PharmXplorer : рейтинг производителей

Напомним, что с 2009 г. рейтинги «ФармЭксперт» «Еженедельника АПТЕКА» передали эстафету новому аналитическому проекту — PharmXplorer (подробнее читайте в «Еженедельнике АПТЕКА» № 4 (675) от 26 января 2009 г.). Этот проект посвящен исследованию множества разнообразных факторов, влияющих на работу провизоров первого стола и экспертов центров закупок аптечных предприятий. В прошлом номере «Еженедельника АПТЕКА» читатели смогли ознакомиться с рейтингами дистрибьюторов аптечной продукции, составленными на основании результатов исследования PharmXplorer. В данной же публикации мы уделим внимание производителям аптечной продукции и представим рейтинги компаний-производителей по мнению провизоров первого стола и экспертов центров закупок аптечных предприятий.

Разумеется, следует рассказать об изменениях, которые произошли в составлении рейтингов компаний-производителей. Начиная с 2009 г. в рамках проекта PharmXplorer эти рейтинги составляются только на основе опроса провизоров первого стола и экспертов центров закупок аптечных предприятий. Базой для составления рейтингов является количество упоминаний каждой конкретной компании в числе лучших по определенным характеристикам, значимость которых, в свою очередь, также оценивалась респондентами.

По сути, рейтинги PharmXplorer отображают репутацию производителей всех категорий аптечной продукции. Необходимо понимать, что «хорошая» репутация свидетельствует не только о популярности и авторитете компании, но и дает ей определенные преимущества в конкурентной борьбе.

Учитывая тот факт, что 94% опрошенных экспертов центров закупок и 90% провизоров-первостольников учитывают производителя при формировании ассортимента и осуществлении рекомендаций покупателям продукции, весомая роль такого параметра, как репутация, очевидна в бизнесе любой компании (рис. 1).

Доля экспертов центров закупок и провизоров первого стола в общем количестве таковых, учитывающих и не учитывающих производителя при формировании ассортимента и осуществлении рекомендаций продукции покупателям
Рис. 1 Доля экспертов центров закупок и провизоров первого стола в общем количестве таковых, учитывающих и не учитывающих производителя при формировании ассортимента и осуществлении рекомендаций продукции покупателям

Для исследования выборка экспертов-первостольников и экспертов центров закупок формировалась случайным образом из базы данных аптечных предприятий, имеющих лицензию на розничную реализацию по состоянию на конец 2008 г., системы исследования фармацевтического рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

В этом году сбор сведений для составления рейтингов проводили с 14 января по 10 февраля 2009 г. в 30 крупнейших городах Украины: Винница, Днепропетровск, Донецк, Житомир, Запорожье, Ивано-Франковск, Киев, Кировоград, Кременчуг, Кривой Рог, Луганск, Луцк, Львов, Макеевка, Мариуполь, Николаев, Одесса, Полтава, Ровно, Севастополь, Симферополь, Сумы, Тернополь, Ужгород, Харьков, Херсон, Хмельницкий, Черкассы, Чернигов, Черновцы.

Выборка провизоров первого стола из 674 аптечных учреждений репрезентативна для каждого города. В свою очередь, выборка экспертов центров закупок из 230 аптечных предприятий репрезентативна для каждого региона, который представляет собой совокупность исследуемых городов. Таким образом, данные по 30 городам сгруппированы в 5 регионов (табл. 1).

Таблица 1 Географическое распределение выборки
Регион Города
Западный Луцк, Ужгород, Ивано-Франковск, Львов, Ровно, Тернополь, Хмельницкий, Черновцы
Центральный Житомир, Сумы, Чернигов, Винница, Полтава, Кировоград, Черкассы, Кременчуг
Восточный Донецк, Луганск, Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Макеевка, Мариуполь
Южный Симферополь, Севастополь, Запорожье, Николаев, Одесса, Херсон
Киев Представлен как самостоятельная административная единица

Опрос респондентов проводили методом личного интервью. При этом особое внимание уделялось критериям их выбора. Так, в центрах закупок опрашивали только тех экспертов, которые уполномочены осуществлять закупки у дистрибьюторов и выбирать, какие именно наименования продукции будут включены в ассортимент аптечного предприятия, а также регулярно контактирующих с поставщиками по вопросам закупок, включая характеристики заказов, такие как объем, частота и сумма. В аптечных учреждениях экспертами выступали сотрудники, непосредственно занимающиеся реализацией продукции в торговом зале.

Согласно принятой методологии от каждого аптечного предприятия был опрошен только один эксперт центра закупок. Аналогичный подход использовали и при опросе провизоров первого стола: 1 аптека — 1 респондент. Для того чтобы максимально точно отобразить мнения широкого круга экспертов, их выборка квотировалась не только по территориальному признаку, но и в случае с центрами закупок — по размеру аптечной сети (от 1 до 3 торговых точек (ТТ), 4–9 ТТ, 10 и более ТТ), а в случае с аптечными учреждениями — по типам (аптека, аптечный киоск, пункт).

Для составления рейтингов лучших, с точки зрения провизоров первого стола и экспертов центров закупок, производителей аптечной продукции наши респонденты назвали от 1 до 3 компаний, которые, на их взгляд, в наибольшей степени соответствуют каждому из предложенных 8 критериев:

  • высокое качество продукции;
  • ценовая привлекательность продукции;
  • оптимальное соотношение цена/качество;
  • широта и обновляемость ассортимента;
  • популярность продукции у медицинских специалистов;
  • популярность продукции у конечных потребителей;
  • обеспечение наилучшей рекламной поддержки продукции;
  • обеспечение самой лучшей промоционной поддержки продукции среди работников аптек.

Затем эксперты оценивали эти характеристики производителей аптечной продукции путем определения 3 наиболее важных из них.

По результатам исследования PharmXplorer, в январе 2009 г. наиболее значимой характеристикой для его участников является качество продукции: более 70% респондентов назвали его в числе одной из 3 наиболее важных.

Соотношение цена/качество также было оценено довольно высоко. Около 60% экспертов центров закупок и около 70% провизоров первого стола отметили эту характеристику производителей аптечной продукции в числе наиболее важных.

Третьей из числа наиболее важных по мнению более 40% опрошенных экспертов центров закупок является ценовая привлекательность. Провизоры первого стола (более 30% опрошенных) к третьей наиболее важной характеристике производителей относят популярность продукции у конечных потребителей.

Рейтинги всех компаний представлены по Украине в целом и нормированы к показателю «100». То есть производителю, набравшему максимальное количество баллов в рейтинге, присваивается значение «100», остальным компаниям, участвующим в этом же рейтинге, — значение, пропорциональное количеству набранных баллов.

В рейтингах приведены наименования самых крупных звеньев организационной структуры производителей — названия корпораций. Таким образом, под наименованием «Bayer» подразумевается суммарный показатель по маркетирующим организациям «Bayer Consumer Care» и «Bayer Schering Pharma», а под «Novartis» — «Novartis Consumer Health», «Novartis Pharma» и «Sandoz».

Для наглядного выражения того, какой из компаний данная характеристика, по мнению респондентов, подходит в наибольшей мере, были использованы карты восприятия, построенные с применением метода многомерного шкалирования.

В основу составления карт восприятия положен анализ частоты указания каждого из производителей как соответствующего той или иной характеристике. В качестве аналога расстояния была принята частота упоминания компаний по каждой из характеристик, перекодированная таким образом, что чем больше респондентов указали компанию, тем ближе она к этой характеристике.

Благодаря тому что набор компаний одинаков для всех характеристик, посредством характеристики определяется также и относительное расстояние между компаниями.

На представленных графиках по оси Х практически точно соблюден ранг производителей, если рассчитывать его через частоту упоминания компаний. По оси Y компании и характеристики расположены по стоимости продукции и маркетинговой активности.

Другие результаты исследования PharmXplorer будут рассмотрены в рамках публикации, посвященной IV ежегодной аналитической конференции «Фармацевтический рынок Украины. Итоги–2008, прогнозы–2009. Стратегии бизнеса в период экономического кризиса», часть II в одном из следующих номеров «Еженедельника АПТЕКА».

Данная же публикация четко отразила предпочтения экспертов розничного фармацевтического рынка — провизоров первого стола и менеджеров центров закупок аптечных предприятий — в пользу тех или иных производителей товаров «аптечной корзины», а также мнения по поводу наиболее важных их характеристик.

Мы искренне благодарны сотрудникам аптечных предприятий, благодаря помощи которых в проведении исследования стало возможным качественное отражение его результатов!?

КАРТЫ ВОСПРИЯТИЯ ПО ТОП-15 ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ВАЖНОСТЬ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ТОП-20 ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ ПО КЛЮЧЕВЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ТОП-10 ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ ПО КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ТОП-10 ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ ПО ЦЕНОВОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ТОП-10 ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ ПО СООТНОШЕНИЮ ЦЕНА/КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ТОП-10 ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ ПО ШИРОТЕ И ОБНОВЛЯЕМОСТИ АССОРТИМЕНТА У ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ТОП-10 ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ ПО ПОПУЛЯРНОСТИ ПРОДУКЦИИ У МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ТОП-10 ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ ПО ПОПУЛЯРНОСТИ ПРОДУКЦИИ У КОНЕЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ТОП-10 ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ ПО УРОВНЮ РЕКЛАМНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОДУКЦИИ
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ТОП-10 ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ ПО УРОВНЮ ПРОМОЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ СРЕДИ РАБОТНИКОВ АПТЕК
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ЭКСПЕРТЫ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
ПЕРВОСТОЛЬНИКИ
Более подробная информация ждет читателя на сайте www.pharmstandart.com.ua. По всем вопросам относительно системы исследования рынка «PharmXplorer» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: 0 (44) 585 97-10 или e-mail: sergey@morion.ua

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи