Извините, подвиньтесь! Аптечные продажи в регионах Украины: I кв. 2008 г.

Развитие отечественного фармацевтического рынка является результатом активной работы всех его операторов в различных регионах Украины. В своей деятельности они, безусловно, ориентируются на  социально-экономический потенциал регионов. Немаловажное значение имеют демографические характеристики таковых, инфраструктура рынка и  другие параметры. Безусловно, регионы развиваются. Вслед за этим трансформируется и  фармацевтический рынок. Особенно интересными являются его изменения, которые принес новый 2008 г. При подготовке публикации использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН», а также показатели средней численности населения Украины по данным Государственного комитета статистики Украины (www.ukrstat.gov.ua).

Прежде чем приступить к анализу развития фармацевтического рынка в региональном разрезе, следует напомнить, что по итогам I кв. 2008 г. общий объем розничного фармрынка в Украине увеличился на 40,6% в денежном и 7,9% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и достиг практически 4,0 млрд грн. за 508,4 млн упаковок (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 642 (21) от 26 мая 2008 г.). Напомним также, что в общий объем аптечных продаж изделий медицинского назначения (ИМН) включены объемы реализации товаров, прошедших процедуру регистрации дезинфицирующих средств.

Традиционным лидером на рынке аптечных продаж по итогам I кв. 2008 г. в разрезе регионов Украины был г. Киев. Однако удельный вес столицы в общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении уменьшился практически на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и составил 13,9% (рис. 1). По 11 областям отмечено снижение этого показателя. Доля второго по величине региона — Донецкой обл., напротив, увеличилась на 1,5% до 11,5%. В рейтинге регионов — лидеров по объемам аптечных продаж за ним следуют Днепропетровская и Харьковская области, удельный вес которых также увеличился по сравнению с I кв. 2007 г. на 0,6% — до 8,7 и 7,5% соответственно. Следует отметить также повышение этого показателя для Одесской обл. — на 0,8% до 5,0% в общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении.

Рис. 1. Удельный вес (%) регионов в общем объеме рынка аптечных продаж Украины в денежном выражении в I кв. 2008 г.

Рис. 1. Удельный вес (%) регионов в общем объеме рынка аптечных продаж Украины в денежном выражении в I кв. 2008 г.

Особого внимания заслуживает увеличение на 0,5% доли Киевской обл. в общем объеме рынка аптечных продаж страны, в  результате чего она достигла 3,3%. Очевидно, что такое явление в значительной степени обусловлено мегаполизацией Киева. Однако следует отметить, что суммарная доля столицы и  Киевской обл. в общем объеме розничного фармрынка уменьшилась по сравнению с I кв. прошлого года до 17,1% в I кв. 2008 г. Разумеется, обусловлено это было исключительно уменьшением вклада Киева. В то же время такие изменения свидетельствуют о смене драйверов, задающих высокие темпы прироста отечественному рынку аптечных продаж, которые впредь следует искать среди других регионов. Но прежде рассмотрим региональные особенности структуры продаж по  категориям товаров «аптечной корзины».

Суммарная доля столицы и Киевской обл. в общем объеме розничного фармрынка уменьшилась по сравнению с I кв. прошлого года

Естественно, в различных регионах Украины структура розничного фармрынка отличается. Учитывая, что сопутствующие категории товаров сегодня демонстрируют опережающие ЛС темпы прироста объемов реализации, от тех регионов, в которых доля косметики и биологически активных добавок (БАД) высока, можно ожидать более высоких темпов увеличения объемов розничного фармрынка. Тем не менее, развитие инфраструктуры аптечных учреждений в Украине неравномерно. Основное количество аптечных маркетов, которые дают возможность существенно увеличить оборот косметики и БАД, пока еще сконцентрировано в  крупнейших городах Украины. Так что в нашей стране пока еще существуют регионы, в которых ЛС обеспечивают более 90% общего объема аптечных продаж по области.

Так, по итогам I кв. 2008 г. наибольший удельный вес ЛС в общем объеме аптечных продаж зафиксирован в Хмельницкой (91,5%) и Тернопольской областях (91,2%, табл. 1). Более 10% в общем объеме аптечных продаж составила доля ИМН в Волынской (11,4%) и Харьковской (11,3%) областях. В столичной структуре аптечных продаж в I кв. 2008 г. доля ЛС традиционно была наименьшей среди всех регионов и составила всего 75,2%. Таким образом, практически четверть общего объема продаж в киевских аптечных учреждениях находится в руках сопутствующих категорий товаров. Поэтому вполне логично, что здесь доля косметики и БАД оказалась выше, чем в других регионах, впрочем, как и в целом по рынку и  составила 11,1 и 5,2% соответственно. Причем в  Киевской области удельный вес БАД был практически таким, как и в столице — 5,1%.

Таблица 1

Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в I кв. 2008 г.

Регион

ЛС

ИМН

Косметика

БАД

Млн грн.

Удельный вес категорий, %

Млн грн.

Удельный вес категорий, %

Млн грн.

Удельный вес категорий, %

Млн грн.

Удельный вес категорий, %

г. Киев

409,7

75,2

46,4

8,5

60,4

11,1

28,6

5,2

Донецкая обл.

372,4

82,0

42,3

9,3

24,0

5,3

15,5

3,4

Днепропетровская обл.

282,6

82,3

28,8

8,4

18,6

5,4

13,3

3,9

Харьковская обл.

232,1

78,7

33,5

11,3

19,2

6,5

10,0

3,4

АР Крым

200,6

88,3

13,7

6,0

6,4

2,8

6,5

2,9

Львовская обл.

173,4

86,3

15,1

7,5

7,8

3,9

4,8

2,4

Одесская обл.

153,9

78,0

19,4

9,8

15,6

7,9

8,4

4,3

Запорожская обл.

151,4

83,1

15,9

8,7

8,5

4,7

6,3

3,5

Луганская обл.

149,0

88,0

13,1

7,8

2,9

1,7

4,2

2,5

Полтавская обл.

102,5

87,5

6,2

5,3

4,1

3,5

4,4

3,7

Киевская обл.

102,3

79,6

12,2

9,5

7,4

5,8

6,6

5,1

Черниговская обл.

80,6

87,6

6,5

7,1

2,9

3,2

2,0

2,2

Черкасская обл.

79,1

88,9

6,4

7,1

1,7

1,9

1,9

2,1

Винницкая обл.

75,9

84,0

7,0

7,8

5,0

5,5

2,5

2,7

Ивано-Франковская обл.

73,5

88,5

5,3

6,4

2,4

2,8

1,9

2,3

Николаевская обл.

68,7

85,2

6,3

7,8

3,1

3,8

2,6

3,2

Херсонская обл.

63,3

82,1

7,5

9,7

3,7

4,8

2,6

3,4

Хмельницкая обл.

62,8

91,5

3,4

5,0

1,0

1,5

1,4

2,0

Закарпатская обл.

58,6

87,0

4,8

7,2

2,2

3,3

1,7

2,5

Житомирская обл.

57,8

87,4

4,9

7,4

1,6

2,4

1,8

2,8

Сумская обл.

53,8

81,9

5,7

8,6

3,5

5,4

2,7

4,1

Кировоградская обл.

52,8

87,9

4,7

7,9

1,0

1,7

1,5

2,5

Волынская обл.

51,1

81,2

7,2

11,4

2,7

4,3

2,0

3,2

Ровенская обл.

50,8

84,7

5,6

9,4

2,1

3,5

1,5

2,4

Черновицкая обл.

48,8

84,3

4,9

8,4

2,2

3,9

2,0

3,4

Тернопольская обл.

48,1

91,2

2,3

4,4

1,2

2,3

1,1

2,1

Всего

3255,6

82,8

329,1

8,4

211,2

5,4

137,8

3,5

Дополнить общую картину розничного фармрынка в разрезе регионов Украины традиционно помогает анализ доли областного центра в общем объеме продаж исследуемых групп товаров. По итогам I кв. 2008 г. доля столицы в  Киевской обл. составила почти 81% в общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» (рис. 2). Следует отметить, что этот показатель за год снизился на 3%. В аналогичный период 2007 г. еще в 6 регионах вклад областного центра был выше 50%, а в  исследуемый период таковых было уже 7: в  Харьковской, Запорожской, Одесской, Винницкой, Черниговской, Николаевской и Черновицкой областях. Конечно же, соотношение численности и  доходов населения, количества аптек и других факторов оказывают большое влияние на вклад областного центра в общий объем рынка аптечных продаж области.

Рис. 2.  Доля областного центра в структуре рынка аптечных продаж по области в денежном выражении в I кв. 2008 г.

Рис. 2.? Доля областного центра в структуре рынка аптечных продаж по  области в денежном выражении в I кв. 2008 г.

По итогам I кв. 2008 г. наиболее востребованная категория товаров на розничном фармрынке — ЛС — демонстрировала динамичное развитие. Ее объемы продаж в целом по рынку увеличились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 37,7%. Абсолютно во всех регионах по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении также увеличился (рис. 3). Напомним, что годом ранее в Сумской обл. отмечена убыль по этому показателю. Теперь ситуация несколько уравновесилась, несмотря даже на  неравномерные показатели прироста объемов продаж ЛС в разрезе регионов.

Рис. 3. Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины в I кв. 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с I кв. предыдущего года

Рис. 3. Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины в I кв. 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с I кв. предыдущего года

В 12 регионах Украины темпы прироста объема продаж ЛС в денежном выражении значительно превысили таковые в целом по рынку. По итогам I кв. 2008 г. более чем в полтора раза увеличился объем реализации ЛС в Донецкой, Одесской, Харьковской, Киевской и Волынской областях. Максимально — в Донецкой (на 61,1%). А минимальный показатель прироста объемов продаж ЛС был зафиксирован Хмельницкой обл. — всего на 2,9%. Следует отметить, что для Киева этот показатель был меньше (28,3%), чем в целом по рынку.

Несмотря на то что объем рынка ЛС в натуральном выражении в исследуемый период увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (на 4,6%), в 11 регионах было зафиксировано уменьшение объемов реализации ЛС по этому показателю (рис. 4). Остальные 15 областей продемонстрировали положительную динамику объема аптечных продаж ЛС, причем 9 из них опередили общерыночный показатель прироста таковых. Максимальное увеличение объема аптечных продаж ЛС в  натуральном выражении отмечено, опять-таки, в  Донецкой обл. — на 25,6% по сравнению с I кв. 2007 г. Таким образом, начиная с III кв. 2007 г. лидером рынка аптечных продаж ЛС в натуральном выражении среди регионов Украины является Донецкая обл. Такое изменение расстановки сил в  хронологии событий совпадает, на наш взгляд, с  возобновлением роста объемов рынка ЛС в  натуральном выражении в середине прошлого года, которое произошло во многом благодаря активизации развития некоторых регионов.

Рис. 4. Объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении по регионам Украины в I кв. 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с I кв. предыдущего года

Рис. 4. Объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении по регионам Украины в  I кв. 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с I кв. предыдущего года

Начиная с III кв. 2007 г. лидером рынка аптечных продаж ЛС в натуральном выражении является Донецкая обл.

Как и в I кв. 2007 г., так и в исследуемый период крупнейшим по объемам реализации ЛС городом, за исключением Киева, был Харьков (рис. 5). В этот период объем продаж ЛС здесь составил 148,9 млн грн. за 13,1 млн упаковок. Наибольшее увеличение объема розничной реализации этой категории товаров отмечено в Мариуполе — на 102,4% (до 38,3 млн грн.) по сравнению с I кв. 2007 г., чуть меньше в Ужгороде — 94,9% (до 8,9 млн грн.). Более 75% составил прирост объема реализации ЛС в Макеевке, Луцке и Луганске. Минимальным этот показатель был в Симферополе — 4,3%.

Рис. 5. Объем аптечных продаж ЛС в крупных городах Украины (за исключением Киева) в I кв. 2007–2008 гг. с указанием прироста таковых в I кв. 2008 г. по сравнению с I кв. 2007 г.

Рис. 5. Объем аптечных продаж ЛС в крупных городах Украины (за исключением Киева) в I кв. 2007–2008 гг. с указанием прироста таковых в I кв. 2008 г. по сравнению с I кв. 2007 г.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в Киеве по итогам I кв. 2008 г. составила 13,6 грн. (рис. 6). В разрезе регионов Украины максимальная средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного и  отечественного производства была зафиксирована также в Киеве — 25,0 и 4,5 грн. соответственно. А минимальными эти показатели были в Ровенской и  Житомирской областях: чуть более 15 грн. для зарубежных препаратов и менее 3,5 грн. — для отечественных.

Рис. 6. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС отечественного, зарубежного производства и в целом по рынку в регионах Украины в I кв. 2008 г.

Рис. 6. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС отечественного, зарубежного производства и в целом по рынку в  регионах Украины в I кв. 2008 г.

По итогам I кв. 2008 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС отечественного и зарубежного производства повысилась абсолютно во всех регионах Украины (рис. 7). Причем для зарубежных ЛС повышение этого показателя было выше, чем для отечественных, в 12 областях. По сравнению с I кв. 2007 г. максимальный прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки зарубежных ЛС был зафиксирован в Волынской и Ровенской обл. — на  48,5% (до 15,8 и 15,2 грн. соответственно), а отечественного — в Волынской обл. — на 51,0% (до 3,6 грн.).

Рис. 7. Прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС отечественного и зарубежного производства по регионам Украины в I кв. 2008 г. по сравнению с I кв. 2007 г.

Рис. 7. Прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС отечественного и зарубежного производства по  регионам Украины в I кв. 2008 г. по сравнению с I кв. 2007 г.

Структура распределения ЛС зарубежного и отечественного производства различна в каждом регионе — некоторые развиваются в ногу с общерыночной тенденцией, другие — медленно, но уверенно приближаются к  таковой. По итогам I кв. 2008 г. в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении более 80% составила доля зарубежных ЛС в Киеве, Донецкой и  Ивано-Франковской областях (табл. 2). Для этих же регионов, а также для Тернопольской обл. была отмечена наибольшая доля зарубежных препаратов в общем объеме продаж ЛС также и в  натуральном выражении.

Таблица 2

Объем аптечных продаж ЛС зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении по регионам Украины в I кв. 2008 г.

Регион

Объем продаж ЛС

зарубежного производства

отечественного производства

зарубежного производства

отечественного производства

Млн грн.

Удельный вес, %

Млн грн.

Удельный вес, %

Млн упаковок

Удельный вес, %

Млн упаковок

Удельный вес, %

г. Киев

334,6

81,7

74,9

18,3

13,3

44,6

16,8

55,4

Донецкая обл.

300,1

80,6

72,2

19,4

15,6

44,0

19,9

56,0

Днепропетровская обл.

222,2

78,6

60,3

21,4

11,0

41,5

15,5

58,5

Харьковская обл.

179,6

77,4

52,5

22,6

9,4

40,0

14,0

60,0

АР Крым

155,4

77,5

45,2

22,5

8,8

39,5

13,4

60,5

Львовская обл.

132,2

76,3

41,2

23,7

7,3

38,9

11,5

61,1

Одесская обл.

119,6

77,7

34,3

22,3

5,4

40,1

8,1

59,9

Запорожская обл.

117,3

77,4

34,2

22,6

5,3

38,8

8,3

61,2

Луганская обл.

102,0

68,5

47,0

31,5

4,8

30,6

11,0

69,4

Полтавская обл.

77,1

75,2

25,4

24,8

3,9

39,3

6,0

60,7

Киевская обл.

76,0

74,3

26,3

25,7

3,7

35,6

6,7

64,4

Черниговская обл.

61,7

76,5

18,9

23,5

2,8

39,6

4,3

60,4

Черкасская обл.

56,7

71,6

22,5

28,4

3,2

34,2

6,2

65,8

Винницкая обл.

58,8

77,5

17,1

22,5

2,7

39,9

4,1

60,1

Ивано-Франковская обл.

58,9

80,1

14,6

19,9

3,3

45,8

3,9

54,2

Николаевская обл.

51,1

74,3

17,6

25,7

2,7

37,0

4,6

63,0

Херсонская обл.

46,1

72,9

17,2

27,1

2,2

35,0

4,1

65,0

Хмельницкая обл.

47,2

75,1

15,6

24,9

2,9

39,1

4,5

60,9

Закарпатская обл.

42,4

72,4

16,2

27,6

2,7

36,1

4,7

63,9

Житомирская обл.

40,7

70,4

17,1

29,6

2,6

33,1

5,2

66,9

Сумская обл.

39,9

74,0

14,0

26,0

2,0

35,8

3,5

64,2

Кировоградская обл.

36,9

69,9

15,9

30,1

2,2

33,4

4,4

66,6

Волынская обл.

35,7

69,9

15,4

30,1

2,3

34,8

4,2

65,2

Ровенская обл.

36,4

71,7

14,4

28,3

2,4

35,9

4,3

64,1

Черновицкая обл.

36,8

75,4

12,0

24,6

1,9

39,1

2,9

60,9

Тернопольская обл.

37,4

77,6

10,8

22,4

2,4

45,2

2,8

54,8

Всего

2 502,8

76,9

752,8

23,1

126,8

39,4

194,9

60,6

По итогам I кв. 2008 г. всего в 2 регионах — в Кировоградской и Волынской областях в общем объеме продаж доля украинских ЛС в денежном выражении была выше 30%. Традиционно в натуральном выражении в исследуемый период как в целом по рынку, так и во всех регионах, ЛС отечественного производства превалировали по  удельному весу над зарубежными.

В исследуемый период темпы прироста объемов продаж зарубежных ЛС превысили таковые отечественных в денежном выражении во  всех областях за исключением Черновицкой (рис. 8). А для Хмельницкой и  Тернопольской областей объем аптечных продаж украинских ЛС вообще сократился на 7,6 и 6,4% соответственно. Отметим, что для этих областей прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки зарубежных ЛС был выше, чем для отечественных. В 6 регионах Украины по итогам I кв. 2008 г. объем аптечных продаж зарубежных ЛС в натуральном выражении сократился от 1,5% в Тернопольской до 14,5% в Хмельницкой областях (рис. 9). Что касается ЛС украинского производства, то в  10 регионах был отмечен прирост объема продаж таковых в натуральном выражении по сравнению с I кв. 2007 г., причем максимально — в Донецкой и  Киевской областях — на 18,5 и 13,6% соответственно.

Рис. 8. Прирост/убыль объемов аптечных продаж ЛС отечественного и зарубежного производства в денежном выражении по регионам Украины в I кв. 2008 г. по сравнению с I кв. 2007 г.

Рис. 8. Прирост/убыль объемов аптечных продаж ЛС отечественного и зарубежного производства в денежном выражении по регионам Украины в I кв. 2008 г. по сравнению с I кв. 2007 г.
Рис. 9. Прирост/убыль объемов аптечных продаж ЛС отечественного и зарубежного производства в натуральном выражении по регионам Украины в I кв. 2008 г. по сравнению с I кв. 2007 г.

Рис. 9. Прирост/убыль объемов аптечных продаж ЛС отечественного и зарубежного производства в натуральном выражении по  регионам Украины в I кв. 2008 г. по сравнению с I кв. 2007 г.

Особого внимания заслуживает ценовая структура рынка продаж ЛС в разрезе регионов Украины. Вот уже на протяжении года темпы роста розничному фармрынку задают дорогостоящие препараты. По итогам I кв. 2008 г. в  общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении в целом по рынку большую долю завоевали высокостоимостные (стоимость — более 26,0 грн.) препараты — 48,8%. При этом в 9 регионах в  исследуемый период удельный вес высокостоимостных ЛС даже превысил 50% — Киев, Донецкая, Харьковская, Одесская, Запорожская, Черниговская, Винницкая, Херсонская и  Черновицкая области (рис. 10). Причем в общем объеме столичного розничного рынка ЛС в денежном выражении в І кв. 2008 г. доля таковых приблизилась к отметке 60%! (57,3%). За исключением Киева, в общем объеме аптечных продаж ЛС в этих же областях превалируют рецептурные препараты (рис. 11).

Рис. 10. Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины в I кв. 2008 г.

Рис. 10. Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж ЛС в  денежном выражении по регионам Украины в I кв. 2008 г.
Рис. 11. Удельный вес (%) рецептурных и безрецептурных ЛС в общем объеме аптечных продаж таковых в денежном выражении по регионам Украины в I кв. 2008 г.

Рис. 11. Удельный вес (%) рецептурных и безрецептурных ЛС в общем объеме аптечных продаж таковых в денежном выражении по  регионам Украины в I кв. 2008 г.

В таких областях, как Черкасская, Ивано-Франковская, Закарпатская, Житомирская, Кировоградская, Волынская, Ровенская, Тернопольская, большую долю в общем объеме продаж ЛС составили среднестоимостные (от 4,5 до 26,0 грн.) препараты. Традиционно наибольшая среди всех регионов в структуре аптечных продаж доля низкостоимостных (менее 4,5 грн.) препаратов отмечена в Кировоградской (14,8%), Житомирской (14,7%) и Волынской (14,6%) областях.

В исследуемый период фармакотерапевтическая структура аптечных продаж ЛС в разрезе регионов была схожей, однако многие из них продемонстрировали и свои характерные особенности. В целом по рынку в I кв. 2008 г. наибольший объем реализации препаратов в  денежном выражении отмечен по группе АТС-классификации первого уровня А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и  метаболизм». Объем продаж этой группы ЛС составил около 20–25% во всех регионах Украины (рис. 12).

Рис. 12. Удельный вес (%) топ-5 групп АТС-классификации первого уровня в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины в I кв. 2008 г.

Рис. 12. Удельный вес (%) топ-5 групп АТС-классификации первого уровня в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины в I кв. 2008 г.

Традиционно в I кв. 2008 г., как и в  аналогичный период предыдущих 2 лет, наибольшая доля в общем объеме продаж препаратов группы А отмечена в Закарпатской обл. — 25,4%. Чуть меньше — в Киеве и Киевской обл. — 24,7 и 24,0% соответственно. Для второй по объему продаж в  денежном выражении группы R «Средства, действующие на респираторную систему» наибольшая доля в исследуемый период зафиксирована в Ивано-Франковской (16,8%), Львовской (15,3%) и Ровенской областях (15,0%). В других регионах она составила 11–15%.

Вот уже третий год подряд в I кв. 2008 г. наибольшая доля препаратов группы N «Средства, действующие на нервную систему» отмечена в общем объеме реализации ЛС в  Луганской обл. (17,0%), а C «Средства, влияющие на  сердечно-сосудистую систему» — в Черниговской обл. (15,3%). А наибольшая доля препаратов группы J «Прочие средства для системного применения» отмечена в Херсонской обл. (12,8%).

По итогам I кв. 2008 г. 1-е место в  общеукраинском рейтинге брэндов ЛС — лидеров по  объемам продаж в денежном выражении занял ЭССЕНЦИАЛЕ. Однако в региональном разрезе в  исследуемый период рейтинг брэндов ЛС он возглавил только в 4 областях (табл. 3). К Луганской и Волынской областям, где ЭССЕНЦИАЛЕ не входил в состав топ-5 вот уже несколько лет подряд, добавилась Закарпатская обл. Для них наибольшую выручку аптечным учреждениям обеспечили НАТРИЯ ХЛОРИД и МИЛДРОНАТ.

Таблица 3

Топ-5 брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по регионам Украины в I кв. 2008 г.

Регион

1

2

3

4

5

г. Киев

АРБИДОЛ

ЭССЕНЦИАЛЕ

ВИТРУМ

ДИФЕРЕЛИН

ЭНТЕРОСГЕЛЬ

Донецкая обл.

АКТОВЕГИН

ЭССЕНЦИАЛЕ

МИЛДРОНАТ

ЛАЗОЛВАН

МЕЗИМ

Днепропетровская обл.

ЭССЕНЦИАЛЕ

АКТОВЕГИН

ВИТРУМ

МЕЗИМ

ЛАЗОЛВАН

Харьковская обл.

ЭССЕНЦИАЛЕ

АКТОВЕГИН

ПРЕДУКТАЛ

МИЛДРОНАТ

ТЕРОФУН

АР Крым

ВИТРУМ

МИЛДРОНАТ

ЭССЕНЦИАЛЕ

МЕЗИМ

ПРЕДУКТАЛ

Львовская обл.

МИЛДРОНАТ

ЛАЗОЛВАН

ЭССЕНЦИАЛЕ

МЕЗИМ

ЦЕФТРИАКСОН

Одесская обл.

АКТОВЕГИН

ЭССЕНЦИАЛЕ

ВИТРУМ

ЦЕФТРИАКСОН

МИЛДРОНАТ

Запорожская обл.

АКТОВЕГИН

МИЛДРОНАТ

ЭССЕНЦИАЛЕ

ВИТРУМ

ПРЕДУКТАЛ

Луганская обл.

НАТРИЯ ХЛОРИД

АКТОВЕГИН

ЦЕФТРИАКСОН

МИЛДРОНАТ

ЛАЗОЛВАН

Полтавская обл.

МИЛДРОНАТ

ЭССЕНЦИАЛЕ

АМИЗОН

АКТОВЕГИН

ФЕЗАМ

Киевская обл.

ЭССЕНЦИАЛЕ

ЦЕФТРИАКСОН

ВИТРУМ

АКТОВЕГИН

МИЛДРОНАТ

Черниговская обл.

АКТОВЕГИН

ЭССЕНЦИАЛЕ

МИЛДРОНАТ

ЛОРАКСОН

ПРЕДУКТАЛ

Черкасская обл.

МЕЗИМ

ЭССЕНЦИАЛЕ

ПРОСТАМОЛ УНО

ПРЕДУКТАЛ

НИМЕСИЛ

Винницкая обл.

МИЛДРОНАТ

ЭССЕНЦИАЛЕ

АКТОВЕГИН

ПРЕДУКТАЛ

МЕЗИМ

Ивано-Франковская обл.

ЛАЗОЛВАН

МЕЗИМ

ФЕРВЕКС

ФАРМАЦИТРОН

ЭССЕНЦИАЛЕ

Николаевская обл.

МИЛДРОНАТ

ЦЕФТРИАКСОН

ЭССЕНЦИАЛЕ

АКТОВЕГИН

МЕЗИМ

Херсонская обл.

ЦЕФТРИАКСОН

АКТОВЕГИН

НАТРИЯ ХЛОРИД

МИЛДРОНАТ

ЭССЕНЦИАЛЕ

Хмельницкая обл.

ЭССЕНЦИАЛЕ

МИЛДРОНАТ

ЦЕФТРИАКСОН

МЕЗИМ

ВИТРУМ

Закарпатская обл.

МИЛДРОНАТ

ЦЕФТРИАКСОН

КОЛДРЕКС

ПРЕДУКТАЛ

МЕЗИМ

Житомирская обл.

ЦЕФТРИАКСОН

ЛАЗОЛВАН

ЭССЕНЦИАЛЕ

МЕЗИМ

ПРЕДУКТАЛ

Сумская обл.

АКТОВЕГИН

ЭССЕНЦИАЛЕ

ЦЕФТРИАКСОН

ВИТРУМ

МИЛДРОНАТ

Кировоградская обл.

АКТОВЕГИН

ЦЕФТРИАКСОН

ЭССЕНЦИАЛЕ

ФЕЗАМ

БЕРЛИПРИЛ

Волынская обл.

МИЛДРОНАТ

НАТРИЯ ХЛОРИД

КОЛДРЕКС

ЦЕФТРИАКСОН

АКТОВЕГИН

Ровенская обл.

КОЛДРЕКС

ЭССЕНЦИАЛЕ

ЦЕФТРИАКСОН

АКТОВЕГИН

ФЕЗАМ

Черновицкая обл.

МИЛДРОНАТ

ВИТРУМ

ЭССЕНЦИАЛЕ

ЦЕФТРИАКСОН

АКТОВЕГИН

Тернопольская обл.

МЕЗИМ

АКТОВЕГИН

ЭССЕНЦИАЛЕ

ПРОСТАМОЛ УНО

ЭНАП

Это свидетельствует об особенностях потребления ЛС в регионах. В целом же, за исключением ЭССЕНЦИАЛЕ, в различных регионах Украины лидерами по объемам продаж были еще 9 брэндов ЛС. В 7 регионах рейтинг возглавил МИЛДРОНАТ, в 6 — АКТОВЕГИН, а в 2 — МЕЗИМ и ЦЕФТРИАКСОН.

По итогам I кв. 2008 г. в целом по  рынку лидирующие позиции среди маркетирующих организаций по объемам аптечных продаж ЛС в  денежном выражении занимает компания «Berlin-Chemie/Menarini Group». В региональном разрезе она получила первенство в 20 регионах Украины. Занявшая 2-е место в общеукраинском рейтинге компания «sanofi-aventis» возглавила топ-лист в столице и Харьковской обл. Компания «Sandoz» (3-е место в  целом по рынку) стала лидером в  Закарпатской обл.

Прежде чем рассматривать данные об объемах продаж ЛС на душу населения, необходимо взглянуть на демографическую ситуацию в Украине. Согласно сведениям Государственного комитета статистики, средняя численность населения Украины за январь–март 2008 г. составила 46,3 млн чел. (www.ukrstat.gov.ua). Отметим, что в 2007 г. это количество было больше на 200 тыс. человек.

По итогам I кв. 2008 г. общий объем продаж ЛС на душу населения в Украине увеличился почти на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и составил 70,3 грн. Как и  следовало ожидать, в Киеве в аптечных учреждениях отмечено наибольшее в среднем на  одного жителя количество средств, затраченных на  приобретение ЛС, — почти 150 грн. (рис. 13). Эта сумма на 27,2% больше, чем в аналогичный период 2007 г. Отметим также, что в 6 регионах — АР Крым, Днепропетровская, Харьковская, Запорожская, Донецкая и Черниговская области среднемесячное потребление ЛС на душу населения превысило таковое в целом по Украине (более 80 грн. для первых пяти регионов, и более 70 грн. для последнего). Минимальный объем продаж ЛС на душу населения был отмечен в Тернопольской обл. — 43,8 грн. Впечатляет тот факт, что темпы прироста объема продаж ЛС на душу населения для половины регионов превысили общерыночный показатель. Максимально — в Донецкой обл. — на 62,6% до 82,1 грн.

Рис. 13. Объем аптечных продаж ЛС на душу населения по регионам Украины в денежном выражении в I кв. 2007 и 2008 гг. и его прирост в I кв. 2008 г. по сравнению с I кв. 2007 г.

Рис. 13. Объем аптечных продаж ЛС на душу населения по регионам Украины в  денежном выражении в I кв. 2007 и 2008 гг. и его прирост в I кв. 2008 г. по сравнению с I кв. 2007 г.

Итоги

Региональное развитие рынка аптечных продаж в I кв. 2008 г. было достаточно активным. Его объем увеличился во всех регионах Украины. Конечно же, были и не столь успешные регионы, как, например, Хмельницкая обл., продемонстрировавшая в исследуемый период наименьшие темпы увеличения объемов рынка аптечных продаж. Однако надеемся на временность такого явления. Ведь, как показывали многие наши предыдущие исследования, некогда отстававшие регионы смогли найти в себе силы для развития.

В целом же высокие темпы роста фармацевтическому рынку Украины в I кв. 2008 г. задавало большинство регионов. Такие крупные из них, такие как Донецкая, Одесская и Харьковская области, продемонстрировали увеличение объемов реализации ЛС в денежном выражении более чем в  полтора раза. В ногу с ними по темпам наращивания объемов продаж этой категории товаров шагала и  Киевская обл., которая такому положению вещей во  многом обязана своей близости к столице. Вместе их уже можно считать одним большим мегаполисом. Однако следует отметить, что позиции этого конгломерата в начале 2008 г. несколько ослабли в  результате замедления темпов увеличения объемов аптечных продаж ЛС в Киеве. Тем не менее недооценивать Киев нельзя. Он по-прежнему обеспечивает наибольшие объемы рынка ЛС по  сравнению с другими регионами. Но уже — только в денежном выражении. Лидером же по объемам аптечных продаж ЛС в натуральном выражении теперь является Донецкая обл., на долю которой приходится десятая часть всех продаваемых в  Украине упаковок этой категории товаров. Более того, в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении Донецкая обл. также заметно увеличила свое влияние. По итогам I кв. 2008 г. по этому показателю она вплотную подобралась к Киеву. Учитывая пока еще достаточно низкое (но быстрорастущее) потребление ЛС на душу населения в Донецкой обл., не исключено, что в скором будущем она может составить ощутимую конкуренцию Киеву в лидерстве по объемам рынка аптечных продаж в денежном выражении.

Оксана Сергиенко, Екатерина Кармалита

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті