачей в нашей стране предполагает «предаттестационные курсы», то есть занятия в  классе с  преподавателем, раз в  несколько лет, а не ответственное самообучение и  накопление «кредитов», как, например, в  США), и  т.д. Поэтому мы и решили осветить доступные для украинских специалистов образовательные и  сертификационные программы.

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБУЧЕНИЕ?

Отметим сразу же, что полноценная образовательная программа должна давать возможность для профессионального развития и  совершенствования специалиста любого уровня, затрагивать различные, в  первую очередь прикладные, вопросы. Безусловно, наиболее глубокие знания можно получить при обучении в  университете (как правило, клинические исследования и  вопросы разработки лекарственных средств представлены в  магистерских программах), однако такой вид обучения требует больших затрат, как временных, так и  финансовых. Регулярное участие в  специализированных тренингах, семинарах и  конференциях может только приветствоваться, но необходимо следить за всесторонностью полученных знаний и навыков. Так, с одной стороны, нельзя ограничиваться только зарубежными тренингами, а необходимо регулярно получать информацию о национальном законодательстве, теории и  практике проведения клинических испытаний в Украине. С  другой стороны, участвуя только в украинских мероприятиях, специалист лишается возможности получить более «международный» взгляд на вещи, познакомиться с  законодательством других стран (имеется в  виду прежде всего законодательная база Евросоюза и США).

Итак, необходимо стремиться к получению разносторонней информации, затрагивающей все аспекты проведения и организации клинических исследований. Например, для исследователя, работающего на клинической базе, будет полезно познакомиться не только с технологией написания и обсуждения информированного согласия, оптимизацией набора пациентов с той или иной патологией, но и узнать более подробно об общих принципах разработки лекарственных средств, статистической основе различных дизайнов исследований и последующего анализа собранных данных, и  т.д. А для монитора из фармацевтической компании будет нелишним, наряду с принципами проверки первичной документации и информированных согласий, обсудить вопросы организации работы клинической базы, требования к регистрации лекарственных средств в разных странах и т.д. Для освоения такого многогранного материала прекрасно служит модульная система, представляемая многими тренинговыми организациями. Например, Венская школа клинических исследований (Vienna Schoоl of Clinical Research, www.vscr.at) предлагает семинары по принципам надлежащей клинической и лабораторной практик (разного уровня сложности), вопросам разработки протокола исследований в различных областях и правильной подготовки публикаций, фармакоэкономики, биостатистики и т.д. On-line тренинги компании «Clinfosource» (www.clinfosource.com) разбиты на две основные группы — для сотрудников клинической базы и отдельно для сотрудников фармацевтических компаний и контрактных исследовательских организаций. Причем предлагают тренинги различной сложности (базовый и  продвинутый уровни) и тематики. Можно покупать по одному небольшому тренингу или сразу же подписаться на целую программу.

ПОДХОД ЗАРУБЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Собственно «сертификационные» программы (экзамены на знание теоретических основ проведения клинических испытаний и  прикладных моментов их организации с или без предварительного обучения) предлагаются сейчас несколькими профессиональными ассоциациями и  организациями, в том числе Обществом мониторов (Society of Clinical Research Associates — SoCRA, www.socra.org), Ассоциацией профессионалов клинических исследований (Association of Clinical Research Professionals — ACRP, www.acrpnet.org) и Институтом клинических исследований (The Institute of Clinical Research, www.icr-global.org) и др. Подчеркнем, что ни один из экзаменов и, соответственно, сертификатов не имеет официального признания какими-либо регуляторными органами. Здесь скорее можно говорить о признании со стороны отрасли (в  частности, фармацевтических компаний и контрактных исследовательских организаций). В  этой статье мы остановимся более подробно на системе обучения и сертификации специалистов в  сфере клинических исследований, которую предлагает ACRP (тем более, что в  соответствующем сообщении из недавнего номера (февраль 2008) специализированного журнала «Monitor», издаваемого этой организацией, в  списке сертифицированных мониторов (Certified Clinical Research Associate) есть два человека из Украины). А в  последующих публикациях расскажем и  о других программах.

ACRP

Итак, ACRP является международной ассоциацией, объединяющей специалистов в  сфере клинических исследований; хотя в большей степени она представлена и популярна в  Северной Америке, чем в Европе и Азии. Европейские филиалы (chapters) ACRP есть в Бельгии, Германии, Сербии, Нидерландах и Соединенном Королевстве, кроме того, в Лондоне находится и  европейская штаб-квартира этой ассоциации. ACRP предлагает сертификацию на двух уровнях. Экзамен «базового» уровня (Core knowledge assessment — СКА) может сдавать любой желающий, которому, однако, рекомендуется предварительно получить минимальный тренинг по теории и  практике клинических исследований.

Более сложный сертификационный экзамен ориентирован только на опытных специалистов, разделен по регионам (FDA, EU и ICH) и специальностям (монитор, координатор и исследователь). Организацией экзаменов, включая подготовку вопросов, занимаются подразделения ACRP — Академия профессионалов клинических исследований (Academy of Clinical Research Professionals) и Академия клинических фармакологов и  исследователей (Academy of Pharmaceutical Physicians and Investigators), а непосредственно проведение и электронное сопровождение делегировано специальному подрядчику — компании «Applied Measurements Professionals Inc.» (www.goamp.com). Согласно информации, предоставленной на сайте ACRP, к  настоящему моменту сертификацию получили более 18 тыс. специалистов в области клинических исследований. Остановимся же на каждом из этих экзаменов более подробно.

ПРОВЕРКА БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ

Экзамен СКА проводится круглый год по мере формирования групп в 212 тестовых центрах по всему миру, из которых 7 находятся в  Европе (по одному в Германии, Италии, Сербии, Испании, Турции и два в Соединенном Королевстве). Экзамен длится не более 90 мин, сдается на компьютере и состоит из 70 многоальтернативных вопросов по следующим категориям: общие вопросы клинических исследований (15 вопросов), изучение и  разработка исследуемого лекарственного средства (11 вопросов), методология клинических исследований (24 вопроса), роли и  ответственность при проведении клинического исследования (15 вопросов) и  отчетность о безопасности (10 вопросов). Экзамен ограничивается вопросами на запоминание, которыми в первую очередь проверяется способность вспомнить определенную изолированную информацию (например, определенные факты, концепции или принципы). Для подготовки к  экзамену рекомендуется изучить основополагающие документы — Хельсинкскую декларацию, ICH E2A (Обработка данных клинической безопасности: определения и  стандарты отчетности), ICH E6 (Надлежащая клиническая практика), ICH E8 (Общие соображения о клинических исследованиях). Для определения минимального проходного балла используется метод Ангоффа (Angoff). Эксперты оценивают все вопросы экзамена и определяют, сколько нужно правильных ответов, чтобы показать знания и  навыки, необходимые для положительной оценки. Таким образом, путем незначительного смещения проходного балла вверх или вниз нивелируется различная сложность той или иной версии экзамена. Несмотря на то что СКА не очень сложный экзамен, не требующий определенного образования или опыта работы, и  сравнительно недорогой, его ценность для Украины пока неясна — в  связи с тем, что ни в Украине, ни в  России тестовых центров нет, расходы на поездку вряд ли окупятся в  скором времени, тем более что экзамен нацелен на проверку именно базовых знаний.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

В  этой связи сертификационные экзамены основного «эшелона» представляют для украинских специалистов больший интерес, хотя пока и  не являются широко «узнаваемыми» или «признаваемыми» в нашей стране. Согласно официальному определению ACRP сертификационные экзамены являются официальным признанием того, что специалисты в области клинических исследований имеют необходимый уровень образования и опыта, а также продемонстрировали связанные с работой знания и  навыки. Экзаменационные вопросы касаются всех клинических исследований с участием людей в качестве испытуемых, включая исследования лекарственных средств, приборов и  биологических препаратов. Сертификационные экзамены проводятся в сентябре и марте каждого года в различных (определяются отдельно для каждого экзамена) городах.

Основой всех сертификационных экзаменов являются те же документы, которые рекомендуются для изучения для подготовки к  СКА-экзамену. Однако для США (регион FDA) включаются также основы американской нормативно-правовой базы по вопросу клинических исследований (21 CFR 10.90, 11, 50, 54, 56, 312, 314, 316, 320, 330, 601, 812, 814; 45 CFR 46, 160, 164; Руководство по мониторингу клинических исследований (январь 1988); формы FDA 1571, 1572, 482, 483, 3500A и другие документы), для стран Европейского Союза — Директивы 2005/28/EC и  2001/20/ЕС, 95/46/EEC и  др. Экзамен для так называемого региона ICH содержит вопросы, касающиеся только основных документов, так как нормативная база разных стран существенно отличается, а разрабатывать отдельные экзамены для каждой страны не имеет смысла.

Разделение сертификации по профессиям основано в первую очередь на определении функциональных обязанностей, которые ACRP относит к каждой из них.

Мы остановимся более подробно на категориях — мониторе клинических исследований (Clinical Research Associate — CRA) и враче-исследователе (Clinical Physician Investigator — CPI), поскольку профессии координатора клинических исследований (Clinical Research Coordinator — CRC) в том виде, в котором ее трактует ACRP, в Украине не существует (что связано с различиями в системе среднего и высшего медицинского образования).

Так, в  обязанности CRA входит обеспечение проведения клинического исследования на вверенных клинических базах в  соответствии с  принципами надлежащей клинической практики, гарантирование соблюдения всех необходимых регуляторных требований при проведении клинического исследования на клинических базах, оценка точности ведения записей учета исследуемого лекарственного средства на клинических базах, а также выполнение других действий, связанных с исследованием, для спонсора (например, разработка протокола, выбор исследователей, проведение инициирующих визитов и  визитов окончания исследования, написание отчета исследования и  др.).

Врачом-исследователем (CPI) по классификации ACRP является любой дипломированный врач, имеющий лицензию на практику с возможностью проведения исследований, который работает в качестве главного (ответственного) исследователя, соисследователя или сотрудника фармкомпании, который контролирует разработку дизайна или проведение клинических исследований (часто такого специалиста называют медицинским монитором). Функции врача-исследователя включают ответственность за безопасность и  этичность проводимого клинического исследования, оценку предложенного исследования и  принятие решения о возможности/невозможности его проведения, участие в  отборе участников исследования, проведение и/или контроль за проведением всех процедур, связанных с исследованием, контроль безопасности участников исследования и  сотрудников клинической базы, обеспечение выполнения требований ICH GCP, протокола клинического исследования и обращения с исследуемым препаратом и др.

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

В подборе и сложности вопросов сертификационных экзаменов по каждому из перечисленных направлений учитываются вышеприведенные трактовки и основные функции. Вопросы в  сертификационных экзаменах (в  отличие от СКА) варьируют по своей сложности и включают как вопросы на запоминание, так и вопросы, требующие понимания предложенной ситуации, а также анализа информации или навыков решения практических вопросов.

Каждый экзамен состоит из 125 многоальтернативных вопросов, категории и распределение по ним зависят от специальности. Так, CRA-экзамен включает 15 вопросов по деятельности, связанной с проектом в общем (включая деятельность на уровне программы исследования лекарственного средства/медицинской аппаратуры, разработку протокола и поправок к нему, планирование и управление ресурсами), 35 — по деятельности до исследования (feasibility — оценка возможности проведения исследования на клинической базе) и выбор клинических баз, отчеты и формы, административные обязанности, проведение оценочного визита на клиническую базу), 60 — по проведению исследования (начало исследования, мониторинг, обработка данных, административные обязанности) и  15 — по деятельности после окончания исследования (включая закрытие базы данных и  административную работу).

В  экзамене для исследователей 12 вопросов посвящено управлению исследованием (включая оценку протокола и подготовку клинической базы), 50 — проведению исследования (включая учет исследуемого препарата, лабораторную и  инструментальную диагностику, безопасность и  нежелательные явления, закрытие клинической базы и  распределение обязанностей между сторонами исследования), 50 вопросов — деятельности, непосредственно связанной с  испытуемыми/участниками исследования (включая набор испытуемых, информированное согласие, скрининг и  запись испытуемых на визиты и  непосредственно проведение исследования), а также 13 — ведению документации и  администрированию (включая заполнение и  ведение индивидуальных регистрационных форм, первичной документации и  обсуждение бюджета и контрактов).

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Для того чтобы иметь возможность сдавать сертификационные экзамены ACRP, соискатель должен подтвердить необходимый минимальный уровень базового образования и опыта работы в  отрасли. К CRA Ассоциация предъявляет такие требования: если кандидат закончил университет (имеет высшее образование) или получил медицинскую квалификацию любого уровня (медицинская сестра, фармацевт, специалист по ведению медицинской документации и  т.д.), он должен работать в течение минимум 2 лет полный рабочий день (40 ч в  неделю) или в течение минимум 4 лет половину рабочего дня (20 ч в  неделю) на соответствующей должности (что должно быть документально подтверждено); кандидаты с другим базовым образованием должны иметь в  два раза больший опыт работы (4 года при полной занятости, 8 лет при работе на полставки). CPI должен быть практикующим врачом (то есть иметь диплом об окончании медицинского вуза и  действующий сертификат врача). Опыт работы может заключаться в выполнении функций ответственного или соисследователя в  одном или более клинических исследованиях на протяжении последних двух лет; или работу медицинским монитором, методистом или разработчиком одного или нескольких клинических исследований в  течение последних двух лет; или же кандидат может пройти аккредитованную минимум 1-годичную программу по клиническим исследованиям.

УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММАХ УКРАИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Несмотря на то что экзамены довольно сложны, существует определенный языковой барьер, они не проводятся в Украине, а стоимость участия в экзамене довольно высока (до 689 дол. США для CRC, до 719 дол. для CRA и  до 975 дол. для CPI), получение и  поддержание такой сертификации международного образца специалистами в  области клинических исследований из Украины может сыграть положительную роль в  позиционировании нашей страны как надежного партнера для проведения клинических исследований. Для каждого конкретного человека сертификация поможет прежде всего лучше понимать международные требования к  проведению клинических исследований, поддерживать свои знания на должном уровне (так как для подтверждения сертификации необходимо регулярно участвовать в различных обучающих программах), возможно, она окажется полезной и для карьерного роста.

Еще раз повторимся, что кроме ACRP сертификационные программы предлагают и  другие организации, и мы обязательно расскажем о них на страницах «Еженедельника АПТЕКА», чтобы предоставить читателям максимально объективную информацию и дать возможность проводить собственный анализ и делать выводы. А пока же ответить на вопросы нашего корреспондента согласился один из двух специалистов, сертифицированных недавно по CRA-программе ACRP, Игорь Антонщук. Сейчас он работает в должности монитора клинических исследований в  украинском представительстве контрактной исследовательской организации «Chiltern International».

— Игорь, скажите, как Вы узнали о программах сертификации ACRP и что побудило Вас принять участие в экзамене?

— О программе сертификации я узнал на интернет-страничке ACRP, о самой организации — также из интернета. 3 года назад я решил сменить род деятельности и, естественно, хотел получить максимально полную информацию о профессии CRA и обо всем, что с  ней связано, включая имеющиеся образовательные программы.

Уровень образовательных программ в  сфере организации и проведения клинических исследований, представленных на сайте ACRP, с  моей точки зрения, был наиболее солидным. Тогда же я узнал о региональных (FDA, EU и  ICH) программах сертификации для CRA, CRC и  исследователей, проводимых ACRP, и  решил по достижению требуемых ACRP критериев для участия в  сертификационном экзамене пройти программу сертификации CRA для региона ICH и EU.

— Как долго Вы готовились к экзамену и прочитали ли Вы все рекомендуемые документы (или ограничились только основными)?

— В чистом виде я готовился, наверное, месяца 4 (с  момента подтверждения регистрации), но правильнее сказать, что все 2,5 года со времени начала работы CRA я так или иначе готовил себя к  этому экзамену. Подготовка включала изучение всех основных документов, большей части рекомендованных «неосновных», а также знакомство с  источниками информации, доступными в  интернете (например, сайты FDA и  EMEA, специализированные журналы «Applied Clinical Trials» и  «Monitor» и  т.д.).

— Знаете ли Вы о других подобных системах сертификации и  почему Вы выбрали
именно вариант, предложенный ACRP?

— Еще одна, распространенная в США/Канаде (регион FDA) система сертификации, проводится организацией SоCRA. Однако я считаю систему ACRP более интересной с точки зрения сложности экзамена. Кроме того, сертификация ACRP специфична для каждого региона. Наконец, с  2007 г. сертификационная программа такой известной организации, как DIA (Drug Information Association), была объединена с сертификационной программой ACRP, что также явилось аргументом в  пользу последней.

— Как бы Вы оценили сложность экзаменационных вопросов?

— Как и в любом серьезном экзамене, вопросы варьируют от простых, когда абсолютно уверен в ответе, до таких, когда всякая логика и  подготовка бесполезны (остается только educated guess — догадка, основанная на знаниях).

— Скажите, что в  большей степени помогло Вам успешно сдать этот экзамен — тренинги, полученные в  компании, где Вы работаете, самообучение, участие в  конференциях или что-то другое?

— Самообучение, опыт прохождения международных медицинских экзаменов, общение с  коллегами. Чрезвычайно полезным и  очень интересным, с  моей точки зрения, было участие в  международной ACRP-конференции в  2007 г. (Прим. авт. — конференция проходила в США).

— Собираетесь ли Вы поддерживать сертификацию, участвуя в  образовательных программах, или Вы предпочитаете пересдать экзамен через 2 года?

— Несмотря на довольно богатый опыт сдачи экзаменов (4 международных экзамена на получение медицинской лицензии и 4 языковых экзамена), я предпочел бы по возможности их избегать. ACRP имеет систему «контактных часов», которая позволяет использовать образовательные программы для поддержания сертификации. Для накопления «часов» можно использовать как программы ACRP, так и  программы большинства серьезных образовательных учреждений/фармацевтических коммерческих и некоммерческих организаций.

— Оказалась ли полезной сертификация для карьерного роста? С какими трудностями Вы столкнулись?

— В Северной Америке сертификация ACRP является вершиной признания для CRA и  CRC. Все рекрутинговые сайты имеют отдельный раздел о наличии сертификации, сертифицированные CRA и  CRC получают в  индустрии бoльшую заработную плату. Что касается меня, то я прошел сертификацию исключительно для себя, как своеобразное испытание. Я рассматриваю организации, подобные ACRP и DIA, как наиболее авторитетные в индустрии, прежде всего в плане образовательных программ. Наличие признанного стандарта знаний и навыков явилось для меня достаточным основанием поставить целью достижение этого уровня.

— Посоветовали бы Вы принимать участие в таких экзаменах нашим читателям — сотрудникам контрактных исследовательских организаций, фармацевтических компаний, клинических баз?

— Думаю, каждый решает для себя сам. n

Елена Руднева,
фото предоставлено автором

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті