Приверженность терапии: в поисках улучшения

За последнее десятилетие достигнут значительный прогресс в понимании механизмов развития, принципов диагностики, профилактики и лечения многих заболеваний. Однако эти достижения не в  полной мере реализуются в клинической практике, что не всегда позволяет добиться желаемой эффективности. Проблема выполнения, а вернее невыполнения врачебных рекомендаций остается в  центре внимания как исследователей, так и  работников практического здравоохранения. Отрицательные последствия этого явления — клинические, экономические — ни у кого не вызывают сомнений (доклад ВОЗ «Приверженность длительной терапии, доказательство действенности» («Adherence to long-term therapy, evidence of action»), 2003, www.who.int, далее — доклад ВОЗ). Возможно, такое неудовлетворительное положение связано с тем, что пока отсутствуют четкие ответы на следующие вопросы: каковы главные причины низкой приверженности лечению? Как можно улучшить выполнение больными назначений? Можно ли повысить приверженность пациентов лечению так, чтобы существенно улучшились его конечные результаты? Ответ хотя бы на один из этих вопросов помог бы подобрать дифференцированный подход к повышению приверженности в каждом конкретном случае.

Татьяна ВласюкПроблема недостаточной приверженности больных лечению особенно актуальна при хронических заболеваниях. Так, до 50% пациентов с артериальной гипертензией, бронхиальной астмой, атеросклерозом с гиперлипидемией, сахарным диабетом, эпилепсией и другими заболеваниями самостоятельно прерывают лечение, назначенное врачом (Haynes R.B., 2001; World Health Organization, 2003). Считается, что низкая приверженность является главной причиной уменьшения выраженности терапевтического эффекта, существенно повышает вероятность развития осложнений основного заболевания, ведет к снижению качества жизни больных и увеличению затрат на лечение.

Под приверженностью терапии понимают соответствие поведения пациента рекомендациям врача, включая прием препаратов, диету и/или изменение образа жизни (доклад ВОЗ). Приверженность лечению включает такие понятия, как упорство и комплаентность (Зоткин Е., Григорьева А., 2007). Упорство определяется длительностью периода получения медикаментозной терапии и оценивается количеством дней, в течение которых пациент получал терапию, или процентом больных, продолжающих лечение на протяжении определенного периода. Комплаентность — показатель приверженности медикаментозной терапии (соблюдение дозы, кратности и режима приема). Комплаентность оценивается индексом использования препарата, представляющим собой частное от деления количества дней приема полной дозы препарата (или его количества, выданного больному) на длительность (в днях) всего периода исследования (наблюдения).

Идеальной целью представляется достижение стопроцентной приверженности, однако при любом хроническом заболевании получение подобного результата затруднительно. Если индекс использования препарата достигает 80% и более, комплаентность считается приемлемой. Другие авторы выделяют следующие степени приверженности проводимому лечению: полная (пропуск менее 25% назначений), частичная (пропуск 25–65% назначений) и ее отсутствие (пропуск более 65% назначений) (Еременко М., 2008).

В настоящее время идентифицировано порядка 250 факторов, так или иначе обусловливающих отношение больных к  соблюдению режима терапии. В целом приверженность отражает сложное взаимодействие этих факторов, конфигурация сочетаний которых меняется в динамике заболевания и на отдаленных этапах может существенно отличаться от начальной (Незнанов Н.Г., Вид В.Д., 2004). Подробно анализируются причины неадекватного выполнения рекомендаций пациентами в докладе ВОЗ и журнале «Нейро NEWS» (Еременко М., 2008) (таблица).

Таблица

Взаимодействующие группы факторов, влияющих на приверженность пациентов терапии

Факторы

социально-экономические

связанные с  медицинским персоналом и системой здравоохранения

связанные с  проводимой терапией

связанные с  пациентом

связанные с  состоянием пациента в данный момент

Социально-экономический статус пациента (материальное положение, уровень образования, социальная поддержка, стоимость лечения, ситуация в семье и пр.)

Раса

Военные действия на  территории страны

Возраст

Степень развития медицинской системы в целом

Степень развития системы распределения медицинских услуг

Недостаточное развитие системы возмещения стоимости лекарственных средств или ее отсутствие

Образование медицинского персонала (в частности, его представление о проблеме приверженности пациентов терапии)

Система образования пациентов и их длительного наблюдения

Время, отводимое на  консультацию пациента

Наличие медицинской поддержки по коррекции побочных эффектов

сложный режим приема препаратов, их количество и частота приема

длительность лечения

частота смены терапии

скорость достижения эффекта

побочные эффекты препарата

Знания пациента о заболевании

Мотивация к лечению

Ожидания пациента от лечения

Забывчивость

Непонимание инструкции врача

Страх побочных эффектов, привыкания к терапии, изменения образа жизни

Предыдущий опыт лечения

Выраженность симптомов заболевания

Скорость прогрессирования заболевания

Физическое, психическое, социальное состояние пациента

Наличие сопутствующей патологии (депрессия, алкоголизм, наркомания)

Наличие эффективных методов лечения

Можно ли повысить приверженность лечению так, чтобы существенно улучшились его конечные результаты? Какова реальная эффективность вмешательств, направленных на улучшение выполнения назначений больными? Реалии таковы: сегодня нет единой эффективной стратегии повышения комплаентности.

Ряд авторов и групп экспертов на основании больших аналитических обзоров литературы делают акцент на принципиальном изменении самого подхода к участию пациента в  лечебном процессе и более активном привлечении к  принятию медицинского решения (www.doh.gov.uk; www.medicinespartnership.org; www.bristol-inquiry.org.uk). По их мнению, без активного участия и желания пациента лечиться, трудно добиться решения кратко- и среднесрочных, а тем более долгосрочных задач (профилактика развития и/или прогрессирования осложнений). Это привело к  появлению в литературе вместо привычного термина «compliance» (англ. — подчинение, податливость) термина «concordance» (англ. — согласие), или «adherence» (англ. — соблюдение рекомендаций). Если модель отношения врача и  пациента по типу compliance предусматривает пассивное подчинение врачу и простое выполнение пациентом врачебных инструкций, то модель concordance рассматривает процесс терапии как сотрудничество и партнерство врача и пациента с активным вовлечением последнего в процесс лечения.

Другими словами, происходит эволюция взаимоотношений пациент — врач и  переход их в горизонтальную плоскость. При этом патернализм изменяется на сотрудничество, стратегия «один на один» — на комплексный подход, недостаток знаний — на улучшение информирования, предписания врача — на взаимное принятие решения, вмешательство — на  профилактику (Magee M., D’Antonio M., 2001; Magee M., 2003).

По мнению экспертов, следствием такого перехода должно стать появление у пациентов осознанной приверженности лечению (www.medicinespartnership.org). Однако уже сейчас отмечается негативное отношение врачей к повышению активности пациента, так как это приводит к усложнению работы медицинского персонала (авторы писем, опубликованных в «BMJ», — Parmar M.S. et al., 2002; Stapleton H., Kirkham M., Thomas G., 2002). Отстраненность пациента от медицинских задач, связанных непосредственно с его лечением, действительно приводит к непониманию и, как следствие, к  невыполнению врачебных предписаний. Однако среди пациентов также нет единогласия по данному вопросу. Далеко не все больные действительно хотят проявлять активность и брать на себя ответственность за принятие решения (Dowell J., Hudson H.A., 1997; McKinstry B., 2000; Lewis D., Robinson J., Wilkinson E., 2003; Gascon J. et al., 2004).

Говоря о воздействии на  приверженность лечению, следует иметь в виду два важных аспекта. Первый касается собственно следования больными рекомендациям врача и  зависит в первую очередь от мотивации к  лечению. Доказано, что пациенты не стремятся выполнять рекомендации врача, особенно если они не информированы о своем заболевании и его осложнениях. Так, 72% опрошенных женщин с  остеопорозом сообщили, что принимали бы превентивную терапию, если бы знали, что имеют высокий риск развития остеопороза и переломов, но только 2% указали, что врач обсуждал с ними эту тему во время приема (Зоткин Е., Григорьева А., 2007). Поэтому в данном аспекте основные усилия должны быть направлены на  создание устойчивых и качественных отношений врач — пациент, на предоставление пациенту полной информации о заболевании и его осложнениях с целью создания мотивации к  строгому и регулярному выполнению профилактических мероприятий и приему препаратов (Waeber B., Brunner H.R., Metry J.M., 1997).

В связи с этим эффективными видятся программы информирования, направленные на повышение приверженности, призванные улучшить клиническую осведомленность, здоровье пациента и увеличить продолжительность его жизни, — это общегосударственные мероприятия и мероприятия, финансируемые производителями лекарственных средств (работа информационных телефонных линий и веб-сайтов, распространение проблемных санбюллетней и листовок, поддержка дня, посвященного конкретному заболеванию), создание обществ и школ пациентов.

С позиции врача, назначающего терапию, стратегическим направлением повышения приверженности лечению является консультирование. Консультирование позволяет выявить факторы, которые могут отрицательно влиять на приверженность лечению, предоставить необходимую информацию, обозначить конкретные цели терапии (например, уменьшение вирусной нагрузки, поддержание иммунитета, снижение риска переломов и др.), обсудить отношение пациента к  планируемому лечению, сомнения и опасения по  этому поводу, а также оценить его готовность к  приему терапии.

Важно также планирование амбулаторного лечения во время госпитального периода, обсуждение риска и пользы проводимой терапии. Это позволяет не только контролировать состояние больного на разных этапах лечения, но и  оценивать комплаентность в динамике. Положительно воспринимается пациентами информирование об изменении лабораторных показателей в процессе терапии, на основании которых можно судить об эффективности лечения.

Во время информирования пациента желательно использовать эффективные коммуникативные техники: применять простые, немедицинские термины, соответствующий языковой уровень, не перегружать ненужной информацией, обсуждать наиболее важные темы, при необходимости повторять важную информацию, применять конкретные примеры, добиться положительного отношения пациента.

Помимо беседы с пациентом, необходимо предоставить ему в письменной форме ежедневную схему лечения с указанием названия каждого препарата, его дозы, количества препарата на один прием, времени приема, соотношения применения препаратов с приемом пищи, перечнем возможных побочных эффектов, при возникновении которых следует срочно обратиться к медицинским работникам, дать особые указания по использованию и хранению лекарственных средств.

Для пациентов крайне важно доверие к врачу (Thom D., Kravits R., Bell R. et al., 2002; Kerse N., Buetow S., Mainous A. et al., 2004) и его профессиональные качества. Было выявлено, что, например, количество некомплаентных пациентов у врачей, имеющих большой опыт интерферонотерапии гепатита, меньше, чем у начинающих специалистов (Зайцев И.А., 2007). Пациенты также считают очень значимой возможность высказать свои мысли, чувства, страхи перед врачом и почувствовать его понимание (Dowell J., Hudson H.A., 1997; McKinstry B., 2000; Joffe S. et al., 2003; Lewis D., Robinson J., Wilkinson E., 2003; Gascon J. et al., 2004), для больного важен именно процесс общения с врачом (Pollock K., Grime J., 2002). При этом в одной из работ вполне убедительно продемонстрировано (при опросе 1401 пациента и 89 врачей), что врачи недостаточно общаются со  своими больными и не всегда знают об их серьезных проблемах, особенно если они, на первый взгляд, не связаны с развитием заболевания (Gulbrandsen P., Hjortdahl P., Fugelli P., 1997). В связи с этим крайне важно сформировать двухстороннюю/трехстороннюю связь: пациент\родственники — врач.

Второй аспект сосредоточен на  изменении самого подхода к терапии, совершенствовании препаратов и лекарственных форм, выборе наиболее эффективных терапевтических стратегий с наименьшими побочными эффектами и выборе режима лечения, который будет удобен в повседневной жизни. В  повышении приверженности терапии таким образом участвуют фармацевтические компании — производители лекарственных средств, разрабатывая все более эффективные, безопасные и  удобные методы лечения. Один из эффективных способов повышения приверженности терапии — снижение кратности приема препарата при сохранении его эффективности. Развитие этого направления можно проследить на примере бисфосфонатов, ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента, антибактериальных средств, нитратов. С этой точки зрения заслуживает внимания программа клинического развития сравнительных исследований ибандроната (BALTO I, BALTO II, PERSIST), в  которых была продемонстрирована эффективность и  более высокая приверженность пациентов ибандронату при его приеме внутрь 1 раз в месяц (Cooper A.L., 2006; Emkey R., et al., 2006).

Также для соблюдения приверженности лечению имеет значение форма выпуска препарата: очевидно, что пациент предпочтет таблетированные формы инъекционным. Способностью повышать комплаентность обладают также многие фиксированные лекарственные комбинации (Waeber B., Burnier M., Brunner H.R., 2000), в  которых используются более низкие дозы, чем при монотерапии каждым препаратом, что обеспечивает снижение вероятности побочных эффектов.

Выявлена обратная зависимость между количеством принимаемых препаратов и  комплаентностью. Это связано с более высокой стоимостью многокомпонентной терапии, сложностью режима приема и соответственно большей вероятностью отклонений, а также с  субъективным неприятием больного, включая страх, применение большого количества препаратов и как следствие — некорректный их прием (Waeber B., 2001).

Если пропуски в приеме лекарственных средств связаны только с  забывчивостью больного, существует ряд методических приемов, которые можно использовать с целью повышения комплаентности. Можно посоветовать пациенту связать прием лекарственных средств с каким-либо привычным действием в режиме дня — бритье, чистка зубов и  т.д. Напоминание по телефону, почте и пр. может быть чрезвычайно полезным (Filippi A, Sabatini A., Badioli L., 2003). Кроме того, производители могут упаковывать препараты в блистеры с указанием дней недели, что также эффективно и позволяет всегда обратить внимание больного на  пропущенную дозу.

В настоящее время существуют и  широко используются в Европе специальные коробочки для лекарств, которые имеют отсеки разного цвета для разных дней недели и позволяют принимать несколько препаратов по схеме без существенных отклонений даже пациентам пожилого возраста (Hill M., Houston N., 1998). Входят в клиническую практику и автоматические системы телефонного мониторинга больных (Frerdman R.H. et al., 1996).

Очевидно, не существует единого метода улучшения выполнения назначений больными. Создание мотивации к лечению и ее удержание в течение длительного времени — задача, которая может быть решена только при условии комплексной работы государства, учреждений здравоохранения, образовательной системы, производителей лекарственных средств и  т.д. При этом просветительская работа и  конкретное обучение должны быть направлены не только на пациента и членов его семьи, но и на  специалистов здравоохранения.

Только совместными усилиями удастся добиться результата для всех заинтересованных сторон: для пациентов — излечения, достижения ремиссии, улучшения состояния здоровья, повышения работоспособности, социальной востребованности, качества и продолжительности жизни; для специалистов здравоохранения — усовершенствования профессионального статуса, благодарности пациентов и уважения коллег; для системы здравоохранения — снижения затрат, достижение здоровья населения; для производителей лекарственных средств — успешности продукта и приумножения финансовых результатов. n

Татьяна Власюк,
фото Любови Столяр

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті