Знать куда бежать! Аптечные продажи в Украине: январь–февраль 2009 г.

Напомним, что в январе 2009 г. объем импорта ГЛС в Украину составил 521,6 млн грн. за 1,3 тыс. т, увеличившись по сравнению с январем 2008 г. на 14% в денежном и сократившись на 20% в натуральном выражении. Для того чтобы, как говорится, держать руку на пульсе и оперативно знакомить нашего читателя со всем свеженьким, в данной публикации мы сразу же рассмотрим развитие фармрынка за первые два месяца 2009 г. При подготовке публикации использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

В январе–феврале 2009 г. общий объем розничного фармрынка составил 3,1 млрд грн. за 276,5 млн упаковок, увеличившись в денежном выражении на 23,2% и сократившись в натуральном на 17,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. (табл. 1). Объем продаж товаров «аптечной корзины» в эти два месяца был практически одинаковым как в денежном, так и натуральном выражении. В январе 2009 г. аптечными учреждениями было реализовано товаров на сумму 1,6 млрд грн. за 136,6 млн упаковок. Темпы прироста/убыли составили +29,4% в денежном и –16,3% в натуральном выражении к январю 2008 г. В феврале 2009 г. объем розничного фармрынка составил 1,6 млрд грн. за 140,0 млн упаковок, что на 17,5% больше в денежном и на 18,6% меньше в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, в январе темпы прироста розничного рынка аптечных продаж составляли почти 30% в денежном выражении, а в феврале уже не достигли этой отметки.

Таблица 1 Объем аптечных продаж по категориям товаров в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года
Январь–февраль Млн грн. Удельный вес категории, % Δ, % Млн упаковок Удельный вес категории, % Δ, %

ЛС

2007
1501,6
84,6
197,5
65,8
2008
2124,2
83,3
41,5
215,0
64,1
8,9
2009
2599,0
82,8
22,4
169,0
61,1
–21,4

ИМН*

2007
141,9
8,0
89,5
29,8
2008
212,2
8,3
49,5
103,9
31,0
16,1
2009
290,3
9,2
36,8
92,7
33,5
–10,7

Косметика

2007
83,4
4,7
7,9
2,6
2008
128,7
5,0
54,4
9,1
2,7
15,7
2009
151,2
4,8
17,5
8,2
3,0
–10,2

БАД

2007
47,0
2,7
5,5
1,8
2008
84,6
3,3
79,9
7,2
2,1
31,3
2009
100,0
3,2
18,1
6,6
2,4
–8,1

Всего

2007
1773,9
300,3
2008
2549,7
43,7
335,2
11,6
2009
3140,5
23,2
276,5
–17,5

*В общий объем аптечных продаж ИМН включены объемы реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации

По итогам января–февраля 2009 г. быстрее рынка в денежном выражении увеличивались аптечные продажи изделий медицинского назначения (ИМН) (+36,8%), а темпы объема реализации лекарственных средств (ЛС) находились практически на уровне общерыночного развития (+22,4%). В целом доля ЛС в общем объеме розничного фармрынка в январе–феврале 2009 г. составила около 83,0% в денежном и 61% в натуральном выражении.

Конечно, довольно интересно знать, как выглядит рынок «в долларах». Объем каждой из исследуемых категорий товаров «аптечной корзины» уменьшился в долларовом эквиваленте и, как и прогнозировали многие эксперты фармрынка, максимальное снижение этого показателя отмечено для парафармацевтических товаров — косметики и биологически активных добавок (БАД) (рис. 1). По сравнению с январем–февралем 2008 г. объем аптечных продаж каждой из этих категорий в долларах уменьшился более чем на 20%. В этой валюте наименьшая убыль объема продаж (10,3%) отмечена для ИМН. А для наиболее важной категории товаров «аптечной корзины» — ЛС — убыль объема продаж в долларовом эквиваленте составила почти 20% (337,5 млн дол.). В целом объем розничного фармрынка в долларовом эквиваленте уменьшился за январь–февраль 2009 г. на 19,2%. Позволю себе добавить, что такое снижение на данном этапе все же далеко не худший результат.

Рис. 1 Объем аптечных продаж (дол. США) по категориям товаров в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 1. Объем аптечных продаж (дол. США) по категориям товаров в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Что касается средневзвешенной стоимости 1 упаковки товаров «аптечной корзины», то здесь произошли значительные изменения в сторону повышения. Например, в январе–феврале 2009 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС увеличилась на 55,7% по сравнению с январем–февралем 2008 г. и составила 15,4 грн. за упаковку (рис. 2). Для ИМН этот показатель также повысился более чем на 50% — до 3,1 грн. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки косметики и БАД повысилась на 30,8 и 28,6% — до 18,5 и 15,1 грн. за упаковку соответственно. Таким образом, если ранее наиболее активные темпы прироста средневзвешенной стоимости демонстрировали парафармацевтические товары, то в январе–феврале 2009 г. первенство по этому показателю принадлежало ЛС.

Рис. 2 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 2. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Cледует перейти к вопросу распределения сферы влияния на розничном фармрынке со стороны зарубежных и отечественных товаров. В исследуемый период 2009 г. почти 77% общего объема реализованной аптеками продукции в денежном выражении обеспечили товары зарубежного производства, а по количеству реализованных упаковок — отечественные фармкомпании с долей почти 57% (табл. 2, 3). Отметим, что отечественные производители на рынке ЛС увеличили свою долю в натуральном выражении в январе–феврале 2009 г. на 4,7% до 65,1%. В целом по рынку в январе–феврале 2009 г. объем реализации ЛС в натуральном выражении уменьшился на 21,4%, тогда как для ЛС зарубежного производства этот показатель снизился на 30,7%. Для сравнения отметим, что объем продаж ЛС отечественного производства продемонстрировал убыль на 15,3%. Для косметики и БАД зарубежного производства в натуральном выражении отмечают большую убыль объема продаж, чем в целом по рынку. В то же время удельный вес косметики и БАД отечественного производства увеличился в денежном и натуральном выражении.

Таблица 2 Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Январь–февраль

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

Млн грн.
Удельный вес категории, %
Δ,%
Млн грн.
Удельный вес категории, %
Δ,%

ЛС

2007
1127,6
75,1
374,0
24,9
2008
1630,7
76,8
44,6
493,6
23,2
32,0
2009
2022,4
77,8
24,0
576,6
22,2
16,8

ИМН*

2007
102,5
72,2
39,4
27,8
2008
157,8
74,4
53,9
54,4
25,6
37,9
2009
219,7
75,7
39,2
70,6
24,3
30,0

Косметика

2007
59,7
71,6
23,7
28,4
2008
97,6
75,8
63,5
31,1
24,2
31,5
2009
110,3
73,0
13,0
40,9
27,0
31,4

БАД

2007
25,8
54,9
21,2
45,1
2008
55,2
65,2
113,5
29,5
34,8
39,0
2009
61,7
61,7
11,8
38,3
38,3
29,8

Всего

2007
1315,6
74,2
458,3
25,8
2008
1941,2
76,1
47,5
608,5
23,9
32,8
2009
2414,1
76,9
24,4
726,4
23,1
19,4

Таблица 3 Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Январь–февраль

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

Млн упаковок
Удельный вес категории, %
Δ,%
Млн упаковок
Удельный вес категории, %
Δ,%

ЛС

2007
72,3
36,6
125,2
63,4
2008
85,0
39,5
17,7
130,0
60,5
3,8
2009
58,9
34,9
-30,7
110,1
65,1
–15,3

ИМН*

2007
49,8
55,7
39,6
44,3
2008
60,4
58,2
21,3
43,5
41,8
9,7
2009
55,2
59,5
–8,7
37,6
40,5
–13,6

Косметика

2007
3,6
45,8
4,3
54,2
2008
4,3
47,7
20,5
4,8
52,3
11,6
2009
3,8
46,6
–12,4
4,4
53,4
–8,2

БАД

2007
1,3
23,0
4,2
77,0
2008
1,8
24,8
41,7
5,4
75,2
28,3
2009
1,6
24,1
–10,7
5,0
75,9
–7,3

Всего

2007
126,9
42,3
173,3
57,7
2008
151,6
45,2
19,4
183,6
54,8
5,9
2009
119,5
43,2
–21,2
157,0
56,8
–14,5

ЛС В АПТЕКАХ

Как в январе, так и в феврале 2009 г. аптечными учреждениями было реализовано ЛС на сумму 1,3 млрд грн. за 84,5 млн упаковок. Темпы прироста объема рынка ЛС в денежном выражении в январе 2009 г. приблизились к отметке 30%, а в феврале составили немногим более 15% (рис. 3). Количество реализованных упаковок ЛС традиционно демонстрировало убыль — в январе 2009 г. на 19,3%, а в феврале — на 23,4%.

Рис. 3 Объем аптечных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста /убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 3. Объем аптечных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста /убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Как уже отмечалось выше, средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в январе–феврале 2009 г. достигла 15,4 грн. Учитывая все происходящие на фармрынке события и повышение стоимости ЛС, интересно взглянуть на развитие средневзвешенной стоимости препаратов в разрезе отечественного и зарубежного производства. В исследуемый период 2009 г. для ЛС зарубежного производства этот показатель повысился практически на 80% и достиг в среднем 34,3 грн. за упаковку (рис. 4). Для ЛС отечественного производства темпы прироста средневзвешенной стоимости были в 2 раза ниже (+37,9%), и в абсолютном значении этот показатель составил 5,2 грн. Таким образом, несмотря на повышение средневзвешенной стоимости ЛС более доступными в начале года были препараты украинского производства. Вполне логично, что доля таких ЛС увеличилась в общем объеме рынка ЛС в натуральном выражении почти на 5% (cм. табл. 3).

Рис. 4 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе отечественного и зарубежного производства в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с январем–февралем предыдущего года

Рис. 4. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе отечественного и зарубежного производства в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с январем–февралем предыдущего года

Так какими же факторами был обусловлен прирост рынка ЛС в денежном выражении в январе в размере 29,2% и в феврале — 16,2%? Прежде всего отметим, что согласно данным Государственного комитета статистики индекс потребительских цен (инфляция) в январе 2009 г. составил 22,3%, а в феврале — 20,9% (www.ukrstat.gov.ua). Именно эта инфляционная составляющая является наиболее мощным фактором увеличения рынка ЛС. В январе и феврале этот показатель внес в общий прирост рынка ЛС более 60% (рис. 5). Индексы замещения и эластичности спроса в эти месяцы характеризовались убылью. Что касается структурных изменений, вызванных эластичностью спроса, то в январе 2009 г. они увеличили рынок ЛС всего на 2,7%, а в феврале — на 2,5% по сравнению с аналогичными периодами 2008 г.

Рис. 5 Индикаторы прироста объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–феврале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Рис. 5. Индикаторы прироста объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–феврале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

По-прежнему лидером по количеству проданных упаковок в исследуемый период 2009 г. была низкостоимостная ниша — 81,4 млн упаковок или 48,2% общего объема рынка ЛС в натуральном выражении (табл. 4). Причем если ранее доля этой ценовой ниши уменьшалась в общем объеме аптечных продаж ЛС, то уже в январе–феврале эта тенденция изменилась.

Таблица 4 Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Январь–февраль Млн грн. Удельный вес ниши, % Δ, % Млн упаковок Удельный вес ниши, % Δ, %

Низкостоимостная

2007
124,1
8,3
98,7
50,0
2008
152,1
7,2
22,6
99,5
46,3
0,8
2009
163,0
6,3
7,1
81,4
48,2
–18,2

Среднестоимостная

2007
428,7
28,5
67,1
34,0
2008
560,9
26,4
30,8
74,6
34,7
11,2
2009
670,8
25,8
19,6
58,5
34,6
–21,5

Высокостоимостная

2007
948,9
63,2
31,7
16,1
2008
1411,2
66,4
48,7
41,0
19,1
29,4
2009
1765,2
67,9
25,1
29,1
17,2
–29,0

Всего

2007
1501,6
197,5
2008
2124,2
41,5
215,0
8,9
2009
2599,0
22,4
169,0
–21,4

С другой стороны, традиционными лидерами на рынке ЛС по денежному показателю были дорогостоящие препараты. В январе–феврале 2009 г. именно для препаратов высокостоимостной ниши отмечают максимальное увеличение объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 25,1% до 1,8 млрд грн. Количество реализованных упаковок таковых уменьшилось на 29% — до 29,1 млн упаковок. А для среднестоимостной ниши развитие объема аптечных продаж было схожим с таковым дорогостоящих ЛС — в денежном выражении он увеличился, а в натуральном — сократился.

Средневзвешенная стоимость препаратов этой ценовой ниши в январе–феврале 2009 г. повысилась более чем на 50,0% — до 11,5 грн. (рис. 6). Для низкостоимостных препаратов этот показатель по сравнению аналогичным периодом 2008 г. увеличился на 50 коп. — до 2,0 грн. Средневзвешенная стоимость наиболее выгодных для аптечных учреждений препаратов высокостоимостной ниши повысилась более чем на 70% и достигла 60,6 грн.

Рис. 6 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 6. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Теперь несколько слов о продажах рецептурных и безрецептурных препаратов. По итогам января–февраля 2009 г. темпы прироста объема аптечных продаж в денежном выражении для рецептурных ЛС составили +30,6% (до 1,4 млрд грн.), тогда как для безрецептурных — +14,5% (до 1,2 млрд грн.). В целом за исследуемый период 2009 г. доля рецептурных препаратов увеличилась и составила 52% общего объема продаж ЛС в денежном и 31,0% в натуральном выражении. В это же время средневзвешенная стоимость рецептурных препаратов повысилась почти на 64% — с 15,7 до 25,8 грн., а безрецептурных на 46,6% — с 7,3 до 10,7 грн.

Таким образом, влияние финансового кризиса больше отразилось на безрецептурных препаратах. И если ранее доля рецептурных ЛС в общем объеме рынка в денежном выражении росла планомерно — в январе–феврале 2007 г. она составляла 48,3%, в аналогичный период 2008 г. — 48,7%, то уже по итогам исследуемого периода она достигла 52%.

Фармакотерапевтическая структура рынка ЛС была стабильной. В январе–феврале 2009 г. максимальную выручку аптечным учреждениям обеспечили препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» (рис. 7). Их вклад составил 602,5 млн грн., или 23,2% общего объема продаж ЛС в денежном выражении. Наибольшее увеличение объема реализации в разрезе представленной топ-5 отмечают для препаратов группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» — на 35,7% — до 355,4 млн грн. Доля этой группы препаратов увеличилась более чем на 1% и составила 13,7%. Для трех других групп, сформировавших состав топ-5, — R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения» темпы прироста объема аптечных продаж в денежном выражении были ниже общерыночных. Удельный вес каждой из них уменьшился по сравнению с январем–февралем 2008 г. Следует отметить, что в категории «Прочие» значительное увеличение объема аптечных продаж продемонстрировали группы S «Средства, действующие на органы чувств» и H «Препараты гормонов для системного применения (кроме половых гормонов и инсулинов)» — на 44,2 и 55,1% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Вклад этих препаратов в общую выручку аптечных учреждений в денежном выражении составил около 2 и 1% соответственно.

Рис. 7 Удельный вес топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении в январе–феврале 2007–2009 гг.

Рис. 7. Удельный вес топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении в январе–феврале 2007–2009 гг.

Что касается групп АТС-классификации третьего уровня, то максимальный объем аптечных продаж по итогам января–февраля 2008 г. отмечают для препаратов группы M01A «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» — 125,0 млн грн. Для этой группы, а также для G04B «Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики» отмечают наибольшие темпы прироста объема продаж в разрезе топ-10. На 2-м месте находятся ЛС группы N02B «Прочие анальгетики и антипиретики», объем реализации которых ненамного уступил препаратам группы M01A и составил 117,3 млн грн.

Если говорить о брэндах ЛС, обеспечивающих аптекам максимальный объем продаж, то кардинальных изменений среди них не произошло. Пальму первенства по объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении как в январе, так и феврале 2009 г. получил АКТОВЕГИН (табл. 5, 6). Практически половина участников в каждом из представленных рейтингов улучшила свои позиции по сравнению с рейтингом за январь и февраль 2008 г. 2-е место в рейтинге брэндов ЛС по объемам продаж в денежном выражении в январе 2009 г. занял МЕЗИМ, а в феврале — ЭССЕНЦИАЛЕ. Конечно, некоторые участники представленных топ-листов улучшили свои позиции по сравнению с январем и февралем 2008 г.

Таблица 5 Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в январе 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за январь 2007–2008 гг.
Брэнд

№ п/п, год

2009 2008 2007
АКТОВЕГИН
1
3
3
МЕЗИМ
2
2
2
ЭССЕНЦИАЛЕ
3
1
1
ЭНАП
4
12
11
МИЛДРОНАТ
5
4
5
ПРЕДУКТАЛ
6
6
6
ЛАЗОЛВАН
7
7
8
КЕТАНОВ
8
21
13
НО-ШПА
9
9
9
ВИТРУМ
10
8
10
КОЛДРЕКС
11
13
15
ЦЕФТРИАКСОН
12
5
4
КАНЕФРОН
13
26
38
ЛИНЕКС
14
22
16
КАРСИЛ
15
40
37
АУГМЕНТИН
16
17
26
ФЕЗАМ
17
10
7
НАТРИЯ ХЛОРИД
18
11
12
ПРОСТАМОЛ УНО
19
14
19
ДИКЛОБЕРЛ
20
30
21

Таблица 6 Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в феврале 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за февраль 2007–2008 гг.
Брэнд

№ п/п, год

2009 2008 2007
АКТОВЕГИН
1
1
6
ЭССЕНЦИАЛЕ
2
2
2
МИЛДРОНАТ
3
3
9
МЕЗИМ
4
7
14
ЭНАП
5
21
18
КОЛДРЕКС
6
12
3
АМИЗОН
7
8
10
ВИТРУМ
8
6
8
ПРЕДУКТАЛ
9
9
12
НАТРИЯ ХЛОРИД
10
18
17
НО-ШПА
11
19
15
ЛАЗОЛВАН
12
5
1
ЦЕФТРИАКСОН
13
10
5
КАНЕФРОН
14
28
56
КЕТАНОВ
15
33
25
АРБИДОЛ
16
4
7
ФАРМАЦИТРОН
17
16
20
АНАФЕРОН
18
11
13
ФЕРВЕКС
19
13
4
АУГМЕНТИН
20
17
23

Лавры первенства в рейтинге крупнейших маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в январе и феврале 2009 г. традиционно получила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 7, 8). 2-е место в обоих топ-листах занимает «Sanofi-Aventis». Следует отметить, что состав топ-20 маркетирующих организаций не изменился. Каждая из них аккумулировала более 45% всего рынка аптечных продаж ЛС в январе и феврале 2009 г. Некоторые компании, вошедшие в состав топ-20 (более 10 в январе и феврале 2009 г.), продемонстрировали развитие выше общерыночного.

Таблица 7 Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за январь 2007–2008 гг.
Маркетирующая организация

№ п/п, год

2009 2008 2007
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия)
1
1
1
Sanofi-Аventis (Франция)
2
2
2
Nycomed (Норвегия)
3
13
18
KRKA (Словения)
4
8
6
Sandoz (Швейцария)
5
3
5
GlaxoSmithKline (Великобритания)
6
6
7
Фармак (Украина)
7
7
8
Дарница (Украина)
8
4
3
Gedeon Richter (Венгрия)
9
15
14
Servier (Франция)
10
10
11
Артериум Корпорация (Украина)
11
5
4
Heel (Германия)
12
11
13
Bayer Consumer Care
(Швейцария)
13
9
10
Actavis Group (Исландия)
14
19
15
Борщаговский ХФЗ (Украина)
15
12
9
Boehringer Ingelheim (Германия)
16
16
16
Здоровье (Украина)
17
14
12
Bittner (Австрия)
18
20
21
Solvay Pharmaceuticals
(Нидерланды)
19
17
19
Ranbaxy (Индия)
20
21
20

Таблица 8 Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в феврале 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за февраль 2007–2008 гг.
Маркетирующая организация

№ п/п, год

2009 2008 2007
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия)
1
1
1
Sanofi-Aventis (Франция)
2
2
2
Фармак (Украина)
3
3
6
KRKA (Словения)
4
8
7
Дарница (Украина)
5
6
3
Nycomed (Норвегия)
6
12
17
GlaxoSmithKline (Великобритания)
7
5
4
Sandoz (Швейцария)
8
4
8
Артериум Корпорация (Украина)
9
7
5
Gedeon Richter (Венгрия)
10
15
15
Servier (Франция)
11
11
11
Bayer Consumer Care
(Швейцария)
12
9
9
Борщаговский ХФЗ (Украина)
13
13
10
Actavis Group (Исландия)
14
17
18
Здоровье (Украина)
15
16
14
Boehringer Ingelheim (Германия)
16
14
13
Heel (Германия)
17
10
12
Bittner (Австрия)
18
18
20
Solvay Pharmaceuticals
(Нидерланды)
19
20
22
Ranbaxy (Индия)
20
21
21

В целом на рынке ЛС в январе и феврале участвовало около 530 маркетирующих организаций. Это количество практически не изменилось по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

ИТОГИ

Уже первые шаги в текущем году подтвердили прогнозы, звучавшие из уст операторов, о том, что потребитель в целях экономии денежных средств переориентируется и сконцентрирует внимание на ЛС, а парафармацевтическая продукция отойдет на второй план. Сразу же на рынке ЛС возросла доля рецептурных ЛС — до 52%.

Удельный вес высокостоимостных препаратов на рынке ЛС в денежном выражении также увеличился и достиг почти 68%. Однако по количеству реализованных упаковок именно эта ниша продемонстрировала максимальную убыль по сравнению с январем–февралем 2008 г. (на 29%). «Воспрянула духом» доля низкостоимостных ЛС в натуральном выражении и увеличилась почти на 2% — до 48,2%. Конечно, повысилась средневзвешенная стоимость ЛС зарубежного производства, и значительно больше, чем для отечественного.

Тот факт, что доля ЛС отечественного производства в натуральном выражении в общем объеме рынка ЛС увеличилась до 65,1% за январь–февраль 2009 г., дает шансы полагать, что украинские производители используют нынешнюю ситуацию в свою пользу.

Впечатляет, что сильные рынка сего — двадцатка маркетирующих организаций в январе и феврале 2009 г. аккумулировала более 45% всего рынка аптечных продаж ЛС в денежном выражении.

…Как показали результаты начала года, некоторые участники фармрынка знают, какой дорогой и куда бежать, и силы для этого у них есть!

Оксана Сергиенко

Более подробная информация ждет читателя на сайте www.pharmstandart.com.ua
По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті