PharmXplorer : рейтинг дистрибьюторов

С тех пор как закончились новогодние праздники, в редакцию «Еженедельника АПТЕКА» регулярно поступали звонки с вопросами, когда же наконец-то будут опубликованы рейтинги дистрибьюторов и производителей. Действительно, за 11 предыдущих лет наши читатели успели привыкнуть к тому, что в конце февраля — начале марта мы обнародовали рейтинги «ФармЭксперт» «Еженедельника АПТЕКА». И несмотря на то что с 2009 г. эти рейтинги модифицированы в проект PharmXplorer компании «Proxima Research», мы не смеем нарушать добрую традицию (подробнее об исследовании читайте в «Еженедельнике АПТЕКА» № 4 (675) от 26 января 2009 г.). Именно поэтому в последнем февральском номере «Еженедельника АПТЕКА» мы с удовольствием представляем вашему вниманию рейтинги дистрибьюторов фармацевтической продукции — квинтэссенции фармацевтического рынка Украины.

Следует отметить, что у рейтингов «ФармЭксперт» появилось не только новое название — PharmXplorer, но и новая методология сбора данных и расчета. Напомним, что в ежегодных рейтингах «ФармЭксперт» «Еженедельника АПТЕКА» дистрибьюторов оценивали эксперты центров закупок аптечных предприятий, а также эксперты от производителей. В рамках раздела «Программа партнерства» дистрибьюторы сами подводили годовые итоги своей работы по основным аспектам деятельности. Отныне же рейтинги дистрибьюторов составляются компанией «Proxima Research» только на основе мнений экспертов центров закупок аптечных предприятий.

Выборка экспертов центров закупок для проведения исследования формировалась случайным образом из базы данных аптечных предприятий, имеющих лицензию на розничную реализацию по состоянию на конец 2008 г., системы исследования фармацевтического рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

В этом году сбор данных для составления рейтингов осуществляли с 14 января по 10 февраля 2009 г. в 30 крупнейших городах Украины: Винница, Днепропетровск, Донецк, Житомир, Запорожье, Ивано-Франковск, Киев, Кировоград, Кременчуг, Кривой Рог, Луганск, Луцк, Львов, Макеевка, Мариуполь, Николаев, Одесса, Полтава, Ровно, Севастополь, Симферополь, Сумы, Тернополь, Ужгород, Харьков, Херсон, Хмельницкий, Черкассы, Чернигов, Черновцы. Выборка экспертов центров закупок из 230 аптечных предприятий репрезентативна для каждого региона, который представляет собой совокупность исследуемых городов. Таким образом, данные по 30 городам сгруппированы в 5 регионов (табл. 1).

Таблица 1 Географическое распределение выборки
Регион Города
Западный Луцк, Ужгород, Ивано-Франковск, Львов, Ровно, Тернополь, Хмельницкий, Черновцы
Центральный Житомир, Сумы, Чернигов, Винница, Полтава, Кировоград, Черкассы, Кременчуг
Восточный Донецк, Луганск, Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Макеевка, Мариуполь
Южный Симферополь, Севастополь, Запорожье, Николаев, Одесса, Херсон
Киев представлен как самостоятельная административная единица

Опрос респондентов проводили методом личного интервью. При этом особое внимание уделялось таким критериям выбора: опрашивались только те эксперты, которые уполномочены осуществлять закупки у дистрибьюторов и выбирать, какие именно наименования продукции будут включены в ассортимент аптечного предприятия, а также регулярно контактирующие с поставщиками по вопросам закупок, включая характеристики заказов, такие как объем, частота и сумма. Таким образом, представленные рейтинги не включают оптовые компании, которые поставляют продукцию только в 1 аптечную сеть.

Согласно принятой методологии от каждого аптечного предприятия был опрошен только один эксперт центра закупок. Для того чтобы учесть мнение максимально широкого круга экспертов, их выборка кластеризовалась не только по территориальному признаку, но и по размеру аптечной сети: от 1 до 3 торговых точек (ТТ), 4–9 ТТ, 10 и более ТТ.

Основные показатели центров закупок различных по размеру аптечных предприятий, обусловливающие отличия в работе с дистрибьюторами, представлены в табл. 2.

Таблица 2 Показатели по центрам закупок
Показатель Размер сети
1–3 ТТ 4–9 ТТ 10+ ТТ
Среднее количество наименований продукции в ассортименте, тыс. 3,2 4,5 6,5
Среднее количество основных поставщиков 5 8 11
Средняя сумма 1 заказа, тыс. грн. 2,8 5,0 6,5
Средняя частота осуществления заказов, раз в мес 7 8 10

Эксперты, принявшие участие в опросе, оценивали каждого дистрибьютора, с которым они работают в текущий момент, по доле в общем объеме закупок аптечного предприятия. Показатели удельного веса каждого дистрибьютора оценивали в общем объеме выручки аптечного предприятия в денежном выражении.

В основу рейтингов дистрибьюторов по оценке экспертов центров закупок заложены данные об удельном весе дистрибьюторов в общем объеме поставок продукции в аптечные сети по состоянию на январь 2009 г. Полученные данные нормировались к показателю 100. То есть дистрибьютору, набравшему максимальное количество баллов в рейтинге, присваивается значение «100», остальным компаниям, участвующим в этом же рейтинге — значение, пропорциональное количеству набранных баллов.

Мы также представляем рейтинги дистрибьюторов по охвату аптечных предприятий, которые основаны на количестве упоминаний экспертами центров закупок компаний-дистрибьюторов в числе основных поставщиков продукции для своей аптечной сети.

Напомним, что с января 2009 г. PharmXplorer проводится на ежемесячной основе и посвящен исследованию множества разнообразных параметров, влияющих на работу провизоров первого стола и экспертов центров закупок аптечных предприятий. Об этих параметрах мы обязательно расскажем в наших следующих публикациях.

В частности, в следующем номере будут опубликованы рейтинги лучших компаний — производителей аптечной продукции по мнению провизоров первого стола и экспертов центров закупок аптечных предприятий. О других результатах исследования PharmXplorer мы также расскажем в рамках публикации, посвященной состоявшейся 18 февраля 2009 г. 4-й ежегодной аналитической конференции «Фармацевтический рынок Украины. Итоги–2008, прогнозы–2009. Стратегии бизнеса в период экономического кризиса».

Мы искренне благодарим сотрудников аптечных предприятий, которые принимали участие в нашем исследовании! Именно благодаря вам мы сегодня можем говорить о расстановке сил между дистрибьюторами — столь важном аспекте деятельности для всех операторов фармрынка!

ТОП-10 ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ — ДИСТРИБЬЮТОРОВ ПО ДОЛЕ РЫНКА
Украина в целом
Киев
Восточный регион
Западный регион
Центральный регион
Южный регион
ТОП-10 ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ — ДИСТРИБЬЮТОРОВ ПО ОХВАТУ АПТЕЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Топ-10 дистрибьюторов — лидеров по количеству упоминаний экспертами центров закупок аптечных предприятий о сотрудничестве
Топ-10 дистрибьюторов — лидеров по количеству упоминаний экспертами центров закупок аптечных предприятий о сотрудничестве (взвешенный)
По всем вопросам относительно системы исследования рынка «PharmXplorer» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: 0 (44) 585 97-10 или e-mail: sergey@morion.ua

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи