Разные области — разные возможности! Аптечные продажи в регионах Украины: итоги 2008 г.

Развитие регионов зависит от многих факторов. Это касается и фармацевтического сектора. Над процветанием этой отрасли в регионах нашего государства работают все операторы фармрынка. Их заслугам и трудам нет предела. В 2008 г. ложку дегтя в бочку меда в региональное развитие отечественной фармации внесли глобальные экономические трудности. Об этом и другом более детально пойдет речь далее. Публикация была подготовлена благодаря сведениям аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН». Также использовались показатели средней численности населения Украины по данным Государственного комитета статистики Украины (www.ukrstat.gov.ua).

ФАРМАТЛАС

Как и в предыдущие годы, региональное распределение аптечных продаж по итогам 2008 г. было неравномерным. Сформировавшиеся (и устоявшиеся) крупные регионы в этот период аккумулировали максимальный объем реализации товаров «аптечной корзины». Так, лидером в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2008 г. является Киев (рис. 1). В течение года его влияние в общем объеме продаж изменялось. Например, в I кв. 2008 г. удельный вес столицы по этому показателю уменьшился до 13,9%, в I полугодии — до 14,1%, за первые 9 мес 2008 г. доля Киева составила 13,7% и сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. незначительно. По итогам 2008 г. удельный вес объема аптечных продаж в Киеве составил 14%. Эти изменения происходили преимущественно за счет увеличения доли другого крупного региона — Донецкой обл., которая является второй по этому показателю. Доля Донецкого региона в общем объеме рынка аптечных продаж увеличилась по сравнению с 2007 г. максимально — на 0,6% — до 11,4%. Напомним, что удельный вес этой области демонстрировал постепенное увеличение в течение 2008 г. — в I кв. (до 11,5%), I полугодии и за первые 9 мес 2008 г. (до 11,6% в обоих случаях).

Рис. 1 Удельный вес (%) регионов в общем объеме рынка аптечных продаж Украины в денежном выражении по итогам 2008 г.

Рис. 1. Удельный вес (%) регионов в общем объеме рынка аптечных продаж Украины в денежном выражении по итогам 2008 г.

Третьим крупнейшим регионом по объемам аптечных продаж по итогам 2008 г. была Днепропетровская обл. В общем объеме аптечных продаж среди других регионов ее удельный вес составил 8,6%, несколько сократившись по сравнению с 2007 г. (на 0,2%). Также по итогам 2008 г. увеличился удельный вес Одесской и Киевской областей — на 0,4 и 0,3% соответственно — до 5,2 и 3,3% в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении.

Из наших предыдущих публикаций, посвященных региональному развитию фармрынка Украины, читатель знает, что доля Киевской обл. увеличивается планомерно вот уже более года. Такое развитие следует рассматривать в контексте влияния столицы на этот процесс. В исследуемый период суммарная доля Киева и Киевской области увеличилась до 17,3% по сравнению с 2007 г.

Еще 6 регионов — Черкасская, Николаевская, Житомирская, Закарпатская, Кировоградская и Волынская области — также продемонстрировали увеличение доли в общем объеме аптечных продаж по сравнению с 2007 г. Таким образом, вклад некоторых регионов в общий объем розничного фармрынка увеличился.

В то время как розничный фармрынок по итогам 2008 г. увеличился на 30,7% в денежном выражении, в 4 регионах темпы прироста составили более 40% — в Одесской, Киевской, Житомирской и Кировоградской областях. Еще в 9 областях развитие аптечных продаж происходило быстрее, чем в целом по рынку. Минимальное увеличение объема продаж товаров «аптечной корзины» отмечено в Ивано-Франковской области — на 11,9% по сравнению с 2007 г.

Вспоминая события недавнего прошлого — IV кв. 2008 г., сразу же приходит на ум тот факт, что объем розничного фармрынка в течение последних месяцев 2008 г. убывал в долларовом эквиваленте. Объем аптечных продаж в денежном выражении в долларовом эквиваленте увеличился лишь в октябре 2008 г. — на 22,4% (до 300,7 млн дол. США) по сравнению с октябрем 2007 г. В ноябре 2008 г. убыль аптечных продаж (в долларовом эквиваленте) составила –3,5%, а в декабре — –13,6% (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 6 (677) от 9.02.2009 г.).

Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж в разрезе регионов в IV кв. 2008 г. были неравномерны. В 11 регионах объем реализации товаров «аптечной корзины» уменьшился по сравнению с IV кв. 2007 г. в долларовом эквиваленте, в других 15 — увеличился (рис. 2). Максимальное сокращение объема аптечных продаж в долларовом эквиваленте отмечают в АР Крым и Черновицкой области — на 6,9 и 9,6% соответственно по сравнению с IV кв. 2007 г. Более чем на 5% сократился объем реализации по этому показателю в Донецкой и Ивано-Франковской областях.

Рис. 2 Прирост/убыль объема продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в национальной валюте и в долларовом эквиваленте по регионам Украины в ІV кв. 2008 г. по сравнению с ІV кв. 2007 г.

Рис. 2.? Прирост/убыль объема продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в национальной валюте и в долларовом эквиваленте по регионам Украины в ІV кв. 2008 г. по сравнению с ІV кв. 2007 г.

Тем не менее в таких областях, как Киевская, Хмельницкая, Житомирская и Кировоградская, темпы прироста объема аптечных продаж в долларовом эквиваленте в IV кв. 2008 г. составили 10% и более. Для этих регионов увеличение объема розничной реализации в национальной валюте было выше, чем в других областях.

Промежуточные выводы: по итогам 2008 г. наибольшую долю в общем объеме аптечных продаж товаров аккумулировал Киев — чуть более 14%; а максимальное увеличение этого показателя отмечают для Донецкой обл. — до 11,4%. С начальной фазой экономического кризиса регионы справились по-разному: по итогам IV кв. 2008 г. в 11 областях выручка аптечных учреждений от реализации ЛС, изделий медицинского назначения (ИМН), косметики и биологически активных добавок (БАД) в долларовом эквиваленте уменьшилась (от –0,3% до 9,6%), а в других — увеличилась (от +0,1 до 18,5%).

ФАРМКОРЗИНА

Структура продаж по категориям товаров «аптечной корзины» в разрезе регионов дифференцирована. Например, в Киевской обл. и Киеве в общем объеме аптечных продаж доля наиболее важной категории товаров — ЛС по итогам 2008 г. составила 72,9 и 74,9% соответственно (табл. 1). В других областях, таких как Хмельницкая, Черниговская и Черкасская, удельный вес этой категории товаров составил от 86 до 90,4% общего объема аптечной реализации в денежном выражении. Для остальных регионов доля ЛС находилась в рамках 72,9–85,9%. В 8 областях в общем объеме аптечных продаж более 10% составила доля ИМН. Традиционно в столице удельный вес косметики в региональном разрезе был максимальным и составил 10,8%. В Харьковской, Одесской, Киевской и Сумской областях доля косметики также была выше, чем в целом по рынку. Наибольший удельный вес БАД отмечают в Киевской обл. и столице — 5,4 и 5,0% соответственно.

Таблица 1 Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 2008 г.

Регион

ЛС

ИМН*

Косметика

БАД

Млн грн. Удельный вес категории, % Млн грн. Удельный вес категории, % Млн грн. Удельный вес категории, % Млн грн. Удельный вес категорий, %
г. Киев 1697,4 74,9 210,5 9,3 243,9 10,8 113,6 5,0
Донецкая обл. 1509,0 81,8 178,8 9,7 93,8 5,1 62,9 3,4
Днепропетровская обл. 1125,5 81,3 128,0 9,2 78,7 5,7 52,2 3,8
Харьковская обл. 910,4 78,1 137,3 11,8 76,7 6,6 41,2 3,5
АР Крым 833,6 84,5 77,5 7,9 43,2 4,4 32,6 3,3
Львовская обл. 678,2 84,1 69,8 8,7 37,5 4,7 21,3 2,6
Одесская обл. 647,3 76,8 86,9 10,3 73,4 8,7 35,6 4,2
Запорожская обл. 606,7 80,2 82,8 10,9 38,4 5,1 28,7 3,8
Луганская обл. 604,3 84,3 80,1 11,2 13,2 1,8 18,9 2,6
Полтавская обл. 394,9 85,2 29,3 6,3 19,9 4,3 19,3 4,2
Киевская обл. 387,6 72,9 63,2 11,9 52,0 9,8 28,6 5,4
Винницкая обл. 327,9 83,7 32,2 8,2 20,5 5,2 11,1 2,8
Черкасская обл. 322,8 86,5 29,3 7,9 10,8 2,9 10,4 2,8
Черниговская обл. 301,5 87,1 26,4 7,6 10,9 3,1 7,4 2,1
Хмельницкая обл. 272,7 90,4 16,3 5,4 5,5 1,8 7,1 2,3
Николаевская обл. 267,6 83,5 27,3 8,5 14,8 4,6 10,9 3,4
Херсонская обл. 262,7 79,9 35,8 10,9 19,1 5,8 11,4 3,5
Ивано-Франковская обл. 260,2 85,2 24,8 8,1 13,1 4,3 7,5 2,4
Житомирская обл. 247,7 84,9 25,2 8,6 10,1 3,5 8,7 3,0
Кировоградская обл. 222,9 85,6 23,3 8,9 6,6 2,5 7,5 2,9
Закарпатская обл. 222,9 85,1 20,7 7,9 11,3 4,3 7,1 2,7
Ровенская обл. 215,2 83,8 25,9 10,1 9,5 3,7 6,3 2,4
Сумская обл. 210,3 79,7 23,9 9,1 18,9 7,2 10,8 4,1
Волынская обл. 206,1 80,2 31,3 12,2 11,6 4,5 8,0 3,1
Черновицкая обл. 194,3 85,1 18,2 8,0 8,6 3,8 7,2 3,1
Тернопольская обл. 191,0 85,9 15,0 6,7 10,3 4,6 6,0 2,7
Всего 13120,8 81,1 1519,8 9,4 952,1 5,9 582,1 3,6

*В общий объем аптечных продаж ИМН включены объемы реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации

Таким образом, по итогам 2008 г. структура аптечных продаж в различных регионах Украины была неравномерной. Косметическая продукция и БАД, которые в целом на розничном фармрынке демонстрировали активное развитие в 2008 г., в некоторых областях не были столь популярны. В крупных городах Украины, где сконцентрировано основное количество аптечных фармамаркетов, представлен широкий ассортимент парафармацевтической продукции. Например, в столичных и киевских аптечных учреждениях парафармацевтические товары аккумулируют четверть общего объема аптечных продаж. В других областях, судя по объемам продаж таковой, напротив, аптечный ассортимент сконцентрирован на наиболее важной категории товаров — ЛС. Причем по итогам 2008 г. темпы прироста косметики в Киевской обл. превысили 200%. Еще в 8 регионах по сравнению с 2007 г. продажи косметической продукции в денежном выражении через аптечные учреждения увеличились более чем на 100%.

Несколько слов о долевом распределении областного центра и области в общем объеме аптечных продаж в регионе. По итогам 2008 г. традиционно наибольшее влияние в мегаполисной зоне имел Киев. Доля столицы в Киевской обл. составила 81,0% общего объема продаж товаров «аптечной корзины». В Харьковском,Одесском и Николаевском регионах вклад областного центра в общий объем продаж товаров «аптечной корзины» также находился на высоком уровне и превысил 60%. А в Запорожской, Черниговской, Черновицкой и Сумской областях он составил более 50%. Аналогичная ситуация распределения отмечалась и по итогам 9 мес 2008 г. (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 47 (668) от 1.12.2008 г.).

Промежуточные выводы: по итогам 2008 г. в некоторых областях в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении традиционно превалирующий вклад обеспечивает областной центр.

РАЗВИТИЕ ПРОДАЖ ЛС В ОБЛАСТЯХ И ГОРОДАХ

В целом по итогам 2008 г. объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении увеличился абсолютно во всех регионах Украины. Традиционно темпы прироста таковых были неравномерны. Например, в 11 регионах увеличение объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении было выше общерыночного — более 26,8% (рис. 3). Максимальные темпы прироста объема реализации ЛС продемонстрировали аптечные учреждения Кировоградской обл. — почти на 42% (до 222,9 млн грн.). Более чем на 37% по сравнению с 2007 г. увеличился объем продаж ЛС в аптечных учреждениях Донецкой и Волынской областей.

Рис. 3 Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 3. Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Напомним, что в целом по рынку по итогам 2008 г. количество реализованных упаковок ЛС уменьшилось по сравнению с 2007 г. на 4,6%. Аналогичную ситуацию отмечали практически во всех 26 областях. Исключением в этом случае стали всего 3 региона, где увеличился объем продаж ЛС в упаковках: в Киеве на 0,8%, в Донецкой обл. на 5,3% и в Кировоградской на 3,6% (рис. 4).

Рис. 4 Объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении по регионам Украины по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 4. Объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении по регионам Украины по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Несколько слов о развитии рынка ЛС в городах. Традиционно наибольший объем аптечной реализации ЛС, за исключением Киева, отмечают для Харькова (рис. 5). Здесь по итогам 2008 г. в аптечных учреждениях было реализовано ЛС на сумму 557,1 млн грн. за 43,7 млн упаковок. Максимальное увеличение объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении по сравнению с 2007 г. отмечено в Сумах — на 68,6% (до 114,2 млн грн.) и в Хмельницком — почти на 75,0% (до 94,3 млн грн.). Высоким этот показатель был также в Чернигове и Макеевке. Тем не менее в одном городе по итогам 2008 г. отмечено уменьшение объема аптечных продаж ЛС — в Симферополе — на 3,8% (до 137,9 млн грн.).

Рис. 5 Объем аптечных продаж ЛС в крупных городах Украины (за исключением Киева) по итогам 2007–2008 гг. с указанием прироста таковых в 2008 г. по сравнению с 2007 г.

Рис. 5. Объем аптечных продаж ЛС в крупных городах Украины (за исключением Киева) по итогам 2007–2008 гг. с указанием прироста таковых в 2008 г. по сравнению с 2007 г.

В целом структура распределения ЛС зарубежного и отечественного производства в региональном разрезе различна. Долевое распределение таковых происходит согласно общерыночной тенденции. Так, больший удельный вес в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении имеют зарубежные производители, а в натуральном — отечественные.

По итогам 2008 г. в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении доля зарубежных ЛС в Киеве, Донецкой и Хмельницкой областях составила более 80% (табл. 2). Также близкой к этой отметке была доля ЛС зарубежного производства в Днепропетровской и Одесской областях. В Луганском, Житомирском и Закарпатском регионах в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении отмечают наибольшую долю украинских препаратов, которая составила около 30% и выше.

Таблица 2 Объем аптечных продаж ЛС зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении по регионам Украины по итогам 2008 г.

Регион

Объем продаж ЛС

Зарубежного производства

Отечественного производства

Зарубежного производства

Отечественного производства

Млн грн. Удельный вес, % Млн грн. Удельный вес, % Млн упаковок Удельный вес, % Млн упаковок Удельный вес, %
г. Киев 1 374,0 81,0 323,3 19,0 49,3 42,5 66,6 57,5
Донецкая обл. 1 215,6 80,6 293,3 19,4 55,6 42,5 75,3 57,5
Днепропетровская обл. 892,8 79,3 232,7 20,7 38,7 40,1 57,8 59,9
Харьковская обл. 705,7 77,5 204,8 22,5 32,1 38,7 50,8 61,3
АР Крым 646,2 77,5 187,5 22,5 32,2 38,5 51,4 61,5
Львовская обл. 522,4 77,0 155,8 23,0 25,1 37,5 41,8 62,5
Одесская обл. 509,6 78,7 137,7 21,3 20,6 39,5 31,5 60,5
Запорожская обл. 466,7 76,9 140,0 23,1 19,2 36,6 33,2 63,4
Луганская обл. 414,9 68,7 189,4 31,3 16,6 29,1 40,5 70,9
Киевская обл. 298,8 75,7 96,1 24,3 13,2 36,9 22,5 63,1
Полтавская обл. 294,3 75,9 93,3 24,1 12,5 35,5 22,7 64,5
Черкасская обл. 258,0 78,7 69,9 21,3 10,6 38,9 16,6 61,1
Винницкая обл. 231,5 71,7 91,3 28,3 11,7 32,3 24,5 67,7
Черниговская обл. 231,7 76,9 69,8 23,1 9,1 38,3 14,6 61,7
Ивано-Франковская обл. 207,1 76,0 65,6 24,0 10,9 37,8 17,9 62,2
Николаевская обл. 202,1 75,5 65,5 24,5 9,4 36,2 16,6 63,8
Херсонская обл. 193,6 73,7 69,2 26,3 8,1 34,4 15,4 65,6
Хмельницкая обл. 209,0 80,3 51,2 19,7 11,0 44,0 14,1 56,0
Житомирская обл. 175,7 70,9 72,0 29,1 9,3 31,1 20,6 68,9
Закарпатская обл. 156,7 70,3 66,2 29,7 8,1 30,9 18,0 69,1
Сумская обл. 163,6 73,4 59,3 26,6 8,9 35,7 16,1 64,3
Кировоградская обл. 154,5 71,8 60,7 28,2 9,1 34,1 17,5 65,9
Ровенская обл. 159,3 75,7 51,0 24,3 6,8 36,0 12,2 64,0
Черновицкая обл. 146,5 71,1 59,6 28,9 7,8 33,7 15,4 66,3
Волынская обл. 145,7 75,0 48,5 25,0 6,6 35,5 12,0 64,5
Тернопольская обл. 148,2 77,6 42,8 22,4 7,9 40,8 11,5 59,2
Всего 10124,2 77,2 2 996,6 22,8 450,4 37,9 737,2 62,1

В целом по итогам 2008 г. темпы прироста объемов аптечных продаж зарубежных ЛС превысили таковые отечественных в денежном выражении практически во всех областях. В это же время в Тернопольской обл. объем продаж украинских ЛС по этому показателю незначительно уменьшился по сравнению с 2007 г. (на 1%). Что касается количества реализованных упаковок, то в 11 регионах Украины объем аптечных продаж зарубежных ЛС в натуральном выражении увеличился, в других 15 — сократился. Для ЛС отечественного производства отмечают увеличение количества реализованных упаковок в Донецкой (+1,3%), Кировоградской (+0,1%) и Черновицкой областях (+0,2%).

СРЕДНЕВЗВЕШЕННАЯ СТОИМОСТЬ ЛС В РЕГИОНАХ

Напомним, что в целом по рынку средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС по итогам 2008 г. составила 11 грн. В это же время в Киеве этот показатель достиг 14,6 грн. В 17 регионах средневзвешенная стоимость ЛС составила более 10 грн.; в других — около 9 грн.

В целом по итогам 2008 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС отечественного производства во всех регионах Украины составила от 3,5 до 4,9 грн. Для ЛС зарубежного производства этот показатель варьировал в пределах от 17,1 до 27,9 грн.

Традиционно максимальная средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного и отечественного производства отмечена для Киева.

ЦЕНОВАЯ СТРУКТУРА ЛС

Последние тенденции на рынке ЛС свидетельствуют о стремительном завоевании дорогостоящими препаратами все большей доли в общем объеме продаж таковых.

По 2008 г. в целом на розничном рынке ЛС высокостоимостные препараты (стоимость — выше 26,0 грн.) аккумулировали более 63% общего объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении. По такому же сценарию развивались продажи в 16 регионах — доля высокостоимостных ЛС соответствовала, а в некоторых регионах даже превысила общерыночный показатель (рис. 6). Напомним, что еще в начале года — в I кв. 2008 г. таких областей еще было 9.

Рис. 6 Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины по итогам 2008 г.

Рис. 6. Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины по итогам 2008 г.

В столице по итогам 2008 г. в общем объеме рынка ЛС доля высокостоимостных препаратов превысила 70% (!). В І кв. 2008 г. этот показатель составлял немногим более 57%. В других областях по итогам 2008 г. в общем объеме реализации ЛС удельный вес высокостоимостных ЛС составил более 50%. Доля среднестоимостных ЛС находилась в пределах от 24% (г. Киев) до 35,5% (Ровенская обл.). Более 10% составил удельный вес низкостоимостных препаратов в общем объеме аптечных продаж ЛС в таких областях, как Черкасская, Житомирская, Кировоградская, Ровенская и Волынская.

Учитывая высокую концентрацию рецептурных препаратов в этой ценовой нише, следует отметить, что в общем объеме продаж в денежном выражении по итогам 2008 г. в 15 регионах превалирующий удельный вес имели ЛС этой группы, еще в 11 лидерами по объемам продаж ЛС были безрецептурные препараты.

Промежуточные выводы: максимальную выручку аптечным учреждениям абсолютно всех областей по итогам 2008 г. обеспечили высокостоимостные препараты — от 50 до 70% составила их доля в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении.

ФАРМАКОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

В исследуемый период фармакотерапевтическая структура рынка аптечных продаж ЛС в разрезе регионов развивалась примерно так же, как и в целом по рынку ЛС. Однако некоторые регионы имеют свои особенности. В целом на протяжении 2008 г. в общем объеме реализации ЛС в денежном выражении традиционно во всех регионах доля препаратов группы АТС-классификации первого уровня А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» составила около 20–25%. Вот уже несколько лет подряд в общем объеме аптечных продаж для Закарпатской обл. отмечают максимальный удельный вес препаратов группы А — 25,0%.

Для второй по объему продаж ЛС в денежном выражении группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» наибольшая доля в исследуемый период зафиксирована в Черниговской обл. (почти 16%), в то время как в других регионах она составила около 10–15%. В общем объеме продаж ЛС в денежном выражении удельный вес препаратов группы R «Средства, действующие на респираторную систему» был максимальным во Львовской и Ровенской областях (14,2 и 14,7%).

В разрезе регионов наибольшая доля препаратов группы N «Средства, действующие на нервную систему» вот уже третий год подряд традиционно отмечают в Луганской обл. (почти 18%). А максимальный удельный вес препаратов группы J «Прочие средства для системного применения» отмечен в Херсонской и Волынской областях (более 12%). Таким образом, фармакотерапевтическая структура аптечных продаж ЛС в разрезе различных регионов имеет некоторые особенности. Например, Закарпатская и Луганская области вот уже несколько лет стабильно являются обладателями максимального удельного веса препаратов групп А и N соответственно.

По итогам 2008 г. пальму первенства в общенациональном рейтинге брэндов ЛС по объемам продаж в денежном выражении занял АКТОВЕГИН. В этот период в разрезе регионов в рейтинге брэндов ЛС он занял первую строчку также в 10 областях (табл. 3). В Киеве и 4 областях лидером был ЭССЕНЦИАЛЕ. В Луганской обл. топ-лист возглавил НАТРИЯ ХЛОРИД; в Черкасской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях — МЕЗИМ, а в Винницкой и Закарпатской областях — ПРЕДУКТАЛ. Еще в 4 регионах максимальную выручку аптечным учреждениям обеспечил МИЛДРОНАТ, а в 2 — ЦЕФТРИАКСОН.

Таблица 3 Топ-5 брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по регионам Украины по итогам 2008 г.
Регион 1 2 3 4 5
г. Киев ЭССЕНЦИАЛЕ АРБИДОЛ ВИТРУМ ЭНТЕРОСГЕЛЬ ТРАУМЕЛЬ С
Донецкая обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ МЕЗИМ ПРЕДУКТАЛ
Днепропетровская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ ЭНАП ВИТРУМ
Харьковская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ПРЕДУКТАЛ МИЛДРОНАТ НАТРИЯ ХЛОРИД
АР Крым ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ ЭНАП
Львовская обл. МИЛДРОНАТ МЕЗИМ ЭССЕНЦИАЛЕ ЭНАП ЛАЗОЛВАН
Одесская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ВИТРУМ МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ
Запорожская обл. АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД ВИТРУМ
Луганская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ ЦЕРАКСОН
Полтавская обл. МИЛДРОНАТ АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ ЛАЗОЛВАН
Киевская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН ВИТРУМ МЕЗИМ
Винницкая обл. ПРЕДУКТАЛ АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ МЕЗИМ
Черкасская обл. МЕЗИМ ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ПРЕДУКТАЛ ПРОСТАМОЛ УНО
Черниговская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ ЛОРАКСОН
Хмельницкая обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ МЕЗИМ АКТОВЕГИН
Николаевская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЦЕФТРИАКСОН ПРЕДУКТАЛ
Херсонская обл. АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН НАТРИЯ ХЛОРИД МИЛДРОНАТ ЭССЕНЦИАЛЕ
Ивано-Франковская обл. МЕЗИМ ЭНАП ЛАЗОЛВАН ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН
Житомирская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЛАЗОЛВАН
Кировоградская обл. АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ БЕРЛИПРИЛ НАТРИЯ ХЛОРИД
Закарпатская обл. ПРЕДУКТАЛ МИЛДРОНАТ МЕЗИМ ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ
Ровенская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ТИОТРИАЗОЛИН КОЛДРЕКС
Сумская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ПРЕДУКТАЛ ВИТРУМ МИЛДРОНАТ
Волынская обл. МИЛДРОНАТ НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН ЦЕФОТАКСИМ
Черновицкая обл. МИЛДРОНАТ АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ КЕТАНОВ
Тернопольская обл. МЕЗИМ АКТОВЕГИН ЭНАП ЭССЕНЦИАЛЕ ТИОТРИАЗОЛИН
В целом по Украине АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ МЕЗИМ ПРЕДУКТАЛ

ПОТРЕБЛЕНИЕ ЛС НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ

В завершение данного обзора традиционно следует уделить внимание средствам потребителей, затраченным на ЛС в аптечных учреждениях. Согласно данным Государственного комитета статистики Украины за январь–ноябрь 2008 г. средняя численность наличного населения в Украине составила 46,3 млн человек, что на 254 тыс. человек меньше, чем в аналогичный период 2007 г. (на момент выхода публикации была известна только такая информация). Причем количество наличного населения практически во всех регионах Украины уменьшилось по сравнению с январем–ноябрем 2007 г. Исключением в этом случае был Киев. Здесь этот показатель увеличился на 23,3 тыс. человек.

Общий объем продаж ЛС на душу населения в Украине по итогам 2008 г. составил 283,6 грн., увеличившись по сравнению с 2007 г. на 27,5%. В столичных аптечных учреждениях в среднем на одного жителя количество средств, потраченных на покупку ЛС, было наибольшим в разрезе регионов — почти 617 грн. за 2008 г. (рис. 7).

Рис. 7 Объем аптечных продаж ЛС на душу населения по регионам Украины в денежном выражении по итогам 2007 и 2008 г. и его прирост по итогам 2008 г. по сравнению с 2007 г.

Рис. 7. Объем аптечных продаж ЛС на душу населения по регионам Украины в денежном выражении по итогам 2007 и 2008 г. и его прирост по итогам 2008 г. по сравнению с 2007 г.

В Донецкой, Днепропетровской, Харьковской областях и АР Крым этот показатель составил свыше 300 грн. Максимальные темпы прироста объема продаж ЛС на душу населения отмечают для Житомирской и Кировоградской областей — более 40%. Тем не менее в абсолютных значениях потребители этих регионов потратили на ЛС в аптечных учреждениях за год всего 190,5 и 215,6 грн. соответственно, что меньше, чем в целом по рынку. По итогам 2008 г. в аптечных учреждениях Сумской и Тернопольской областей количество средств, потраченных на приобретение ЛС, было минимальным среди других регионов — 176,6 и 174,3 грн. соответственно.

Промежуточные выводы: в столице потребление ЛС на душу населения по итогам 2008 г. превысило 615 грн. на человека, в то время как в целом по Украине этот показатель составил 283,6 грн. Однако в некоторых областях за год в аптечных учреждениях было потрачено на покупку ЛС меньше 200 грн. на человека.

ИТОГИ

Успешный 2008 год для фармацевтического рынка наверняка войдет в историю как один из наилучших. Но омрачило картину то, что его успешность «оборвалась»/закончилась в октябре. К сожалению, события последних месяцев предыдущего года негативно отразились на региональном развитии фармацевтического рынка за 2008 г. Как показали результаты обзора, в IV кв. 2008 г. объем аптечных продаж в долларовом эквиваленте уменьшился в 11 регионах. Тем не менее в 15 других областях этот показатель был в плюсе.

В целом же по итогам 2008 г. региональное развитие фармрынка несколько изменилось по сравнению с 2007 г. Существенным образом — для ценовой структуры рынка ЛС: абсолютно во всех регионах превалировали высокостоимостные препараты — свыше 50% в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении. А в Киеве этот показатель превысил 70%.

Здесь по итогам 2008 г. суммарная выручка аптечных учреждений от реализации ЛС, ИМН, косметики и БАД составила 2,3 млрд грн., что приравнивается к доле в размере 14% общего объема фармрынка. За Киевом уверенно следует Донецкая обл., которая характеризовалась максимальным увеличением доли в общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» до 11,4%. Впечатляет потребление ЛС на душу населения в столице (почти 617 грн.), которое значительно отличается от такового в других регионах. В той же Донецкой обл. этот показатель почти в 2 раза ниже.

Каковы же возможности того или иного региона для фармацевтического рынка и его операторов? Очевидно, что зачастую велики.

Согласно данным комитета статистики демографическая ситуация за январь–ноябрь 2008 г. изменилась в сторону уменьшения количества наличного населения почти во всех областях. В это же время в Киеве, напротив, отмечают увеличение наличного населения на 23,3 тыс. человек. Смею предположить, что частично эти факты связаны между собой. Не секрет, что столица является привлекательным мегаполисом для жителей других областей. Искать и стремиться к лучшей жизни — право каждого человека… К сожалению, в сложившейся нестабильной экономической ситуации в стране и в мире в целом сделать это очень тяжело.

Сегодня в центре внимания отечественной Фармы — регуляторное вмешательство государства, его попытки контролировать жизнь фармацевтического рынка. Например, возобновление постановления № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения». В свою очередь, операторы с заботой об отечественной фарминдустрии создали проект Перечня важных социальных лекарственных средств обязательного ассортимента для аптек (более детально см. с. 11)…

Оксана Сергиенко

Более подробная информация ждет читателя на сайте www.pharmstandart.com.ua. Напомним, что при проведении исследования использовались данные об объемах аптечных продаж в ценах конечного потребителя. По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті