|
В анализе объемов импорта — экспорта использованы показатели по группам УКТ ВЭД 3001–3004. При составлении рейтинга дистрибьюторов для более точного отражения позиций компаний использованы данные по группам 3001-3006. Из общей структуры поставок фармацевтической продукции исключены сведения о препаратах, не относящихся к ГЛС (препараты, применяемые в ветеринарии, сыпучие ЛС (in bulk), некоторые субстанции и другие). При анализе объемов производства использованы данные в целом по отрасли «Фармацевтическое производство» (код КВЭД 24.4).
ИМПОРТ
Общий объем импорта в мае 2005 г. составил 292,2 млн грн. в денежном и 1225,7 т в натуральном выражении, что выше показателей аналогичного периода 2004 г. на 66,2 и 62,9% соответственно (рис. 1, 2). То есть по итогам последнего месяца весны 2005 г. можно говорить о том, что нет никаких предпосылок к снижению темпов прироста объемов импорта. Особо обращает на себя внимание показатель прироста объемов поставок в натуральном выражении: 62,9% — максимальный показатель за последние 2 года. При этом средняя стоимость 1 весовой единицы импортируемых ГЛС выросла на 2% (рис. 3). Однако сложно поверить в то, что население Украины в течении трех месяцев стало потреблять в 1,5 раза больше зарубежных препаратов.
|
|
|
Еще более интересные факты обнаруживаются при исследовании географии импорта (табл. 1). Оказывается, что основными составляющими столь высокого прироста в натуральном выражении явились поставки вовсе не из Индии или Болгарии — традиционных «тяжеловесов», а из Германии, Франции, Италии и Словении несмотря на то, что у производителей из этих стран далеко не самые дешевые препараты. Теоретически при таком приросте количества импортируемых упаковок ГЛС (чего стоит только 10-кратный прирост по Словении) средняя стоимость 1 весовой единицы должна была взлететь до небывалых высот, однако этого не произошло. В чем же причина? А причина проста: именно по этим странам зафиксировано снижение средней стоимости весовой единицы ввозимых ГЛС, для Германии оно составило 10%, Франции — 37%, Италии — 18,4%, Словении — 44,4%. В то же время стоимость весовой единицы ГЛС из Индии и Болгарии повысилась на 24,8 и 23% соответственно. Похоже 2005 г. решил сломать все стереотипы украинского фармрынка. Что же способствовало столь резкому увеличению тоннажа поставок и снижению стоимости 1 весовой единицы ГЛС, импортируемых из ведущих стран ЕС? Снижение курса евро? Вряд ли, в мае (до провала референдумов о принятии конституции ЕС во Франции и Нидерландах) оно еще не было столь значимым. Да, влияние этого фактора и не могло быть столь значимым. Следовательно кто-то выступил в роли локомотива поезда растущего рынка — либо дистрибьюторы, либо производители. Для того чтобы определить это, необходимо больше информации, поэтому к данному вопросу мы еще вернемся в конце публикации.
Таблица 1
География импорта ГЛС в мае 2003-2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
№ п/п |
Страна | Объем в денежном выражении | Объем в натуральном выражении | ||||||||||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||||||||
млн грн. | № п/п | млн грн. | № п/п | D, % | млн грн. | D, % | т | т | D, % | т | D, % | ||
1 | Германия | 24,7 | 1 | 36,5 | 1 | 48,1 | 70,6 | 93,3 | 101,2 | 114,4 | 13,1 | 245,3 | 114,4 |
2 | Индия | 21,2 | 2 | 22,6 | 2 | 6,7 | 42,0 | 86,1 | 197,6 | 226,4 | 14,6 | 337,6 | 49,1 |
3 | Франция | 16,3 | 3 | 18,0 | 3 | 10,2 | 36,5 | 103,2 | 31,9 | 19,7 | -38,3 | 63,6 | 222,9 |
4 | Италия | 7,5 | 8 | 10,1 | 5 | 34,8 | 17,5 | 72,5 | 19,7 | 13,5 | -31,5 | 28,5 | 111,4 |
5 | Словения | 8,7 | 5 | 2,4 | 16 | -72,7 | 15,8 | 564,3 | 28,8 | 6,1 | -78,7 | 73,4 | 1094,9 |
6 | Венгрия | 12,9 | 4 | 9,5 | 6 | -26,1 | 13,0 | 36,0 | 36,4 | 32,2 | -11,6 | 47,7 | 48,5 |
7 | Болгария | 7,6 | 7 | 6,4 | 9 | -15,9 | 10,3 | 60,4 | 84,4 | 66,0 | -21,8 | 86,1 | 30,5 |
8 | Соединенные Штаты | 4,0 | 14 | 3,9 | 13 | -0,2 | 8,9 | 124,6 | 13,3 | 13,8 | 3,5 | 31,6 | 129,4 |
9 | Австрия | 6,4 | 10 | 8,1 | 7 | 25,6 | 7,7 | -4,1 | 18,7 | 16,7 | -10,7 | 30,3 | 81,0 |
10 | Швейцария | 7,0 | 9 | 6,4 | 10 | -9,7 | 7,5 | 17,9 | 6,1 | 10,9 | 78,1 | 7,0 | -35,6 |
? | Прочие | 13,2 | ? | 12,4 | ? | -5,8 | 16,5 | 32,7 | 72,9 | 104,0 | 42,7 | 90,8 | -12,7 |
? | Всего | 166,8 | ? | 178,7 | ? | 7,3 | 297,4 | 66,2 | 747,2 | 752,5 | 0,7 | 1225,7 | 62,9 |
Вышеописанные процессы привели к перераспределению удельного веса объемов импорта в денежном и, особенно, в натуральном выражении между странами (рис. 4, 5). Если подобные тенденции сохранятся, то в скором времени на первом месте по тоннажу поставок можно будет увидеть не привычную Индию, а Германию.
|
|
Среди регионов Украины по объемам импорта как в натуральном, так и в денежном выражении продолжает лидировать г. Киев (табл. 2). Однако наивысшие показатели прироста зафиксированы в Днепропетровской области. Высокая активность операторов этого региона с начала 2005 г. дает о себе знать. Кроме того, отметим, что именно по Днепропетровской, а также Одесской области показатель прироста объемов импорта в натуральном выражении намного превышает таковой в денежном, что свидетельствует о понижении средней стоимости весовой единицы. Средняя же стоимость ввозимых в г. Киев ГЛС повысилась. Это соотвествующим образом отразилось на распределении удельного веса между регионами Украины (рис. 6, 7). На фоне увеличивающегося удельного веса г. Киева по объемам импорта в денежном выражении, в натуральном выражении его удельный вес снижается.
Таблица 2
Распределение импорта ГЛС по регионам Украины в мае 2003-2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
№ п/п |
Регион | Объем в денежном выражении | Объем в натуральном выражении | ||||||||||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||||||||
млн грн. | № п/п | млн грн. | № п/п | D, % | млн грн. | D, % | т | т | D, % | т | D, % | ||
1 | г. Киев | 93,8 | 1 | 96,2 | 1 | 2,5 | 171,9 | 78,8 | 435,0 | 419,9 | -3,48 | 663,4 | 58 |
2 | Днепропетровская обл. | 22,1 | 2 | 17,6 | 4 | -20,4 | 40,6 | 130,8 | 69,9 | 48,1 | -31,2 | 117,1 | 143,4 |
3 | Киевская обл. | 20,3 | 3 | 19,0 | 3 | -6,2 | 31,1 | 63,7 | 73,8 | 74,7 | 1,34 | 116,7 | 56,1 |
4 | Донецкая обл. | 10,9 | 4 | 15,3 | 5 | 40,5 | 22,5 | 47,0 | 33,6 | 44,6 | 32,8 | 71,5 | 60,2 |
5 | Одесская обл. | 7,8 | 5 | 19,3 | 2 | 149,3 | 13,7 | -29,3 | 39,7 | 45,1 | 13,5 | 100,6 | 123,2 |
? |
Прочие | 11,9 | ? | 11,4 | ? | -4,1 | 17,4 | 52,2 | 95,2 | 120,0 | 26,1 | 156,5 | 30,4 |
? |
Всего | 166,8 | ? | 178,8 | ? | 7,3 | 297,2 | 66,2 | 747,2 | 752,4 | 0,7 | 1225,7 | 62,9 |
|
|
Среди дистрибьюторов первое место по объемам импорта ГЛС групп 3001-3006 ТН ВЭД в денежном выражении в мае 2005 г. заняла компания «Оптима-Фарм» (табл. 3). Отметим, что довольно много компаний из первой десятки рейтинга поднялись значительно выше по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Показатели весны 2005 г. характеризуются значительным увеличением доли первой пятерки дистрибьюторов в общем объеме импорта. Так и в мае 2005 г. она составила 41,4%, что выше аналогичного показателя мая 2004 г. на 9,4% (рис. 8). То есть в 2005 г. наблюдается резкий «отрыв» крупнейших дистрибьюторов от своих менее крупных конкурентов. Сложно поверить, но объемы поставок первой пятерки дистрибьюторов в мае 2005 г. обеспечили бы объемы импорта ГЛС образца мая 2004 г. на 70%.
Таблица 3
Топ-30 компаний – импортеров ГЛС по группам 3001-3006 ТН ВЭД по объему импорта в денежном выражении в мае 2003-2005 гг.
Название | № п/п | ||
2005 г. | 2004 г. | 2003 г. | |
Оптима-Фарм | 1 | 1 | 1 |
БаДМ | 2 | 3 | 2 |
Альба Украина | 3 | 2 | 3 |
ВВС-ЛТД | 4 | 13 | 4 |
Артур-К | 5 | 6 | 15 |
Группа компаний «Аптечный холдинг» | 6 | 12 | 11 |
Фра-М | 7 | 17 | 25 |
Аптека Биокон | 8 | 31 | 22 |
Фармако | 9 | 9 | 5 |
Протек-Фарма | 10 | 10 | 17 |
Фалби | 11 | 11 | 9 |
Каскад-Медикал | 12 | 5 | 84 |
Медфарком | 13 | 7 | 6 |
Вента | 14 | 18 | 33 |
Шангли Украина | 15 | 26 | 39 |
Олфа | 16 | 25 | 21 |
Интерфарм | 17 | 8 | 16 |
Дельта Медикел | 18 | 15 | 12 |
ЮЛГ | 19 | 39 | 35 |
Осиан трейдинг | 20 | 20 | 31 |
Фармвест | 21 | 44 | 29 |
Фармакер | 22 | 40 | 28 |
Медфармсервис | 23 | 14 | 14 |
Гледфарм | 24 | 16 | 8 |
Элегант-Фарм | 25 | 23 | 18 |
Митэк | 26 | 38 | 49 |
Хмесил | 27 | 30 | 37 |
Ай Эйч Си Си-Украина | 28 | 37 | – |
Натурпродукт-Вега | 29 | 32 | 20 |
Фармасайнс Украина Инк | 30 | 36 | 32 |
|
При сравнении позиций поставщиков в мае, январе–мае 2005 г. и июне 2004 – мае 2005 г. невооруженным глазом виден накал конкурентной борьбы между поставщиками (табл. 4). Некоторые из них постепенно сходят с дистанции, не выдержав темпа, некоторые вообще исчезли из рейтинга, иные наоборот наращивают темп, заставляя своих конкурентов предпринимать адекватные действия.
Таблица 4
Топ-30 компаний – импортеров ГЛС по группе 3004 ТН ВЭД по объему импорта в денежном выражении
в мае, январе-мае 2005 г. и за последние 12 мес
Название | № п/п | ||
Май 2005 г. | Январь-май 2005 г. | Июнь 2004 г. – май 2005 г. | |
Оптима-Фарм | 1 | 2 | 1 |
БаДМ | 2 | 1 | 2 |
Альба Украина | 3 | 3 | 3 |
ВВС-ЛТД | 4 | 4 | 4 |
Фалби | 12 | 12 | 5 |
Артур-К | 5 | 10 | 6 |
Протек-Фарма | 10 | 6 | 7 |
Фармако | 9 | 9 | 8 |
Медфарком | 13 | 7 | 9 |
Группа компаний «Аптечный холдинг» | 7 | 8 | 10 |
Фра-М | 8 | 11 | 11 |
Каскад-Медикал | 11 | 5 | 12 |
Дельта Медикел | 17 | 14 | 13 |
Фармвест | 22 | 13 | 14 |
Олфа | 16 | 15 | 15 |
Вента | 15 | 17 | 16 |
Рейнбо | 72 | 21 | 17 |
Аптека Биокон | 6 | 16 | 18 |
Медфармсервис | 21 | 18 | 19 |
Осиан трейдинг | 19 | 19 | 20 |
МедОПТ-АВС | – | 31 | 21 |
Ганза | – | 177 | 22 |
Гледфарм | 23 | 20 | 23 |
Л-Контракт | 106 | 47 | 24 |
Хмесил | 26 | 25 | 25 |
Аптечные склады Фарма Киев | 32 | 23 | 26 |
Шангли Украина | 14 | 22 | 27 |
Натурпродукт-Вега | 27 | 24 | 28 |
Эдельвейс | 34 | 27 | 29 |
ЮЛГ | 18 | 28 | 30 |
То есть наблюдается вполне объяснимый процесс — для быстро растущего рынка необходимы дополнительные ресурсы, причем как для удовлетворения потребностей покупателей, так и для обеспечения дополнительных товарных запасов. И модель поведения дистрибьюторов в этих условиях вполне объективна. Сейчас соперничество идет не столько за то, чтобы отвоевать у конкурентов их рыночные сегменты, сколько за то, чтобы успеть быстрее других захватить новые сегменты быстрорастущего рынка. А для этого, естественно, нужно иметь значительные товарные запасы, гораздо большие, чем в прошлом году, и развитую инфраструктуру. Дополнительное преимущество получают именно крупные дистрибьюторы со своими ресурсами и сетью торговых представителей по всей Украине.
ЭКСПОРТ
Общий объем экспорта в мае 2005 г. составил 27,1 млн грн. в денежном и 738,6 т в натуральном выражении, что больше аналогичных показателей мая 2004 г. на 49,7 и 31,5% соответственно (рис. 9, 10). То есть прирост объемов вывоза ГЛС из Украины ненамного меньше такового по ввозу. При этом стоимость 1 весовой единицы экспортируемой продукции возросла на 13,8% (рис. 11).
|
|
|
В целом в начале 2005 г. развитие экспортной составляющей фармрынка Украины проходило под эгидой азиатских стран СНГ. Прирост объемов поставок в эти страны был наибольшим на фоне постоянно уменьшающихся объемов экспорта в Россию. В мае же ситуация несколько изменилась: прирост объема вывоза ГЛС в Россию по сравнению с маем 2004 г. составил 111,9% в денежном и 86,8% в натуральном выражении (табл. 5). При этом по многим азиатским странам прирост был гораздо меньше. Появились ли какие-либо дополнительные условия, которые будут способствовать увеличению объемов экспорта украинских препаратов в Россию, или это было ситуативное увеличение? На этот вопрос можно будет ответить лишь по результатам будущих периодов. Так или иначе удельный вес России в общем объеме экспорта в денежном выражении увеличился на 8,3% (рис. 12).
Таблица 5
География экспорта ГЛС в мае 2003-2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению
с предыдущим годом
№ п/п | Страна | Объем в денежном выражении | Объем в натуральном выражении | ||||||||||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||||||||
млн грн. | № п/п | млн грн. | № п/п | D, % | млн грн. | D, % | т | т | D, % | т | D, % | ||
1 | Россия | 7,1 | 1 | 3,9 | 1 | -44,1 | 8,3 | 111,9 | 272,2 | 150,2 | -44,8 | 280,4 | 86,8 |
2 | Беларусь | 3,2 | 2 | 2,0 | 5 | -38,7 | 4,4 | 121,0 | 118,7 | 121,9 | 2,7 | 139,7 | 14,6 |
3 | Узбекистан | 0,8 | 7 | 3,0 | 2 | 256,8 | 3,6 | 19,7 | 19,0 | 63,3 | 232,9 | 88,1 | 39,2 |
4 | Казахстан | 2,8 | 3 | 1,8 | 6 | -34,9 | 2,4 | 33,2 | 73,0 | 27,9 | -61,7 | 62,8 | 124,9 |
5 | Молдова | 1,1 | 4 | 2,0 | 4 | 80,6 | 2,2 | 10,8 | 26,1 | 112,4 | 330,6 | 115,4 | 2,6 |
6 | Туркменистан | 0,6 | 8 | 0,3 | 9 | -54,6 | 1,9 | 644,9 | 10,3 | 4,3 | -58,8 | 13,4 | 215,7 |
7 | Польша | 0,5 | 9 | 0,5 | 8 | 0,4 | 1,3 | 155,7 | 7,8 | 7,3 | -6,7 | 11,7 | 59,5 |
8 | Азербайджан | 0,9 | 6 | 0,9 | 7 | 8,8 | 1,1 | 22,1 | 33,1 | 67,0 | 102,6 | 48,1 | -28,2 |
9 | Грузия | 0,9 | 5 | 2,5 | 3 | 179,9 | 0,9 | -63,6 | 14,4 | 42,6 | 195,6 | 22,5 | -47,2 |
10 | Кыргызстан | 0,1 | 14 | 0,1 | 17 | 10,2 | 0,3 | 477,0 | 0,7 | 1,2 | 72,8 | 6,9 | 498,6 |
? | Прочие | 1,2 | ? | 1,2 | ? | -1,0 | 0,6 | -46,2 | 54,4 | 9,2 | -83,1 | 9,5 | 3,4 |
? | Всего | 19,2 | ? | 18,2 | ? | -5,0 | 27,1 | 49,7 | 629,7 | 607,3 | -3,6 | 798,6 | 31,5 |
|
Среди регионов Украины традиционным лидером по объемам экспорта как в денежном, так и в натуральном выражении остается г. Киев (табл. 6). Удельный вес этого региона в общем объеме поставок в денежном выражении превышает 60% (рис. 13). Среди 3 крупнейших регионов наибольший показатель прироста зафиксирован в Харьковской области — 94%. Однако учитывая соотношение с объемами экспорта из г. Киева, даже такие высокие показатели прироста не вызывают значительных изменений в региональной структуре поставок.
Таблица 6
Распределение экспорта ГЛС по регионам Украины в мае 2003-2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
№ п/п | Регион | Объем в денежном выражении | Объем в натуральном выражении | ||||||||||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||||||||
млн грн. | № п/п | млн грн. | № п/п | D, % | млн грн. | D, % | т | т | D, % | т | D, % | ||
1 | г. Киев | 11,4 | 1 | 11,3 | 1 | -0,6 | 16,6 | 46,8 | 343,4 | 320,5 | -6,7 | 513,5 | 60,2 |
2 | Харьковская обл. | 3,2 | 2 | 2,1 | 2 | -34,4 | 4,0 | 94,0 | 61,5 | 29,2 | -52,4 | 50,5 | 72,6 |
3 | Одесская обл. | 2,0 | 3 | 1,7 | 3 | -16,4 | 2,4 | 41,9 | 101,7 | 61,2 | -39,8 | 99,1 | 61,9 |
4 | Львовская обл. | 0,9 | 4 | 0,9 | 4 | 6,1 | 1,0 | 6,7 | 37,6 | 33,3 | -11,5 | 33,3 | -0,2 |
5 | Черкасская обл. | 0,2 | 7 | 0,3 | 7 | 17,4 | 0,7 | 160,6 | 6,8 | 2,2 | -67,3 | 7,9 | 258,6 |
? | Прочие | 1,4 | ? | 1,8 | ? | 32,0 | 2,4 | 31,0 | 78,7 | 160,8 | 104,3 | 94,2 | -41,4 |
? | Всего | 19,1 | ? | 18,1 | ? | -5,0 | 27,1 | 49,7 | 629,7 | 607,2 | -3,6 | 798,5 | 31,5 |
|
Вот уже третий год подряд в мае первую позицию по объемам экспорта в денежном выражении занимает компания «Фармак» (табл. 7). В целом рейтинг топ-30 компаний-экспортеров по сравнению с маем 2004 г. обновился на треть, что свидетельствует не в пользу стабильности экспортной составляющей фармацевтического рынка Украины. Существует некий костяк, в который входит около десяти крупных компаний, стабильно занимающихся поставками отечественных препаратов зарубеж. В остальном же складывается впечатление, что экспорт больше подчинен каким-либо временным условиям, а не устоявшейся системе. Отсюда слабопрогнозируемая структура, значительные перепады средней стоимости, «перетасовка» в рейтинге и т.п.
Таблица 7
Топ-20 компаний – экспортеров ГЛС по объемам экспорта в денежном выражении в мае 2005 г.
Название | № п/п | ||
2005 г. | 2004 г. | 2003 г. | |
Фармак | 1 | 1 | 1 |
Биостимулятор | 2 | 2 | 2 |
Артериум | 3 | – | – |
Дарница | 4 | 5 | 3 |
Здоровье | 5 | 9 | 7 |
Лекхим | 6 | 17 | 4 |
Нафтогаз Украины | 7 | – | – |
Киевский витаминный завод | 8 | 6 | 13 |
Борщаговский ХФЗ | 9 | 7 | 16 |
Концерн Стирол | 10 | 35 | – |
Укрфармэкспорт | 11 | 31 | 25 |
Митэк | 12 | – | – |
«Юнифармако-Киев» | 13 | 16 | 5 |
Здоровье народу | 14 | 8 | 12 |
Медео | 15 | 11 | 9 |
Юрия-фарм | 16 | 25 | – |
Ян | 17 | 21 | 8 |
Львовдиалик | 18 | 13 | 14 |
Днепрофарм | 19 | – | 44 |
Витамины | 20 | 19 | 22 |
Даже пятерка крупнейших экспортеров не отличается стабильностью. В мае 2004 г. их удельный вес в общем объеме вывоза ГЛС увеличился по сравнению с маем 2003 г. (48,9 и 42,1% соответственно), в мае 2005 г. (41,5%) — стал еще меньше, чем в 2003 г. (рис. 14).
|
|
ПРОИЗВОДСТВО
Общий объем производства фармацевтической продукции в денежном выражении в мае 2005 г. составил 232,9 млн грн., что на 30% больше чем за аналогичный период 2004 г. (рис. 15). В целом показатели объемов производства начиная с февраля 2005 г. превышали аналогичные показатели прошлого года более чем на 20%. То есть объемы производства ГЛС украинской фармпромышленностью в 2005 г. характеризуются стабильным приростом, достигшим в мае уже 30%. Но все же темпы прироста производства значительно отстают от таковых по объемам ввоза, и это объясняется довольно просто. Производственный цикл у дистрибьютора значительно короче, чем у производителя. Оптовый поставщик по природе своей деятельности лучше подготовлен к «скоростному реагированию» на изменения, происходящие на рынке, производитель же более инертен. И, видимо, в тот момент, когда у дистрибьюторов в условиях быстрорастущего рынка резко возросли потребности, отечественные производители не были к этому готовы. Но постепенно они выходят на уровень прироста, соответствующий сегодняшней ситуации на рынке.
Общий объем рынка в ценах производителей в мае 2005 г., рассчитанный по формуле производство + импорт – экспорт, составил 503 млн грн., что на 48% больше чем за аналогичный период 2004 г. (рис. 16).
|
Подводя итоги мая 2005 г., хотелось бы отметить два важных факта: во-первых, снижение средней стоимости препаратов, поставляемых из ведущих стран ЕС, во-вторых, резкое увеличенеие объемов импортных поставок сопровождалось значительным отрывом пятерки крупнейших дистрибьюторов от остальных.
Попытаемся смоделировать сложившуюся ситуацию. Конкуренция всегда была и будет, но ранее процесс рыночного соперничества между крупными дистрибьюторами проходил более-менее плавно, крупные игроки внимательно следили друг за другом и, при возможности, постепенно пытались захватить новые сегменты рынка. Но в начале 2005 г. темпы прироста объемов фармацевтического рынка значительно ускоряются. Соответственно чтобы обеспечить потребности быстрорастущего рынка необходимо увеличение товарной массы. Источников поступления препаратов на рынок два: отечественное производство и поставки из-за рубежа. Причем товаропоток из обоих источников проходит через этап дистрибьюции. То есть первичное решение о покупке того или иного товара принимает дистрибьютор, исходя из потребностей рынка. И именно отечественные дистрибьюторы оказались лучше всего подготовленными к росту рынка, особенно компании «большой пятерки». Обладая значительными ресурсами и развитой инфраструктурой, они в состоянии безболезненно для себя увеличивать товарный оборот, удовлетворяя как запросы потребителей, так и создавая дополнительные товарные запасы, необходимые в условиях быстрорастущего рынка. Остается решить только один вопрос — где взять товар? Видимо, украинская фармпромышленность по разным причинам недостаточно быстро смогла отреагировать, и дистрибьюторы обратились к ближайшему доступному ресурсу — европейским компаниям, у которых возможности и товарный портфель несколько шире. Получается некий процесс, схожий со снежной лавиной. Оператор со значительными ресурсами может насытить каналы сбыта товарами, предоставляемыми на выгодных условиях (например, с длительной отсрочкой платежа). При этом он сможет получить дополнительные скидки и бонусы у производителя, поскольку начал закупать гораздо больше товаров, что позволит ему применять различные дополнительные экономические рычаги для привлечения клиентов. И так далее по цепочке. Создается значительное давление товарной массы на рынок, и менее крупные конкуренты чувствуют себя уже не так уютно, как раньше. Так вот, машинистами того самого локомотива, который потянул за собой разгоняющийся поезд рынка, стали украинские дистрибьюторы, а топливом — ЛС, поставляемые из-за рубежа.
Предугадать сейчас развитие событий достаточно сложно. Но пока есть предпосылки предполагать следующее: во-первых, в ближайшее время могут создаться условия, при которых небольшое количество дистрибьюторов будет контролировать большую часть рынка. Как следствие этого — менее крупным дистрибьюторам станет сложнее заключать контракты с зарубежными партнерами. Во-вторых, отечественной фарминдустрии целесообразно обеспечить такую структуру и такой прирост производства, которые будут соответствовать сегодняшним тенденциям на рынке, и увеличение темпов прироста производства в мае свидетельствует, что украинские производители не собираются оказаться позади уходящего поезда. И, наконец, в-третьих — с уверенностью можно говорить: в настоящий момент на растущем фармрынке Украины определяющее значение имеет скорость принятия решений. n
Игорь Хмилевский
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим