|
ФАРМКОРЗИНА
В мае 2009 г. общий объем розничного фармрынка составил 1,4 млрд грн. за 131,4 млн упаковок (табл. 1). Темпы прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составили +15,5% в денежном и –15,7% в натуральном выражении. В последнее время наиболее быстрорастущей категорией товаров являются изделия медицинского назначения (ИМН). В мае 2009 г. объем аптечных продаж этой категории товаров увеличился в денежном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Доля ИМН составила более 10% общего объема розничного фармрынка.
Таблица 1 |
Объем аптечных продаж по категориям товаров в мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет |
Май, год |
Млн грн. |
Удельный вес категории, % |
, % |
Млн упаковок |
Удельный вес категории, % |
, % |
ЛС |
||||||
2007 |
803,0 |
82,7 |
– |
99,6 |
60,9 |
– |
2008 |
993,9 |
80,8 |
23,8 |
92,1 |
59,1 |
–7,5 |
2009 |
1139,9 |
80,2 |
14,7 |
77,6 |
59,0 |
–15,8 |
ИМН* |
||||||
2007 |
87,4 |
9,0 |
– |
56,3 |
34,4 |
– |
2008 |
118,9 |
9,7 |
36,1 |
55,4 |
35,5 |
–1,5 |
2009 |
150,1 |
10,6 |
26,3 |
46,5 |
35,3 |
–16,2 |
Косметика |
||||||
2007 |
50,7 |
5,2 |
– |
4,6 |
2,8 |
– |
2008 |
72,3 |
5,9 |
42,5 |
4,9 |
3,1 |
5,6 |
2009 |
80,5 |
5,7 |
11,4 |
4,2 |
3,2 |
–14,1 |
БАД |
||||||
2007 |
30,1 |
3,1 |
– |
3,2 |
1,9 |
– |
2008 |
45,7 |
3,7 |
51,7 |
3,5 |
2,3 |
12,1 |
2009 |
51,1 |
3,6 |
11,8 |
3,2 |
2,5 |
–8,6 |
Всего |
||||||
2007 |
971,2 |
– |
– |
163,6 |
– |
– |
2008 |
1230,7 |
– |
26,7 |
156,0 |
– |
–4,7 |
2009 |
1421,6 |
– |
15,5 |
131,4 |
– |
–15,7 |
*В общий объем аптечных продаж ИМН включены объемы реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
Для парафармацевтических товаров — биологически активных добавок (БАД) и косметики темпы прироста объема продаж в денежном выражении не поспевали за общерыночным развитием и находились практически на одном уровне — свыше 11%. Доля этих категорий товаров практически не изменилась по сравнению с маем 2008 г.
В целом для всех категорий товаров в исследуемый период характерно уменьшение количества реализованных упаковок в аптечных учреждениях.
Таким образом, в мае 2009 г. темпы прироста объема розничного фармрынка в денежном выражении практически соответствовали таковым за предыдущий месяц (в апреле +13,3%). Напомним также, что с начала текущего года максимальный объем розничного фармрынка в денежном и натуральном выражении был в марте 2009 г. (1,7 млрд грн. за 223,0 млн упаковок). Конечно, в марте население еще продолжает болеть распираторными заболеваниями, в апреле эта ситуация меняется в противоположную сторону, а уж в мае — тем более. К тому же май насыщен праздничными и выходными днями.
В сумме за первые 5 мес 2009 г. объем розничного фармрынка составил 7,8 млрд грн. за 692,3 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. почти на 20% в денежном и сократившись на 16,4% в натуральном выражении.
Если говорить о розничном фармрынке в американской валюте — долларах, то его развитие, к сожалению, пока, оставляет желать лучшего. Будем надеяться, что ситуация изменится. В мае 2009 г. объем розничного фармрынка в долларовом эквиваленте сократился по сравнению с маем 2008 г. на 26,7% — до 185,9 млн дол. США. В предыдущем месяце убыль фармрынка в долларах была примерно такой же (–25,7%). Таким образом, два месяца подряд розничный фармрынок «сжимается» в долларах более чем на четверть.
Объем продаж наиболее важной категории товаров «аптечной корзины» — ЛС в американской валюте в мае 2009 г. уменьшился на 27,2% (до 149,0 млн дол.). Для ИМН убыль по этому показателю составила почти 20% (до 19,6 млн дол.); для косметики — 24,5% (до 11,2 млн дол.); для БАД — 31,5% (до 6,9 млн дол.).
В целом же по итогам первых 5 мес 2009 г. объем розничного фармрынка в долларах уменьшился почти на 22% по сравнению с маем 2008 г. и составил 1,0 млрд дол.
Закономерно, что чем больше увеличивается фармрынок в национальной валюте, тем меньше он убывает в долларах. По итогам 5 мес 2009 г. наиболее значительным был прирост продаж ИМН в национальной валюте — почти +32%, а в долларах он снизился на 14,2% (рис. 1). Тогда как для косметики и БАД увеличение объема аптечных продаж составило около 15%, а в долларовом эквиваленте убыль превысила 25%. Убыль рынка ЛС в долларах была немного меньше, чем парафармацевтической продукции.
|
По сравнению с маем 2008 г. в национальной валюте отмечают повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки товаров, представленных на полках аптечных учреждений. В мае 2009 г. максимальное повышение этого показателя продемонстрировала категория ИМН — почти на 51% (до 3,2 грн. в среднем за упаковку; рис. 2). Для парафармацевтической продукции повышение средневзвешенной стоимости несколько замедлилось по сравнению с таковым за май 2008 г. Средневзвешенная стоимость ЛС повысилась до 14,7 грн.
|
С начала текущего года на розничном фармрынке ежемесячно отмечают перераспределение сферы влияния между отечественными и зарубежными производителями.
В мае 2009 г. в общем объеме аптечных продаж товары отечественного производства аккумулировали 26,2% в денежном и 57,7% в натуральном выражении (табл. 2, 3). Впрочем, по каждой категории товаров украинские производители увеличили долю как в денежном, так и в натуральном выражении. Товары украинского производства в разрезе исследуемых категорий товаров прирастали в денежном выражении быстрее таковых зарубежного производства и по рынку в целом.
Таблица 2 |
Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Май, год |
Товары зарубежного производства |
Товары отечественного производства |
||||
Млн грн. |
Удельный вес категории, % |
,% |
Млн грн. |
Удельный вес категории, % |
,% |
|
ЛС |
||||||
2007 |
599,5 |
74,7 |
– |
203,5 |
25,3 |
– |
2008 |
764,8 |
76,9 |
27,6 |
229,1 |
23,1 |
12,6 |
2009 |
849,9 |
74,6 |
11,1 |
290,0 |
25,4 |
26,6 |
ИМН* |
||||||
2007 |
63,7 |
72,9 |
– |
23,7 |
27,1 |
– |
2008 |
90,4 |
76,0 |
41,9 |
28,5 |
24,0 |
20,5 |
2009 |
111,8 |
74,4 |
23,7 |
38,4 |
25,6 |
34,7 |
Косметика |
||||||
2007 |
36,5 |
72,0 |
– |
14,2 |
28,0 |
– |
2008 |
54,3 |
75,1 |
48,6 |
18,0 |
24,9 |
26,8 |
2009 |
56,6 |
70,4 |
4,3 |
23,9 |
29,6 |
32,5 |
БАД |
||||||
2007 |
18,1 |
60,0 |
– |
12,0 |
40,0 |
– |
2008 |
31,2 |
68,4 |
72,7 |
14,5 |
31,6 |
20,0 |
2009 |
30,2 |
59,1 |
–3,3 |
20,9 |
40,9 |
44,5 |
Всего |
||||||
2007 |
717,8 |
73,9 |
– |
253,4 |
26,1 |
– |
2008 |
940,6 |
76,4 |
31,0 |
290,1 |
23,6 |
14,5 |
2009 |
1048,5 |
73,8 |
11,5 |
373,1 |
26,2 |
28,6 |
Таблица 3 |
Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Май |
Товары зарубежного производства |
Товары отечественного производства |
||||
Млн упаковок |
Удельный вес категории, % |
,% |
Млн упаковок |
Удельный вес категории, % |
,% |
|
ЛС |
||||||
2007 |
34,2 |
34,3 |
– |
65,4 |
65,7 |
– |
2008 |
34,0 |
36,9 |
–0,4 |
58,1 |
63,1 |
–11,2 |
2009 |
25,7 |
33,1 |
–24,6 |
51,9 |
66,9 |
–10,7 |
ИМН* |
||||||
2007 |
33,4 |
59,3 |
– |
22,9 |
40,7 |
– |
2008 |
35,3 |
63,6 |
5,7 |
20,2 |
36,4 |
–11,9 |
2009 |
27,4 |
59,1 |
–22,2 |
19,0 |
40,9 |
–5,7 |
Косметика |
||||||
2007 |
2,0 |
43,6 |
– |
2,6 |
56,4 |
– |
2008 |
2,4 |
48,9 |
18,5 |
2,5 |
51,1 |
–4,4 |
2009 |
1,8 |
42,0 |
–26,2 |
2,4 |
58,0 |
–2,5 |
БАД |
||||||
2007 |
0,7 |
22,9 |
– |
2,4 |
77,1 |
– |
2008 |
0,9 |
24,7 |
20,7 |
2,7 |
75,3 |
9,5 |
2009 |
0,7 |
22,0 |
–18,5 |
2,5 |
78,0 |
–5,3 |
Всего |
||||||
2007 |
70,3 |
42,9 |
– |
93,4 |
57,1 |
– |
2008 |
72,5 |
46,5 |
3,2 |
83,4 |
53,5 |
–10,6 |
2009 |
55,6 |
42,3 |
–23,4 |
75,9 |
57,7 |
–9,1 |
Таким образом, отечественные фармкомпании продолжают постепенное наращивание доли на рынке в целом. Напомним, что этот процесс начался еще в феврале 2009 г.
РЫНОК ЛС
В мае 2009 г. аптечными учреждениями было реализовано ЛС в денежном выражении почти на 15,0% больше, чем в мае 2008 г. (рис. 3). В абсолютном значении рынок ЛС составил 1,1 млрд грн. С другой стороны, аптечная реализация ЛС в натуральном выражении в исследуемый период уменьшилась до 77,6 млн упаковок (рис. 4). Впрочем, ежемесячно с начала текущего года объем реализации ЛС в натуральном выражении значительно уступает таковому за аналогичные периоды предыдущих лет.
|
|
Если говорить о рецептурных и безрецептурных препаратах, то особых изменений не произошло. В мае 2009 г. доля препаратов, отпускаемых по рецепту, в общем объеме рынка ЛС увеличилась по сравнению с маем 2008 г. до 53,7% в денежном и 32,3% в натуральном выражении.
В мае 2009 г. темпы прироста средневзвешенной стоимости ЛС продолжали сбавлять свои обороты, которые они набрали в начале года. Напомним, что в январе отмечено ее повышение на 60,1%, в феврале — на 51,7% (рис. 5). В марте 2009 г. темпы роста этого показателя несколько снизились (до +43,9%). И в следующие месяцы такая тенденция продолжилась. В абсолютном значении средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в мае по сравнению с началом года снизилась на 0,70 грн. — с 15,4 грн. в январе, до 14,7 грн. в мае 2009 г.
Согласно данным Государственного комитета статистики индекс потребительских цен на товары и услуги в мае 2009 г. по отношению к предыдущему месяцу составил 0,9%, а по сравнению с маем 2008 г. — 14,7%. Напомним, что еще в начале года инфляция превышала 20%.
Инфляционный вклад в общий прирост объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в мае 2009 г. был наиболее емким (как и в предыдущие месяцы) и составил почти 49% (рис. 6). Конечно, по сравнению с началом года он несколько уменьшился. Однако хотелось, чтобы эта цифра была хотя бы в 2 раза меньше.
|
|
Для более точного анализа развития ценовой структуры рынка ЛС мы изменили границы ценовых ниш. Это было обусловлено тем, что средневзвешенная стоимость в низко-, средне- и высокостоимостной нишах значительно повысилась и приблизилась к максимальному граничному значению.
В мае 2009 г. наибольшую выручку аптечным учреждениям обеспечили препараты среднестоимостной ниши (8,7–50,4 грн.) — 512,0 млн грн. за 23,7 млн упаковок (табл. 4). Быстрее рынка ЛС увеличивались продажи низко- и среднестоимостных ЛС в денежном выражении (на 21,1 и 17,7% соответственно). Максимальную убыль объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении продемонстрировала высокостоимостная ниша (–27,1%). Для этой ниши в мае 2009 г. отмечают максимальное повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки? ЛС— почти на 51,0% — до 94 грн. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС низкостоимостной ниши повысилась до 3,0 грн. (+38,1%), а среднестоимостной — до 21,6 грн. (+46,6%).
Таблица 4 |
Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Май, год |
Млн грн. |
Удельный вес ниши, % |
Δ, % |
Млн упаковок |
Удельный вес ниши, % |
Δ, % |
Низкостоимостная (до 8,7 грн.) |
||||||
2007 |
118,5 |
14,8 |
– |
64,9 |
65,2 |
– |
2008 |
121,5 |
12,2 |
2,5 |
55,6 |
60,3 |
–14,4 |
2009 |
147,1 |
12,9 |
21,1 |
48,7 |
62,8 |
–12,3 |
Среднестоимостная (8,7–50,4 грн.) |
||||||
2007 |
359,9 |
44,8 |
– |
28,6 |
28,7 |
– |
2008 |
435,2 |
43,8 |
20,9 |
29,6 |
32,1 |
3,6 |
2009 |
512,0 |
44,9 |
17,7 |
23,7 |
30,6 |
–19,8 |
Высокостоимостная (свыше 50,4 грн.) |
||||||
2007 |
324,6 |
40,4 |
– |
6,1 |
6,2 |
– |
2008 |
437,3 |
44,0 |
34,7 |
7,0 |
7,6 |
14,4 |
2009 |
480,9 |
42,2 |
10,0 |
5,1 |
6,6 |
–27,1 |
Всего |
||||||
2007 |
803,0 |
– |
– |
99,6 |
– |
– |
2008 |
993,9 |
– |
23,8 |
92,1 |
– |
–7,5 |
2009 |
1139,9 |
– |
14,7 |
77,6 |
– |
–15,8 |
Таким образом, в мае 2009 г. превалирующий вклад в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении в размере почти 45% продемонстрировала среднестоимостная ниша. Удельный вес высокостоимостной ниши по этому показателю уменьшился до 42,2%. В натуральном выражении вклад таковой в общий объем рынка ЛС составил всего 6,6% или 5,1 млн упаковок.
Традиционно в разрезе групп АТС-классификации первого уровня наибольшую выручку аптечным учреждениям в исследуемый период обеспечили препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — 258,0 млн грн. 2-е и 3-е место по величине объема аптечных продаж в денежном выражении в мае 2009 г. заняли группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» (163,5 млн грн.) и N «Средства, действующие на нервную систему» (142,0 млн грн.). Максимальное увеличение объема аптечных продаж в разрезе топ-5 отмечают для группы R «Средства, действующие на респираторную систему» — 19,3% (до 137,1 млн грн.).
Что касается групп АТС- классификации третьего уровня, то наибольшую выручку аптечным учреждениям в мае 2009 г. (как в марте и апреле) обеспечили препараты группы М01А «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» — 59,5 млн грн. Максимальное увеличение объема розничной реализации ЛС в денежном выражении отмечают для группы R01A «Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа» — +37% по сравнению с маем 2008 г. (до 28,1 млн грн.).
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в мае 2009 г. возглавил АКТОВЕГИН (табл. 5). На 2-й позиции находился ЭССЕНЦИАЛЕ, на 3-й — МИЛДРОНАТ. Следует сказать, что большинство участников в представленном рейтинге улучшили свои позиции по сравнению с топ-листом за аналогичный период 2008 г.
Таблица 5 |
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в мае 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за май 2007–2008 гг. |
Брэнд |
№ п/п, год |
||
2009 |
2008 |
2007 |
|
АКТОВЕГИН |
1 |
1 |
2 |
ЭССЕНЦИАЛЕ |
2 |
2 |
1 |
МИЛДРОНАТ |
3 |
3 |
4 |
МЕЗИМ |
4 |
5 |
6 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
5 |
10 |
9 |
НО-ШПА |
6 |
8 |
8 |
КЕТАНОВ |
7 |
12 |
10 |
ПРЕДУКТАЛ |
8 |
4 |
5 |
ЦЕФТРИАКСОН |
9 |
7 |
3 |
КАНЕФРОН |
10 |
17 |
36 |
ЭНАП |
11 |
6 |
7 |
ТИОТРИАЗОЛИН |
12 |
20 |
21 |
ЦЕРАКСОН |
13 |
24 |
74 |
АУГМЕНТИН |
14 |
21 |
32 |
ЛИНЕКС |
15 |
18 |
13 |
ЛАЗОЛВАН |
16 |
9 |
11 |
ДИКЛОБЕРЛ |
17 |
19 |
18 |
ПРОСТАМОЛ УНО |
18 |
14 |
14 |
ЦЕРЕБРОЛИЗИН |
19 |
15 |
15 |
КАРСИЛ |
20 |
29 |
38 |
Рейтинг крупнейших маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в мае 2009 г. традиционно возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 6). 2-е место занимает «Sanofi-Aventis». В состав топ-5 крупнейших маркетирующих организаций вошли и 2 украинских фармпроизводителя — «Фармак» и Фармацевтическая фирма «Дарница», занявшие 3-е и 4-е места соответственно. Замыкает топ-5 компания «Nycomed».
Таблица 6 |
Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в мае 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за май 2007–2008 гг. |
Маркетирующая |
№ п/п, год |
||
2009 |
2008 |
2007 |
|
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) |
1 |
1 |
1 |
Sanofi-Aventis (Франция) |
2 |
2 |
2 |
Фармак (Украина) |
3 |
6 |
7 |
Дарница (Украина) |
4 |
3 |
3 |
Nycomed (Норвегия) |
5 |
8 |
13 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) |
6 |
9 |
8 |
Артериум Корпорация (Украина) |
7 |
7 |
4 |
KRKA (Словения) |
8 |
4 |
6 |
Sandoz (Швейцария) |
9 |
5 |
5 |
Servier (Франция) |
10 |
10 |
9 |
Gedeon Richter (Венгрия) |
11 |
14 |
11 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) |
12 |
12 |
10 |
Здоровье (Украина) |
13 |
15 |
12 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) |
14 |
13 |
14 |
Actavis Group (Исландия) |
15 |
16 |
16 |
Boehringer Ingelheim (Германия) |
16 |
17 |
17 |
ratiopharm (Германия) |
17 |
19 |
18 |
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) |
18 |
18 |
19 |
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) |
19 |
23 |
24 |
Ranbaxy (Индия) |
20 |
20 |
20 |
Традиционно воспользовавшись данными недельной динамики объема продаж ЛС, мы заглянем на несколько шагов вперед — в июнь месяц (рис. 7). На 23-й или 1-й неделе июня этого года видно некоторое увеличение объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении, затем на 24-й, напротив — незначительное снижение. В следующую неделю (25-ю) продажи ЛС снова начали повышаться. Отметим, что годом ранее с 23-й недели объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении демонстрировал снижение.
|
ИТОГИ
Весенний сезон подошел к концу, впереди знойное время года. К началу лета вклад инфляционной составляющей в общий прирост рынка ЛС по-прежнему был максимальным, однако его «размер» с начала года ежемесячно уменьшается и уже в мае составил меньше 50%. Оптимистичной ноткой можно назвать то, что средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС по сравнению с началом года постепенно сбавляет обороты роста и в абсолютном значении опускается вниз.
Наболевший вопрос — фармрынок в долларах. При пересчете на эту валюту в мае 2009 г. объем розничного фармрынка уменьшился немногим более чем на четверть (как и месяцем ранее). А в национальной валюте объем аптечных продаж увеличился на 15,5% по сравнению с маем 2008 г.
В целом на фармацевтическом рынке в мае продолжилось перераспределение долей между товарами отечественного и зарубежного производства. Украинские производители развивались активнее и медленнее «убывали» по количеству реализованных упаковок. Доля товаров украинского производства увеличилась в денежном и натуральном выражении.
Также мы увидели, что объем продаж ЛС в денежном выражение в июньские недели прошлых годов «затихал», а в текущем году он несколько оживился. Надеемся, что в летний сезон на фармрынке продолжатся благоприятные тенденции весенних месяцев.
Оксана Сергиенко
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим