|
«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
Суммарный объем розничного фармрынка в июле–августе 2008 г. (в ценах конечного потребителя) составил 2,5 млрд грн. за 320,1 млн упаковок, что больше, чем в аналогичный период 2007 г. почти на 30% в денежном и меньше на 1,9% в натуральном выражении (табл. 1). Причем такая убыль была обусловлена уменьшением объема аптечных продаж в августе 2008 г. на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. В этот период темпы прироста объема продаж парафармацевтических товаров — БАД и косметики — находились практически на одном уровне — более 74 и 35% в денежном и натуральном выражении соответственно. Напомним, что в конце предыдущего года и темпы прироста аптечных продаж для косметики уступали таковым для БАД. Причем такая тенденция отмечалась и в текущем году. Однако в исследуемый период ситуация несколько уравнялась.
Таблица 1:
Объем аптечных продаж по категориям товаров в июле–августе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Июль–август, год | Млн грн. | Удельный вес категории, % | Δ, % | Млн упаковок | Удельный вес категории, % | Δ, % |
ЛС
|
||||||
2006
|
1197,5
|
85,2
|
—
|
190,7
|
66,0
|
—
|
2007
|
1593,4
|
82,9
|
33,1
|
205,1
|
62,9
|
7,6
|
2008
|
1959,7
|
78,5
|
23,0
|
186,5
|
58,3
|
-9,1
|
ИМН*
|
||||||
2006
|
126,0
|
9,0
|
—
|
87,9
|
30,4
|
—
|
2007
|
175,2
|
9,1
|
39,1
|
106,6
|
32,7
|
21,4
|
2008
|
268,6
|
10,8
|
53,3
|
113,6
|
35,5
|
6,5
|
Косметика
|
||||||
2006
|
53,4
|
3,8
|
—
|
6,1
|
2,1
|
—
|
2007
|
96,8
|
5,0
|
81,4
|
8,5
|
2,6
|
38,8
|
2008
|
170,0
|
6,8
|
75,6
|
11,8
|
3,7
|
38,9
|
БАД
|
||||||
2006
|
29,1
|
2,1
|
—
|
4,4
|
1,5
|
—
|
2007
|
56,4
|
2,9
|
93,9
|
6,0
|
1,9
|
37,3
|
2008
|
98,1
|
3,9
|
74,1
|
8,2
|
2,6
|
36,0
|
Всего
|
||||||
2006
|
1405,9
|
—
|
—
|
289,1
|
—
|
—
|
2007
|
1921,8
|
—
|
36,7
|
326,3
|
—
|
12,9
|
2008
|
2496,4
|
—
|
29,9
|
320,1
|
—
|
–1,9
|
*В общий объем аптечных продаж ИМН включены объемы реализации товаров, которые прошли процедуру регистрации дезинфицирующих средств.
Быстрее, чем в целом по рынку, происходило также наращивание объема продаж изделий медицинского назначения (ИМН). Среди сопутствующих категорий товаров «аптечной корзины» традиционно этот вид продукции обеспечил наибольший вклад в общий объем реализации. В июле–августе 2008 г. объем аптечных продаж ИМН составил 286,6 млн грн. за 113,6 млн упаковок, что на 53% больше в денежном выражении и на 6% в натуральном, чем в аналогичный период 2007 г.
В целом в июле–августе 2008 г. в общем объеме розничного фармрынка в денежном и натуральном выражении увеличилась доля каждой из сопутствующих категорий товаров . Происходило это за счет уменьшения удельного веса наиболее значимой и востребованной категории товаров на полках аптечных учреждений — лекарственных средств (ЛС). В июле–августе 2008 г. доля таковой уменьшилась до 78,5 и 58,3% в денежном и натуральном выражении. При этом объем розничной реализации ЛС составил 2,0 млрд грн. за 186,5 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 23,0% в денежном и сократившись на 9,1% в натуральном выражении.
Таким образом, традиционно сопутствующие категории товаров демонстрируют высокие темпы прироста объема продаж, а наибольшую выручку аптечным учреждениям обеспечивают ЛС.
В июле–августе 2008 г. традиционно большее влияние на розничный фармрынок в денежном выражении оказывали зарубежные фармпроизводители — 75,6%, а в натуральном — отечественные — 54,5% (табл. 2, 3). Для каждой из исследуемых категорий товаров «аптечной корзины» они продемонстрировали увеличение объема аптечных продаж в денежном выражении. В июле–августе 2008 г. объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении уменьшился как для отечественного (-13,0%), так и зарубежного производства (-0,7%). Для ИМН отечественного производства было также отмечено уменьшение объема реализации в натуральном выражении. Вполне очевидно, что здесь сыграла роль сезонность.
Таблица 2:
Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в июле–августе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Июль–август, год |
Товары зарубежного производства
|
Товары отечественного производства
|
||||
Млн грн. | Удельный вес категории, % | Δ, % | Млн грн. | Удельный вес категории, % | Δ, % | |
ЛС
|
||||||
2006
|
877,9
|
73,3
|
—
|
319,5
|
26,7
|
—
|
2007
|
1178,2
|
73,9
|
34,2
|
415,1
|
26,1
|
29,9
|
2008
|
1497,3
|
76,4
|
27,1
|
462,4
|
23,6
|
11,4
|
ИМН*
|
||||||
2006
|
88,0
|
69,8
|
—
|
38,0
|
30,2
|
—
|
2007
|
126,2
|
72,0
|
43,5
|
49,0
|
28,0
|
28,9
|
2008
|
205,2
|
76,4
|
62,6
|
63,4
|
23,6
|
29,3
|
Косметика
|
||||||
2006
|
36,3
|
68,0
|
—
|
17,1
|
32,0
|
—
|
2007
|
70,2
|
72,5
|
93,4
|
26,6
|
27,5
|
55,8
|
2008
|
123,6
|
72,7
|
76,2
|
46,4
|
27,3
|
74,1
|
БАД
|
||||||
2006
|
14,9
|
51,4
|
—
|
14,1
|
48,6
|
—
|
2007
|
34,6
|
61,4
|
131,8
|
21,8
|
38,6
|
53,8
|
2008
|
60,7
|
61,8
|
75,2
|
37,5
|
38,2
|
72,2
|
Всего
|
||||||
2006
|
1017,1
|
72,3
|
—
|
388,8
|
27,7
|
—
|
2007
|
1409,3
|
73,3
|
38,6
|
512,5
|
26,7
|
31,8
|
2008
|
1886,8
|
75,6
|
33,9
|
609,6
|
24,4
|
18,9
|
Таблица 3:
Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в июле–августе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Июль–август, год |
Товары зарубежного производства
|
Товары отечественного производства
|
||||
Млн упаковок | Удельный вес категории, % | Δ, % | Млн упаковок | Удельный вес категории, % | Δ, % | |
ЛС
|
||||||
2006
|
57,5
|
30,2
|
—
|
133,2
|
69,8
|
—
|
2007
|
65,6
|
32,0
|
14,1
|
139,5
|
68,0
|
4,7
|
2008
|
65,2
|
34,9
|
-0,7
|
121,3
|
65,1
|
-13,0
|
ИМН*
|
||||||
2006
|
49,1
|
55,9
|
—
|
38,8
|
44,1
|
—
|
2007
|
62,8
|
58,9
|
28,0
|
43,8
|
41,1
|
12,9
|
2008
|
72,6
|
64,0
|
15,6
|
40,9
|
36,0
|
-6,6
|
Косметика
|
||||||
2006
|
2,7
|
44,4
|
—
|
3,4
|
55,6
|
—
|
2007
|
3,9
|
45,8
|
43,1
|
4,6
|
54,2
|
35,3
|
2008
|
5,8
|
49,4
|
49,8
|
6,0
|
50,6
|
29,7
|
БАД
|
||||||
2006
|
1,2
|
26,9
|
—
|
3,2
|
73,1
|
—
|
2007
|
1,4
|
23,8
|
21,7
|
4,6
|
76,2
|
43,0
|
2008
|
2,1
|
25,6
|
46,2
|
6,1
|
74,4
|
32,7
|
Всего
|
||||||
2006
|
110,5
|
38,2
|
—
|
178,6
|
61,8
|
—
|
2007
|
133,8
|
41,0
|
21,1
|
192,5
|
59,0
|
7,8
|
2008
|
145,8
|
45,5
|
8,9
|
174,3
|
54,5
|
-9,4
|
Описанные трансформации фармрынка в июле–августе 2008 г. сопровождались изменением средневзвешенной стоимости 1 упаковки товаров «аптечной корзины». Причем здесь происходящие изменения заслуживают особого внимания. Традиционными лидерами по темпам прироста средневзвешенной стоимости ранее были БАД и косметика. Однако в июле–августе 2008 г. наибольшее увеличение этого показателя отмечают для ИМН — +44% по сравнению с июлем–августом 2007 г. до 2,4 грн. (рис. 1). Значительно повысился этот показатель для ЛС — на 35,3% до 10,5 грн. за упаковку. Для косметики и БАД темпы прироста средневзвешенной стоимости составили более 26%. В абсолютном значении этот показатель составил 14,4 и 11,9 грн. за упаковку соответственно.
|
В целом по рынку повышение средневзвешенной стоимости товаров «аптечной корзины» было обусловлено влиянием продукции зарубежного производства. Однако темпы прироста средневзвешенной стоимости для категории ЛС отечественного и зарубежного производства по сравнению с июлем–августом 2007 г. находились на одном уровне — 28,0% (до 3,8 и 23,0 грн. за упаковку). Для других категорий товаров — ИМН, косметики и БАД зарубежного производства средневзвешенная стоимость была выше, чем в целом по рынку (2,8; 21,2 и 28,8 грн. за упаковку соответственно).
ЛС КАК ОНИ ЕСТЬ!
В июле 2008 г. аптечными учреждениями было реализовано ЛС на сумму 997,8 млн грн. за 93,4 млн упаковок, а в августе — 961,9 млн грн. за 91,3 млн упаковок (рис. 2, 3). Что касается темпов прироста объема продаж ЛС в денежном выражении, то для летнего времени года они были вполне приемлемыми — 27,1% в июле и 19,0% в августе 2008 г. В разрезе помесячной динамики видно, что с начала текущего года первые 4 мес объем продаж ЛС в денежном выражении превышал 1,1 млрд грн. В натуральном выражении ситуация складывалась несколько иначе. Только в январе и феврале текущего года рынок ЛС по этому показателю демонстрировал некоторое увеличение, а в последующие месяцы объем рынка ЛС в упаковках убывал. В июле и августе этот показатель уменьшился на 7,7 и 10,5% по сравнению с аналогичными периодами 2007 г. Таким образом, 8 мес подряд — с июля 2007 г. по февраль 2008 г. — объем рынка ЛС в натуральном выражении демонстрировал увеличение.
|
|
Что касается средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС, то в текущем году ее увеличение было обусловлено инфляционными процессами (рис. 4). Уже в июле и августе 2008 г., когда инфляция в нашей стране была остановлена, средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в абсолютном значении была меньше, чем в предыдущие месяцы. В это же время по сравнению с июлем и августом 2007 г. она увеличилась более чем на треть (на 37,7 и 32,9% соответственно). Причем анализ ежемесячных темпов прироста рынка ЛС свидетельствует, что инфляционная составляющая начиная с марта оказывает наибольший вклад в этот показатель (рис. 5).
|
|
В целом же по итогам первых 8 мес 2008 г. объем рынка ЛС составил 8,2 млрд грн. за 788,4 млн упаковок, что больше, чем в аналогичный период 2007 г., на 30,8% в денежном выражении и меньше на 1,9% в натуральном.
Структура рынка ЛС в разрезе ценовых ниш традиционно развивалась в пользу дорогостоящих препаратов. Так, в июле–августе 2008 г. максимальное увеличение объема продаж ЛС в денежном и натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. традиционно отмечают для препаратов, отнесенных к высокостоимостной нише (стоимость более 26 грн.) на 31,7 и 12,1% соответственно до 1,0 млрд грн. за 18,8 млн упаковок. Таким образом, доля высокостоимостных ЛС составила более 52 и 10% в денежном и натуральном выражении соответственно. Выручка аптечных учреждений от реализации препаратов среднестоимостной ниши в июле–августе 2008 г. составила 754,2 млн грн. за 62,9 млн упаковок. Причем такой объем по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. увеличился почти на 20% в денежном выражении и практически не изменился в натуральном. Постепенно уменьшается вклад ЛС низкостоимостной ниши в общий объем аптечных продаж по сравнению с июлем–августом 2007 г. как в денежном, так и натуральном выражении на 0,6 и 16,6% соответственно до 184,0 млн грн. за 104,8 млн упаковок.
Для ЛС этой ценовой ниши отмечают максимальное повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС — на 19,3% по сравнению с июлем–августом 2007 г. (до 1,8 грн. за упаковку; рис. 6). Чуть меньше составил прирост этого показателя для препаратов среднестоимостной ниши — 18,7% до 12,0 грн. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС высокостоимостной ниши по сравнению с июлем–августом 2007 г. повысилась на 8 грн. (!), или более чем на 17%, и составила 54,2 грн. за упаковку.
|
Таким образом, для препаратов, обеспечивающих более 50% общего объема рынка ЛС, отмечают наиболее активное развитие средневзвешенной стоимости 1 упаковки в абсолютном значении.
Что касается фармакотерапевтической структуры рынка аптечных продаж, то в июле–августе 2008 г. значительных изменений не зафиксировано. В исследуемый период в разрезе групп АТС-классификации первого уровня наибольшую выручку в денежном выражении аптечным учреждениям традиционно обеспечили препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — 443,7 млн грн. (рис. 7). Однако удельный вес этой группы по сравнению с июлем–августом 2007 г. уменьшился почти на 1% до 22,6% в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении. Вторая по величине объема аптечных продаж ЛС (262,2 млн грн.) — группа C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», удельный вес которой, напротив, увеличился до 13,4%.
|
В разрезе групп АТС-классификации третьего уровня в июле–августе 2008 г., как и в аналогичный период 2007 г., наибольшую выручку аптечным учреждениям принесли ЛС группы M01A «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» — 99,7 млн грн. (табл. 4). Максимальные темпы прироста объема продаж в разрезе топ-10 групп продемонстрировали препараты групп N06B «Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (ADHD), и ноотропные средства» и G04B «Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики» — более 33%. В целом в июле–августе 2008 г. топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня аккумулировала более 27% общего объема продаж ЛС в денежном выражении, почти не изменившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.
Таблица 4:
Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в июле–августе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с июлем-августом предыдущего года
№ п/п | АТС-код |
Наименование АТС-группы
|
Млн грн.
|
||||
2006 г. | 2007 г. | Δ, % | 2008 г. | Δ, % | |||
1 | M01A | Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства | 57,4 | 82,4 | 43,5 | 99,7 | 21,0 |
2 | N02B | Прочие анальгетики и антипиретики | 45,2 | 59,4 | 31,2 | 66,8 | 12,5 |
3 | A05B | Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества | 27,9 | 42,2 | 51,1 | 54,4 | 28,9 |
4 | А16А | Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы | 30,2 | 41,2 | 36,4 | 52,2 | 26,5 |
5 | N06B | Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (ADHD), и ноотропные средства | 27,3 | 37,3 | 36,8 | 51,8 | 38,8 |
6 | G04B | Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики | 29,3 | 37,8 | 28,8 | 50,3 | 33,2 |
7 | C01E | Прочие кардиологические препараты | 32,0 | 40,2 | 25,7 | 50,3 | 25,2 |
8 | N05C | Снотворные и седативные препараты | 26,5 | 37,5 | 41,2 | 40,5 | 8,0 |
9 | J01D | Прочие бета-лактимные антибиотики | 26,5 | 33,9 | 28,0 | 38,7 | 14,4 |
10 | M02A | Средства, применяемые системно при суставной и мышечной боли | 23,2 | 31,8 | 37,1 | 38,0 | 19,6 |
Прочие | 871,9 | 1149,2 | 31,9 | 1417,0 | 23,3 | ||
Всего | 1197,5 | 1593,4 | 33,1 | 1959,7 | 23,0 |
1-е место в рейтинге брэндов ЛС по объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении как в июле, так и в августе 2008 г. завоевал АКТОВЕГИН (табл. 5, 6).
Таблица 5:
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в июле 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006–2007 гг.
Брэнд-нейм
|
№ п/п, год | ||
2008 | 2007 | 2006 | |
АКТОВЕГИН |
1
|
2
|
2
|
ЭССЕНЦИАЛЕ |
2
|
1
|
1
|
МИЛДРОНАТ |
3
|
6
|
9
|
МЕЗИМ |
4
|
4
|
7
|
ПРЕДУКТАЛ |
5
|
7
|
6
|
НО-ШПА |
6
|
5
|
4
|
ЭНАП |
7
|
12
|
11
|
ЦЕФТРИАКСОН |
8
|
3
|
3
|
КЕТАНОВ |
9
|
9
|
8
|
ЛИНЕКС |
10
|
10
|
15
|
ТРАУМЕЛЬ С |
11
|
21
|
23
|
ФЕЗАМ |
12
|
25
|
13
|
НАТРИЯ ХЛОРИД |
13
|
11
|
10
|
ЛИОТОН |
14
|
20
|
19
|
ДЕТРАЛЕКС |
15
|
18
|
20
|
ВИАГРА |
16
|
16
|
12
|
ЭНТЕРОСГЕЛЬ |
17
|
14
|
31
|
КАНЕФРОН |
18
|
31
|
56
|
МОВАЛИС |
19
|
27
|
26
|
ЦЕРАКСОН |
20
|
77
|
—
|
Таблица 6:
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в августе 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006–2007 гг.
Брэнд-нейм
|
№ п/п, год | ||
2008 | 2007 | 2006 | |
АКТОВЕГИН |
1
|
2
|
3
|
ЭССЕНЦИАЛЕ |
2
|
1
|
1
|
МЕЗИМ |
3
|
5
|
5
|
ЛИНЕКС |
4
|
4
|
10
|
МИЛДРОНАТ |
5
|
9
|
9
|
НО-ШПА |
6
|
6
|
4
|
ПРЕДУКТАЛ |
7
|
7
|
6
|
ЦЕФТРИАКСОН |
8
|
3
|
2
|
КЕТАНОВ |
9
|
8
|
8
|
НАТРИЯ ХЛОРИД |
10
|
10
|
11
|
ЭНАП |
11
|
13
|
14
|
ФЕЗАМ |
12
|
29
|
13
|
ВИАГРА |
13
|
16
|
12
|
ТРАУМЕЛЬ С |
14
|
21
|
31
|
ЛИОТОН |
15
|
25
|
19
|
ДЕТРАЛЕКС |
16
|
24
|
26
|
ДИКЛОБЕРЛ |
17
|
17
|
16
|
УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ |
18
|
11
|
21
|
КАНЕФРОН |
19
|
33
|
59
|
МОВАЛИС |
20
|
32
|
36
|
Следует также отметить высокую позицию ЦЕРАКСОНА, который в июле и августе 2007 г. находился за пределами топ-50 брэндов ЛС.
Традиционно пальму первенства в рейтинге маркетирующих организаций по объемам аптечных продаж ЛС в июле и августе 2008 г. получила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 7, 8). Стабильно 2-ю и 3-ю строчку в обоих рейтингах соответственно занимают «sanofi-aventis» и крупнейший украинский фармпроизводитель — «Фармацевтическая фирма «Дарница». В целом же по сравнению с аналогичными периодами 2007 г. составы обоих рейтингов остаются достаточно стабильными и отличаются всего несколькими участниками.
Таблица 7:
Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в июле 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за июль 2006–2007 гг.
Маркетирующая организация
|
№ п/п, год | ||
2008 | 2007 | 2006 | |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) |
1
|
1
|
1
|
Sanofi-aventis (Франция) |
2
|
2
|
2
|
Дарница (Украина) |
3
|
3
|
3
|
Sandoz (Швейцария) |
4
|
5
|
6
|
KRKA (Словения) |
5
|
9
|
5
|
Артериум Корпорация (Украина) |
6
|
4
|
4
|
GlaxoSmithKline (Великобритания) |
7
|
7
|
10
|
Фармак (Украина) |
8
|
6
|
7
|
Nycomed (Норвегия) |
9
|
14
|
18
|
Servier (Франция) |
10
|
10
|
12
|
Heel (Германия) |
11
|
13
|
14
|
Gedeon Richter (Венгрия) |
12
|
11
|
11
|
Борщаговский ХФЗ (Украина) |
13
|
8
|
8
|
Actavis Group (Исландия) |
14
|
15
|
13
|
Здоровье (Украина) |
15
|
12
|
9
|
Bayer Consumer Care (Швейцария) |
16
|
16
|
15
|
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) |
17
|
18
|
21
|
Boehringer Ingelheim (Германия) |
18
|
21
|
20
|
Стада-Нижфарм (Германия — Россия) |
19
|
22
|
22
|
Ranbaxy (Индия) |
20
|
20
|
17
|
Таблица 8:
Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в августе 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за август 2006–2007 гг.
Маркетирующая организация
|
№ п/п, год | ||
2008 | 2007 | 2006 | |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) |
1
|
1
|
1
|
Sanofi-aventis (Франция) |
2
|
2
|
2
|
Дарница (Украина) |
3
|
3
|
3
|
Sandoz (Швейцария) |
4
|
5
|
5
|
GlaxoSmithKline (Великобритания) |
5
|
7
|
8
|
Фармак (Украина) |
6
|
6
|
9
|
Артериум Корпорация (Украина) |
7
|
4
|
4
|
KRKA (Словения) |
8
|
8
|
7
|
Nycomed (Норвегия) |
9
|
15
|
18
|
Servier (Франция) |
10
|
10
|
12
|
Heel (Германия) |
11
|
13
|
15
|
Gedeon Richter (Венгрия) |
12
|
11
|
11
|
Борщаговский ХФЗ (Украина) |
13
|
9
|
6
|
Actavis Group (Исландия) |
14
|
17
|
14
|
Здоровье (Украина) |
15
|
12
|
10
|
Bayer Consumer Care (Швейцария) |
16
|
14
|
13
|
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) |
17
|
18
|
21
|
Boehringer Ingelheim (Германия) |
18
|
20
|
20
|
Ranbaxy (Индия) |
19
|
19
|
17
|
Ratiopharm (Германия) |
20
|
16
|
16
|
ИТОГИ
В исследуемый период розничный рынок демонстрировал рост объема продаж в денежном выражении и незначительную убыль в натуральном. Это обусловлено уменьшением объема продаж упаковок наиболее значимой категории товаров — ЛС, а именно для низкостоимостной ниши. Ее доля на рынке ЛС стремительно уменьшается. В июле и августе 2008 г. этот показатель составил менее 10% в денежном и чуть более 55% в натуральном выражении в общем объеме продаж ЛС. Причем средневзвешенная стоимость 1 упаковки таких ЛС по сравнению с июлем–августом 2007 г. повысилась всего на 30 коп., в то время как для ЛС среднестоимостной ниши — почти на 1 грн., а для высокостоимостных ЛС — на 8 грн. (!). На рынке ЛС суммарная доля средне- и высокостоимостной ниши аккумулировала более 90% в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении. Результаты проведенного анализа показали, прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС подчинен инфляционным процессам. Наряду с приостановкой темпов роста инфляции стремительный рост средневзвешенной стоимости также прекратился. Впереди бархатный сезон — наиболее плодотворное и насыщенное время для фармрынка. Какими будут его дальнейшие тенденции, читайте в наших следующих публикациях. n
Оксана Сергиенко
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим