Конкурентная среда препаратов ЭНАЛАПРИЛА

Данная публикация является продолжением серии статей, направленных на отображение и исследование характерных особенностей конкурентной среды для группы препаратов с одной и той же активной фармацевтической субстанцией. При подготовке материала использованы данные системы исследований рынка «Фармстандарт» компании «Морион».

Вашему вниманию предлагается результат экспертного анализа среды препаратов, являющихся ингибиторами ангиотензинпревращающего фермента и относящихся к C09A подгруппе АТС-классификации (ВОЗ, 2004). Следует отметить, что средства, относящиеся к данной подгруппе, занимают второе и третье места соответственно в натуральном и денежном выражении в общем объеме продаж за 2003 г. среди препаратов группы С («Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему»).

Аналитическая методология аналогична приведенной в «Еженедельнике АПТЕКА» № 21 (442) от 31 мая 2004 г. Все данные по денежным показателям приведены в розничных средневзвешенных ценах. Анализ проводился на основании данных за целостный период (2003 г.), что позволило отобразить тенденции изменения некоторых показателей и сезонную динамику.

В данной конкурентной среде препараты, содержащие в качестве активной фармацевтической субстанции эналаприл, занимают лидирующие позиции (рис. 1, 2). Удельный вес продаж препаратов эналаприла составляет приблизительно 50% от общего объема продаж в выбранном сегменте украинского фармацевтического рынка как в денежном, так и в натуральном выражении. Среди групп V уровня АТС-классификации препараты эналаприла занимают первое место и в денежном, и в натуральном выражении, причем их объем составляет соответственно 4615 тыс. дол. США и 3776 тыс. упаковок.

Рис. 1. Структура розничных продаж препаратов группы C09A АТС-классификации в денежном выражении по итогам 2003 г.

Рис. 2. Структура розничных продаж препаратов группы C09A АТС-классификации в натуральном выражении по  итогам 2003 г.

Исследуемые препараты представлены на отечественном рынке лекарственных средств в виде одной формы выпуска — таблетированной. Это дает основание предположить наличие тесной конкурентной взаимосвязи между препаратами, содержащими данное активное вещество, что, в свою очередь, указывает на единую плоскость предметной области анализа для всех препаратов эналаприла.

Для определения ценовых ниш была использована методология, описанная в предыдущих публикациях данной серии. Напомним лишь, что цены на препараты были рассчитаны с учетом «установленной суточной дозы» (Daily Defined Dose), которая для препаратов эналаприла составляет 10 мг. В результате экспертной оценки ценового распределения для исследуемых препаратов предложено их разделение на три ценовые ниши: низко-, средне- и высокостоимостную (табл. 1).

Таблица 1

Ценовые ниши группы препаратов эналаприла
в пересчете на цены DDD

Ниша

Дол. США

Грн.

нижняя
граница

верхняя
граница

нижняя
граница

верхняя
граница

Низкостоимостная

0,034

0,059

0,182

0,314

Среднестоимостная

0,060

0,126

0,315

0,672

Высокостоимостная

0,127

0,189

0,673

1,007

Анализ географии производства данной группы лекарственных средств указывает на традиционную ситуацию доминирования отечественных препаратов над импортными по натуральным объемам продаж и обратную ей — по денежным (рис. 3). Причем в денежном выражении доля импортных препаратов составляет 63,65%, в то время как в натуральном выражении их доля равна 45,08% по сравнению с отечественными. Таким образом, в условиях относительно незначительного расхождения в количественном потреблении в денежных объемах наблюдается перевес в сторону препаратов зарубежного производства.

Рис. 3. Удельный вес в общем объеме розничных продаж препаратов эналаприла отечественного и зарубежного производства в натуральном и денежном выражении в 2003 г.

Что касается географии производства, то данные табл. 2 свидетельствуют, что для среды препаратов эналаприла характерно типичное распределение объемов продаж: препараты отечественного производства представлены исключительно в низкостоимостной нише, где их удельный вес составляет в денежном и натуральном выражении 97,7% и 99,1% соответственно.

Таблица 2

Структура розничных продаж по группе препаратов эналаприла в разрезе ценовых ниш в 2003 г.

Ниша

Препараты зарубежного производства

Препараты отечественного производства

Всего

тыс. дол. США

тыс. упаковок

тыс. дол. США

тыс. упаковок

тыс. дол. США

тыс. упаковок

Низкостоимостная

39,00

17,91

1677,67

2073,70

1716,67

2091,61

Среднестоимостная

2365,12

1571,39

2365,12

1571,39

Высокостоимостная

533,19

112,65

533,19

112,65

Всего

2937,31

1701,95

1677,67

2073,70

4614,98

3775,65

Интересным представляется тот факт, что наибольший удельный вес в объемах продаж в денежном выражении имеют препараты среднестоимостной ниши, при этом они проигрывают лекарственным средствам низкостоимостной ниши в количестве проданных упаковок. Данные рис. 4, 5 и табл. 3 свидетельствуют о том, что стоимость упаковки препаратов низкостоимостной ниши значительно меньше, чем таковая у препаратов высокостоимостной ниши, этим и объясняется относительно малая доля высокостоимостной ниши в натуральных объемах продаж по сравнению с денежными.

Рис. 4. Удельный вес ценовых ниш группы препаратов эналаприла в  денежном выражении по объемам продаж в 2003 г.

Рис. 5. Удельный вес ценовых ниш группы препаратов эналаприла в  натуральном выражении по объемам продаж в 2003 г.

Таблица 3

Удельный вес объемов продаж препаратов эналаприла в разрезе ценовых ниш в 2003 г.
(в порядке убывания суммарных объемов продаж в денежном выражении)

Наименование

Компания-производитель

Ниша

низкостоимостная, %

среднестоимостная, %

высокостоимостная, %

в денежном выражении

в натуральном выражении

в денежном выражении

в натуральном выражении

в денежном выражении

в натуральном выражении

1

ЭНАЛАПРИЛ

Здоровье

95,44

96,44

2

ЭНАП

KRKA

45,97

36,78

3

БЕРЛИПРИЛ

Menarini Group

25,82

24,85

4

РЕНИТЕК

MSD

100,00

100,00

5

ЭДНИТ

Gedeon Richter

9,94

4,81

6

ЭНАМ

Dr. Reddy’s

9,86

13,88

7

ИНВОРИЛ

Ranbaxy

6,76

16,71

8

МИОПРИЛ

J.B. Chemicals & Pharmaceuticals

2,10

0,56

9

ЭНАЛ

Synmedic

1,29

2,41

Прочие

2,46

2,99

0,37

0,56

Проведенный анализ позволил выявить следующие закономерности в сегменте препаратов эналаприла:

1) По общим объемам продаж препаратов эналаприла в 2003 г. как в денежном, так и в натуральном выражении лидирует ЭНАЛАПРИЛ-ЗДОРОВЬЕ (рис. 6, 7). Он также составляет наибольшую долю по денежным и натуральным объемам в низкостоимостной нише, где его удельный вес составляет 95,44% и 96,44% соответственно.

Рис. 6. Удельный вес топ-5 в общем объеме продаж препаратов эналаприла в денежном выражении за 2003 г.

Рис. 7. Удельный вес топ-5 в общем объеме продаж препаратов эналаприла в натуральном выражении за 2003 г.

2) Препарат ЭНАП компании KRKA занимает второе место по общим денежным и натуральным объемам продаж препаратов эналаприла.

В своей ценовой нише (среднестоимостной) ЭНАП занимает первое место как в денежном, так и в натуральном выражении и его удельный вес составляет 45,97% и 36,78% соответственно.

3) Высокостоимостная ниша данного сегмента фармацевтического рынка представлена одним препаратом эналаприла компании «MSD» РЕНИТЕК. Причем он представлен в пятерке лидеров данной группы препаратов по денежным объемам продаж, имея удельный вес 11,55%. В натуральном выражении его доля в общем объеме продаж препаратов эналаприла в 2003 г. составляет 2,98%. Таким образом, доля РЕНИТЕКА в денежном выражении в сравнении с натуральным больше в 4 раза.

Для артериальной гипертензии (основное показание для применения препаратов эналаприла) характерно отсутствие выраженной сезонности (рис. 8).

Рис. 8. Динамика объемов продаж препаратов группы эналаприла в  денежном выражении в разрезе ценовых ниш в 2003 г.

Начиная с июня 2003 г. значительно упали объемы продаж в среднестоимостной нише и одновременно с этим повысился объем продаж препаратов эналаприла, позиционирующихся в низкостоимостной нише. Углубленное изучение сезонности продаж дало возможность более подробно описать эту ситуацию, рассмотрев степень влияния лидирующих по объемам продаж препаратов на общую динамику продаж.

Прирост общих объемов продаж в денежном выражении препаратов эналаприла в июне-декабре 2003 г. составляет 23,27%. Темпы прироста продаж в денежном выражении ЭНАЛАПРИЛА-ЗДОРОВЬЕ, лидера низкостоимостной ниши, составляет 75,82% и опережают общую динамику, а темпы прироста аптечных продаж препаратов среднестоимостной ниши, наоборот, отстают от нее. Исходя из этого можно констатировать, что прирост объемов продаж в денежном выражении по исследуемой группе препаратов осуществляется в первую очередь за счет препаратов низкостоимостной ниши.

Низкостоимостная ниша данного сегмента фармацевтического рынка представлена в основном препаратами отечественного производства, где они традиционно сохраняют лидерство в объемах продаж как в денежном, так и в натуральном выражении.

Препараты зарубежного производства позиционируются в среднестоимостной и  высокостоимостной нишах, где они конкурируют между собой. В связи с высоким показателем потребления импортных препаратов аптечные учреждения, по-видимому, должны располагать достаточно насыщенным ассортиментом импортных препаратов.

В целях оптимизации привлечения потребительских ресурсов аптекам следует включить в структуру ассортимента, по крайней мере по одному препарату эналаприла, принадлежащему к каждой из ценовых ниш. Таким образом, достаточно полный ассортиментный ряд должен состоять из 3 препаратов: 1 препарат из низкостоимостной ниши, 1 препарат, принадлежащий к среднестоимостной нише, и 1 препарат из высокостоимостной ниши. Следует также отметить, что целесообразно подбирать ассортиментный ряд таким образом, чтобы обеспечить наибольшую прибыльность, то есть объемы закупок должны согласовываться с темпами оборачиваемости товара, в соответствии с которыми можно определить оптимальный уровень торговой наценки на них. Анализ этих параметров будет включен в  последующие публикации по изучению различных рыночных ниш лекарственных препаратов.

При подборе наименований препаратов эналаприла необходимо учитывать степень популярности каждого из них.

Производителям и дистрибьюторам лекарственных средств, а также аптечным учреждениям при формировании ассортимента следует учитывать отсутствие выраженной сезонности изменения объемов продаж в  исследуемой среде препаратов и обеспечить приблизительно равномерное насыщение ассортимента в течение года как в  количественном, так и качественном отношении.?n

Евгений Кунда

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті