В поисках роста, или Тенденции развития аутсорсинга

Сегодня аутсорсинг стал неотъемлемой частью бизнес-процессов, которые происходят в ключевых отраслях экономики, играет все большую роль в современной деловой жизни. Напомним, аутсорсинг подразумевает выполнение самых разнообразных работ в интересах компании-клиента. Комплексное решение проблем, высокая квалификация и большой опыт, существенное снижение издержек на оплату услуг — основные преимущества, которые демонстрирует фармацевтический аутсорсинг, и причины, по которым обращаются в такие компании. Несколько лет назад прогнозы относительно существования и развития рынка аутсорсинга значительно разнились. Одни прогнозировали активное развитие аутсорсинговых услуг, другие — напротив, в условиях кризиса предполагали отказ от аутсорсинга и делали ставку на собственную внешнюю службу. Прояснил ситуацию в этом вопросе Александр Бланк, директор аутсорсинговой компании «Фарм-Рост», который рассказал, как развивался последние 2 года рынок аутсорсинга в Украине.

ЭКОНОМИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ

В течение последних лет рынок аутсорсинга демонстрировал динамичный рост. Например, в 2009 г. значительно увеличился уровень заинтересованности фармкомпаний в аутстаффинге (рисунок). Несмотря на нелегкие времена, наступившие с приходом кризиса, количество крупных провайдеров, специализи­рующихся на предоставлении различных услуг в фармацевтическом бизнесе (в основном аутсорсинг медицинских представителей (МП)), осталось неизменным. Благоприятные условия для этого бизнеса способствовали укреплению рыночных позиций крупных игроков и появлению мелких аутсорсинговых компаний.

Аутсорсинговая компания «Фарм-Рост» в период с 2009 г. и по настоящее время удваивала обороты. Так, в 2009 г. рост составил 150% в гривневом эквиваленте, или примерно на 60% в долларовом. В 2010 г., предвосхищая итоги года, можно говорить, что рост этого показателя за 11 мес составил примерно 200% относительно аналогичного периода 2009 г., а в целом по всему продуктовому портфелю компании «Фарм-Рост» — 8 млн дол. США в год.

Поскольку видоизменились запросы на рынке аутсорсинга, несколько изменялась и структура портфеля аутсорсинговой компании «Фарм-Рост» — аутстаффинг выделился как самостоятельное подразделение, отделившись от аутсорсинга. Крупным и наиболее динамичным является сегодня аутсорсинг полного цикла, включающий эксклюзивную дистрибьюцию и продвижение препаратов. Однако превалирующим в оборотах и доходах компании сегодня является аутстаффинг. Этот продукт пользовался особой популярностью в течение последних 2 лет. Следует сказать, что аутстаффинг в настоящее время несравним с тем, которым он был несколько лет назад. Сегодня аутсаффинг требует особого уровня профессионализма, для того чтобы предоставить клиентам услуги по всем возможным направлениям в условиях динамичных изменений законодательной и нормативной базы, адаптации услуг к разнообразным внутренним политикам клиентов. Значительно расширился спектр бизнес-процессов, передаваемых в аутстаффинг.

Рисунок
Развитие заинтересованности в аутсорсинге в течение 2009 г. (данные «Фарма Персонал»)
Развитие заинтересованности в аутсорсинге в течение 2009 г. (данные «Фарма Персонал»)

Активное развитие аутстаффинга формировалось под воздействием потребностей фармкомпаний — снижение кадровых рисков, расходов на персонал, издержек на администрирование бизнеса и т.д. Поскольку последние 2 года фармкомпании были вынуждены концентрироваться на оптимизации ресурсов, аутстаффинг стал для них наиболее экономически выгодным.

В аутстаффинге компания-заказчик самостоятельно управляет персоналом или проектом в целом, но администрирует проект через компанию-исполнителя, которая обеспечивает технические, саппортные процессы проекта (начисление и выплату заработной платы персоналу, обеспечение транспортом и мобильной связью, конференц-сервис и др.). То есть под аутстаффингом понимают вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-провайдера, при этом он продолжает работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к нему выполняет уже компания-провайдер.

Эта форма аутсорсинга стала наиболее удобной для фармкомпаний, поскольку компания-заказчик самостоятельно контролирует деятельность внешних служб. И этот фактор является решающим при выборе той или иной компании-аутсорсера. Фармкомпании отдали техническую часть в аутсорсинговую компанию, а все, что касается выполнения/исполнения и контроля проекта, оставили за собой. Вполне очевидно, такой вид деятельности будет превалировать в дальнейшем. Для Большой Фармы, ограниченной целым рядом политик, эта форма деятельности оказалась наиболее удобной.

Отечественные фармкомпании, которые находятся сегодня в очень выгодном положении мало используют услуги аутсорсинговых компаний. Хотя лишь одна из крупнейших украинских фармкомпаний продолжает успешно использовать такой вид сервиса. В большей степени к аутсорсингу МП обращаются отечественные компании, которые не обладают собственной внешней службой. Причем они рассматривают такие услуги в долгосрочной перспективе и заключают договоры с аутсорсинговыми компаниями на ближайшие 3–5 лет. Таким образом, появляются стратегические альянсы аутсорсинговых компаний и производителей. Этот процесс затрагивает Большую Фарму и отечественных производителей.

Интересно, что компания-заказчик может одновременно использовать аутсорсинговые услуги нескольких компаний-исполнителей. При успешном сотрудничестве компания-заказчик стремится расширять количество задействованных проектов и при этом может использовать услуги другой аутсорсинговой компании.

Следует сказать, что инфляционные процессы не отразились на стоимости услуг аутсорсинговых компаний. Стоимость расходов находится в диапазоне 1200–1800 дол. за одного аусторсингового МП в месяц, в зависимости от уровня его оснащенности и организации управления проектом (сумма включает заработную плату, бонус, обеспеченность транспортом, мобильную связь и др.).

Как правило, заработная плата МП зависит от стажа работы в компании. В среднем по Украине заработная плата МП со стажем работы более 3 лет в компании составляет 7609 грн. Средняя годовая стоимость содержания 1 МП в Украине повысилась на 8,2% и составляет в 2010 г. 31 693 дол., а к 2011 г. может достичь 33 644 дол. (согласно прогнозу компании «Фарма Персонал» (телефонный опрос), озвученному на конференции «Фармбюджет—2011», более подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 32 (744) от 14.06.2010 г. или выпуск кадровой газеты «Фарма Персонал» № 8 (июль 2010 г.).

У истоков

Аутсорсинг как вид договорных отношений появился еще в 1962 г. Тогда американский бизнесмен Росс Перро, взяв на себя сопровождение всех информационных потоков корпорации «General Motors», принес компании годовую экономию в 44%. Но даже после столь впечатляющего успеха никто не предполагал, что уже совсем скоро аутсорсинг станет отдельным видом предпринимательства, приносящим огромные доходы.

Впервые об аутсорсинге серьезно заговорили только в 1970-х годах во время экономического кризиса в США, когда многие компании пытались любыми путями сократить расходы. Через 10 лет этот термин появился в толковых словарях и с тех пор прочно вжился в бизнес-лексикон большинства европейских языков. Период активного внедрения модели аутсорсинга в мире пришелся на 1990-е годы, и уже к концу прошлого века компании оценили ее преимущества.

Аутсорсинг на территории СНГ начал пользоваться спросом после кризиса 1998 г.

Аутсорсинговые услуги на отечественном фармацевтическом рынке приобрели особую популярность в течение последних 5 лет.

НОВости от «Фарм-Рост»

На отечественном фармрынке среди широкого количества различных маркетинговых коммуникаций с профессиональной аудиторией существуют интерактивные способы диалога. Напомним, что в 2008 г. на базе IT-департамента Группой компаний «РОСТ» был разработан и представлен на рынок такой продукт, как система интерактивного голосования «SENSE». Данная система представляет собой интерактивную студию, которая может быть использована на различных групповых мероприятиях: выставках, конференциях, круглых столах, road show в качестве важного элемента общения участников. Новый формат общения органично соединяет информативность и эмоциональную вовлеченность аудитории. «SENSE» используется на фармацевтическом рынке в качестве технического обеспечения ток-шоу с медицинскими специалистами на специализированных форумах и конференциях. На базе «SENSE» был также проведен ряд круглых столов. Со следующего года проект «SENSE» выходит на новый уровень и видоизменяется в систему, позволяющую проводить без ограничений онлайн-конференции среди профессиональной аудитории. Одновременно по всей стране собирается определенное количество малых групп — врачебных аудиторий (10–20 и более), которые включаются в «единое информационное пространство» для общения и обсуждения конкретных тем и вопросов. Такой механизм работы предполагает наличие компьютера и интернета со стороны врачебной аудитории. Следует сказать, врача информируют заранее о предстоящем онлайн-симпозиуме, чтобы он имел возможность получить доступ к интернету, или организуют для него такой доступ.На Западе подобного рода инструменты уже имеют некоторый опыт использования. Известные нам вебинары уже вошли в практику маркетологов (вебинары — форма проведения семинаров и тренингов с помощью интернета). Однако новая версия «SENSE» существенно расширяет возможности интерактивного общения широкой аудитории, распределенной по разным странам или же по городам Украины. Фармкомпании с большим интересом ожидают подобных решений на оте­чественном рынке. Более того, они становятся актуальными, когда возникают предпосылки к каким-либо регуляторным ограничениям.

ТЕНДЕНЦИИ В АУТСОРСИНГЕ

Аутсорсинг является весьма выгодным инструментом повышения эффективности работы компании. Одним из самых освоенных сегментов аутсорсинга является аутсорсинг бизнес-процессов, или ВРО (business process outsourcing). ВРО — это использование опыта и знаний, а также внешних ресурсов и в некоторых случаях налаженной инфраструктуры аутсорсера для обес­печения специфических функций компании-заказчика. Как правило, ВРО предполагает передачу в управление каких-либо стандартизованных процессов в компании. Использование подобного вида аутсорсинга уже не является новым для нашего рынка.

Сегодня также распространенным становится аутсорсинг управления знаниями — обработка и анализ больших объемов информации, а также серьезная аналитическая обработка данных, которая впоследствии поможет компании-заказчику принять правильное управленческое решение (Business intelligence). Сторонние компании берут на себя обязанность провести аналитическую работу по тому или иному направлению, чтобы затем руководство компании-заказчика смогло правильно среагировать на какое-либо внешнее изменение, касающееся данной сферы знаний. Как стало известно, в ближайшем будущем аутсорсинговая компания «Фарм-Рост» намерена порадовать своих клиентом новыми разработками.

В преддверии Нового года и Рождества Христова аутсорсинговая компания «Фарм-Рост» желает многоуважаемой читательской аудитории «Еженедельника АПТЕКА» крепкого здоровья, успехов и процветания в бизнесе, счастья и радости в семьях!

Оксана Сергиенко,
фото предоставлено Александром Бланком
(©) Vaeenma | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru
(©) Wtlechu | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru
(©) Andresr | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru

Бланк Александр ИгоревичДОСЬЕ

ФИО: Бланк Александр Игоревич.

Образование: С 1986?по 1990?г. — кафедра «Системный дизайн: программирование социальных объектов» в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (Санкт-Петербург, Россия).

Опыт работы: начало карьеры тесно связано с искусством: в 1990-х годах А. Бланк — директор известной киевской галереи «Гончары» и галереи современного искусства «Бланк-Арт». В то время А. Бланк вместе с ведущими художниками Украины реализовал в стране более 40  проектов современного искусства.

Началом деятельности на рынке коммуникационных технологий считается 1995?г. — год основания в Украине одного из немногих локальных рекламных агентств «Бланк Арт».

Сегодня А. Бланк является управляющим партнером Консалтингового агентства «Группа РОСТ» и Аутсорсинговой компании «Фарм-Рост». Активно занимается политическим и бизнес-консультированием.
Имеет обширный опыт развития организаций, управления избирательными кампаниям и кампаниями по партийному строительству в Украине.

Аутсорсинговая компания «Фарм-Рост» сотрудничает с такими крупными мультинациональными компаниями, как «санофи-авентис», «ГлаксоСмитКляйн», «Рош», «Зентива», «Мефа», а также крупными производителями FMCG-рынка и отечественными фармкомпаниями.

В октябре текущего года был зарегистрирован Фонд качественной политики, в котором А. Бланк выступает вице-президентом и одним из основателей. Основная функция фонда — содействовать качеству политических решений в различных сферах общественной деятельности, включая здравоохранение, медицину, образование, инновационную деятельность. В проекте принимают участие политики, предприниматели, интеллектуалы из различных областей социальной и деловой жизни. Задача фонда —  разрабатывать эффективные решения и лоббировать их осуществление государством.

Профессиональные качества и навыки: за последние 10?лет работы на рынке А. Бланк разработал и внедрил образовательные программы, направленные на обучение полевого персонала для бизнеса и политики. Внедрил в практику инновационные подходы по сбору и анализу распределенных данных.

В ноябре 2010?г. выступил в Гарвардском украинском исследовательском институте (Harvard Ukrainian Research Institute) с докладом «Местные выборы в Украине 2010: в поисках демократической модели».

Личные качества: отдает предпочтение системному подходу в построении организаций, стратегировании и управлении избирательными кампаниями.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті