…Что осталось позади?! Аптечные продажи в Украине: июль–август 2008 г.

В июле–августе 2008 г. импортеры ввезли в нашу страну готовых лекарственных средств (ГЛС) на сумму 2,0 млрд грн. за 5,4 тыс. т. Темпы прироста объема импорта ГЛС в июле были выше, чем в августе. В данной публикации речь пойдет о том, какую активность демонстрировали операторы розничного фармрынка в летний период, а именно в июле–августе 2008 г. Следует учитывать тот факт, что в течение этих двух месяцев темпы инфляции в нашей стране были приостановлены. Конечно же, интересно взглянуть, каким образом это отразилось на средневзвешенной стоимости ключевой категории товаров на фармрынке — ЛС. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН», а также показатели индексов потребительских цен по данным Государственного комитета статистики Украины (www.ukrstat.gov.ua).

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

Суммарный объем розничного фармрынка в июле–августе 2008 г. (в ценах конечного потребителя) составил 2,5 млрд грн. за 320,1 млн упаковок, что больше, чем в аналогичный период 2007 г. почти на 30% в денежном и меньше на 1,9% в натуральном выражении (табл. 1). Причем такая убыль была обусловлена уменьшением объема аптечных продаж в августе 2008 г. на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. В этот период темпы прироста объема продаж парафармацевтических товаров — БАД и косметики — находились практически на одном уровне — более 74 и 35% в денежном и натуральном выражении соответственно. Напомним, что в конце предыдущего года и темпы прироста аптечных продаж для косметики уступали таковым для БАД. Причем такая тенденция отмечалась и в текущем году. Однако в исследуемый период ситуация несколько уравнялась.

Таблица 1:
Объем аптечных продаж по категориям товаров в июле–августе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Июль–август, год Млн грн. Удельный вес категории, % Δ, % Млн упаковок Удельный вес категории, % Δ, %
ЛС
2006
1197,5
85,2
190,7
66,0
2007
1593,4
82,9
33,1
205,1
62,9
7,6
2008
1959,7
78,5
23,0
186,5
58,3
-9,1
ИМН*
2006
126,0
9,0
87,9
30,4
2007
175,2
9,1
39,1
106,6
32,7
21,4
2008
268,6
10,8
53,3
113,6
35,5
6,5
Косметика
2006
53,4
3,8
6,1
2,1
2007
96,8
5,0
81,4
8,5
2,6
38,8
2008
170,0
6,8
75,6
11,8
3,7
38,9
БАД
2006
29,1
2,1
4,4
1,5
2007
56,4
2,9
93,9
6,0
1,9
37,3
2008
98,1
3,9
74,1
8,2
2,6
36,0
Всего
2006
1405,9
289,1
2007
1921,8
36,7
326,3
12,9
2008
2496,4
29,9
320,1
–1,9

*В общий объем аптечных продаж ИМН включены объемы реализации товаров, которые прошли процедуру регистрации дезинфицирующих средств.

Быстрее, чем в целом по рынку, происходило также наращивание объема продаж изделий медицинского назначения (ИМН). Среди сопутствующих категорий товаров «аптечной корзины» традиционно этот вид продукции обеспечил наибольший вклад в общий объем реализации. В июле–августе 2008 г. объем аптечных продаж ИМН составил 286,6 млн грн. за 113,6 млн упаковок, что на 53% больше в денежном выражении и на 6% в натуральном, чем в аналогичный период 2007 г.

В целом в июле–августе 2008 г. в общем объеме розничного фармрынка в денежном и натуральном выражении увеличилась доля каждой из сопутствующих категорий товаров . Происходило это за счет уменьшения удельного веса наиболее значимой и востребованной категории товаров на полках аптечных учреждений — лекарственных средств (ЛС). В июле–августе 2008 г. доля таковой уменьшилась до 78,5 и 58,3% в денежном и натуральном выражении. При этом объем розничной реализации ЛС составил 2,0 млрд грн. за 186,5 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 23,0% в денежном и сократившись на 9,1% в натуральном выражении.

Таким образом, традиционно сопутствующие категории товаров демонстрируют высокие темпы прироста объема продаж, а наибольшую выручку аптечным учреждениям обеспечивают ЛС.

В июле–августе 2008 г. традиционно большее влияние на розничный фармрынок в денежном выражении оказывали зарубежные фармпроизводители — 75,6%, а в натуральном — отечественные — 54,5% (табл. 2, 3). Для каждой из исследуемых категорий товаров «аптечной корзины» они продемонстрировали увеличение объема аптечных продаж в денежном выражении. В июле–августе 2008 г. объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении уменьшился как для отечественного (-13,0%), так и зарубежного производства (-0,7%). Для ИМН отечественного производства было также отмечено уменьшение объема реализации в натуральном выражении. Вполне очевидно, что здесь сыграла роль сезонность.

Таблица 2:
Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в июле–августе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Июль–август, год
Товары зарубежного производства
Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес категории, % Δ, % Млн грн. Удельный вес категории, % Δ, %
ЛС
2006
877,9
73,3
319,5
26,7
2007
1178,2
73,9
34,2
415,1
26,1
29,9
2008
1497,3
76,4
27,1
462,4
23,6
11,4
ИМН*
2006
88,0
69,8
38,0
30,2
2007
126,2
72,0
43,5
49,0
28,0
28,9
2008
205,2
76,4
62,6
63,4
23,6
29,3
Косметика
2006
36,3
68,0
17,1
32,0
2007
70,2
72,5
93,4
26,6
27,5
55,8
2008
123,6
72,7
76,2
46,4
27,3
74,1
БАД
2006
14,9
51,4
14,1
48,6
2007
34,6
61,4
131,8
21,8
38,6
53,8
2008
60,7
61,8
75,2
37,5
38,2
72,2
Всего
2006
1017,1
72,3
388,8
27,7
2007
1409,3
73,3
38,6
512,5
26,7
31,8
2008
1886,8
75,6
33,9
609,6
24,4
18,9

Таблица 3:
Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в июле–августе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Июль–август, год
Товары зарубежного производства
Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес категории, % Δ, % Млн упаковок Удельный вес категории, % Δ, %
ЛС
2006
57,5
30,2
133,2
69,8
2007
65,6
32,0
14,1
139,5
68,0
4,7
2008
65,2
34,9
-0,7
121,3
65,1
-13,0
ИМН*
2006
49,1
55,9
38,8
44,1
2007
62,8
58,9
28,0
43,8
41,1
12,9
2008
72,6
64,0
15,6
40,9
36,0
-6,6
Косметика
2006
2,7
44,4
3,4
55,6
2007
3,9
45,8
43,1
4,6
54,2
35,3
2008
5,8
49,4
49,8
6,0
50,6
29,7
БАД
2006
1,2
26,9
3,2
73,1
2007
1,4
23,8
21,7
4,6
76,2
43,0
2008
2,1
25,6
46,2
6,1
74,4
32,7
Всего
2006
110,5
38,2
178,6
61,8
2007
133,8
41,0
21,1
192,5
59,0
7,8
2008
145,8
45,5
8,9
174,3
54,5
-9,4

Описанные трансформации фармрынка в июле–августе 2008 г. сопровождались изменением средневзвешенной стоимости 1 упаковки товаров «аптечной корзины». Причем здесь происходящие изменения заслуживают особого внимания. Традиционными лидерами по темпам прироста средневзвешенной стоимости ранее были БАД и косметика. Однако в июле–августе 2008 г. наибольшее увеличение этого показателя отмечают для ИМН — +44% по сравнению с июлем–августом 2007 г. до 2,4 грн. (рис. 1). Значительно повысился этот показатель для ЛС — на 35,3% до 10,5 грн. за упаковку. Для косметики и БАД темпы прироста средневзвешенной стоимости составили более 26%. В абсолютном значении этот показатель составил 14,4 и 11,9 грн. за упаковку соответственно.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в июле–августе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 1 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в июле–августе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В целом по рынку повышение средневзвешенной стоимости товаров «аптечной корзины» было обусловлено влиянием продукции зарубежного производства. Однако темпы прироста средневзвешенной стоимости для категории ЛС отечественного и зарубежного производства по сравнению с июлем–августом 2007 г. находились на одном уровне — 28,0% (до 3,8 и 23,0 грн. за упаковку). Для других категорий товаров — ИМН, косметики и БАД зарубежного производства средневзвешенная стоимость была выше, чем в целом по рынку (2,8; 21,2 и 28,8 грн. за упаковку соответственно).

ЛС КАК ОНИ ЕСТЬ!

В июле 2008 г. аптечными учреждениями было реализовано ЛС на сумму 997,8 млн грн. за 93,4 млн упаковок, а в августе — 961,9 млн грн. за 91,3 млн упаковок (рис. 2, 3). Что касается темпов прироста объема продаж ЛС в денежном выражении, то для летнего времени года они были вполне приемлемыми — 27,1% в июле и 19,0% в августе 2008 г. В разрезе помесячной динамики видно, что с начала текущего года первые 4 мес объем продаж ЛС в денежном выражении превышал 1,1 млрд грн. В натуральном выражении ситуация складывалась несколько иначе. Только в январе и феврале текущего года рынок ЛС по этому показателю демонстрировал некоторое увеличение, а в последующие месяцы объем рынка ЛС в упаковках убывал. В июле и августе этот показатель уменьшился на 7,7 и 10,5% по сравнению с аналогичными периодами 2007 г. Таким образом, 8 мес подряд — с июля 2007 г. по февраль 2008 г. — объем рынка ЛС в натуральном выражении демонстрировал увеличение.

Динамика объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–августе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 2 Динамика объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–августе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Динамика объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе—августе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 3 Динамика объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе—августе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Что касается средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС, то в текущем году ее увеличение было обусловлено инфляционными процессами (рис. 4). Уже в июле и августе 2008 г., когда инфляция в нашей стране была остановлена, средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в абсолютном значении была меньше, чем в предыдущие месяцы. В это же время по сравнению с июлем и августом 2007 г. она увеличилась более чем на треть (на 37,7 и 32,9% соответственно). Причем анализ ежемесячных темпов прироста рынка ЛС свидетельствует, что инфляционная составляющая начиная с марта оказывает наибольший вклад в этот показатель (рис. 5).

Индекс потребительских цен и инфляционный индекс в январе–августе 2006–2008 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года с указанием средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС

Рис. 4 Индекс потребительских цен и инфляционный индекс в январе–августе 2006–2008 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года с указанием средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС

Индикаторы прироста объемов аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–августе 2008 г. по сравнению с январем–августом 2007 г.

Рис. 5 Индикаторы прироста объемов аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–августе 2008 г. по сравнению с январем–августом 2007 г.

В целом же по итогам первых 8 мес 2008 г. объем рынка ЛС составил 8,2 млрд грн. за 788,4 млн упаковок, что больше, чем в аналогичный период 2007 г., на 30,8% в денежном выражении и меньше на 1,9% в натуральном.

Структура рынка ЛС в разрезе ценовых ниш традиционно развивалась в пользу дорогостоящих препаратов. Так, в июле–августе 2008 г. максимальное увеличение объема продаж ЛС в денежном и натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. традиционно отмечают для препаратов, отнесенных к высокостоимостной нише (стоимость более 26 грн.) на 31,7 и 12,1% соответственно до 1,0 млрд грн. за 18,8 млн упаковок. Таким образом, доля высокостоимостных ЛС составила более 52 и 10% в денежном и натуральном выражении соответственно. Выручка аптечных учреждений от реализации препаратов среднестоимостной ниши в июле–августе 2008 г. составила 754,2 млн грн. за 62,9 млн упаковок. Причем такой объем по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. увеличился почти на 20% в денежном выражении и практически не изменился в натуральном. Постепенно уменьшается вклад ЛС низкостоимостной ниши в общий объем аптечных продаж по сравнению с июлем–августом 2007 г. как в денежном, так и натуральном выражении на 0,6 и 16,6% соответственно до 184,0 млн грн. за 104,8 млн упаковок.

Для ЛС этой ценовой ниши отмечают максимальное повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС — на 19,3% по сравнению с июлем–августом 2007 г. (до 1,8 грн. за упаковку; рис. 6). Чуть меньше составил прирост этого показателя для препаратов среднестоимостной ниши — 18,7% до 12,0 грн. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС высокостоимостной ниши по сравнению с июлем–августом 2007 г. повысилась на 8 грн. (!), или более чем на 17%, и составила 54,2 грн. за упаковку.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в июле–августе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 6 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в июле–августе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Таким образом, для препаратов, обеспечивающих более 50% общего объема рынка ЛС, отмечают наиболее активное развитие средневзвешенной стоимости 1 упаковки в абсолютном значении.

Что касается фармакотерапевтической структуры рынка аптечных продаж, то в июле–августе 2008 г. значительных изменений не зафиксировано. В исследуемый период в разрезе групп АТС-классификации первого уровня наибольшую выручку в денежном выражении аптечным учреждениям традиционно обеспечили препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — 443,7 млн грн. (рис. 7). Однако удельный вес этой группы по сравнению с июлем–августом 2007 г. уменьшился почти на 1% до 22,6% в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении. Вторая по величине объема аптечных продаж ЛС (262,2 млн грн.) — группа C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», удельный вес которой, напротив, увеличился до 13,4%.

Удельный вес топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении в июле–августе 2006–2008 гг.

Рис. 7 Удельный вес топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении в июле–августе 2006–2008 гг.

В разрезе групп АТС-классификации третьего уровня в июле–августе 2008 г., как и в аналогичный период 2007 г., наибольшую выручку аптечным учреждениям принесли ЛС группы M01A «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» — 99,7 млн грн. (табл. 4). Максимальные темпы прироста объема продаж в разрезе топ-10 групп продемонстрировали препараты групп N06B «Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (ADHD), и ноотропные средства» и G04B «Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики» — более 33%. В целом в июле–августе 2008 г. топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня аккумулировала более 27% общего объема продаж ЛС в денежном выражении, почти не изменившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.

Таблица 4:
Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в июле–августе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с июлем-августом предыдущего года

№ п/п АТС-код
Наименование АТС-группы
Млн грн.
2006 г. 2007 г. Δ, % 2008 г. Δ, %
1 M01A Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства 57,4 82,4 43,5 99,7 21,0
2 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 45,2 59,4 31,2 66,8 12,5
3 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 27,9 42,2 51,1 54,4 28,9
4 А16А Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы 30,2 41,2 36,4 52,2 26,5
5 N06B Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (ADHD), и ноотропные средства 27,3 37,3 36,8 51,8 38,8
6 G04B Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики 29,3 37,8 28,8 50,3 33,2
7 C01E Прочие кардиологические препараты 32,0 40,2 25,7 50,3 25,2
8 N05C Снотворные и седативные препараты 26,5 37,5 41,2 40,5 8,0
9 J01D Прочие бета-лактимные антибиотики 26,5 33,9 28,0 38,7 14,4
10 M02A Средства, применяемые системно при суставной и мышечной боли 23,2 31,8 37,1 38,0 19,6
Прочие 871,9 1149,2 31,9 1417,0 23,3
Всего 1197,5 1593,4 33,1 1959,7 23,0

1-е место в рейтинге брэндов ЛС по объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении как в июле, так и в августе 2008 г. завоевал АКТОВЕГИН (табл. 5, 6).

Таблица 5:
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в июле 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006–2007 гг.

Брэнд-нейм
№ п/п, год
2008 2007 2006
АКТОВЕГИН
1
2
2
ЭССЕНЦИАЛЕ
2
1
1
МИЛДРОНАТ
3
6
9
МЕЗИМ
4
4
7
ПРЕДУКТАЛ
5
7
6
НО-ШПА
6
5
4
ЭНАП
7
12
11
ЦЕФТРИАКСОН
8
3
3
КЕТАНОВ
9
9
8
ЛИНЕКС
10
10
15
ТРАУМЕЛЬ С
11
21
23
ФЕЗАМ
12
25
13
НАТРИЯ ХЛОРИД
13
11
10
ЛИОТОН
14
20
19
ДЕТРАЛЕКС
15
18
20
ВИАГРА
16
16
12
ЭНТЕРОСГЕЛЬ
17
14
31
КАНЕФРОН
18
31
56
МОВАЛИС
19
27
26
ЦЕРАКСОН
20
77

Таблица 6:
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в августе 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006–2007 гг.

Брэнд-нейм
№ п/п, год
2008 2007 2006
АКТОВЕГИН
1
2
3
ЭССЕНЦИАЛЕ
2
1
1
МЕЗИМ
3
5
5
ЛИНЕКС
4
4
10
МИЛДРОНАТ
5
9
9
НО-ШПА
6
6
4
ПРЕДУКТАЛ
7
7
6
ЦЕФТРИАКСОН
8
3
2
КЕТАНОВ
9
8
8
НАТРИЯ ХЛОРИД
10
10
11
ЭНАП
11
13
14
ФЕЗАМ
12
29
13
ВИАГРА
13
16
12
ТРАУМЕЛЬ С
14
21
31
ЛИОТОН
15
25
19
ДЕТРАЛЕКС
16
24
26
ДИКЛОБЕРЛ
17
17
16
УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ
18
11
21
КАНЕФРОН
19
33
59
МОВАЛИС
20
32
36

Следует также отметить высокую позицию ЦЕРАКСОНА, который в июле и августе 2007 г. находился за пределами топ-50 брэндов ЛС.

Традиционно пальму первенства в рейтинге маркетирующих организаций по объемам аптечных продаж ЛС в июле и августе 2008 г. получила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 7, 8). Стабильно 2-ю и 3-ю строчку в обоих рейтингах соответственно занимают «sanofi-aventis» и крупнейший украинский фармпроизводитель — «Фармацевтическая фирма «Дарница». В целом же по сравнению с аналогичными периодами 2007 г. составы обоих рейтингов остаются достаточно стабильными и отличаются всего несколькими участниками.

Таблица 7:
Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в июле 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за июль 2006–2007 гг.

Маркетирующая организация
№ п/п, год
2008 2007 2006
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия)
1
1
1
Sanofi-aventis (Франция)
2
2
2
Дарница (Украина)
3
3
3
Sandoz (Швейцария)
4
5
6
KRKA (Словения)
5
9
5
Артериум Корпорация (Украина)
6
4
4
GlaxoSmithKline (Великобритания)
7
7
10
Фармак (Украина)
8
6
7
Nycomed (Норвегия)
9
14
18
Servier (Франция)
10
10
12
Heel (Германия)
11
13
14
Gedeon Richter (Венгрия)
12
11
11
Борщаговский ХФЗ (Украина)
13
8
8
Actavis Group (Исландия)
14
15
13
Здоровье (Украина)
15
12
9
Bayer Consumer Care (Швейцария)
16
16
15
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды)
17
18
21
Boehringer Ingelheim (Германия)
18
21
20
Стада-Нижфарм (Германия — Россия)
19
22
22
Ranbaxy (Индия)
20
20
17

Таблица 8:
Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в августе 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за август 2006–2007 гг.

Маркетирующая организация
№ п/п, год
2008 2007 2006
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия)
1
1
1
Sanofi-aventis (Франция)
2
2
2
Дарница (Украина)
3
3
3
Sandoz (Швейцария)
4
5
5
GlaxoSmithKline (Великобритания)
5
7
8
Фармак (Украина)
6
6
9
Артериум Корпорация (Украина)
7
4
4
KRKA (Словения)
8
8
7
Nycomed (Норвегия)
9
15
18
Servier (Франция)
10
10
12
Heel (Германия)
11
13
15
Gedeon Richter (Венгрия)
12
11
11
Борщаговский ХФЗ (Украина)
13
9
6
Actavis Group (Исландия)
14
17
14
Здоровье (Украина)
15
12
10
Bayer Consumer Care (Швейцария)
16
14
13
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды)
17
18
21
Boehringer Ingelheim (Германия)
18
20
20
Ranbaxy (Индия)
19
19
17
Ratiopharm (Германия)
20
16
16

ИТОГИ

В исследуемый период розничный рынок демонстрировал рост объема продаж в денежном выражении и незначительную убыль в натуральном. Это обусловлено уменьшением объема продаж упаковок наиболее значимой категории товаров — ЛС, а именно для низкостоимостной ниши. Ее доля на рынке ЛС стремительно уменьшается. В июле и августе 2008 г. этот показатель составил менее 10% в денежном и чуть более 55% в натуральном выражении в общем объеме продаж ЛС. Причем средневзвешенная стоимость 1 упаковки таких ЛС по сравнению с июлем–августом 2007 г. повысилась всего на 30 коп., в то время как для ЛС среднестоимостной ниши — почти на 1 грн., а для высокостоимостных ЛС — на 8 грн. (!). На рынке ЛС суммарная доля средне- и высокостоимостной ниши аккумулировала более 90% в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении. Результаты проведенного анализа показали, прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС подчинен инфляционным процессам. Наряду с приостановкой темпов роста инфляции стремительный рост средневзвешенной стоимости также прекратился. Впереди бархатный сезон — наиболее плодотворное и насыщенное время для фармрынка. Какими будут его дальнейшие тенденции, читайте в наших следующих публикациях. n

Оксана Сергиенко

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті