|
ПОКА ВСЕГО 1%, НО МЫ ПРОДОЛЖАЕМ РАСТИ
То, что в течение целого ряда десятилетий Россия, Украина, Беларусь и Казахстан были объединены в рамках одной страны с единой экономикой, обусловило целый ряд общих особенностей развития, которые впоследствии позволили говорить о формировании единого экономического пространства. Применительно к фармацевтическим рынкам эти схожие черты выражаются, прежде всего, в поступательном развитии рыночных процессов, постепенном реформировании системы здравоохранения, гармонизации регуляторной базы с европейскими нормами, преобладании рыночной доли импорта, ориентации на производство и реализацию генерических лекарственных средств.
|
По словам А. Ишмухаметова, совокупный объем рынка стран СНГ в ценах производителя составляет более 4,2 млрд дол. США, то есть около 1% от мирового фармацевтического рынка, который оценивается примерно в 450 млрд дол. США, при этом на долю России приходится 70,17%, Украины — 19,78%, Беларуси — 4,59%, Казахстана — 5,46%.
В качестве одного из показателей, определяющих место и значимость фармацевтического рынка для каждой из стран, было выбрано отношение объема фармацевтического рынка к ВВП. Как отметил председатель совета директоров Группы компаний «Ремедиум», в России этот показатель составил 0,67, в Украине — 1,70, в Беларуси — 1,11, в Казахстане — 0,81. Обращает на себя внимание существенно более низкий показатель в России. Российские аналитики связывают это с быстрым ростом ВВП страны именно в анализируемый период. Ссылаясь на данные официальных органов статистики, А. Ишмухаметов сообщил, что потребление лекарственных средств на душу населения по странам выглядит следующим образом: Россия — 20,2 дол. США, Украина — 17,6, Беларусь — 19,9, Казахстан — 15,6. Ю. Крестинский привел данные о том, что в 2003 г. среднестатистическая российская семья тратила на медикаменты 38 дол. США. В общей структуре семейного бюджета россиян затраты на лекарства составили 3,2%, что на 10% выше, чем в 2002 г. По мнению аналитиков, увеличение расходов на медикаменты свидетельствует о развитии фармацевтического рынка и всех процессов, лежащих в основе лекарственного обеспечения, в том числе, и методов продвижения лекарственных препаратов. Интересен также тот факт, что на фоне общего роста индекса цен на потребительские товары в России, составившего 12%, цены не медикаменты выросли только на 7,2%. Однако эти данные официальной статистики расходятся с не столь оптимистичным мнением аналитиков компании «Фармэксперт», по оценкам которых цены на одну упаковку лекарственного препарата российского производства повысились на 18%, а зарубежного — на 30%.
Одни из наиболее важных показателей развития рынка — его объем и динамика роста. Согласно данным, приведенным на конференции А. Ишмухаметовым, объем украинского фармацевтического рынка в 2002 г. в ценах производителя составлял 682 млн дол. США, в 2003 г. — 840 млн, а прирост — 23% (прим. ред.* Объем украинского фармацевтического рынка в ценах производителей в 2002 г. составил 662 млн дол. США, а в 2003 г. — 841,7 млн дол. США. Соответственно, прирост рынка составил 27,14%), по Беларуси эти показатели составили 174 млн, 195 млн и 8%, по Казахстану — 177 млн, 232 млн и 38%. Обращает на себя внимание показатель очень интенсивного роста фармрынка рынка в Казахстане, он опережает рост ВВП в этой стране примерно на 24%. В то же время, низкий показатель роста рынка в Беларуси не может быть оценен однозначно негативно, поскольку в этой стране действует система государственного регулирования и сдерживания цен на лекарственные средства, и, как мы уже могли наблюдать, по уровню потребления медикаментов на душу населения эта страна не выделяется из общей картины.
По-разному оценивают ситуацию, сложившуюся на российском фармацевтическом рынке, различные эксперты. Их данные отличаются друг от друга и от данных Госкомстата России. По данным, приведенным председателем совета директоров Группы компаний «Ремедиум», в 2002 г. объем российского фармацевтического рынка в ценах производителя составлял 2450 млн дол. США, в 2003 г. — 2980 млн, а прирост составил примерно 18%. По данным председателя компании «Фармэксперт», объем российского фармацевтического рынка в 2003 г. составил 3300 млн дол. США в ценах производителя (с учетом НДС) и 5500 млн — в розничных ценах. Обращает на себя внимание значительная разница между объемом рынка в ценах производителя и розничных. По-видимому, это связано с обширностью территории России, что существенно удорожает доставку продукции. Дистрибьюторский рынок рассчитан аналитиками этой компании в объеме 4300 млн. дол. США. Прирост рынка в ценах производителя составляет 13%, дистрибьюторов — 15% и потребительских — 12%. В целом председатель компании «Фармэксперт» оценил рост рынка по отношению к 2002 г. в 14%. Ю. Крестинский привел данные Госкомстата России, согласно которым объем первичного предложения на российском фармацевтическом рынке (импорт и российское производство без учета экспорта и НДС) составил 2900 млн дол. США. Он высказал предположение, что такие расхождения в оценках рынка со стороны независимых аналитиков и официальной статистики объясняются тем, что последняя не учитывает многих аспектов экспертных оценок, в частности, объемов неучтенного производства и так называемого серого рынка, доля которого, по словам Ю. Крестинского, в 2003 г. составила 12–15% российского фармацевтического рынка.
Однако каковы бы ни были расхождения в оценке объемов и темпов прироста, совершенно очевидно, что как российский фармрынок, так и рынки других рассматриваемых стран СНГ в 2003 г. увеличились в объеме, что, несомненно, является положительным фактом и свидетельствует об их развитии.
СТРУКТУРА РЫНКОВ: КТО И ЧТО ПРОДАЕТ?
Одной из особенностей, объединяющей фармрынки стран СНГ, является то, что на них объемы продаж генерических лекарственных средств заметно превышают таковые оригинальных инновационных продуктов. Как отметил председатель компании «Фармэксперт», в России в 2002 г. рыночная доля оригинальных препаратов составляла всего 9%, и хотя в 2003 г. она увеличилась на 3%, Россия, как и другие страны СНГ, по-прежнему остается «генериковой» страной. Ю. Крестинский обратил внимание участников конференции на то, что на российском рынке постепенно возрастает объем продаж так называемых брэндированных генериков, доля которых в 2003 г. увеличилась до 52% по сравнению с 47% в 2002 г. При этом за 100% берется объем продаж всех генерических препаратов.
|
Еще одной отличительной особенностью фармацевтических рынков стран СНГ является существенная рыночная доля импорта, однако вес отечественных производителей в рассматриваемых странах далеко не одинаков. Как сообщил председатель совета директоров Группы компаний «Ремедиум», наиболее значительную долю рынка отечественные производители занимают в Украине — 23% (прим. ред.* Доля отечественных производителей на украинском фармацевтическом рынке в 2003 г. в стоимостном выражении составляла 36,87%), наименьшую — в Казахстане — 3%. Кроме того, Украина оказалась единственной из стран СНГ, где отечественные производители задают тон в десятке лидеров продаж на внутреннем рынке. В Беларуси отечественные производители «отвоевали» 12% рынка, а в России — 17%. Ссылаясь на данные официальной статистики, Ю. Крестинский проинформировал участников конференции о том, что рост объемов производства российских фармацевтических компаний в 2003 г. составил 36%. Он отметил, что в настоящее время на внутреннем рынке присутствует продукция более чем 400 российских производителей, однако, как отмечают специалисты компании «Фармэксперт», только первая десятка лидеров определяет российский сегмент фармрынка и обеспечивает две трети объема отечественной фармацевтической продукции. При этом первая четверка, которая представляет собой 4 крупных холдинга, объединяющих 24 завода, составляет 37% всего российского фармацевтического производства. Вместе с тем, объемы продаж отечественных производителей на российском фармрынке, как мы уже упоминали, продолжают оставаться весьма скромными по сравнению с зарубежными фармацевтическими компаниями, — подчеркнул председатель компании «Фармэксперт». Так, заметил он, первая десятка российских производителей «дает» только 9% объема рынка в денежном выражении, при том, что в натуральном выражении их рыночная доля превышает 50%. Причина этого характерна для всех рынков стран СНГ — существенная разница в цене одной упаковки отечественных и импортных медикаментов: в 2003 г. в России средняя стоимость одной упаковки отечественного производства составила 0,34 дол. США, а импортного — 2,34. Это обусловливает общую рыночную картину, где в обратной пропорции находится соотношение количественных и стоимостных показателей объемов продаж импортных и отечественных лекарственных средств.
А. Ишмухаметов предоставил интересные данные о долях продаж российских, украинских и белорусских производителей на рынках стран СНГ. Так, в России доля фармацевтической продукции украинского производства составляет 0,4%, белорусского — 0,6%. На украинском фармацевтическом рынке доля российских препаратов — 3,15%, белорусских — 0,26% (прим. ред.* В 2003 г. доля медикаментов, импортируемых из России, составила 1,97% объема украинского фармрынка, из Беларуси — 0,36%). На белорусском фармрынке продается 3,24% украинских препаратов, 10,27% — белорусских и 9,16% — российских.
В рамках первой сессии подробно не рассматривались вопросы непосредственной реализации лекарственных средств, тем не менее, А. Ишмухаметов обратил внимание на то, что в Казахстане наиболее весома доля частного аптечного сектора — 96%, и на одну аптеку приходится в среднем 2,5 тыс. человек. В Беларуси, наоборот, частному сектору отведено всего 26% аптечного дела, здесь на одно аптечное учреждение приходится 1,8 тыс. человек. Между этих двух полюсов — российская ситуация: частные аптечные учреждения занимают 58% рынка, и на одну торговую точку приходится 2,2 тыс. посетителей.
ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: КОНСОЛИДАЦИЯ РЕСУРСОВ
На первой сессии также рассматривались особенности лекарственного обеспечения в России, с которыми интересно ознакомиться, чтобы сравнить подходы, существующие там и в нашей стране. Так, по данным, приведенным на конференции А. Белашовым, за средства населения в России закупается 59% лекарственных средств, 19% приходится на госпитальные закупки и 22% составляет отпуск медикаментов по бесплатным и льготным рецептам. Факторами, стимулирующими развитие аптечного рынка, являются равные права для регистрации препаратов российского и зарубежного производства, формирование спроса на безрецептурные препараты непосредственно потребителями, а на рецептурные — объективной картиной заболеваемости и деятельностью фармацевтических производителей по продвижению своей продукции. К факторам, регламентирующим и в некоторой степени сдерживающим развитие аптечного бизнеса, можно отнести обязательный ассортиментный перечень, утверждаемый на федеральном уровне, и предельные торговые надбавки, утверждаемые на региональном уровне.
|
Директор департамента по развитию бизнеса ОАО «Отечественные лекарства» сообщил, что государственное финансирование лекарственного обеспечения в 2003 г. в России составило 1169 млн дол. США. Из них 760 млн приходилось на долю региональных бюджетов, 129 млн — федерального и 280 млн поступило из региональных фондов обязательного медицинского страхования. Основными документами, регламентирующими распределение государственных финансовых средств, в России являются перечень жизненно необходимых и важных лекарственных средств, носящий фактически рекомендательный характер, перечни лекарственных средств безрецептурного льготного отпуска, составляемые в каждом регионе и обязательные для исполнения, а также составленные в регионах формуляры, которые имеют рекомендательный статус. Приоритетными для государственного лекарственного обеспечения являются федеральные программы по лечению пациентов с сахарным диабетом, туберкулезом, профилактике и лечению ВИЧ/СПИДа, охране материнства и детства. По мнению, высказанному А. Белашовым, для наиболее рационального использования финансовых ресурсов, целесообразно было бы принятие на федеральном уровне и реализация государственной программы, которая могла бы мобилизовать ресурсы российских и зарубежных производителей для лекарственного обеспечения 4 вышеназванных федеральных программ. Такое решение позволило бы обеспечить своего рода государственный заказ на необходимые лекарственные средства и сэкономить ресурсы, которые в настоящее время не всегда используются рационально. Однако для принятия подобной программы необходимо составление единого для всей страны перечня жизненно необходимых и важных лекарственных средств на основе доказательной медицины с учетом фармакоэкономических показателей, а также единого перечня препаратов безрецептурного льготного отпуска с внедрением федеральной системы компьютерного учета выписки рецептов.
Как видим, вопросы, стоящие перед россиянами, актуальны и для украинского фармацевтического рынка, где проблема лекарственного обеспечения в условиях ограниченного государственного финансирования стоит достаточно остро. Будет ли в обеих странах найдено оптимальное решение? Надеемся, что будет. n
Виктория Матвеева, Елена Кучерук
* Согласно данным, которыми располагает редакция «Еженедельника АПТЕКА».
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим