| 
ФАРМКОРЗИНА
В мае 2009 г. общий объем розничного фармрынка составил 1,4 млрд грн. за 131,4 млн упаковок (табл. 1). Темпы прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составили +15,5% в денежном и –15,7% в натуральном выражении. В последнее время наиболее быстрорастущей категорией товаров являются изделия медицинского назначения (ИМН). В мае 2009 г. объем аптечных продаж этой категории товаров увеличился в денежном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Доля ИМН составила более 10% общего объема розничного фармрынка.
| 
 Таблица 1  | 
 Объем аптечных продаж по категориям товаров в мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет  | 
| 
 Май, год  | 
 Млн грн.  | 
 Удельный вес категории, %  | 
 , %  | 
 Млн упаковок  | 
 Удельный вес категории, %  | 
 , %  | 
| 
 ЛС  | 
||||||
| 
 2007  | 
 803,0  | 
 82,7  | 
 –  | 
 99,6  | 
 60,9  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 993,9  | 
 80,8  | 
 23,8  | 
 92,1  | 
 59,1  | 
 –7,5  | 
| 
 2009  | 
 1139,9  | 
 80,2  | 
 14,7  | 
 77,6  | 
 59,0  | 
 –15,8  | 
| 
 ИМН*  | 
||||||
| 
 2007  | 
 87,4  | 
 9,0  | 
 –  | 
 56,3  | 
 34,4  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 118,9  | 
 9,7  | 
 36,1  | 
 55,4  | 
 35,5  | 
 –1,5  | 
| 
 2009  | 
 150,1  | 
 10,6  | 
 26,3  | 
 46,5  | 
 35,3  | 
 –16,2  | 
| 
 Косметика  | 
||||||
| 
 2007  | 
 50,7  | 
 5,2  | 
 –  | 
 4,6  | 
 2,8  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 72,3  | 
 5,9  | 
 42,5  | 
 4,9  | 
 3,1  | 
 5,6  | 
| 
 2009  | 
 80,5  | 
 5,7  | 
 11,4  | 
 4,2  | 
 3,2  | 
 –14,1  | 
| 
 БАД  | 
||||||
| 
 2007  | 
 30,1  | 
 3,1  | 
 –  | 
 3,2  | 
 1,9  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 45,7  | 
 3,7  | 
 51,7  | 
 3,5  | 
 2,3  | 
 12,1  | 
| 
 2009  | 
 51,1  | 
 3,6  | 
 11,8  | 
 3,2  | 
 2,5  | 
 –8,6  | 
| 
 Всего  | 
||||||
| 
 2007  | 
 971,2  | 
 –  | 
 –  | 
 163,6  | 
 –  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 1230,7  | 
 –  | 
 26,7  | 
 156,0  | 
 –  | 
 –4,7  | 
| 
 2009  | 
 1421,6  | 
 –  | 
 15,5  | 
 131,4  | 
 –  | 
 –15,7  | 
*В общий объем аптечных продаж ИМН включены объемы реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
Для парафармацевтических товаров — биологически активных добавок (БАД) и косметики темпы прироста объема продаж в денежном выражении не поспевали за общерыночным развитием и находились практически на одном уровне — свыше 11%. Доля этих категорий товаров практически не изменилась по сравнению с маем 2008 г.
В целом для всех категорий товаров в исследуемый период характерно уменьшение количества реализованных упаковок в аптечных учреждениях.
Таким образом, в мае 2009 г. темпы прироста объема розничного фармрынка в денежном выражении практически соответствовали таковым за предыдущий месяц (в апреле +13,3%). Напомним также, что с начала текущего года максимальный объем розничного фармрынка в денежном и натуральном выражении был в марте 2009 г. (1,7 млрд грн. за 223,0 млн упаковок). Конечно, в марте население еще продолжает болеть распираторными заболеваниями, в апреле эта ситуация меняется в противоположную сторону, а уж в мае — тем более. К тому же май насыщен праздничными и выходными днями.
В сумме за первые 5 мес 2009 г. объем розничного фармрынка составил 7,8 млрд грн. за 692,3 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. почти на 20% в денежном и сократившись на 16,4% в натуральном выражении.
Если говорить о розничном фармрынке в американской валюте — долларах, то его развитие, к сожалению, пока, оставляет желать лучшего. Будем надеяться, что ситуация изменится. В мае 2009 г. объем розничного фармрынка в долларовом эквиваленте сократился по сравнению с маем 2008 г. на 26,7% — до 185,9 млн дол. США. В предыдущем месяце убыль фармрынка в долларах была примерно такой же (–25,7%). Таким образом, два месяца подряд розничный фармрынок «сжимается» в долларах более чем на четверть.
Объем продаж наиболее важной категории товаров «аптечной корзины» — ЛС в американской валюте в мае 2009 г. уменьшился на 27,2% (до 149,0 млн дол.). Для ИМН убыль по этому показателю составила почти 20% (до 19,6 млн дол.); для косметики — 24,5% (до 11,2 млн дол.); для БАД — 31,5% (до 6,9 млн дол.).
В целом же по итогам первых 5 мес 2009 г. объем розничного фармрынка в долларах уменьшился почти на 22% по сравнению с маем 2008 г. и составил 1,0 млрд дол.
Закономерно, что чем больше увеличивается фармрынок в национальной валюте, тем меньше он убывает в долларах. По итогам 5 мес 2009 г. наиболее значительным был прирост продаж ИМН в национальной валюте — почти +32%, а в долларах он снизился на 14,2% (рис. 1). Тогда как для косметики и БАД увеличение объема аптечных продаж составило около 15%, а в долларовом эквиваленте убыль превысила 25%. Убыль рынка ЛС в долларах была немного меньше, чем парафармацевтической продукции.
  | 
По сравнению с маем 2008 г. в национальной валюте отмечают повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки товаров, представленных на полках аптечных учреждений. В мае 2009 г. максимальное повышение этого показателя продемонстрировала категория ИМН — почти на 51% (до 3,2 грн. в среднем за упаковку; рис. 2). Для парафармацевтической продукции повышение средневзвешенной стоимости несколько замедлилось по сравнению с таковым за май 2008 г. Средневзвешенная стоимость ЛС повысилась до 14,7 грн.
  | 
С начала текущего года на розничном фармрынке ежемесячно отмечают перераспределение сферы влияния между отечественными и зарубежными производителями.
В мае 2009 г. в общем объеме аптечных продаж товары отечественного производства аккумулировали 26,2% в денежном и 57,7% в натуральном выражении (табл. 2, 3). Впрочем, по каждой категории товаров украинские производители увеличили долю как в денежном, так и в натуральном выражении. Товары украинского производства в разрезе исследуемых категорий товаров прирастали в денежном выражении быстрее таковых зарубежного производства и по рынку в целом.
| 
 Таблица 2  | 
 Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года  | 
| 
 Май, год  | 
 Товары зарубежного производства  | 
 Товары отечественного производства  | 
||||
| 
 Млн грн.  | 
 Удельный вес категории, %  | 
 ,%  | 
 Млн грн.  | 
 Удельный вес категории, %  | 
 ,%  | 
|
| 
 ЛС  | 
||||||
| 
 2007  | 
 599,5  | 
 74,7  | 
 –  | 
 203,5  | 
 25,3  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 764,8  | 
 76,9  | 
 27,6  | 
 229,1  | 
 23,1  | 
 12,6  | 
| 
 2009  | 
 849,9  | 
 74,6  | 
 11,1  | 
 290,0  | 
 25,4  | 
 26,6  | 
| 
 ИМН*  | 
||||||
| 
 2007  | 
 63,7  | 
 72,9  | 
 –  | 
 23,7  | 
 27,1  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 90,4  | 
 76,0  | 
 41,9  | 
 28,5  | 
 24,0  | 
 20,5  | 
| 
 2009  | 
 111,8  | 
 74,4  | 
 23,7  | 
 38,4  | 
 25,6  | 
 34,7  | 
| 
 Косметика  | 
||||||
| 
 2007  | 
 36,5  | 
 72,0  | 
 –  | 
 14,2  | 
 28,0  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 54,3  | 
 75,1  | 
 48,6  | 
 18,0  | 
 24,9  | 
 26,8  | 
| 
 2009  | 
 56,6  | 
 70,4  | 
 4,3  | 
 23,9  | 
 29,6  | 
 32,5  | 
| 
 БАД  | 
||||||
| 
 2007  | 
 18,1  | 
 60,0  | 
 –  | 
 12,0  | 
 40,0  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 31,2  | 
 68,4  | 
 72,7  | 
 14,5  | 
 31,6  | 
 20,0  | 
| 
 2009  | 
 30,2  | 
 59,1  | 
 –3,3  | 
 20,9  | 
 40,9  | 
 44,5  | 
| 
 Всего  | 
||||||
| 
 2007  | 
 717,8  | 
 73,9  | 
 –  | 
 253,4  | 
 26,1  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 940,6  | 
 76,4  | 
 31,0  | 
 290,1  | 
 23,6  | 
 14,5  | 
| 
 2009  | 
 1048,5  | 
 73,8  | 
 11,5  | 
 373,1  | 
 26,2  | 
 28,6  | 
| 
 Таблица 3  | 
 Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года  | 
| 
 Май  | 
 Товары зарубежного производства  | 
 Товары отечественного производства  | 
||||
| 
 Млн упаковок  | 
 Удельный вес категории, %  | 
 ,%  | 
 Млн упаковок  | 
 Удельный вес категории, %  | 
 ,%  | 
|
| 
 ЛС  | 
||||||
| 
 2007  | 
 34,2  | 
 34,3  | 
 –  | 
 65,4  | 
 65,7  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 34,0  | 
 36,9  | 
 –0,4  | 
 58,1  | 
 63,1  | 
 –11,2  | 
| 
 2009  | 
 25,7  | 
 33,1  | 
 –24,6  | 
 51,9  | 
 66,9  | 
 –10,7  | 
| 
 ИМН*  | 
||||||
| 
 2007  | 
 33,4  | 
 59,3  | 
 –  | 
 22,9  | 
 40,7  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 35,3  | 
 63,6  | 
 5,7  | 
 20,2  | 
 36,4  | 
 –11,9  | 
| 
 2009  | 
 27,4  | 
 59,1  | 
 –22,2  | 
 19,0  | 
 40,9  | 
 –5,7  | 
| 
 Косметика  | 
||||||
| 
 2007  | 
 2,0  | 
 43,6  | 
 –  | 
 2,6  | 
 56,4  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 2,4  | 
 48,9  | 
 18,5  | 
 2,5  | 
 51,1  | 
 –4,4  | 
| 
 2009  | 
 1,8  | 
 42,0  | 
 –26,2  | 
 2,4  | 
 58,0  | 
 –2,5  | 
| 
 БАД  | 
||||||
| 
 2007  | 
 0,7  | 
 22,9  | 
 –  | 
 2,4  | 
 77,1  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 0,9  | 
 24,7  | 
 20,7  | 
 2,7  | 
 75,3  | 
 9,5  | 
| 
 2009  | 
 0,7  | 
 22,0  | 
 –18,5  | 
 2,5  | 
 78,0  | 
 –5,3  | 
| 
 Всего  | 
||||||
| 
 2007  | 
 70,3  | 
 42,9  | 
 –  | 
 93,4  | 
 57,1  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 72,5  | 
 46,5  | 
 3,2  | 
 83,4  | 
 53,5  | 
 –10,6  | 
| 
 2009  | 
 55,6  | 
 42,3  | 
 –23,4  | 
 75,9  | 
 57,7  | 
 –9,1  | 
Таким образом, отечественные фармкомпании продолжают постепенное наращивание доли на рынке в целом. Напомним, что этот процесс начался еще в феврале 2009 г.
РЫНОК ЛС
В мае 2009 г. аптечными учреждениями было реализовано ЛС в денежном выражении почти на 15,0% больше, чем в мае 2008 г. (рис. 3). В абсолютном значении рынок ЛС составил 1,1 млрд грн. С другой стороны, аптечная реализация ЛС в натуральном выражении в исследуемый период уменьшилась до 77,6 млн упаковок (рис. 4). Впрочем, ежемесячно с начала текущего года объем реализации ЛС в натуральном выражении значительно уступает таковому за аналогичные периоды предыдущих лет.
  | 
  | 
Если говорить о рецептурных и безрецептурных препаратах, то особых изменений не произошло. В мае 2009 г. доля препаратов, отпускаемых по рецепту, в общем объеме рынка ЛС увеличилась по сравнению с маем 2008 г. до 53,7% в денежном и 32,3% в натуральном выражении.
В мае 2009 г. темпы прироста средневзвешенной стоимости ЛС продолжали сбавлять свои обороты, которые они набрали в начале года. Напомним, что в январе отмечено ее повышение на 60,1%, в феврале — на 51,7% (рис. 5). В марте 2009 г. темпы роста этого показателя несколько снизились (до +43,9%). И в следующие месяцы такая тенденция продолжилась. В абсолютном значении средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в мае по сравнению с началом года снизилась на 0,70 грн. — с 15,4 грн. в январе, до 14,7 грн. в мае 2009 г.
Согласно данным Государственного комитета статистики индекс потребительских цен на товары и услуги в мае 2009 г. по отношению к предыдущему месяцу составил 0,9%, а по сравнению с маем 2008 г. — 14,7%. Напомним, что еще в начале года инфляция превышала 20%.
Инфляционный вклад в общий прирост объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в мае 2009 г. был наиболее емким (как и в предыдущие месяцы) и составил почти 49% (рис. 6). Конечно, по сравнению с началом года он несколько уменьшился. Однако хотелось, чтобы эта цифра была хотя бы в 2 раза меньше.
  | 
  | 
Для более точного анализа развития ценовой структуры рынка ЛС мы изменили границы ценовых ниш. Это было обусловлено тем, что средневзвешенная стоимость в низко-, средне- и высокостоимостной нишах значительно повысилась и приблизилась к максимальному граничному значению.
В мае 2009 г. наибольшую выручку аптечным учреждениям обеспечили препараты среднестоимостной ниши (8,7–50,4 грн.) — 512,0 млн грн. за 23,7 млн упаковок (табл. 4). Быстрее рынка ЛС увеличивались продажи низко- и среднестоимостных ЛС в денежном выражении (на 21,1 и 17,7% соответственно). Максимальную убыль объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении продемонстрировала высокостоимостная ниша (–27,1%). Для этой ниши в мае 2009 г. отмечают максимальное повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки? ЛС— почти на 51,0% — до 94 грн. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС низкостоимостной ниши повысилась до 3,0 грн. (+38,1%), а среднестоимостной — до 21,6 грн. (+46,6%).
| 
 Таблица 4  | 
 Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года  | 
| 
 Май, год  | 
 Млн грн.  | 
 Удельный вес ниши, %  | 
 Δ, %  | 
 Млн упаковок  | 
 Удельный вес ниши, %  | 
 Δ, %  | 
| 
 Низкостоимостная (до 8,7 грн.)  | 
||||||
| 
 2007  | 
 118,5  | 
 14,8  | 
 –  | 
 64,9  | 
 65,2  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 121,5  | 
 12,2  | 
 2,5  | 
 55,6  | 
 60,3  | 
 –14,4  | 
| 
 2009  | 
 147,1  | 
 12,9  | 
 21,1  | 
 48,7  | 
 62,8  | 
 –12,3  | 
| 
 Среднестоимостная (8,7–50,4 грн.)  | 
||||||
| 
 2007  | 
 359,9  | 
 44,8  | 
 –  | 
 28,6  | 
 28,7  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 435,2  | 
 43,8  | 
 20,9  | 
 29,6  | 
 32,1  | 
 3,6  | 
| 
 2009  | 
 512,0  | 
 44,9  | 
 17,7  | 
 23,7  | 
 30,6  | 
 –19,8  | 
| 
 Высокостоимостная (свыше 50,4 грн.)  | 
||||||
| 
 2007  | 
 324,6  | 
 40,4  | 
 –  | 
 6,1  | 
 6,2  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 437,3  | 
 44,0  | 
 34,7  | 
 7,0  | 
 7,6  | 
 14,4  | 
| 
 2009  | 
 480,9  | 
 42,2  | 
 10,0  | 
 5,1  | 
 6,6  | 
 –27,1  | 
| 
 Всего  | 
||||||
| 
 2007  | 
 803,0  | 
 –  | 
 –  | 
 99,6  | 
 –  | 
 –  | 
| 
 2008  | 
 993,9  | 
 –  | 
 23,8  | 
 92,1  | 
 –  | 
 –7,5  | 
| 
 2009  | 
 1139,9  | 
 –  | 
 14,7  | 
 77,6  | 
 –  | 
 –15,8  | 
Таким образом, в мае 2009 г. превалирующий вклад в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении в размере почти 45% продемонстрировала среднестоимостная ниша. Удельный вес высокостоимостной ниши по этому показателю уменьшился до 42,2%. В натуральном выражении вклад таковой в общий объем рынка ЛС составил всего 6,6% или 5,1 млн упаковок.
Традиционно в разрезе групп АТС-классификации первого уровня наибольшую выручку аптечным учреждениям в исследуемый период обеспечили препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — 258,0 млн грн. 2-е и 3-е место по величине объема аптечных продаж в денежном выражении в мае 2009 г. заняли группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» (163,5 млн грн.) и N «Средства, действующие на нервную систему» (142,0 млн грн.). Максимальное увеличение объема аптечных продаж в разрезе топ-5 отмечают для группы R «Средства, действующие на респираторную систему» — 19,3% (до 137,1 млн грн.).
Что касается групп АТС- классификации третьего уровня, то наибольшую выручку аптечным учреждениям в мае 2009 г. (как в марте и апреле) обеспечили препараты группы М01А «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» — 59,5 млн грн. Максимальное увеличение объема розничной реализации ЛС в денежном выражении отмечают для группы R01A «Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа» — +37% по сравнению с маем 2008 г. (до 28,1 млн грн.).
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в мае 2009 г. возглавил АКТОВЕГИН (табл. 5). На 2-й позиции находился ЭССЕНЦИАЛЕ, на 3-й — МИЛДРОНАТ. Следует сказать, что большинство участников в представленном рейтинге улучшили свои позиции по сравнению с топ-листом за аналогичный период 2008 г.
| 
 Таблица 5  | 
 Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в мае 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за май 2007–2008 гг.  | 
| 
 Брэнд  | 
 № п/п, год  | 
||
| 
 2009  | 
 2008  | 
 2007  | 
|
| 
 АКТОВЕГИН  | 
 1  | 
 1  | 
 2  | 
| 
 ЭССЕНЦИАЛЕ  | 
 2  | 
 2  | 
 1  | 
| 
 МИЛДРОНАТ  | 
 3  | 
 3  | 
 4  | 
| 
 МЕЗИМ  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
| 
 НАТРИЯ ХЛОРИД  | 
 5  | 
 10  | 
 9  | 
| 
 НО-ШПА  | 
 6  | 
 8  | 
 8  | 
| 
 КЕТАНОВ  | 
 7  | 
 12  | 
 10  | 
| 
 ПРЕДУКТАЛ  | 
 8  | 
 4  | 
 5  | 
| 
 ЦЕФТРИАКСОН  | 
 9  | 
 7  | 
 3  | 
| 
 КАНЕФРОН  | 
 10  | 
 17  | 
 36  | 
| 
 ЭНАП  | 
 11  | 
 6  | 
 7  | 
| 
 ТИОТРИАЗОЛИН  | 
 12  | 
 20  | 
 21  | 
| 
 ЦЕРАКСОН  | 
 13  | 
 24  | 
 74  | 
| 
 АУГМЕНТИН  | 
 14  | 
 21  | 
 32  | 
| 
 ЛИНЕКС  | 
 15  | 
 18  | 
 13  | 
| 
 ЛАЗОЛВАН  | 
 16  | 
 9  | 
 11  | 
| 
 ДИКЛОБЕРЛ  | 
 17  | 
 19  | 
 18  | 
| 
 ПРОСТАМОЛ УНО  | 
 18  | 
 14  | 
 14  | 
| 
 ЦЕРЕБРОЛИЗИН  | 
 19  | 
 15  | 
 15  | 
| 
 КАРСИЛ  | 
 20  | 
 29  | 
 38  | 
Рейтинг крупнейших маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в мае 2009 г. традиционно возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 6). 2-е место занимает «Sanofi-Aventis». В состав топ-5 крупнейших маркетирующих организаций вошли и 2 украинских фармпроизводителя — «Фармак» и Фармацевтическая фирма «Дарница», занявшие 3-е и 4-е места соответственно. Замыкает топ-5 компания «Nycomed».
| 
 Таблица 6  | 
 Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в мае 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за май 2007–2008 гг.  | 
| 
 Маркетирующая   | 
 № п/п, год  | 
||
| 
 2009  | 
 2008  | 
 2007  | 
|
| 
 Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия)  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 Sanofi-Aventis (Франция)  | 
 2  | 
 2  | 
 2  | 
| 
 Фармак (Украина)  | 
 3  | 
 6  | 
 7  | 
| 
 Дарница (Украина)  | 
 4  | 
 3  | 
 3  | 
| 
 Nycomed (Норвегия)  | 
 5  | 
 8  | 
 13  | 
| 
 GlaxoSmithKline (Великобритания)  | 
 6  | 
 9  | 
 8  | 
| 
 Артериум Корпорация (Украина)  | 
 7  | 
 7  | 
 4  | 
| 
 KRKA (Словения)  | 
 8  | 
 4  | 
 6  | 
| 
 Sandoz (Швейцария)  | 
 9  | 
 5  | 
 5  | 
| 
 Servier (Франция)  | 
 10  | 
 10  | 
 9  | 
| 
 Gedeon Richter (Венгрия)  | 
 11  | 
 14  | 
 11  | 
| 
 Борщаговский ХФЗ (Украина)  | 
 12  | 
 12  | 
 10  | 
| 
 Здоровье (Украина)  | 
 13  | 
 15  | 
 12  | 
| 
 Bayer Consumer Care (Швейцария)  | 
 14  | 
 13  | 
 14  | 
| 
 Actavis Group (Исландия)  | 
 15  | 
 16  | 
 16  | 
| 
 Boehringer Ingelheim (Германия)  | 
 16  | 
 17  | 
 17  | 
| 
 ratiopharm (Германия)  | 
 17  | 
 19  | 
 18  | 
| 
 Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды)  | 
 18  | 
 18  | 
 19  | 
| 
 Стада-Нижфарм (Германия-Россия)  | 
 19  | 
 23  | 
 24  | 
| 
 Ranbaxy (Индия)  | 
 20  | 
 20  | 
 20  | 
Традиционно воспользовавшись данными недельной динамики объема продаж ЛС, мы заглянем на несколько шагов вперед — в июнь месяц (рис. 7). На 23-й или 1-й неделе июня этого года видно некоторое увеличение объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении, затем на 24-й, напротив — незначительное снижение. В следующую неделю (25-ю) продажи ЛС снова начали повышаться. Отметим, что годом ранее с 23-й недели объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении демонстрировал снижение.
  | 
ИТОГИ
Весенний сезон подошел к концу, впереди знойное время года. К началу лета вклад инфляционной составляющей в общий прирост рынка ЛС по-прежнему был максимальным, однако его «размер» с начала года ежемесячно уменьшается и уже в мае составил меньше 50%. Оптимистичной ноткой можно назвать то, что средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС по сравнению с началом года постепенно сбавляет обороты роста и в абсолютном значении опускается вниз.
Наболевший вопрос — фармрынок в долларах. При пересчете на эту валюту в мае 2009 г. объем розничного фармрынка уменьшился немногим более чем на четверть (как и месяцем ранее). А в национальной валюте объем аптечных продаж увеличился на 15,5% по сравнению с маем 2008 г.
В целом на фармацевтическом рынке в мае продолжилось перераспределение долей между товарами отечественного и зарубежного производства. Украинские производители развивались активнее и медленнее «убывали» по количеству реализованных упаковок. Доля товаров украинского производства увеличилась в денежном и натуральном выражении.
Также мы увидели, что объем продаж ЛС в денежном выражение в июньские недели прошлых годов «затихал», а в текущем году он несколько оживился. Надеемся, что в летний сезон на фармрынке продолжатся благоприятные тенденции весенних месяцев.
Оксана Сергиенко
  | 
						






Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим