|
|
— Валентина Николаевна, если бы вам довелось выйти на трибуну съезда, с чего вы начали бы свое выступление?
— Мне кажется, логичнее всего было бы начать с подведения итогов. В аптечном деле произошло достаточно много изменений, и многие из них достойны упоминания на столь масштабном форуме. Прежде всего следует положительно оценить тот факт, что в целом сформирована структура, регламентирующая деятельность всех субъектов украинского фармацевтического рынка. Очень многое сделано в сфере создания нормативно-правовой базы. Однако правовое поле для работы аптечных учреждений пока нельзя назвать полностью сформированным: на нем еще достаточно белых пятен и нерешенных вопросов. Думаю, что обсуждение проблем в отношении нормативной базы и путей ее совершенствования должно стать одной из центральных тем на съезде.
— В чем вы видите недостатки нынешней правовой базы и каким образом ее можно улучшить?
— Мы живем в эпоху, когда все вокруг стремительно меняется. И нормативно-правовое поле должно быть адекватным современному фармацевтическому рынку. Вместе с тем, качественная подготовка любого нормативного акта требует времени. Хотелось бы, чтобы разрабатывались такие документы, которые не приходилось бы постоянно пересматривать или вовсе отменять. Это возможно, если в их подготовке будут задействованы профессионалы своего дела, хорошо знающие предметную область. В последнее время делались попытки провести широкое обсуждение проектов тех или иных приказов и постановлений, касающихся фармацевтической деятельности. В ходе обсуждений, которые проходили, в том числе на страницах «Еженедельника АПТЕКА», каждый мог высказать свою точку зрения и внести предложения по обсуждаемому документу. Это очень позитивное начинание следует продолжить. Проблема в том, что итоговый вариант документа мы видим только после его подписания, и он бывает весьма далек от того, что обсуждалось и предлагалось. Мне довелось быть в рабочих группах по подготовке некоторых нормативных документов и хотелось бы высказать пожелание, чтобы члены этих рабочих групп могли получить для ознакомления финальный текст постановления или приказа и поставить под ним свою подпись.
Следует затронуть еще несколько вопросов, связанных с правовым полем. Они имеют более частный характер, но не менее важны для аптечных работников. Например, мы по-прежнему довольно часто сталкиваемся с ситуацией, когда одновременно действует несколько нормативных документов, противоречащих друг другу или не согласованных между собой. Также нередки случаи, когда в регламентирующих документах не определен четко алгоритм тех или иных действий и остается место для двоякого толкования. В этих случаях приходится обращаться за комментариями к юристам или за разъяснениями к сотрудникам регламентирующих органов. В частности, посещать специальные семинары, где можно получить консультацию о практическом применении постановлений и приказов. Думаю, такое положение дел не совсем правильно. Нормативно-правовой документ должен давать четкий ответ на вопрос, как организовать ту часть аптечного дела, которой он непосредственно касается. Разъяснения, пусть и исходящие из уст компетентных специалистов, — лишь частное мнение, и у разных сотрудников одного и того же ведомства может быть свой взгляд на проблему. И «крайним» может оказаться аптечное учреждение, руководитель которого не сможет доказать контролирующим органам, пришедшим с проверкой, что они поступают согласно алгоритму, предложенному им на семинаре. В этой связи хотелось бы еще отметить, что за подобными разъяснениями представителям аптек из регионов, как правило, приходится приезжать в столицу, поскольку на местах отсутствуют учреждения, которые могли бы оказать методическую помощь практическим работникам. Отчасти эти функции выполняют региональные инспекции по контролю качества лекарственных средств, но у них все же иные задачи и своя сфера деятельности.
— Какие тенденции в развитии аптечного дела вы могли бы отметить?
— Следует отметить расширение ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также расширение спектра предоставляемых услуг, таких, например, как измерение артериального давления, предоставление квалифицированных консультаций по ответственному самолечению и пр. В целом изменилась структура аптечного ассортимента, в который все чаще включают косметику, предметы санитарии и гигиены, минеральные воды, биологически активные добавки и т.п. Эту тенденцию я не могу оценить однозначно. С одной стороны, широкий спектр предлагаемой продукции может привлечь больше покупателей, с другой — реализация данной продукции в аптечных учреждениях, правила ее приема и отпуска не регламентированы в рамках существующего нормативного поля. То же можно сказать и о новой форме организации аптеки — аптека-мини-маркет с выкладкой продукции в торговом зале. По сути такое предприятие уже представляет собой некую промежуточную форму между собственно аптекой в ее традиционном понимании и магазином. Является ли такой субъект хозяйственной деятельности учреждением здравоохранения? Какие виды продукции можно выкладывать на стеллажах в торговом зале, а какие — нет? Как обеспечить сохранность товаров на стеллажах, какой должна быть квалификация консультанта в торговом зале? На все эти вопросы пока еще нет четкого ответа. Как и на то, насколько правомерен такой вид услуг, как доставка лекарственных средств почтой или работа интернет-аптек.
Все большую тревогу вызывает положение с медикаментозным обеспечением жителей сельской местности. Если центральные районные аптеки еще хоть как-то держатся на плаву, то непосредственно в селах содержать аптеку или даже аптечный пункт все менее выгодно. Сельским аптечным учреждениям становится труднее соответствовать предъявляемым к ним высоким требованиям. Приведу простой пример. Недавно издан приказ МЗ Украины № 590 от 01.12.2004 г. «Об утверждении описания внешнего сигнального указателя аптечного учреждения и его структурных подразделений». Если следовать нормам приказа, то сельской аптеке не один год придется на такой указатель зарабатывать.
Непростая ситуация и с отделами экстемпоральной рецептуры в аптеках. Приказ МЗ Украины № 626 от 15.12.2004 г. «Об утверждении Правил производства (изготовления) лекарственных средств в условиях аптеки» фактически поставил под угрозу закрытия отделы экстемпоральной рецептуры в аптеках. Данный нормативный документ требует выполнения значительного объема предварительных работ, без которых невозможно обеспечить соответствие требований приказа в полном объеме. Можно дискутировать относительно того, целесообразно ли вообще приравнивать условия изготовления лекарств в аптеках к промышленному производству, однако бесспорно одно: на сегодняшний день выполнить все требования приказа просто невозможно, поэтому следует хотя бы отсрочить срок его исполнения. По поводу данной проблемы мы обратились с открытым письмом к министру здравоохранения Украины Николаю Полищуку. Надеемся, что в результате будет найдено компромиссное решение, которое позволит сохранить отделы по изготовлению лекарств в аптеках.
ВІДКРИТИЙ ЛИСТ МІНІСТРУ ОХОРОНИ ЗДОРОВ’Я УКРАЇНИ М.Є. ПОЛІЩУКУ |
|
|
Виктория Матвеева,
фото Игоря Кривинского
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим