Кризис фармацевтической отрасли — общенациональная проблема

Критическая ситуация, сложившаяся сегодня в фармацевтической отрасли, отсутствие действенных мероприятий со стороны правительства с целью ее преодоления все больше волнуют как представителей сектора здравоохранения, так и рядовых граждан. С каждым днем возрастает количество обращений со стороны оптовых и розничных операторов рынка лекарственных средств (ЛС), общественных организаций отрасли в адрес Президента Украины, КМУ, СНБО, Министерства экономики и по вопросам евроинтеграции, МЗ Украины, в которых предоставлена полная информация о плачевном состоянии фармации и звучат просьбы о принятии безотлагательных стабилизационных мер.

КомитетНе остались в стороне от этой проблемы и народные депутаты, предложив свою помощь в решении возникших вопросов. 19 ноября 2008 г. состоялось заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения (далее — Комитет), в котором приняли участие представители МЗ Украины, Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее — Госслужба), Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств (далее — Государственная инспекция), Министерства юстиции Украины, оптовых и розничных операторов фармацевтического рынка, общественных фармацевтических организаций. Основные вопросы, которые были рассмотрены на данном заседании, касались ситуации, сложившейся на рынке ЛС и изделий медицинского назначения, а также ликвидации Госслужбы.

Открывая заседание, глава Комитета, народный депутат Украины Татьяна Бахтеева отметила, что сегодня в Комитет также поступает множество обращений от представителей фармацевтической отрасли, медицинских работников, обычных граждан, поскольку сложившаяся на рынке ЛС ситуация волнует всех без исключения (в адрес главы Комитета была также направлена и Резолюция Всеукраинской фармацевтической конференции «АПТЕКА–2008 Осень» по вопросам преодоления критической ситуации, которая возникла на отечественном фармацевтическом рынке, единогласно подписанная 348 участниками конференции — прим. авт.)

Информация о повышении цен на ЛС вызвала значительный общественный резонанс. Под угрозой оказались и более 200 тыс. работников отрасли, так как вследствие резкого скачка курса доллара по отношению к гривне и отсутствия действенных мер со стороны компетентных государственных органов фармацевтический бизнес терпит еженедельные убытки, составляющие около 4 млн грн., что может спровоцировать сокращение количества аптечных учреждений, и, соответственно, рабочих мест. Кроме этого, кредиторская задолженность аптечных и лечебных учреждений перед оптовыми компаниями составляет порядка 450 млн грн., так как поставка в аптеки проводится по системе отсроченных платежей от 20 до 90 календарных дней. По мнению Т. Бахтеевой, сегодня вместо продуманных системных изменений в сфере лекарственного обеспечения КМУ перешел на исключительно ручное управление отраслью.

Правительственные меры касательно ограничения оптовых и розничных наценок на препараты, а также реформирования регуляторных органов фармации, не имеющие экономического обоснования и принятые без привлечения к обсуждению основных участников рынка, свидетельствуют о низкой эффективности государственной политики. В настоящее время на рынке ЛС создан правовой вакуум, поскольку правопреемник ликвидированных структур так и не выполняет своих функций.

Обсуждение сложившейся ситуации началось с выступления главы ликвидационной комиссии Госслужбы, заместителя главы Госслужбы Владимира Карасика. Он отметил, что действительно были отслежены отдельные случаи повышения стоимости препаратов в 4–5 раз, однако проведенный анализ выборки из 7 тыс. наименований ЛС за период с 23 июля по 7 ноября 2008 г. свидетельствует, что в среднем оптовые цены на препараты как отечественного, так и зарубежного производства повысились на 19%, а розничные — на 15%. Отмечено, что основной их рост произошел с первых дней ноября, что связано с закупкой медикаментов уже по новому валютному курсу. Анализируя постановление КМУ от 17.10.2008 г. № 955 «О мерах относительно стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», В. Карасик обратил внимание народных депутатов на то, что перед населением очень скоро встанет проблема доступности наркотических средств, цены на которые также подлежат регулированию. В отличие от других ЛС, для хранения этой группы препаратов требуется наличие специальной материально-технической базы, затраты на которую весьма значительны. В случае введения граничных наценок продажа данных препаратов станет невыгодна. Это приведет к сокращению поставок, а в некоторых случаях и к их прекращению.

«Сегодня речь идет только о повышении цен на препараты, а завтра, возможно, мы уже заговорим и об их физической недоступности», — подчеркнул докладчик. Аптечные учреждения сел и поселков городского типа, месячный оборот которых не превышает 10 тыс. грн., при введении граничных наценок на препараты просто перестанут существовать даже в случае сохранения нынешней стоимости арендной платы и коммунальных услуг.

Последствием реорганизации фармацевтического сектора стало и прекращение выдачи Госслужбой лицензий и соответствующих их копий на право осуществления хозяйственной деятельности по производству ЛС, оптовой и розничной торговле ЛС. Несмотря на постановление КМУ о ликвидации Госслужбы, ее сотрудники во избежание полного коллапса отрасли продолжали выполнять свои функции в полном объеме, однако генеральной прокуратурой были высказаны сомнения в правомочности таких действий, в связи с чем деятельность была прекращена. В. Карасик также обратил внимание членов Комитета на множественные проверки деятельности Госслужбы, осуществляемые за последние месяцы Генеральной прокуратурой Украины, КРУ, МВД. Они не дают возможности в полном объеме заняться непосредственно процессом ликвидации, на осуществление которой был дан двухмесячный срок.

Следующий докладчик, глава ликвидационной комиссии Государственной инспекции, и.о. главы Государственной инспекции МЗ Украины Андрей Захараш отметил, что ликвидация этого органа происходит по графику, о чем свидетельствуют предоставляемые МЗ Украины еженедельные отчеты о проделанной работе. Ситуация, связанная с повышением стоимости препаратов, также не осталась незамеченной Государственной инспекцией. Силами ее сотрудников осуществлялся мониторинг цен на ЛС, проводилась разъяснительная работа среди субъектов предпринимательской деятельности и в средствах массовой информации. В секретариате КМУ создана «горячая» телефонная линия по вопросам преодоления роста цен на ЛС. Во всех областях созданы региональные штабы, в состав которых вошли представители областных государственных администраций, Госинспекции по контролю за ценами, правоохранительных органов. По словам А. Захараша, все эти мероприятия дали ощутимый результат — отмечено снижение оптовых цен на ЛС.

Глава Гослекинспекции, главный государственный инспектор по контролю качества ЛС Геннадий Падалко отметил, что необходимость реформирования системы государственного контроля качества ЛС назревала уже давно, о чем свидетельствуют и неоднократные высказывания народных депутатов. Ликвидация старой структуры и создание новой, по его мнению, состоялось легитимно и с соблюдением требований существующего законодательства. Что касается прекращения Госслужбой выдачи лицензий, то оснований для таких действий нет, Госслужба имеет право продолжать свою деятельность.

На сегодня происходит плановый процесс реорганизации и перехода старой Государственной инспекции в новую, при этом система государственного контроля за качеством ЛС продолжает работать. На данный момент не может быть и речи о прекращении или ослаблении контроля. Комментируя постановление № 955, Г. Падалко заверил присутствующих, что установленные граничные наценки для розничной торговли в 20% — это редакционная ошибка, которая будет обязательно исправлена.

Оптимистические заявления докладчика были опровергнуты выступлением главы Николаевской фармацевтической ассоциации, главы Ассоциации предпринимателей Николаевской и Херсонской областей Елены Прудниковой, которая заявила, что из-за нововведений аптечная сеть в Украине на грани прекращения существования, уже на сегодня закрыто 500 аптек, а 2500 сотрудников остались без работы. Значительно уменьшился и ассортимент аптек.

Подводя итоги заседания Комитета, Т. Бахтеева внесла предложение создать рабочую группу для разработки необходимых антикризисных мер с целью обеспечения населения страны ЛС, защиты отечественных производителей и дистрибьюторов, которое единогласно поддержали члены Комитета.

Руководителем рабочей группы назначен глава подкомитета по вопросам законодательного обеспечения государственной политики общественного здравоохранения, развития фармации и осуществления фармацевтической деятельности, народный депутат Юрий Гайдаев, который заявил об экстренной разработке этих мероприятий в течение 2 нед, после чего они будут представлены на рассмотрение членам Комитета и направлены в КМУ и СНБО. Важным шагом в процессе стабилизации ситуации на рынке ЛС станут и парламентские слушания по этому вопросу, о чем также заявили члены Комитета.

Параллельно с заседанием Комитета состоялось совещание представителей Ассоциации работников фармацевтической отрасли Украины, касающееся постановления КМУ № 955. В этом мероприятии приняли участие Лидия Крыленко, заместитель председателя Николаевской фармакологической ассоциации; Светлана Пасталица, президент Черниговской ассоциации фармацевтических работников; Семен Плачков, председатель правления Закарпатской областной ассоциации «Новая фармация Закарпатья»; Людмила Данильченко, директор ДКП «Аптека 55», пгт Коцюбинское Киевской области; Людмила Горюнова, председатель правления Киевской областной ассоциации аптечных работников; Татьяна Котляр, представитель Аптечной профессиональной ассоциации Украины, Людмила Гудименко, заместитель председателя Сумской областной ассоциации работников фармации; Галина Бабий, представитель Союза работодателей фармацевтической отрасли и медицины Кировоградской области; Юрий Павлюк, первый заместитель генерального директора исполнительного комитета Фармацевтической ассоциации Украины.

Все собравшиеся были едиными во мнении, что постановление КМУ № 955, которое ограничивает торговые наценки на ЛС и изделия медицинского назначения, угрожает уничтожением аптечных учреждений. Представители фармассоциаций выразили также свое несогласие с постановлениями КМУ от 10.09.2008 г. № 837 «Вопросы осуществления государственного контроля качества лекарственных средств» и № 827 «О ликвидации Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения».

Светлана Пасталица сообщила, что с 1 ноября в связи с тем, что механизм формирования цен на ЛС вызывает непонимание, прекращены их поставки в фельдшерско-акушерские пункты Черниговской области, а их насчитывается 418. Из 36 сельских аптек указанной области работают только 5, но ассортимент продукции в них ограничен. Актуален вопрос об отпуске наркотических средств. Наценка на них сегодня должна быть не выше 10%. По расчетным данным, только на покрытие издержек по ввозу, отпуску и хранению наркотических средств наценка должна быть 53%. По словам С. Пасталицы, с 1 декабря этого года Черниговское областное коммунальное предприятие «Ліки України» не сможет поставлять наркотические средства в лечебно-профилактические учреждения. С. Пасталица выразила пожелание, чтобы подход к ценообразованию на ЛС в Украине был профессиональным и осуществлялся с учетом особенностей фармацевтического рынка Украины.

Людмила Данильченко также сообщила о возникшей дефектуре по ЛС зарубежного производства. Она пояснила, что сегодня компании-поставщики отказываются отпускать ЛС в кредит и требуют расчет по факту получения товара в связи с нестабильностью курса долара. Кроме того, в условиях, когда повышаются арендная плата, коммунальные услуги, при резком ограничении наценок на ЛС значительно снижается рентабельность аптеки.

В результате совещания специалисты фармацевтической отрасли приняли совместный проект постановления «Первоочередные меры по преодолению кризиса в фармацевтической отрасли», который решено предоставить на рассмотрение в КМУ. Данный проект предусматривает внесение в постановление КМУ № 955 следующих изменений:

Установить:

1. На ЛС, которые приобретаются государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения за бюджетные средства, кроме наркотических средств, психотропных веществ, медицинских газов и тех ЛС, которые изготавливаются в аптеках по рецептам врачей и по заказу лечебно-профилактических учреждений:

  • предельные снабженческо-сбытовые (оптовые) надбавки (наценки) на уровне не выше 10% оптовой цены производителя или таможенной стоимости, установленной согласно курсу Национального банка Украины в день продажи товара субъектом оптовой торговли, с учетом скидок; предельные торговые (розничные) надбавки (наценки) на уровне не выше 10% закупочной цены.

2. На ЛС, включенные в перечень, утвержденный приказом МЗ Украины и Министерством экономики и по вопросам евроинтеграции от 3.12.2001 г. № 480/294:

  • предельные снабженческо-сбытовые (оптовые) надбавки (наценки) на уровне не выше 10% оптовой цены производителя или таможенной стоимости, установленной согласно курсу Национального банка Украины в день продажи товара субъектом оптовой торговли, с учетом скидок; предельные торговые (розничные) надбавки (наценки) в аптечных учреждениях розничной торговли на уровне не выше 15% закупочной цены.

3. Предельные наценки для субъектов хозяйственной деятельности, которые одновременно осуществляют оптовую и розничную торговлю и реализуют ЛС через собственные аптечные учреждения, с учетом соответствующих снабженческо-сбытовых (оптовых) и торговых (розничных) наценок, установленных этим постановлением.

В качестве первоочередных мероприятий, направленных на преодоление кризиса в украинской фармацевтической отрасли, рекомендуется:

1. Внести в постановление КМУ № 955 вышеперечисленные изменения.

2. Отменить постановление КМУ № 837 и возобновить действие постановления КМУ от 16.12.1998 г. № 179 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств Министерства здравоохранения».

3. Отменить постановление КМУ № 827 и возобновить действие постановления КМУ от 02.06.2003 г. № 789 «О создании Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения». n

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА», фото Любови Столяр

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті