Источники получения профессиональной информации. Мнение врачей и провизоров

На страницах «Еженедельника АПТЕКА» мы регулярно освещаем основные тенденции в сфере промоционной активности фармкомпаний по работе со специалистами здравоохранения с использованием данных аналитической системы исследования «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Reserch». Подходы к мониторингу промоактивности могут быть разными. И в этой публикации представляем вниманию читателей обзор результатов интервьюирования врачей и провизоров с использованием данных исследований компаний «COMCON Pharma Ukraine» и «MDM». Насколько часто они получают профессиональную информацию из различных источников, каким ресурсам доверяют? Сегодня много говорят об интернете как о важном источнике информации, в том числе в сфере здравоохранения. Какую значимость всемирная паутина представляет для специалистов здравоохранения в их профессиональной деятельности? В данной публикации мы попытаемся получить ответы на эти вопросы.

МНЕНИЕ ВРАЧЕЙ

Компания «COMCON Pharma Ukraine» провела исследование MEDI-Q «Мнение практикующих врачей», которое охватило более 4 тыс. врачей различных специальностей в 22 крупнейших городах Украины. В исследовании, в частности, изучался вопрос частоты обращения врачей к различным источникам информации. По данным опроса, за апрель 2014 г. среди врачей 5 специальностей (терапевт, кардиолог, невролог, гастроэнтеролог, уролог) для большинства респондентов ключевым источником профессиональной информации являются справочники лекарственных средств (рис. 1). Так, более 50% респондентов используют его в качестве постоянного основного источника, около четверти — постоянного второстепенного. 2-е место в рейтинге постоянных (основных и второстепенных) источников профессиональной информации занимают специализированные медицинские издания. Также в качестве постоянных каналов получения информации врачи часто называют визиты представителей фармкомпаний, официальную информацию органов здравоохранения, справочники практического врача. Интернет занимает 6-е место в рейтинге постоянных (основных и второстепенных) источников профессиональной информации. 22,5% опрошенных врачей регулярно используют интернет в качестве основного источника, 20,9% — второстепенного.

Рис. 1
Рейтинг постоянных источников профессиональной информации, составленный по данным опроса врачей 5 специальностей, проведенного в апреле 2014 г.
Рейтинг постоянных источников профессиональной информации, составленный по данным опроса врачей 5 специальностей, проведенного в апреле 2014 г.
Источник: исследование MEDI-Q «Мнение практикующих врачей» компании «COMCON Pharma Ukraine»

Для поиска актуальной профессиональной информации в интернете врачи используют поисковые системы, интернет-версии справочников лекарственных средств, сайты периодических медицинских изданий, сервисы по поиску препаратов в аптеках города, специализированные медицинские порталы и форумы для врачей, сайты профессиональных медицинских сообществ или ассоциаций и т.п. Согласно исследованию MEDI-Q большинство пользователей находят важную для себя профессиональную информацию через поисковые системы и специальные форумы для врачей.

В рамках исследования врачам предложили открытый вопрос: «Какие интернет-ресурсы Вы используете для поиска профессиональной информации?». Чаще всего респонденты называли сайт Министерства здравоохранения Украины (рис. 2). Высокой популярностью среди врачей пользуются такие интернет-ресурсы, как социальная сеть «Доктор на работе», медицинский портал «Здоровье Украины», портал о здоровье Likar.info, специализированное медицинское интернет-издание «Український медичний часопис», неврологический портал.

Рис. 2
Спонтанные воспоминания врачей (использующих интернет в профессиональных целях на работе и дома) в открытом вопросе «Какие интернет-ресурсы Вы используете для поиска профессиональной информации?»
Спонтанные воспоминания врачей (использующих интернет в профессиональных целях на работе и дома) в открытом вопросе «Какие интернет-ресурсы Вы используете для поиска профессиональной информации?»
Источник: исследование MEDI-Q «Мнение практикующих врачей» компании «COMCON Pharma Ukraine»

Профессиональная информация включает новости медицины, различные научные статьи, результаты клинических исследований и т.п. и, конечно же, информацию о лекарственных средствах. Из каких источников врачи получают информацию о лекарственных средствах, с какой периодичностью, каким ресурсам больше доверяют? Компания «MDM» провела исследование в 15 крупнейших городах Украины среди врачей различных специальностей (терапевт, кардиолог, эндокринолог, невролог, психиатр, уролог, педиатр, хирург, анестезиолог, аллерголог, гастроэнтеролог, травматолог, гинеколог, отоларинголог, офтальмолог). В рамках исследования, в частности, проведен анализ частоты использования врачами различных источников информации о лекарственных средствах. Так, наиболее часто специалисты получают такую информацию посредством визитов медицинских представителей: почти 45% респондентов — ежедневно, около трети — с частотой 1–2 раза в неделю, примерно четверть — 1 раз в 2 недели. Также большая доля опрошенных врачей ежедневно получают информацию о лекарственных средствах посредством интернета (порядка 30%), в социальных сетях (25%). Чтобы проанализировать, насколько желаемая частота получения информации из различных источников соответствует реальной, рассчитан индекс удовлетворенности. Данный показатель представляет собой соотношение реальной и желаемой частоты использования источника. В целом врачи удовлетворены частотой получения информации посредством визитов и звонков медицинских представителей, e-mail рассылок, интернета, социальных сетей. В то же время такие источники информации, как вебинары, конференции, семинары, сайты дистанционного обучения, сайты фармкомпаний, специализированных интернет-изданий имеют более высокие показатели по желаемой частоте получения информации по сравнению с реальной.

В рамках исследования компании «MDM» респондентам было предложено оценить различные источники информации по 5 показателям: новизна, объективность, полезность, полнота, степень доверия. Наиболее высокую усредненную оценку по этим критериям получили конференции, симпозиумы и семинары (8,47), справочники лекарственных средств, монографии (8,11), специализированные периодические издания (7,77), визиты медицинских представителей (7,56), интернет (7,52).

Высокопотенциальными с точки зрения развития, увеличения количества контактов с врачами являются источники информации с наиболее высокой оценкой по таким критериям, как новизна, объективность, полезность, полнота, степень доверия, и при этом низким уровнем удовлетворенности частотой получения информации. К таковым относятся конференции, симпозиумы, семинары, справочники лекарственных средств, монографии, специализированные периодические издания (печатные и онлайн версии) (рис. 3). Поддерживать уровень контакта на должном уровне целесообразно для ресурсов с высокой оценкой по 5 показателям и высокой степенью удовлетворенности — визитов медицинских представителей и интернет-ресурсов. Информацию, получаемую при помощи e-mail рассылки, социальных сетей, звонков медицинских представителей, врачи оценивают не очень высоко, однако в целом удовлетворены частотой контакта. Для таких источников необходимо актуализировать информацию с целью повышения степени доверия и таких показателей, как новизна, объективность, полезность, полнота.

Рис. 3
Оценка врачами информации, поступающей из различных источников, по степени удовлетворенности частотой использования
Оценка врачами информации, поступающей из различных источников, по степени удовлетворенности частотой использования
Источник: исследование компании «MDM».
Прим. ред.: линии, разделяющие матрицу на 4 части, обозначают средние значения по каждому показателю (по вертикальной оси 6,9; по горизонтальной оси –0,1)

МНЕНИЕ ПРОВИЗОРОВ

Согласно исследованию Pharma-Q «Мнение провизоров» компании «COMCON Pharma Ukraine» в 20 крупнейших городах Украины среди 775 провизоров, проведенному в апреле 2014 г., первостольники более высоко оценивают интернет как источник профессиональной информации по сравнению с врачами. Так, в рейтинге постоянных (основных и второстепенных) ресурсов интернет занимает 2-е место: 33% опрошенных провизоров регулярно используют интернет в качестве основного источника, 19% — второстепенного (рис. 4). Наиболее часто провизоры, как и врачи, обращаются к справочникам лекарственных средств. Также высокая оценка дана визитам представителей фармкомпаний, специализированным медицинским изданиям, визитам представителей дистрибьюторов.

Рис. 4
Рейтинг постоянных источников профессиональной информации, составленный по данным опроса провизоров, проведенного в апреле 2014 г.
Рейтинг постоянных источников профессиональной информации, составленный по данным опроса провизоров, проведенного в апреле 2014 г.
Источник: исследование Pharma-Q «Мнение провизоров» компании «COMCON Pharma Ukraine»

Отвечая на открытый вопрос «Какие интернет-ресурсы Вы используете для поиска профессиональной информации?», чаще всего респонденты называли такие ресурсы, как «Еженедельник АПТЕКА Online», сайт компании «МОРИОН», сайт Государственной службы Украины по лекарственным средствам, «Компендиум Online» (рис. 5).

Рис. 5
Спонтанные воспоминания провизоров (использующих интернет в профессиональных целях на работе и дома) в открытом вопросе «Какие интернет-ресурсы Вы используете для поиска профессиональной информации?»
Спонтанные воспоминания провизоров (использующих интернет в профессиональных целях на работе и дома) в открытом вопросе «Какие интернет-ресурсы Вы используете для поиска профессиональной информации?»
Источник: исследование Pharma-Q «Мнение провизоров» компании «COMCON Pharma Ukraine»

Основными источниками, из которых врачи и провизоры черпают профессиональную информацию, являются справочники лекарственных средств, специализированные медицинские издания и визиты представителей фармкомпаний.

Стоит обратить внимание на развитие и увеличение количества контактов со специалистами здравоохранения (или поддерживание на должном уровне) посредством каналов получения информации, которые высоко ими оцениваются, такими как визиты медицинских представителей, печатные и интернет-версии специализированных изданий.

К высокопотенциальным источникам также относится интернет, хотя сегодня около четверти врачей используют его как основной ресурс получения профессиональной информации. Интересно, что по сравнению с врачами провизоры более высоко оценивают интернет как источник профессиональной информации и активно его используют.

Екатерина Дмитрик
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті