Фармрынок 2010: слово сказано, дело сделано!

Оглядываясь в недалекое прошлое, самое время подвести предварительные итоги развития отечественного фармацевтического рынка за 2010 г. Год неугомонного Тигра выдался для рынка весьма насыщенным, ежемесячно он постепенно восстанавливал свои силы/объе­м. Надеемся, что в Новом году его ждут новые достижения и успехи, творцами которых являетесь все Вы — операторы отечественного фармрынка! При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

ПРОГНОЗЫ СБЫВАЮТСЯ…

Искушение узнать ближайшее будущее для игроков отечественного фармрынка — вовсе не банальное любопытство, а насущная необходимость, обусловленная объективными причинами с целью проследить весь спектр вариантов возможного развития для создания крепкого базиса сегодня. Отечественный фармрынок славится своей непредсказуемостью, поэтому весьма занимательно, подводя предварительные итоги 2010 г., сравнить фактические результаты его развития с прогнозами, составленными ранее.

Напомним, что, согласно прогнозам компании «Proхima Research», в случае реализации умеренного сценария развития темпы прироста украинского розничного фармрынка по всем категориям «аптечной корзины» в долларовом эквиваленте в 2010 гг. ожидались на уровне 12,9% по сравнению с предыдущим годом, а пессимистические оценки по этому показателю составили +6,0% (более детально см. «Еженедельник АПТЕКА» № 41 (762) от 25.10.2010 г.).

Насколько сегодня мы близки к тому или иному сценарию развития? По итогам 11 мес 2010 г. общий объем украинского фармрынка достиг 2,7 млрд дол. США, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 13,4%. Судя по итогам 3 нед декабря 2010 г. активное развитие продолжится до конца текущего года. Так, по итогам 48–50-й недели объем аптечных продаж по всем категориям товаров «аптечной корзины» в долларовом выражении на 33% превысил показатель за аналогичный период предыдущего года.

Таким образом, можно говорить о том, что рост отечественного фармрынка превысил самые оптимистические ожидания. Благоприятное развитие оказалось возможным благодаря тому, что многие регуляторные инициативы, нависшие над отечественным фармацевтическим рынком как дамоклов меч, в минувшем году остались нереализованными. Например, это касается введения НДС, а также запрета на рекламу лекарственных средств, что потенциально могло существенно исказить текущую динамику рынка. Кроме того, в нынешнем году относительно стабильным оставался курс валют.

БЫЛЫЕ СРАЖЕНИЯ И СЛАВНЫЕ ПОБЕДЫ

Общий объем украинского розничного рынка лекарственных средств по итогам января–ноября 2010 г. составил 17,6 млрд грн. за 1,1 млрд упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 17,6% в денежном и 8,9% в натуральном выражении (рис. 1). В долларовом эквиваленте этот показатель достиг 2,2 млрд дол., увеличившись на 15,5%.

Рис. 1
 Объем украинского рынка аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам января–ноября 2008–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем украинского рынка аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам января–ноября 2008–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В течение текущего года после кризисного падения в долларах и упаковках перед отечественным фармрынком стояла непростая задача по восстановлению объема до уровня 2008 г. Сегодня уже можно говорить о том, что украинский рынок аптечных продаж лекарственных средств вплотную приблизился к показателям докризисного периода, не дотянув лишь 11,7 млн упаковок и 105 млн дол., что на фоне суммарных миллиардных показателей вовсе не критично. Тем более, впереди еще итоги за декабрь, который также внесет свою лепту в итоговый объем. В национальной валюте для отечественного рынка аптечных продаж лекарственных средств отмечается устойчивый положительный тренд.

В разрезе помесячной динамики наиболее яркими выдались прошлогодние октябрь и ноябр­ь, не на шутку всколыхнувшие отечественный рынок паническим всплеском аптечных продаж в условиях угрозы эпидемии свиного гриппа, и в корне изменившие базис для сравнения в текущем году. Тем не менее, отечественный рынок аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении сумел преодолеть высокую заданную в преды­дущем году планку, хотя немного не дотянул в натуральном выражении (рис. 2). В течение 2010 г. осенние месяцы оказались самыми плодотворными для отечественного фармрынка, продемонстрировав максимальный объем аптечных продаж лекарственных средств.

Наряду с восстановлением абсолютного объе­ма рынка на докризисный уровень в 2010 г. были отмечены структурные перестановки. В частности, ценовая структура потребления вернула свои прежние пропорции — после кризисного смещения спроса с дорогих на более дешевые препараты в 2010 г. наметилось обратное перераспределение.

В региональном разрезе* традиционно максимальный удельный вес в общем объеме аптечных продаж лекарственных средств аккумулировали восточные области, в январе–ноябре 2010 г. их доля составила 33,1 в денежном и 32,5% в натуральном выражении (рис. 3). Для Центрального и Западного регио­нов отмечено превышение их удельного веса в денежном выражении над таковым в натуральных величинах в общем объеме рынка, что свидетельствует о доминировании в структуре продаж более дешевых препаратов в этих регионах по сравнению с Киевом и Восточным регионом.

Рис. 2
 Объем украинского рынка аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте в январе 2008 — ноябре 2010 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем украинского рынка аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте в январе 2008 — ноябре 2010 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3
 Долевое распределение рынка аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в разрезе регионов Украины по итогам января–ноября 2010 г.
Долевое распределение рынка аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в разрезе регионов Украины по итогам января–ноября 2010 г.

РЫНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ

Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 11 мес 2010 г. возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (таблица). Топ-3 также сформировали «Фармак» и «Sanofi-Aventis». В целом по итогам января–ноября 2008–2010 гг. отечественные фармкомпании увеличили свою долю на отечественном рынке аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении с 23 до 27%.Примечательно, что в пиковые осенние месяцы в лидеры аналогичного рейтинга вышла оте­чественная компания «Фармак».

Таблица Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января–ноября 2010 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2008–2009 гг.
Маркетирующая организация 2010 2009 2008
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 1 1 1
Фармак (Украина) 2 2 7
Sanofi-Aventis (Франция) 3 3 2
Nycomed (Норвегия) 4 6 9
Дарница (Украина) 5 4 4
Артериум Корпорация (Украина) 6 7 8
Teva (Израиль) 7 5 3
Servier (Франция) 8 10 10
KRKA (Словения) 9 9 6
Sandoz (Швейцария) 10 8 5
Gedeon Richter (Венгрия) 11 11 14
Heel (Германия) 12 20 11
GlaxoSmithKline (Великобритания) 13 14 15
Здоровье (Украина) 14 15 16
Борщаговский ХФЗ (Украина) 15 12 13
Actavis Group (Исландия) 16 16 18
Bayer Consumer Care (Швейцария) 17 13 12
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 18 21 23
Дельта Медикел 19 19 20
Boehringer Ingelheim (Германия) 20 17 17

Первая двадцатка фармкомпаний аккумулирует почти половину общего объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении, по итогам января–ноября 2010 г. этот показатель составил 47%. Отметим, что в этот период на отечественном фармрынке было представлено более 600 маркетирующих организаций.

P.S. В новый год отечественный фармрынок входит с достойными результатами. В наступившем 2011 г. игрокам отечественного фармрынка хочется пожелать дальнейшего успешного развития и поменьше препятствий на пути к достижению новых высот! Пусть оптимистические прогнозы сбываются!

Анна Шибаева
© Dtyzq/Dreamstime.com/Dreamstock.ru
*Украина была условно разделена на такие регионы: Западный (Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая и Черновицкая области), Центральный (Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская, Черниговская области), Южный (АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская области), Восточный (Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская области) и город Киев.

Комментарии

Сергей 20.01.2011 5:08
Угу, только не пойму, откуда взяты данные? Согласен про долларовый эквивалент, цены то выросли , но кол-во упаковок? Ребята, вы что из космоса?
Anna 20.01.2011 5:55
Источник данных указан в статье. Также отмечено, что несмотря на прирост физический объем потребления лекарств по итогам 11 мес 2010 г. пока не достиг докризисного уровня. Однако по мере выхода из кризиса вполне естественно, что потребление лекарств начало восстанавливаться.

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи