Борьба с глистами: все — на выход!

От паразитарных заболеваний не застрахован ни один человек независимо от места проживания, уровня благосостояния, культуры и образа жизни. Гельминты, или в просторечии глисты, — типичные паразитирующие организмы, живущие за счет других живых организмов, получая от них необходимые для своего существования ресурсы, причиняющие вред своему «хозяину». Весьма распространенным является убеждение, что чистоплотный человек не может подвергнуться атаке глистов, однако даже надлежащий уровень гигиены не гарантирует отсутствие опасности заражения ими, например, при контакте с животными или при приеме сырой пищи и др. Не стоит недооценивать роль профилактических мер, а в случае заражения — адекватной медикаментозной терапии.

ВРАГА НУЖНО ЗНАТЬ!

Гельминты — паразитарные черви, обитающие в организме человека и животных, вызывающие гельминтозы (гельминтные инвазии). Паразитирующие у человека гельминты относятся к двум типам: круглых червей — Nemathelminthes (класс Nematoda) и плоских червей — Plathelminthes. Далее мы более детально остановимся на лечении инвазий, вызываемых гельминтами, относящимися к классу нематод, в частности, на препарате альбендазола — ВОРМИЛ британской компании «Mili Healthcare».

Альбендазол* относится к фармацевтической группе P02C A03 «Средства, применяемые при нематодозах. Производные бензимидазола» и является противогельминтным средством широкого спектра действия, активным также в отношении патогенных простейших. Препарат воздействует на кишечные и тканевые формы паразитов; активен в отношении яиц, личинок и взрослых гельминтов. Противогельминтное действие препарата обусловлено угнетением в митохондриях гельминтов фермента фумарат­редуктазы цикла Кребса, вследствие чего нарушается усвоение глюкозы. Кроме того, угнетается полимеризация белка тубулина, нарушается структура микротубулярного аппарата клеток паразита, в том числе аппарата Гольджи, что приводит к нарушению метаболизма и гибели гельминта.

Альбендазол активен в отношении кишечных паразитов, в том числе нематод: Ascaris lumbricoides, Triсhurus triсhiura, Enterobius vermicularis, Ancylostoma duodenale, Necator americanus, Strongiloides stercoralis, Cutaneous Larva Migrans ; цестод: Hymenolepsis nana, Taenia solium, Taenia saginata; трематод — Opisthorhis viverrini, Clonorchis sinensis; простейших: Giardia lamblia (intestinalis и duodenalis).

Также препарат активен в отношении тканевых паразитов, в том числе цистного эхинококкоза и альвеолярного эхинококкоза, вызванных инвазией Echinococcus granulosus и Echinococcus multilocularis соответственно.

Альбендазол также эффективен при лечении нейроцистециркоза, вызванного инвазией личинок свиного цепня T. solium, капилляриоза, вызванного инвазией Gnatostoma spinigerum. Альбендазол уничтожает кисты или значительно уменьшает их размеры у пациентов с цистами гранулярного эхинококка.

В рамках данной публикации рассмотрим особенности рыночного развития данного препарата, а также его конкурентные позиции относительно других лекарственных средств, отнесенных к аналогичной фармакотерапевтической группе.

МЕТОДОЛОГИЯ

Конкурентная группа брэнда ВОРМИЛ была сформирована в рамках АТС-группы 3-го уровня P02C «Средства, применяемые при нематодозах». В анализируемый период в рамках данной конкурентной группы на украинском рынке розничной реализации представлено 13 препаратов.

При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

БЫТЬ ПЕРВЫМ!

Брэнд ВОРМИЛ является безусловным лидером в своей конкурентной группе по объему аптечных продаж в денежном и натуральном выражении уже не первый год подряд (табл. 1, 2). Причем его рыночная доля в рамках группы неуклонно увеличивается. Так, если по итогам 7 мес 2006 г. удельный вес этого лекарственного средства в общем объеме аптечной выручки от реализации препаратов группы P02C «Средства, применяемые при нематодозах» составлял 36%, то по итогам аналогичного периода текущего года этот показатель увеличился в разы — до 65% (рис. 1).

Рис. 1
Удельный вес брэнда ВОРМИЛ в объеме аптечных продаж препаратов группы P02C «Средства, применяемые при нематодозах» в денежном выражении по итогам 7 мес 2006–2011 гг.
Удельный вес брэнда ВОРМИЛ в объеме аптечных продаж препаратов группы P02C «Средства, применяемые при нематодозах» в денежном выражении по итогам 7 мес 2006–2011 гг.
Брэнд ВОРМИЛ по итогам 7 мес 2011 г. аккумулирует 65% аптечной выручки от реализации препаратов всей конкурентной группы P02C
Таблица 1 Топ-10 брэндов лекарственных средств в рамках группы P02C «Средства, применяемые при нематодозах» по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 7 мес 2011 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2006–2010 гг.
2011 2010 2009 2008 2007 2006
ВОРМИЛ 1 1 1 1 1 1
ВЕРМОКС 2 2 2 2 2 2
ПИРАНТЕЛ 3 3 3 3 3 3
ДЕКАРИС 4 4 4 4 4 4
АЛЬДАЗОЛ 5 5 11 13 15 15
ЗЕНТЕЛ 6 11 13 14 16 16
ГЕЛЬМИНТОКС 7 6 5 5 5 5
ЛЕВАМИЗОЛ 8 7 6 6 6 6
ПИПЕРАЗИНА АДИПИНАТ 9 8 7 7 7 8
ПИЖМЫ ЦВЕТКИ 10 9 9 10 10 10
Таблица 2 Топ-10 брэндов лекарственных средств в рамках группы P02C «Средства, применяемые при нематодозах» в натуральном выражении по итогам 7 мес 2011 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2006–2010 гг.
2011 2010 2009 2008 2007 2006
ВОРМИЛ 1 1 1 1 1 2
ПИРАНТЕЛ 2 2 2 2 2 1
ВЕРМОКС 3 3 3 3 3 3
ДЕКАРИС 4 5 4 4 4 6
ПИПЕРАЗИНА АДИПИНАТ 5 4 5 5 6 5
ЗЕНТЕЛ 6 11 13 14 16 16
ЛЕВАМИЗОЛ 7 6 6 6 5 4
АЛЬДАЗОЛ 8 8 11 13 15 15
ПИЖМЫ ЦВЕТКИ 9 7 7 8 10 9
ГЕЛЬМИНТОКС 10 9 8 7 8 8

В абсолютных величинах объем розничной реализации всех препаратов группы P02C «Средства, применяемые при нематодозах» по итогам 7 мес 2011 г. составил 45,3 млн грн. за 2,9 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 26,2% в денежном и 0,5% в натуральном выражении.

Усиление конкурентных позиций брэнда ВОРМИЛ обусловлено опережающей динамикой его развития на фоне других препаратов группы. По итогам 7 мес 2011 г. количество реализованных на аптечном рынке Украины упаковок брэнда ВОРМИЛ увеличилось на 4,4% по сравнению с январем–июлем 2010 г. В это же время для остальных препаратов группы P02C «Средства, применяемые при нематодозах» отмечается стагнация розничных продаж в натуральном выражении — по итогам 7 мес 2011 г. убыль количества реализованных упаковок этих препаратов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составила 1,9% (рис. 2).

Рис. 2
Объем аптечных продаж брэнда ВОРМИЛ и препаратов его конкурентной группы P02C «Средства, применяемые при нематодозах» в целом в натуральном выражении по итогам 7 мес 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж брэнда ВОРМИЛ и препаратов его конкурентной группы P02C «Средства, применяемые при нематодозах» в целом в натуральном выражении по итогам 7 мес 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Объем аптечной реализации брэнда ВОРМИЛ по итогам января–июля 2011 г. достиг 29 млн грн. за 1,2 млн упаковок. В структуре его продаж превалирует безрецептурная форма отпуска, представленная жевательными таблетками, аккумулируя 89% объема аптечных продаж брэнда в денежном выражении (рис. 3). На фармрынке брэнд также представлен еще 2 формами выпуска — суспензией для перорального применения и выведенным в прошлом году на рынок порошком для приготовления суспензии для перорального применения. Причем по мере адаптации на рынке последняя форма выпуска планомерно наращивает объем аптечных продаж, тем самым завоевывая все большую долю в структуре продаж брэнда.

Рис. 3
 Структура аптечных продаж брэнда ВОРМИЛ в разрезе форм выпуска в денежном выражении по итогам 7 мес 2009–2011 гг.
Структура аптечных продаж брэнда ВОРМИЛ в разрезе форм выпуска в денежном выражении по итогам 7 мес 2009–2011 гг.

В региональном разрезе более четверти (26,3%) объема аптечных продаж в денежном выражении по итогам 7 мес 2011 г. аккумулировали топ-3 региона — Киев, Днепропетровская и Львовская области, где объем аптечных продаж препарата в этот период превысил 2 млн грн., а в столице составил более 3 млн грн. (рис. 4). Также еще в 7 регионах розничная реализация ВОРМИЛА принесла аптекам выручку свыше 1 млн грн. В 22 из 26 регионов Украины в анализируемый период были отмечены дву­значные приросты объема аптечных продаж брэнда ВОРМИЛ в денежном выражении по сравнению с 7 мес 2010 г. Причем значения по этому показателю были представлены в широком диапазоне (максимальные темпы прироста были отмечены для Луганской обл. — +103%). Незначительная убыль объема розничной реализации препарата в денежном выражении в этот период была отмечена лишь в 1 регио­не — Черниговской обл. (-2%).

Рис. 4
 Объем аптечных продаж брэнда ВОРМИЛ в регионах Украины в денежном выражении по итогам 7 мес 2010–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж брэнда ВОРМИЛ в регионах Украины в денежном выражении по итогам 7 мес 2010–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

ПРОДВИГАТЬ — значит продавать!

«Что посеешь, то и пожнешь» — умелое продвижение товара является залогом успеха его продаж. Учитывая широту потребительской аудитори­и и специфику продвижения лекарственного средства, в деле промоции брэнда ВОРМИЛ задействован широкий арсенал каналов коммуникации, целевой аудиторией которых являются специалисты здравоохранения и конечные потребители.

По итогам января–июля 2011 г. общее количество воспоминаний специалистов здравоохранения о промоциях брэнда ВОРМИЛ посредством визитов медицинских представителей достигло 3,1 тыс., превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 13%.

Следует отметить, что в текущем году структура воспоминаний о промоциях брэнда преобразилась по сравнению с предыдущим годом. Так, по итогам 7 мес 2010 г. более половины всех воспоминаний о промоциях медицинских представителей для брэнда ВОРМИЛ приходилось на фармацевтических работников, почти треть — на врачей, и 13% — на экспертов центров закупок (рис. 5).

Рис. 5
 Структура воспоминаний различных специалистов здравоохранения о промоциях брэнда ВОРМИЛ через визиты медицинских представителей по итогам 7 мес 2010–2011 гг.
Структура воспоминаний различных специалистов здравоохранения о промоциях брэнда ВОРМИЛ через визиты медицинских представителей по итогам 7 мес 2010–2011 гг.

В анализируемый период отмечено перераспределение промоционных усилий фармкомпании — доля врачей в общем количестве воспоминаний о промоциях брэнда возросла до 56%, соответственно, удельный вес фармацевтов и экспертов центров закупок в общем количестве воспоминаний специалистов здравоохранения о промоциях для препарата сократился.

Объем розничной реализации брэнда ВОРМИЛ по итогам 7 мес 2011 г. достиг 29 млн грн. за 1,2 млн упаковок

Напомним, что львиную долю продаж брэнда ВОРМИЛ составляет безрецептурная форма отпуска. Поэтому важным аспектом эффективного продвижения брэнда являются коммуникации с конечным потребителем. Как известно, в современном обществе телевизор является неотъемлемым атрибутом досуга.

Брэнду ВОРМИЛ обеспечивается активная рекламная поддержка на телевидении. По итогам 7 мес 2011 г. объем инвестиций в его рекламу на телевидении достиг 8,5 млн грн., превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 46% (рис. 6).

Рис. 6
 Структура воспоминаний о промоциях медицинских представителей для брэнда ВОРМИЛ в разрезе форм выпуска среди врачей и фармацевтов по итогам 7 мес 2010–2011 гг.
Структура воспоминаний о промоциях медицинских представителей для брэнда ВОРМИЛ в разрезе форм выпуска среди врачей и фармацевтов по итогам 7 мес 2010–2011 гг.

С целью максимального охвата потенциальной целевой аудитории в лице конечного потребителя реклама брэнда ВОРМИЛ также присутствует на страницах популярных печатных изданий.

ВОРМИЛ КАК ИСТОЧНИК АПТЕЧНОЙ ВЫРУЧКИ

Интуитивный подход к формированию товарного запаса аптеки по мере распространения экономически обоснованных подходов постепенно уходит в прошлое. Формирование товарного запаса в современном мире аптечного ритейла уже сродни искусству и является одним из важнейших аспектов, предопределяющих эффективность бизнеса. Сведущие операторы рынка при формировании товарного запаса базируются на ретроспективном анализе продаж отдельных товарных позиций. Такой подход позволяет уделять должное внимание продаваемым товарам, не допуская дефектуры, которая является основной причиной недополучения аптечной выручки. Кроме того, неудовлетворенный спрос зачастую приводит к потере как потенциальных, так и постоянных клиентов.

В рамках данного исследования нами был проведен анализ аптечной реализации брэнда ВОРМИЛ по итогам июля 2011 г. Для структурированного понимания основных тенденций розничной реализации препарата был учтен тип торговых точек (аптеки, аптечные пункты и киоск­и), а также их финансовые характеристики, исчисляемые месячным выторгом (по итогам июля 2011 г.).

Брэнд ВОРМИЛ находит активную промоционную поддержку, направленную на коммуникации как со специалистами здравоохранения, так и с конечным потребителем

Как показал анализ аптечных продаж брэнда ВОРМИЛ, среднее количество реализованных упаковок возрастает прямо пропорционально объему месячной выручки торговой точки вне зависимости от типа таковой (рис. 7). Однако также следует учитывать, что причина существенно меньшего объема реализации препарата в торговых точках со сравнительно невысоким товарооборотом может быть обусловлена более низким уровнем товарных запасов, в результате чего дефектура некоторых товарных позиций может служить причиной недоиспользования потенциа­ла их реализации.

Рис. 7
 Среднее количество реализованных упаковок брэнда ВОРМИЛ в различных типах торговых точек, сгруппированных по финансовому признаку, по итогам июля 2011 г.
Среднее количество реализованных упаковок брэнда ВОРМИЛ в различных типах торговых точек, сгруппированных по финансовому признаку, по итогам июля 2011 г.

Распределение минимального, среднего и максимального количества реализованных упаковок брэнда ВОРМИЛ коррелирует с объе­мом месячной выручки аптечных учреждений (рис. 8).

Рис. 8
 Минимальное, среднее и максимальное количество реализованных упаковок брэнда ВОРМИЛ в аптечных учреждениях, сгруппированных по финансовому признаку, по итогам июля 2011 г.
Минимальное, среднее и максимальное количество реализованных упаковок брэнда ВОРМИЛ в аптечных учреждениях, сгруппированных по финансовому признаку, по итогам июля 2011 г.

Таким образом, на основании ретроспективного анализа аптечных продаж брэнда ВОРМИЛ нами было рассчитано количество упаковок препарата, рекомендуемое для минимального месячного товарного запаса в различных торговых точках с учетом их финансовых характеристик (табл. 3).

Таблица 3 Рекомендуемый месячный товарный запас для брэнда ВОРМИЛ в различных типах торговых точек в зависимости от их месячного выторга (основываясь на данных об объеме аптечной реализации препарата за июль 2011 г.)
Объем месячной выручки, тыс. грн. Тип ТТ
Аптеки Аптечные пункты Аптечные киоски
менее 40 2–3 2–3 2–3
40–150 4–7 4–7 4–7
150–300 10–13 10–13 10–13
300–500 16–20 16–20 16–20
500–1000 30–35 30–35 27–32
более 1000 60–70 55–65 55–65

БУДУЩЕЕ наступает уже сегодня

Брэнд ВОРМИЛ за годы своего присутствия на украинском фармацевтическом рынке сделал завидную «карьеру». ВОРМИЛ занимает лидирующую позицию среди препаратов конкурентной группы P02C «Средства, применяемые при нематодозах» по объему розничной реализации на протяжении последних 5 лет по итогам 7 мес. За это время его удельный вес в объеме аптечной выручки от реализации препаратов этой группы увеличился с 36 до 65%.

В пользу успешного развития брэнда ВОРМИЛ на украинском фармрынке также свидетельствует динамика его реализованных упаковок. В анализируемый период, когда была отмечена стагнация его сегмента рынка, — объем аптечных продаж препаратов группы P02C (без учета ВОРМИЛА) снизился на 2% в натуральном выражении, для брэнда ВОРМИЛ была отмечена положительная динамика розничной реализации по этому показателю.

Как было отмечено, эффективность продаж препарата предопределяется активностью в сфере его продвижения. Брэнд ВОРМИЛ представлен на украинском фармацевтическом рынке в рецептурной и безрецептурной форме отпуска. Поэтому максимальный охват аудитории достигается благодаря комплексному влиянию на целевую аудитори­ю, представленную специалистам­и здраво­охранения и конечными потребителями, посредством промоции медицинскими представителями препарата в первом случае и рекламой на телевидении и в прессе — во втором.

В рамках настоящего исследования особенностей аптечной реализации брэнда ВОРМИЛ показано, что объем его реализации в натуральном выражении коррелирует с объемом месячной выручки аптечных учреждений вне зависимости от их типа — будь-то аптека, аптечный пункт или киоск. Следует отметить, что рекомендуемый товарный запас препарата, приведенный в рамках настоящего исследования, базируется на минимальных значениях, которые необходимо корректировать в зависимости от комплекса рыночных факторов в индивидуальном порядке.

Все более широкое распространение в нашей стране получает идея профилактики здоровья, основанная на принципе, что лучше предотвратить заболевание сегодня, чем лечить его завтра. В этом контексте актуальна оценка рыночного потенциала брэнда ВОРМИЛ в качестве профилактического средства. Это также необходимо учитывать при формировании товарного запаса, ведь, как известно, успех на рынке сопутствует тем игрокам, которые не только следуют текущим тенденциям, но и предвосхищают потребности клиентов.

Сегодня ВОРМИЛ достиг значимых высот на украинском фармацевтическом рынке. При этом освоение рыночного потенциала препарата — процесс непрерывный и, возможно, завтра уже можно будет говорить о достижении новых высот.

Анна Шибаева
*Информация содержится на сайте www.drlz.kiev.ua («Государственный реестр лекарственных средств Украины»)

Борьба с глистами: все — на выход!

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Наталья 12.04.2012 6:36
Раньше я детям давала вормил, но потом поняла, что он эффективен в отношении нескольких видов глистов. А дети, не соблюдая гигиену могут заразиться чес угодно. Уже два года пьем каждую осень альдазол и очень довольны - короткий курс лечения (1 таблетка) и не нужно разжевывать и делать клизмы. И побочных эффектов я не наблюдала.
Оксана 07.04.2013 3:49
А разве это не одно и то же?
Нонна 26.08.2013 10:59
Я своему ребенку, если возникает необходимость даю альдазол - он нормально себе проглатывает таблетку без проблем. Да, вормил имеет то же действующее вещество, но вормил дороже. А во вторых почему то вормил нужно разжевать...фу!
Пчелка 21.01.2014 12:17
А почему рассматриваются только хим.препараты которые наносят вред организму а как насчет травяных комплексов -это более щадящий комплекс для организма, если понимать что у детей глисты появляются постоянно и примать лекарство нужно мин. раз в полгода а травить вообще дет. организм не хочется химией

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті