|
ФАРМРЫНОК В ДЕКАБРЕ 2008 г.
Прежде чем приступить к обзору рынка аптечных продаж за 2008 г., следует взглянуть на ситуацию, отмеченную в последний месяц предыдущего года.
В декабре 2008 г. объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 29,4% в денежном и уменьшился на 5,2% в натуральном выражении и составил 1,7 млрд грн. за 165,8 млн упаковок. Максимально увеличился объем розничной реализации в денежном выражении изделий медицинского назначения (ИМН) — +35,9% (до 146,9 млн грн. за 55,6 млн упаковок), а в натуральном — биологически активных добавок (БАД) — +5,0% (до 3,7 млн упаковок на сумму 52,1 млн грн.).
Несколько замедлились темпы развития одной из наиболее «активных» категорий товаров аптечной корзины — косметики. В декабре 2008 г. аптечными учреждениями было реализовано косметической продукции на сумму 87,4 млн грн. за 4,9 млн упаковок, что больше, чем в декабре 2007 г., почти на 20,9% в денежном и на 0,8% в натуральном выражении.
Объем аптечных продаж наиболее важной категории товаров — лекарственных средств (ЛС) в декабре 2008 г. составил 1,4 млрд грн. за 101,6 млн упаковок, что на 29,2% больше в денежном выражении и на 9% меньше в натуральном, чем в декабре 2007 г.
Таким образом, уменьшение количества упаковок на рынке аптечных продаж было вызвано уменьшением объема реализации ЛС в натуральном выражении. К тому же, впервые за долгое время темпы прироста объема продаж ЛС в денежном выражении превысили аналогичный показатель для косметики.
В последний месяц 2008 г. темпы прироста объема продаж ИМН зарубежного и отечественного производства в денежном выражении находились практически на одном уровне и составили более 30%. Объемы аптечных продаж косметики и БАД отечественного производства по этому показателю увеличивались быстрее, чем зарубежного, и составили +36,2 и +37,4% соответственно.
В декабре 2008 г. удельный вес зарубежных и отечественных фармпроизводителей составил соответственно 77,4 и 22,6% общего объема аптечных продаж в денежном выражении и в натуральном — 48,4 и 51,6%.
В течение 2007–2008 гг. активное развитие демонстрировали продажи сопутствующих категорий товаров. В частности, ежемесячно отмечали максимальные темпы прироста объема аптечных продаж косметической продукции и БАД. Суммарно удельный вес ИМН, косметики и БАД увеличивался как в денежном, так и в натуральном выражении. Напомним, что по итогам 9 мес 2008 г. сопутствующие категории товаров аккумулировали почти 20% общего объема аптечных продаж в денежном выражении и 40% в натуральном (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 46 (667) от 24.11.2008 г.). Параллельно удельный вес наиболее востребованной категории товаров — ЛС уменьшался. Однако в декабре 2008 г. ситуация несколько выровнялась. Доля косметики в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении уменьшилась по сравнению с декабрем 2007 г. (до 5,2%), БАД — осталась неизменной (3,1%), а ИМН — увеличилась до 8,8%. Удельный вес ЛС почти не изменился за год и составил 82,9% в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении.
Таким образом, как и предполагалось, для нелекарственной продукции, в частности косметики и БАД, в трудное экономическое время замедлились темпы прироста продаж в аптечных учреждениях.
ФАРМРЫНОК 2008 г.
По итогам 2008 г. общий объем продаж товаров «аптечной корзины» составил 16,2 млрд грн. за 2,0 млрд упаковок, что больше, чем в 2007 г., на 30,7% в денежном и меньше на 0,2% в натуральном выражении (табл. 1). Интересно, какие факторы стояли за приростом розничного фармрынка в денежном выражении? При более детальном анализе выяснилось, что индекс замещения обеспечил денежному приросту розничного фармрынка 11,2%, инфляционный индекс — 16,2%, индекс эластичности спроса — 0,8%, инновационный индекс — 2,4% (рис. 1). Таким образом, инфляция оказала наибольшее влияние на увеличение объема рынка аптечных продаж.
Таблица 1 | Объем аптечных продаж по категориям товаров по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Год
|
Млн грн.
|
Удельный вес категории, %
|
Δ, %
|
Млн упаковок
|
Удельный вес категории, %
|
Δ, %
|
ЛС |
||||||
2006 |
8060,7 |
85,5 |
– |
1221,5 |
66,0 |
– |
2007 |
10349,3 |
83,6 |
28,4 |
1245,5 |
63,2 |
2,0 |
2008 |
13120,8 |
81,1 |
26,8 |
1187,6 |
60,4 |
–4,6 |
ИМН* |
||||||
2006 |
793,5 |
8,4 |
– |
560,7 |
30,3 |
– |
2007 |
1052,3 |
8,5 |
32,6 |
637,3 |
32,3 |
13,7 |
2008 |
1519,8 |
9,4 |
44,4 |
671,6 |
34,2 |
5,4 |
Косметика |
||||||
2006 |
360,1 |
3,8 |
– |
39,0 |
2,1 |
– |
2007 |
614,4 |
5,0 |
70,6 |
51,8 |
2,6 |
32,6 |
2008 |
952,1 |
5,9 |
55,0 |
61,2 |
3,1 |
18,3 |
БАД |
||||||
2006 |
214,8 |
2,3 |
– |
30,2 |
1,6 |
– |
2007 |
361,9 |
2,9 |
68,5 |
36,7 |
1,9 |
21,4 |
2008 |
582,1 |
3,6 |
60,8 |
45,9 |
2,3 |
25,1 |
Всего |
||||||
2006 |
9429,2 |
– |
– |
1851,4 |
– |
– |
2007 |
12377,9 |
– |
31,3 |
1971,2 |
– |
6,5 |
2008 |
16174,8 |
– |
30,7 |
1966,3 |
– |
–0,2 |
|
Незначительная убыль объема розничного фармрынка в натуральном выражении была обусловлена уменьшением объема продаж в упаковках наиболее важной категории аптечных товаров — ЛС — на 4,6% по сравнению с 2007 г.; в денежном выражении темпы прироста рынка ЛС составили + 26,8%.
По итогам 2008 г. в аптечных учреждениях было реализовано ЛС на сумму 13,1 млрд грн. за 1,2 млрд упаковок. Активно развивались продажи нелекарственной продукции — БАД, косметики и ИМН. Темпы прироста объема аптечных продаж для каждой из этих категорий товаров были выше, чем в целом по рынку. Эта тройка продукции увеличила свою долю на розничном фармрынке в денежном и натуральном выражении.
Конечно, за год изменилась средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины», иначе говоря, повысилась. Максимально — для ИМН — на 37,0% до 2,3 грн. в среднем за упаковку (рис. 2). В абсолютном значении обладателем максимальной средневзвешенной стоимости была косметическая продукция — 15,6 грн. за упаковку, что на 31,1% больше, чем по итогам 2007 г. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС на розничном фармрынке повысилась на 33% по сравнению с 2007 г. и составила 11 грн. Для БАД этот показатель достиг 12,7 грн., что на 28,6% больше, чем в 2007 г.
|
Продолжилось постепенное перераспределение сфер влияния ключевых игроков розничного фармрынка — зарубежных и отечественных производителей. По итогам 2008 г. товары зарубежного производства аккумулировали 76,5% общего объема аптечных продаж в денежном выражении (табл. 2, 3). В целом для исследуемых категорий товаров «аптечной корзины» зарубежного производства отмечают увеличение объема реализации как в денежном, так и в натуральном выражении. По объему продаж в натуральном выражении первенство одержали отечественные фармкомпании — 53,5% или 1,1 млрд упаковок, что несколько меньше, чем в 2007 г. Обусловлено это уменьшением количества реализованных упаковок ЛС и ИМН отечественного производства на 7,8 и 4,6% соответственно. Тем не менее, традиционно объемы продаж в натуральном выражении ЛС, косметики и БАД отечественного производства в аптечных учреждениях в 2008 г. были большими, чем зарубежного.
Таблица 2 | Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом |
Год
|
Товары зарубежного производства |
Товары отечественного производства |
||||
Млн грн.
|
Удельный вес категории, %
|
Δ,%
|
Млн грн.
|
Удельный вес категории, %
|
Δ,%
|
|
ЛС |
||||||
2006 |
5944,8 |
73,7 |
– |
2115,9 |
26,3 |
– |
2007 |
7783,5 |
75,2 |
30,9 |
2565,8 |
24,8 |
21,3 |
2008 |
10124,2 |
77,2 |
30,1 |
2996,6 |
22,8 |
16,8 |
ИМН* |
||||||
2006 |
551,8 |
69,5 |
– |
241,7 |
30,5 |
– |
2007 |
765,0 |
72,7 |
38,6 |
287,3 |
27,3 |
18,9 |
2008 |
1151,5 |
75,8 |
50,5 |
368,3 |
24,2 |
28,2 |
Косметика |
||||||
2006 |
255,0 |
70,8 |
– |
105,1 |
29,2 |
– |
2007 |
448,6 |
73,0 |
75,9 |
165,7 |
27,0 |
57,7 |
2008 |
709,1 |
74,5 |
58,1 |
243,1 |
25,5 |
46,7 |
БАД |
||||||
2006 |
113,6 |
52,9 |
– |
101,2 |
47,1 |
– |
2007 |
222,1 |
61,4 |
95,5 |
139,9 |
38,6 |
38,2 |
2008 |
382,6 |
65,7 |
72,3 |
199,5 |
34,3 |
42,6 |
Всего |
||||||
2006 |
6865,2 |
72,8 |
– |
2564,0 |
27,2 |
– |
2007 |
9219,2 |
74,5 |
34,3 |
3158,7 |
25,5 |
23,2 |
2008 |
12367,4 |
76,5 |
34,1 |
3807,4 |
23,5 |
20,5 |
Таблица 3 | Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом |
Год
|
Товары зарубежного производства |
Товары отечественного производства |
||||
Млн упаковок
|
Удельный вес категории, %
|
Δ,%
|
Млн упаковок
|
Удельный вес категории, %
|
Δ,%
|
|
ЛС |
||||||
2006 |
402,2 |
32,9 |
– |
819,3 |
67,1 |
– |
2007 |
446,3 |
35,8 |
11,0 |
799,2 |
64,2 |
–2,5 |
2008 |
450,4 |
37,9 |
0,9 |
737,2 |
62,1 |
–7,8 |
ИМН* |
||||||
2006 |
301,6 |
53,8 |
– |
259,1 |
46,2 |
– |
2007 |
375,6 |
58,9 |
24,5 |
261,8 |
41,1 |
1,0 |
2008 |
422,0 |
62,8 |
12,4 |
249,6 |
37,2 |
–4,6 |
Косметика |
||||||
2006 |
17,5 |
44,8 |
– |
21,5 |
55,2 |
– |
2007 |
23,8 |
45,9 |
36,0 |
28,0 |
54,1 |
29,9 |
2008 |
30,1 |
49,1 |
26,5 |
31,1 |
50,9 |
11,3 |
БАД |
||||||
2006 |
7,8 |
25,7 |
– |
22,5 |
74,3 |
– |
2007 |
9,1 |
24,9 |
17,8 |
27,5 |
75,1 |
22,6 |
2008 |
12,6 |
27,5 |
38,1 |
33,3 |
72,5 |
20,7 |
Всего |
||||||
2006 |
729,0 |
39,4 |
– |
1122,4 |
60,6 |
– |
2007 |
854,8 |
43,4 |
17,3 |
1116,5 |
56,6 |
–0,5 |
2008 |
915,1 |
46,5 |
7,1 |
1051,2 |
53,5 |
–5,8 |
*В общий объем аптечных продаж ИМН включены объемы реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
С начала 2008 г. ежемесячно объем розничного фармрынка увеличивался в денежном выражении. В последние (трудные) три месяца 2008 г. в национальной валюте этот показатель был также в «плюсе». При пересчете в долларовый эквивалент картина выглядит совсем иначе. И это не удивительно, ведь доллар США вырос по отношению к гривне в октябре до 5,0 грн. за 1 дол.; в ноябре — до 6,0 грн.; в декабре — до 7,6 грн. Объем аптечных продаж в денежном выражении в долларовом эквиваленте увеличился лишь в октябре 2008 г. — на 22,4% (до 300,7 млн дол.) по сравнению с октябрем 2007 г. (рис. 3). Еще тогда курс доллара только начинал свой рост, стремительно продолжив его в последующие месяцы. В ноябре 2008 г. убыль аптечных продаж (в долларовом эквиваленте) составила –3,5%, а в декабре — –13,6%. Последний месяц в этом случае был наиболее уязвим. Таким образом, чем выше был курс доллара по отношению к гривне, тем больше уменьшались объемы продаж товаров «аптечной корзины», и не только в денежном выражении. Конечно, это все сопровождалось уменьшением количества реализованных упаковок: в октябре на 6,6%, в ноябре на 8,9% и в декабре на 5,2% (рис. 4).
|
|
По итогам 2008 г. темпы прироста объема розничного фармрынка в денежном выражении находились практически на уровне таковых за 2007 г. и составили +30,7%. |
РЫНОК ЛС
Развитие рынка ЛС, пожалуй, уже традиционно следует рассматривать в контексте инфляционных процессов в нашей стране. Сразу же отметим, что в 2008 г. инфляция в Украине составила 22,3% (в измерении декабрь к декабрю; Государственный комитет статистики). По итогам 2007 г. этот показатель был равен 16,6%. Отметим, что инфляция более 20% в последний раз отмечена в Украине в 2000 г. — 25,8%.
Продажи ЛС в аптечных учреждениях в декабре 2008 г. увеличились в денежном выражении и сократились в натуральном (рис. 5, 6). Как и на фармрынке в целом, при пересчете в долларовый эквивалент ситуация выглядит иначе. Так, в декабре 2008 г. выручка аптечных учреждений от реализации ЛС по сравнению с декабрем 2007 г. уменьшилась почти на 13,6% (до 183,7 млн дол.). Месяцем ранее (в ноябре 2008 г.) этот показатель сократился на 7%.
|
|
С начала текущего года объем рынка ЛС в денежном выражении увеличивался под воздействием различных факторов. В первой половине 2008 г. этому процессу способствовало в основном перераспределение потребления с низкостоимостных препаратов на более дорогостоящие (индекс замещения; рис. 7). Инфляционная составляющая также оказывала влияние на прирост рынка ЛС, но всю свою «силу» она проявила к концу 2008 г. Уже в декабре 2008 г. инфляционная составляющая обеспечила общему приросту рынка ЛС 38% (!). Индекс замещения и эластичности спроса уменьшили его на –7,1 и –4,1% по сравнению с декабрем 2007 г. Инновационный индекс в декабре 2008 г. обеспечил общему приросту рынка ЛС 2,5%.
|
Вполне логично, что препараты подорожали. Постепенно с начала 2008 г. средневзвешенная стоимость ЛС повышалась, что было обусловлено в большей мере опять-таки инфляцией. Напомним, что в октябре и ноябре она составила 12 грн. и более в среднем за упаковку (подробнее читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 3 (674) от 19.01.2009 г.). Уже в декабре средневзвешенная стоимость увеличилась на 42% (!) по сравнению с декабрем 2007 г. и? достигла 13,7 грн. (рис. 8).
|
Причем в разрезе исследуемых ценовых ниш максимальное повышение этого показателя в декабре 2008 г. отмечают для средне– и высокостоимостных препаратов — на 35,6 и 45, 5% по сравнению с декабрем 2007 г. до 11,8 и 55,1 грн. за упаковку соответственно. В итоговых данных за 2008 г. картина выглядит иначе. Средневзвешенная стоимость средне- и высокостоимостных ЛС повысилась до 9,7 и 42,6 грн. соответственно (рис. 9). В 2008 г. по сравнению с предыдущим годом для низкостоимостных препаратов этот показатель увеличился до 1,7 грн.
|
Ценовая структура рынка ЛС традиционно развивалась в сторону дорогостоящих препаратов. В декабре 2008 г. объем аптечных продаж низко-, средне- и высокостоимостных ЛС увеличился в денежном и уменьшился в натуральном выражении. Доля высокостоимостных ЛС увеличилась до 64,3% в общем объеме рынка ЛС в денежном выражении. Для ЛС средне- и низкостоимостной ниши этот показатель в декабре 2008 г. снизился до 28,5 и 7,2% соответственно. По итогам 2008 г. объем аптечных продаж высокостоимостных ЛС увеличился в денежном выражении на 34,1% и в натуральном — на 12,6% по сравнению с 2007 г. и составил 8,3 млрд грн. за 194,6 млн упаковок (табл. 4). В общем объеме рынка ЛС доля таких препаратов увеличилась до 63,2% в денежном выражении и до 16,4% в натуральном. Таким образом, общая убыль объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении на рынке в целом была обусловлена уменьшением количества реализованных упаковок низкостоимостных препаратов — на 11,7% по сравнению с 2007 г. Препараты среднестоимостной ниши обеспечили аптечным учреждениям 3,8 млрд грн. за 386,3 млн упаковок.
Таблица 4 | Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом |
Год | Млн грн. | Удельный вес ниши, % | Δ, % | Млн упаковок | Удельный вес ниши, % | Δ, % |
Низкостоимостная |
||||||
2006 |
938,7 |
11,6 |
– |
728,0 |
59,6 |
– |
2007 |
1018,3 |
9,8 |
8,5 |
686,9 |
55,2 |
–5,6 |
2008 |
1059,9 |
8,1 |
4,1 |
606,6 |
51,1 |
–11,7 |
Среднестоимостная |
||||||
2006 |
2587,2 |
32,1 |
– |
352,4 |
28,9 |
– |
2007 |
3145,3 |
30,4 |
21,6 |
385,7 |
31,0 |
9,4 |
2008 |
3762,9 |
28,7 |
19,6 |
386,3 |
32,5 |
0,2 |
Высокостоимостная |
||||||
2006 |
4534,9 |
56,3 |
– |
141,1 |
11,5 |
– |
2007 |
6185,7 |
59,8 |
36,4 |
172,9 |
13,9 |
22,5 |
2008 |
8298,1 |
63,2 |
34,1 |
194,6 |
16,4 |
12,6 |
Всего |
||||||
2006 |
8060,7 |
– |
– |
1221,5 |
– |
– |
2007 |
10349,3 |
– |
28,4 |
1245,5 |
– |
2,0 |
2008 |
13120,8 |
– |
26,8 |
1187,6 |
– |
–4,6 |
Что касается ЛС в разрезе категорий отпуска (рецептурные и безрецептурные препараты), то в 2008 г. в общем объеме аптечных продаж ЛС удельный вес рецептурных ЛС увеличился до 50,8% в денежном и сократился до 30,6% в натуральном выражении. Темпы прироста объема аптечных продаж для безрецептурных препаратов составили 26,0%, а для рецептурных — 27,6%.
АТС
В разрезе групп АТС-классификации как в декабре, так и по итогам 2008 г. лидером по объемам продаж ЛС в денежном выражении была группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» (рис. 10). Однако в 2008 г. по сравнению с 2007 г. доля в общем объеме продаж ЛС этой группы, а также групп R «Средства, действующие на респираторную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения» незначительно уменьшилась. В разрезе представленной топ-5 групп АТС-классификации следует отметить максимальный прирост продаж ЛС в денежном выражении (более 30%) в 2008 г. по сравнению с 2007 г. препаратов группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», что и привело к увеличению ее доли в общем объеме розничных продаж ЛС. Для остальных же АТС-групп, сформировавших пятерку лидеров по объему продаж ЛС, в 2008 г. прирост по этому показателю находился на уровне общерыночного. Неизменным в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении в 2008 г. по сравнению с показателем годом ранее остался удельный вес продаж препаратов группы N «Средства, действующие на нервную систему». В целом же по итогам 2008 г. пятерка АТС-групп — лидеров по объему продаж ЛС в денежном выражении обеспечила более 70% общего объема розничных продаж ЛС.
|
Среди групп АТС-классификации третьего уровня в декабре 2008 г., как и годом ранее, максимальную выручку аптечным учреждениям принесла группа N02B «Прочие анальгетики и антипиретики», спрос на которые особо высок в зимний период. По итогам же 2008 г. максимальный объем продаж ЛС в денежном выражении среди групп АТС-классификации третьего уровня отмечен по группе М01А «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» — 632,5 млн грн., что на 31,4% больше, чем в 2007 г. (табл. 5). По итогам 2008 г. максимальный прирост по этому показателю в разрезе представленного топ-листа был отмечен для групп N06B «Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства» и G04B «Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики» — на 35,3 и 34,2% соответственно.
Таблица 5 | Топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом |
№ п/п | АТС-код | Наименование АТС-группы |
Млн грн. |
||||
2006 г.
|
2007 г.
|
Δ, %
|
2008 г.
|
Δ, %
|
|||
1 |
M01A |
Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства |
358,6 |
481,4 |
34,2 |
632,5 |
31,4 |
2 |
N02B |
Прочие анальгетики и антипиретики |
360,1 |
468,7 |
30,1 |
565,2 |
20,6 |
3 |
A05B |
Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества |
209,8 |
283,1 |
34,9 |
374,9 |
32,4 |
4 |
А16А |
Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы |
213,9 |
276,9 |
29,4 |
359,0 |
29,6 |
5 |
C01E |
Прочие кардиологические препараты |
231,3 |
277,6 |
20,0 |
358,0 |
29,0 |
6 |
N06B |
Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства |
190,0 |
249,5 |
31,3 |
337,5 |
35,3 |
7 |
R02A |
Препараты, применяемые при заболеваниях горла |
188,5 |
264,0 |
40,0 |
331,8 |
25,7 |
8 |
R05C |
Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства |
194,4 |
269,0 |
38,4 |
321,3 |
19,4 |
9 |
R01A |
Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа |
181,6 |
237,5 |
30,8 |
308,7 |
30,0 |
10 |
G04B |
Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики |
178,8 |
227,1 |
27,0 |
304,6 |
34,2 |
Прочие |
5753,5 |
7314,7 |
27,1 |
9227,3 |
26,1 |
||
Всего |
8060,7 |
10349,3 |
28,4 |
13120,8 |
26,8 |
В декабре 2008 г. в разрезе топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня наибольший прирост объема розничной реализации ЛС в денежном выражении зафиксирован для групп R05X «Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях» и А16А «Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы» — 43,1 и 42,3% соответственно. Как и в декабре 2008 г., так и по итогам 2008 г. прирост объема продаж у 7 из топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня был выше, чем по рынку в целом.
В целом же по итогам 2008 г. представленная топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня обеспечила 29,8% общего объема продаж ЛС. В декабре 2008 г. доля топ-10 составила около 31%.
БРЭНДЫ ЛС
В декабрьском рейтинге брэндов ЛС из этой же АТС-группы находилось 6 брэндов. В декабре 2008 г. тройку лидеров по объему аптечных продаж возглавил АКТОВЕГИН. 2-е и 3-е место по этому показателю заняли ЭССЕНЦИАЛЕ и МЕЗИМ (табл. 6). Следует отметить, что топ-30 брэндов — лидеров по объему розничной реализации в декабре 2008 г. пополнили 8 участников, которые в аналогичный период 2007 г. находились за ее пределами. По итогам 2008 г. лидером розничного рынка ЛС стал АКТОВЕГИН. А дополнили тройку лидеров по объему продаж ЛС в денежном выражении ЭССЕНЦИАЛЕ и МИЛДРОНАТ (табл. 7). Следует также отметить появление в представленном топ-листе 6 участников, которые по итогам 2007 г. находились за пределами топ-30 брэндов ЛС — лидеров по объему розничных продаж — КАНЕФРОН, АРБИДОЛ, АНАФЕРОН, ЦЕРАКСОН, МОВАЛИС, КАРСИЛ. Особое внимание необходимо обратить на ЦЕРАКСОН, так как в 2007 г. этот брэнд находился за пределами топ-100 брэндов по объему продаж ЛС, а в исследуемый период дополнил топ-30 лидеров по этому показателю. Следует также отметить, что по итогам 2008 г. в топ-30 брэндов — лидеров по объему продаж ЛС находится 9 брэндов из группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», которые в основном и обеспечили этой группе лидерство по объемам продаж среди других групп АТС-классификации.
Таблица 6 | Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в декабре 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006–2007 гг. |
Брэнд
|
№ п/п, год |
||
2008
|
2007
|
2006
|
|
АКТОВЕГИН |
1 |
2 |
2 |
ЭССЕНЦИАЛЕ |
2 |
1 |
1 |
МЕЗИМ |
3 |
3 |
5 |
ПРЕДУКТАЛ |
4 |
6 |
7 |
ЭНАП |
5 |
15 |
14 |
ЛАЗОЛВАН |
6 |
5 |
3 |
ВИТРУМ |
7 |
8 |
8 |
МИЛДРОНАТ |
8 |
7 |
6 |
НО-ШПА |
9 |
11 |
9 |
ПРОСТАМОЛ УНО |
10 |
9 |
15 |
КЕТАНОВ |
11 |
22 |
16 |
ФЕРВЕКС |
12 |
12 |
11 |
ЦЕФТРИАКСОН |
13 |
4 |
4 |
КОЛДРЕКС |
14 |
10 |
10 |
АУГМЕНТИН |
15 |
18 |
28 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
16 |
14 |
12 |
АНАФЕРОН |
17 |
21 |
31 |
ТЕРАФЛЮ |
18 |
38 |
35 |
ФАРМАЦИТРОН |
19 |
19 |
34 |
КАРСИЛ |
20 |
41 |
52 |
Таблица 7 | Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за 2006–2007 гг. |
Брэнд
|
№ п/п, год |
||
2008
|
2007
|
2006
|
|
АКТОВЕГИН |
1 |
2 |
2 |
ЭССЕНЦИАЛЕ |
2 |
1 |
1 |
МИЛДРОНАТ |
3 |
4 |
4 |
МЕЗИМ |
4 |
5 |
6 |
ПРЕДУКТАЛ |
5 |
6 |
5 |
ЛАЗОЛВАН |
6 |
7 |
12 |
ЦЕФТРИАКСОН |
7 |
3 |
3 |
ВИТРУМ |
8 |
9 |
9 |
ЭНАП |
9 |
12 |
11 |
НО-ШПА |
10 |
8 |
7 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
11 |
10 |
10 |
КЕТАНОВ |
12 |
13 |
13 |
ПРОСТАМОЛ УНО |
13 |
15 |
14 |
ЛИНЕКС |
14 |
11 |
16 |
ФЕЗАМ |
15 |
14 |
8 |
ТРАУМЕЛЬ С |
16 |
20 |
27 |
АУГМЕНТИН |
17 |
22 |
43 |
КАНЕФРОН |
18 |
33 |
61 |
ЦЕРЕБРОЛИЗИН |
19 |
19 |
25 |
КОЛДРЕКС |
20 |
18 |
17 |
АРБИДОЛ |
21 |
31 |
99 |
ФЕРВЕКС |
22 |
16 |
18 |
ТИОТРИАЗОЛИН |
23 |
29 |
36 |
ДИКЛОБЕРЛ |
24 |
21 |
19 |
АНАФЕРОН |
25 |
35 |
72 |
ЦЕРАКСОН |
26 |
107 |
1674 |
ВИАГРА |
27 |
23 |
21 |
МОВАЛИС |
28 |
32 |
32 |
ГЕПАБЕНЕ |
29 |
17 |
26 |
КАРСИЛ |
30 |
45 |
45 |
КОМПАНИИ
В декабре 2008 г. рейтинг по объемам розничных продаж традиционно возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group», 2-е место заняла «Sanofi-Aventis» (табл. 8). Тройку лидеров по этому показателю замыкает «KRKА». Следует также отметить, что некоторые участники представленной топ-20 маркетирующих организаций улучшили свои позиции по сравнению с рейтингом за декабрь 2007 г. В целом в последний месяц 2008 г. топ-20 компаний — лидеров по объему продаж ЛС в денежном выражении обеспечила более 48% общего объема розничной реализации ЛС.
Таблица 8 | Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в декабре 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006–2007 гг. |
Маркетирующая организация
|
№ п/п, год |
||
2008
|
2007
|
2006
|
|
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) |
1 |
1 |
1 |
Sanofi-Aventis (Франция) |
2 |
2 |
2 |
KRKA (Словения) |
3 |
8 |
7 |
Nycomed (Норвегия) |
4 |
13 |
16 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) |
5 |
4 |
6 |
Фармак (Украина) |
6 |
6 |
8 |
Sandoz (Швейцария) |
7 |
3 |
5 |
Servier (Франция) |
8 |
11 |
11 |
Дарница (Украина) |
9 |
5 |
4 |
Gedeon Richter (Венгрия) |
10 |
15 |
14 |
Артериум Корпорация (Украина) |
11 |
7 |
3 |
Heel (Германия) |
12 |
10 |
12 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) |
13 |
9 |
9 |
Bittner (Австрия) |
14 |
20 |
22 |
Boehringer Ingelheim (Германия) |
15 |
16 |
15 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) |
16 |
12 |
10 |
Здоровье (Украина) |
17 |
14 |
13 |
Actavis Group (Исландия) |
18 |
19 |
20 |
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) |
19 |
17 |
18 |
Ranbaxy (Индия) |
20 |
21 |
19 |
Тройка лидеров по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении среди маркетирующих организаций в 2008 г. вот уже три года подряд сформирована компаниями «Berlin-Chemie/Menarini Group», «Sanofi-Aventis» и крупнейшим отечественным производителем — Фармацевтической фирмой «Дарница» (табл. 9). Следует также отметить, что 2 участника, не входивших в топ-30 за 2007 г. — компании «Novartis Consumer Health» и «Pfizer Inc.» улучшили позиции и вошли в состав топ-30 за 2008 г. В целом же по итогам 2008 г. по сравнению с предыдущим годом суммарные аптечные продажи ЛС в денежном выражении, осуществленные тройкой компаний — лидеров по этому показателю увеличились более чем на 20%. Примечательно, что топ-30 компаний представленного рейтинга в 2008 г. обеспечила более 57% общего объема розничных продаж ЛС. А 6 из 30 крупнейших по объемам аптечных продаж ЛС маркетирующих организаций — отечественные компании.
Таблица 9 | Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам 2008 г. с указанием позиции в рейтинге 2006–2007 гг. |
Маркетирующая организация
|
№ п/п, год |
||
2008
|
2007
|
2006
|
|
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) |
1 |
1 |
1 |
Sanofi-Aventis (Франция) |
2 |
2 |
2 |
Дарница (Украина) |
3 |
3 |
3 |
KRKA (Словения) |
4 |
8 |
5 |
Sandoz (Швейцария) |
5 |
5 |
6 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) |
6 |
6 |
8 |
Фармак (Украина) |
7 |
7 |
7 |
Артериум Корпорация (Украина) |
8 |
4 |
4 |
Nycomed (Норвегия) |
9 |
15 |
17 |
Servier (Франция) |
10 |
9 |
13 |
Heel (Германия) |
11 |
12 |
14 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) |
12 |
11 |
10 |
Gedeon Richter (Венгрия) |
13 |
13 |
12 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) |
14 |
10 |
9 |
Здоровье (Украина) |
15 |
14 |
11 |
Boehringer Ingelheim (Германия) |
16 |
16 |
16 |
Actavis Group (Исландия) |
17 |
18 |
15 |
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) |
18 |
19 |
20 |
ratiopharm (Германия) |
19 |
17 |
18 |
Bittner (Австрия) |
20 |
22 |
23 |
Ranbaxy (Индия) |
21 |
20 |
19 |
Zentiva (Чешская Республика) |
22 |
24 |
32 |
Стада-Нижфарм (Германия — Россия) |
23 |
23 |
25 |
Bionorica (Германия) |
24 |
26 |
34 |
Mili Healthcare (Великобритания) |
25 |
28 |
43 |
Bayer Schering Pharma (Германия) |
26 |
21 |
21 |
Натурпродукт-Вега (Украина) |
27 |
27 |
24 |
Novartis Consumer Health (Швейцария) |
28 |
36 |
39 |
Schering-Plough Corp. (США) |
29 |
25 |
28 |
Pfizer Inc. (США) |
30 |
31 |
30 |
ИТОГИ
Сегодня все больше украинского населения подвержены влиянию кризиса и негативно оценивают свою жизнь. Как свидетельствуют результаты исследования компании «R&B», только 5% украинцев не ощущают влияния кризиса.
Конечно, негативно происходящие события сказались на результатах развития рынка аптечных продаж в декабре и отразились на итоговых данных в целом за 2008 г. Объем продаж товаров аптечной корзины в декабре 2008 г. увеличился в национальной валюте на 29,4%, а в долларовом эквиваленте уменьшился на 13,6%. Для рынка ЛС эти показатели составили +29,2% и –13,6%.
Тем не менее, конечный потребитель, вынужденный экономить даже на здоровье, делает это, как мы видим, «с умом». Ведь в общем объеме продаж в декабре 2008 г. максимальное увеличение реализации в денежном выражении продемонстрировали высокостоимостные ЛС — на 35,6%.
В это же время стоимость средне-и высокостоимостных ЛС значительно повысилась — на 35,6 и 45,5% до 11,8 и 55,1 грн. в среднем за упаковку. За этим стоит не что иное как инфляция, которая к концу года составила более 22%.
Несколько замедлились темпы прироста продаж косметической продукции и БАД в аптечных учреждениях. Очевидно, что в декабре 2008 г. потребитель сконцентрировал свое внимание на жизненно необходимой продукции — ЛС.
Сегодня секреты/рецепты выживания в условиях кризиса для участников фармрынка разнообразны. Все ищут наиболее оптимальные из них и каждый озабочен тем, как сохранить рентабельность бизнеса в нестабильной экономической ситуации. Конечно, следует изо всех сил бороться, идти дальше и надеяться…
Наступивший год будет испытанием. Каковыми будут масштабы «отбора» участников рынка, сегодня еще не известно. Очевидно, в этих условиях выстоят не только те, кто уже завоевал доверие потребителя, но и те компании, которые с помощью оптимизации бизнес-процессов смогут подставить рынку «крепкое плечо».
Конечно, фармацевтический рынок верит, что все достижения, которые демонстрировали его операторы в прошлом, будут еще не раз радовать и восхищать в будущем!… n
Оксана Сергиенко, Юлия Бондаренко
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим