Опцион как инструмент налогового планирования


16.07.2009 г. в пресс-центре Информационного агентства «ЛІГАБізнесІнформ» состоялась пресс-конференция на тему «Опционы — инструмент налогового планирования: медицина, металлургия, торговля», в которой приняли участие Дмитрий Олейник, исполнительный директор Инвестиционной группы «Про-Консалтинг» и Наталья Доценко-Белоус, старший юрист юридической фирмы «Василь Кисиль и Партнеры» .

Открывая пресс-конференцию, Наталья Доценко-Белоус отметила, что финансово-экономический кризис повлиял практически на все отрасли отечественной экономики. В связи с этим многие производители начали активный поиск возможностей снижения стоимости товаров (услуг), вариантов оптимизации налоговых последствий и уменьшения налоговой нагрузки, а также решения проблемы возникшего отложенного спроса на товары (услуги). Использование таких производных ценных бумаг, как опционы — эффективный способ решения упомянутой задачи. За последние 5 лет накопился определенный опыт применения опционов в строительстве, аренде торговой и коммерческой недвижимости, предоставлении различного рода товаров и услуг. Однако именно экономический кризис стал катализатором массового интереса отечественных производителей к этому инструменту.

Опцион — это договор, в соответствии с которым одна сторона (продавец опциона) обязуется продать или купить, а вторая сторона (покупатель опциона) приобретает право (но не обязанность) совершить покупку или продажу определенного количества базового актива по заранее оговоренной цене.

Использование опциона в торговых операциях позволяет существенно оптимизировать нагрузку по НДС. Эта ценная бумага состоит из таких компонентов: стоимости опциона (премии), которая не является объектом налогообложения НДС согласно Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость» и стоимости базового актива (товаров, валютной ценности, ценных бумаг, услуг), являющейся объектом налогообложения НДС. Приняв решение о выпуске опциона, производитель может предусмотреть его стоимость таким образом, чтобы прибыль была получена в рамках опционной премии и позволила избежать вышеперечисленных налоговых последствий, а вторая составляющая (стоимость базового актива) стремилась к его себестоимости. Благодаря такому распределению обязательства налогоплательщика НДС сводятся к минимуму.

Опцион как инструмент налогового планирования

Дмитрий Олейник заявил, что использование опционов — оптимальный вариант для перераспределения ресурсов предприятия, который поможет успешно выйти из кризиса. Инструмент интересен как эмитенту опциона, так и покупателю товаров (услуг). Кроме уже перечисленных налоговых преимуществ и возможностей планирования финансовых потоков предприятия, это альтернативный источник пополнения его оборотных средств. Опцион позволяет эмитенту получать авансовые платежи в счет будущих поставок, а также планировать производство и продажи, что является существенным конкурентным преимуществом в нестабильных условиях рынка. Для покупателя опцион — отличный инструмент хеджирования рисков изменения цен на базовый актив, являющийся предметом договора опциона, а также он предоставляет гарантию получения товара или услуги в определенное время. Если же по каким-либо причинам у компании или потребителя не будет потребности в приобретении базового товара, то эта ценная бумага может быть продана на вторичном рынке.

Докладчик подробно остановился на процедуре выпуска опциона, занимающей 30 календарных дней. Опцион относиться к эмиссионным ценным бумагам, поэтому порядок его обращения и выпуска регулирует Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Законодательством Украины предусмотрено обращение опционов исключительно на биржевом рынке. Основные статьи затрат эмитента — это госпошлина в размере 0,1% от суммы эмиссии, комиссионное вознаграждение биржи и вознаграждение андеррайтера (торговца). Однако они незначительны по сравнению с теми выгодами, которые получает компания, выпустившая опцион.

Участники пресс-конференции поделились практическим опытом использования опционов как оптимального способа налогового планирования хозяйственной деятельности в здравоохранении, торговле, металлургии, а также при проведении арендных операций.

Д. Олейник подробно разъяснил практику использования опционов на поставку медицинских услуг. В упомянутой сфере это не только удобный финансовый инструмент, но и одна из составляющих маркетинговой политики компании, позволяющая сформировать круг лояльных клиентов. Несмотря на то что медицинская помощь в соответствии с Конституцией и Законом Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» в государственных и коммунальных лечебно-профилактических учреждениях должна предоставляться бесплатно, многие сограждане уже убедились, что качественное медицинское обслуживание стоит недешево, а потребность в нем может возникнуть в любой момент. Именно поэтому лозунг: «Инвестируйте в свое здоровье!», — особенно актуален.

Компании, работающие в медицинской сфере, могут выпускать опционы на поставку определенных медицинских услуг, выкупаемые клиентами в рассрочку. Таким образом, медицинские центры, получая эти средства, оптимизируют налоговые последствия и могут использовать их для укрепления кадровой и материальной базы, а также в случае необходимости выкупить опционы у клиента и перепродать другому лицу. По мнению докладчика, препятствием к внедрению указанной услуги является неосведомленность значительной части населения в вопросах ценных бумаг, однако опыт Инвестиционной группы «Про-Консалтинг» показывает, что проблема легко решается при условии правильного маркетингового продвижения.

Н. Доценко-Белоус подчеркнула, что этот инструмент может применяться практически в любой отрасли, в том числе и фармацевтической. Использование опционов в определенных комбинациях с другими ценными бумагами позволит эффективно контролировать хозяйственную деятельность, особенно в условиях непредсказуемых действий органов государственной власти. Многие производители не используют опционы, опасаясь возникновения налоговых споров, однако тот, кто ощутил все их прелести на практике, знает, что уменьшение налоговой нагрузки по НДС соответствует букве закона, потому почвы для двоякого толкования со стороны налоговых органов нет.

Прим. ред. Отечественная система налогообложения — одна из самых обременительных в мире. Об этом свидетельствует отчет «Paying Taxes 2009», подготовленный аудиторской компанией PricewaterhouseCoopers (США) и Всемирного банка, в котором по критерию удобства систем налогообложения Украина заняла предпоследнее (180-е) место в мире. Предприниматели выплачивают 99% налогов и сборов, затрачивая на это более 2 тыс. ч, в казну уходит до 57% доходов граждан. Именно поэтому в интересах предпринимателей оптимизировать налогообложение всеми доступными методами в рамках законодательства, обратив внимание на использование производных ценных бумаг.

Анна Бармина,
фото Любови Столяр

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті