Как разработать и внедрить национальную лекарственную политику: рекомендации ВОЗ

ГЛАВА 8. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Уполномоченные органы по регулированию и контролю лекарственных средств (УОРКЛС) — это организации, которые разрабатывают и внедряют законодательные и нормативные акты, касающиеся качества, безопасности и эффективности ЛС, а также контролируют правильность информации о препаратах. Ключевые политические моменты регулирования ЛС изложены в блоке 1.

Блок 1

КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ

  • Обязательства государства по  регулированию ЛС, в том числе создание законодательной базы, обеспечение соответствующих служб кадровыми и финансовыми ресурсами.

  • Независимось и прозрачность деятельности УОРКЛС; их связь с министерством здравоохранения (МЗ).

  • Поэтапный подход к оценке и  регистрации ЛС; определение (формулирование) текущих и среднесрочных регистрационных процедур.

  • Обязательства по соблюдению требований надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice — GMP), проведению инспекций и обеспечению выполнения законов.

  • Наличие средств контроля ЛС (независимых лабораторий).

  • Обязательства по регулированию продвижения ЛС на рынок.

  • Регулирование лекарственных средств нетрадиционной медицины и препаратов растительного происхождения.

  • Создание и обеспечение функционирования систем мониторинга побочных реакций на ЛС (adverse drug reaction — ADR).

  • Международный обмен информацией.

8.1. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

УОРКЛС является организацией, которая разрабатывает и внедряет законодательные и нормативные акты, касающиеся ЛС.

Основной задачей УОРКЛС (сегодня в Украине несколько организаций, каждая из которых работает в своем сегменте, в том числе Государственный Фармакологический центр, Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств и Государственный департамент по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения МЗ. — Прим. ред.) является обеспечение качества, безопасности и эффективности ЛС, а также правильности информации о препаратах. Осуществление указанных задач проводится путем обеспечения того, что производство, закупка, импорт, экспорт, дистрибуция, снабжение и реализация, продвижение и реклама, а также клинические испытания ЛС проводятся в соответствии с принятыми стандартами. Некоторые из перечисленных процессов играют важную роль в обеспечении рационального использования ЛС (см. главу 9).

Применение ЛС низкого качества может иметь серьезные медицинские и экономические последствия. Существует множество факторов, которые могут приводить к низкому и неприемлемому качеству препаратов. Лекарства могут не содержать правильные действующие вещества в количествах, указанных на маркировке; они могут вообще не содержать активных компонентов или содержать вредные вещества. Качество ЛС может ухудшиться вследствие плохих условий хранения, загрязнения или переупаковки, а также просто в связи с истечением срока годности.

Неэффективная фармакотерапия или ADR, кроме последствий для здоровья пациентов, ведут к нерациональному расходованию средств в системе здравоохранения. Несоблюдение правил упаковки и хранения приводит к необходимости закупок дополнительных количеств ЛС, что наносит значительный экономический ущерб. Немаловажен и психологический эффект: если пациенты перестанут доверять качеству получаемых ЛС, то они могут утратить доверие к лекарственной политике и к системе здравоохранения в целом.

В последние годы национальные и международные организации, ответственные за качество ЛС, признали наличие субстандартных и фальсифицированных препаратов как все более усугубляющуюся проблему системы обеспечения качества ЛС. Некоторые из причин возникновения этой проблемы связаны с тенденциями либерализации и глобализации торговли. Поэтому одной из главных задач систем регулирования и контроля является предотвращение закупок, продажи и использования субстандартных и фальсифицированных ЛС. ВОЗ разработала рекомендации для проведения мероприятий по борьбе с фальсифицированными ЛС (WHO. Counterfeit drugs: guidelines for the development of measures to combat counterfeit drugs. Geneva: World Health Organization; 1999. WHO/EDM/QSM/99.1).

8.2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Регулирование ЛС является комплексной задачей, в ее выполнение вовлечены многие структуры, интересы которых могут не совпадать. В связи с этим целесообразно придерживаться ряда основных требований.

Эффективное законодательство, адекватные кадровые и финанасовые ресурсы

УОРКЛС может работать эффективно, если имеется соответствующая законодательная база для выполнения всех ее функций. УОРКЛС должна иметь:

  • штат, укомплектованный компетентными административными и техническими сотрудниками, эффективно взаимодействующими друг с другом;

  • адекватное и стабильное финансирование;

  • возможность привлекать внешних экспертов и международного обмена информацией;

  • наличие лаборатории по контролю качества ЛС (ЛККЛС);

  • надежную систему принятия судебно-правовых решений.

При осуществлении НЛП необходимо учитывать все указанные факторы.

Независимость

Для надлежащего выполнения своей роли в обществе УОРКЛС должны работать (и, как правило, работают) независимо, беспристрастно и решительно. Финансирование УОРКЛС должно осуществляться из государственного бюджета либо за счет средств от сборов с производителей и клиентов. Однако в последнем случае УОРКЛС должны быть осторожны в своих решениях и гарантировать, что на решения о регистрации препаратов и лицензировании учреждений не влияет стремление получить побольше сборов от фармацевтических компаний и других клиентов. Размеры сборов, налагаемых УОРКЛС, должны быть умеренными, — чтобы сохранить заинтересованность в подаче заявлений о регистрации основных ЛС и не препятствовать обеспечению фактической и экономической доступности ЛС. Если речь идет о жизненно необходимых и жизнеспасающих ЛС, то для обеспечения их доступности следует рассмотреть возможность сокращения или упразднения регистрационных сборов.

Для обеспечения независимой работы УОРКЛС и во избежание конфликта интересов также важно разграничить регуляторные функции и функции лекарственного снабжения (деятельность УОРКЛС и организаций по управлению снабжением ЛС). В ряде случаев УОРКЛС могут делегировать независимому органу полномочия, проводить, например, оценку ЛС и проверку выполнения производителем требований GMP.

Одним из важных политических решений является определение подчиненности УОРКЛС — должен ли он: а) входить в структуру МЗ; б) представлять собой технически и управленчески самостоятельную организацию, подотчетную МЗ; в) быть независимой структурой. Некоторые ключевые моменты, касающиеся независимости УОРКЛС, представлены в таблице. Как видно из таблицы, организация (в состав которой также может входить и ЛККЛС), имеющая техническую и административную независимость, но отчитывающаяся непосредственно перед министром здравоохранения, может иметь преимущества по сравнению с полностью независимой организацией.

Таблица

Ключевые политические моменты, связанные с независимостью УОРКЛС

Связь с МЗ

Потенциальные преимущества

Потенциальные недостатки

Составная часть МЗ

МЗ может определять политический курс

Низкая заработная плата
Неэффективное управление
Жесткие рамки финансирования; низкий уровень сборов
Конфликт интересов с исполнительными функциями МЗ (например, снабжение ЛС)

Организация технически и административно независимая, но отчитывающаяся непосредственно перед министром

Достойный уровень зарплаты
Реальная структура сборов
Использование сборов для финансирования деятельности УОРКЛС и ЛККЛС
МЗ может определять политический курс

 

Полностью независимая структура (коммерческая)

Достойный уровень зарплаты
Реальная структура сборов
Использование сборов для финансирования деятельности УОРКЛС и ЛККЛС

МЗ не может определять политический курс
Зависимость от сборов с клиентов и  регистрационных сборов
Риск «захвата» УОРКЛС другой структурой, не поддерживающей курс НЛП
Заинтересованность в регистрации как можно большего числа ЛС

Прозрачность

Одним из условий честной и ответственной деятельности УОРКЛС является прозрачность всех осуществляемых ею процедур и решений для всех заинтересованных сторон. Прозрачность и открытость помогают предотвратить предвзятость и коррупцию. Ниже перечислены некоторые средства достижения прозрачности регулирования ЛС:

  • Разработка и опубликование требований к информации, которую надлежит предоставлять УОРКЛС при подаче различных видов заявлений.

  • Публикация критериев и ознакомление с процедурами, которые используют УОРКЛС при рассмотрении заявлений.

  • Публикация решений УОРКЛС (периодическая публикация перечней ЛС, прошедших процедуры регистрации, перерегистрации или аннулирования) и информации, на основании которой эти решения принимались; подходящим способом для достижения этой цели может быть использование веб-сайта УОРКЛС.

8.3. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Основными задачами УОРКЛС является обеспечение качества, безопасности и эффективности ЛС (в том числе средств нетрадиционной медицины, препаратов растительного происхождения), а также правильности информации о препаратах. На этих четырех факторах базируются основные элементы регулирования ЛС (блок 2).

Блок 2

Основные элементы регулирования лекарственных средств

Качество

  • Проверка качества как часть процедуры регистрации препарата

  • Формулирование норм и стандартов

  • Лицензирование средств производства и персонала

  • Инспектирование средств производства и продукции

  • Контроль качества препаратов

Безопасность

  • Проверка безопасности как часть процедуры регистрации препарата

  • Мониторинг ADR

  • Информирование об ADR, отзыв препаратов

Эффективность

  • Проверка эффективности как часть процедуры регистрации препарата

  • Выдача разрешений на проведение клинических испытаний

Информация

  • Проверка и утверждение инструкций по применению и маркировки препаратов

  • Регулирование рекламы и продвижения ЛС

Основные элементы регулирования ЛС рассмотрены более подробно в параграфах 8.5–8.9 со ссылками на соответствующие издания ВОЗ и другие публикации, в которых приводятся необходимые технические подробности.

Создание эффективно функционирующих УОРКЛС является трудоемкой и долгосрочной задачей, для решения которой могут понадобиться значительные кадровые и финансовые ресурсы. При этом рекомендуется применять поэтапный подход. Для стран с ограниченными ресурсами при решении указанной задачи рекомендуется использовать монографию ВОЗ — WHO. National drug regulatory legislation: guiding principles for small drug regulatory authorities. WHO Expert Committee on Specifications for Pharmaceutical Preparations. Thirty-fifth Report. WHO Technical Report Series No.885, Annex 8. Geneva: World Health Organization; 1999. Указанный документ и большинство других материалов, касающихся рассматриваемой темы, вошли в состав компендиума руководств и других соответствующих материалов ВОЗ, вышедшего в свет в двух томах (WHO. Quality assurance of pharmaceuticals. A compendium of guidelines and related materials, Volume 1. Geneva: World Health Organization; 1997; Volume 2. Geneva: World Health Organization; 1999).

8.4. ПОЭТАПНЫЙ ПОДХОД К РЕГИСТРАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Система регистрации ЛС является главным элементом национальной нормативноправовой базы, регулирующей фармацевтический сектор, и управление этой системой является одной из ключевых функций УОРКЛС. Разрабатывать систему регистрации рекомендуется постепенно в связи с высокой стоимостью и трудоемкостью этого процесса. Разные регистрационные процедуры требуют разного уровня технической экспертизы и ресурсов. При осуществлении поэтапной разработки системы регистрации ЛС страны могут использовать следующие процедуры.

Шаг 1: процедура уведомления

Она может быть использована в странах, где разработка системы регистрации ЛС только начинается. Процедура включает документирование стандартной информации обо всех ЛС, продаваемых в данной стране. В результате создается лекарственный регистр или перечень ЛС, но каких-либо решений относительно ЛС не принимается. Данная процедура не включает их проверку на соответствие основным критериям безопасности, эффективности и качества, но создает необходимый базис для разработки мер по дополнительному контролю и внедрению системы регистрации. Некоторые страны требуют регистрации препарата в стране, где был произведен оригинальный препарат, либо в некоторых других указанных странах.

Шаг 2: процедура основного разрешения

Дальнейшая продажа ЛС, внесенных в регистр, временно разрешается. Однако на каждый новый препарат, прежде чем он поступит в продажу, нужно получить лицензию, которая выдается после оценки его эффективности, безопасности и качества, кроме того, подвергается проверке объективность и полнота информации, указанной на его упаковке. УОРКЛС могут:

  • Осуществлять оценку качества, безопасности и эффективности ЛС своими силами, основываясь на информации, предоставленной заявителем (этот подход применим к препаратам, произведенным внутри страны).

  • Для принятия решения при рассмотрении заявки использовать протоколы оценки препарата, проведенной УОРКЛС других стран.

  • Основываться на решениях, принятых УОРКЛС других стран. В отношении импортных ЛС для этого можно использовать Систему ВОЗ по  сертификации качества фармацевтической продукции для международной торговли (WHO. Certification Scheme on the Quality of Pharmaceutical Products Moving in International Commerce. Geneva: World Health Organization; 1997. WHO/PHARM/82.4, Rev.5). При этом указывается: было ли ЛС зарегистрировано, была ли информация о нем утверждена УОРКЛС страны-экспортера, соблюдает ли производитель ЛС нормы GMP. Следует учитывать, что не все УОРКЛС одинаково хорошо организованы и степень надежности сертификата никогда не может быть выше надежности выдавшего его уполномоченного органа.

Шаг 3: полная регистрация

Процедура включает детальную оценку данных, представленных до выдачи торговой лицензии на ЛС. На данном этапе выносится решение о показаниях к применению препарата, к какой категории отпуска — рецептурной или безрецептурной — будет отнесено рассматриваемое ЛС. Кроме того, эта процедура предусматривает осуществление постлицензионного надзора и периодический пересмотр регистрации.

Шаг 4: повторная оценка старых препаратов

Все старые препараты подлежат систематической переоценке. Результатом этого может стать аннулирование или невозобновление регистрации, если появилась новая информация о препарате, например в связи с серьезной ADR или если эффективность, безопасность и качество препарата больше не соответствуют требованиям, предъявляемым при регистрации. В большинстве стран срок регистрации ЛС ограничен (как правило, пятью годами). Если производитель препарата намерен продолжить его продажу, он должен подать заявку о возобновлении регистрации до окончания этого срока.

8.5. КАЧЕСТВО

Качество ЛС и изделий медицинского назначения является одним из критериев лицензирования, а его подтверждение — составной частью процесса регистрации. Обеспечение качества включает все мероприятия, направленные на получение потребителями ЛС, которое соответствует установленным спецификациям и стандартам качества, эффективности и безопасности. Это касается как качества самого препарата, так и всех видов деятельности, которые могут повлиять на качество ЛС.

Ответственность сторон

Ответственность за обеспечение качества ЛС несут все заинтересованные стороны на протяжении всего жизненного цикла препаратов — от производства до их дистрибуции и отпуска. Свою долю ответственности несут как государственный, так и частный секторы. Более подробно распределение ответственности между заинтересованными сторонами рассматривается в соответствующих параграфах, в частности, вопросы хранения и дистрибуции ЛС рассмотрены в контексте управления лекарственным снабжением (см. главу 7, «Еженедельник АПТЕКА», № 47 от 2 декабря 2002 г.). Ответственность распределяется следующим образом.

Производители несут ответственность за разработку и производство ЛС надлежащего качества, строго соблюдая нормы GMP. Чтобы гарантировать качество выпускаемой продукции, они обязаны документировать все осуществляемые процедуры и виды своей деятельности.

УОРКЛС должны гарантировать, что:

  • лицензированные ЛС надлежащим образом оценены и зарегистрированы;

  • производители ЛС выполняют требования GMP (выясняется при проведении лицензирования и инспекций);

  • качество импортируемых ЛС обеспечено необходимой системой мер, например, Системой ВОЗ по сертифицированию качества фармацевтической продукции для международной торговли;

  • качество ЛС остается неизменным в  процессе снабжения благодаря соблюдению надлежащих правил хранения и дистрибуции, а также мониторингу качества препаратов на всех звеньях дистрибуторской цепочки.

Организации, ответственные за закупку ЛС, должны гарантировать, что:

  • препараты правильно отобраны, приобретены из надежных источников;

  • по получении ЛС произведена их визуальная оценка;

  • хранение и транспортировка ЛС осуществляются надлежащим образом.

Может потребоваться проведение необходимых лабораторных исследований, в организации должна существовать процедура оповещения об обнаруженных дефектах качества и отзыва препаратов.

Организации, занимающиеся дистрибуцией и отпуском, должны правильно обращаться с ЛС и обеспечивать их надлежащее хранение, упаковку и отпуск. Кроме того, они обязаны информировать пациентов о правильном обращении и хранении лекарственных препаратов.

Лицензирование

Принудительная система лицензирования производителей, импортеров и дистрибуторов необходима для того, чтобы гарантировать соответствие всех ЛС установленным стандартам качества, безопасности и эффективности. Кроме того, все помещения и процедуры, используемые при производстве, хранении и дистрибуции препаратов, должны соответствовать требованиям по обеспечению долговременного выполнения принятых стандартов — вплоть до момента поступления ЛС к конечному потребителю.

Прежде чем система официального лицензирования будет введена в действие, необходимо:

  • точно определить различные категории владельцев лицензий;

  • определить содержание и формат лицензий;

  • детализировать критерии, исходя из которых будут рассматриваться заявки на  лицензирование;

  • разработать для заинтересованных сторон руководство по составлению заявок на  лицензирование, в котором определить содержание и формат указанных заявок, а также обстоятельства, при которых требуется подача заявок на возобновление, продление или внесение изменений в лицензии.

Инспектирование

Инспектирование — это важная стратегия, гарантирующая качество ЛС. Цель инспекции — гарантировать, что вся деятельность по производству, импорту, экспорту, дистрибуции и т. д. соответствует регуляторным требованиям, требованиям к обеспечению качества и выполняется согласно соответствующим инструкциям. Проведение инспекций требует наличия мотивированного, квалифицированного и хорошо оплачиваемого персонала. Целесообразно использовать руководства ВОЗ по проведению инспекций, которые содержат контрольные списки для инспекторов, типовые формы и образцы отчетности, а также значительное количество полезных ссылок (1. WHO. Provisional guidelines on the inspection of pharmaceutical manufacturers. Опубликовано в: WHO Expert Committee on Specifications for Pharmaceutical Preparations. Thirty-second Report. WHO Technical Report Series No.823, Annex 2. Geneva: World Health Organization; 1992. Повторно опубликовано в: Quality assurance of pharmaceuticals. A compendium of guidelines and related materials, Volume 2. Geneva: World Health Organization; 1999. 2. WHO. Guidelines for inspection of drug distribution channels. Опубликовано в: WHO Expert Committee on Specifications for Pharmaceutical Preparations. Thirty-fifth Report. WHO Technical Report Series No.885, Annex 6. Geneva: World Health Organization; 1999. Повторно опубликовано в: Quality assurance of pharmaceuticals. A compendium of guidelines and related materials, Volume 2. Geneva: World Health Organization; 1999).

Надлежащая производственная практика (GMP)

Чтобы гарантировать высокое качество ЛС, необходима всеобъемлющая система обеспечения качества производства ЛС, включая надлежащую организацию производственных процессов и контрольных мероприятий. Эта практика изложена в руководстве ВОЗ по GMP (WHO. Good manufacturing practices for pharmaceutical products. WHO Expert Committee on Specifications for Pharmaceutical Preparations. Thirty-second Report. WHO Technical Report Series No. 823, Annex 1. Geneva: World Health Organization; 1992). Соответствие стандартам GMP позволяет не только гарантировать качество ЛС, но и экономить средства за счет уменьшения количества субстандартных партий произведенной продукции, которые подлежат переработке или уничтожению.

Национальные УОРКЛС могут обмениваться информацией о GMP посредством Системы ВОЗ по сертификации качества фармацевтической продукции для международной торговли (блок 3).

Блок 3

СИСТЕМА ВОЗ ПО СЕРТИФИКАЦИИ КАЧЕСТВА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Система ВОЗ по сертификации качества фармацевтической продукции для международной торговли (1. WHO. Certification Scheme on the Quality of Pharmaceutical Products Moving in International Commerce. Geneva: World Health Organization; 1997. WHO/PHARM/82.4, Rev.5. 2. WHO. Guidelines for implementation of the WHO Certification Scheme on the Quality of Pharmaceutical Products Moving in International Commerce. WHO Expert Committee on Specifications for Pharmaceutical Preparations. Thirty-fourth Report. WHO Technical Report Series No.863, Annex 10. Geneva: World Health Organization; 1996), направлена на активизацию и стандартизацию обмена информацией между УОРКЛС. Такой обмен особенно важен, когда речь идет о регуляторном контроле ЛС, импортируемых развивающимися странами с ограниченными ресурсами. Согласно условиям Системы ВОЗ, УОРКЛС страны-экспортера обязаны предоставить сертификат, в котором содержится следующая информация:

  • Подтверждение того, что препарат зарегистрирован и разрешен к продаже на  территории страны-экспортера, с указанием даты регистрации и номера регистрационного свидетельства. Если данное ЛС не зарегистрировано, должны быть указаны причины.

  • Подтверждение того, что прилагаемая к  сертификату информация о препарате утверждена для использования в стране-экспортере.

  • Подтверждение того, что производство данного ЛС регулярно инспектируется на соответствие стандартам GMP ВОЗ и проводится контроль его качества.

Выполнение условий Системы ВОЗ не является обязательным и зависит от доброй воли УОРКЛС страны-экспортера. Степень надежности сертификата никогда не может быть выше надежности выдавшего его компетентного органа. Страна вправе присоединиться к Системе ВОЗ только как «импортирующая» (получающая сертификат) — даже если она одновременно осуществляет экспорт ЛС. Система ВОЗ обеспечивает органы, в компетенцию которых входит импорт ЛС, информацией о статусе препаратов, предоставляемой УОРКЛС страны-экспортера. Однако деятельность Системы ВОЗ направлена на совершенствование процедур лицензирования и регистрации в импортирующей стране, а не на их подмену. Такая информация не включает условия транспортировки и хранения препарата с момента его выпуска производителем. Если в сертификатах на свободную продажу не указывают данные о государственных инспекциях и утвержденных показаниях к применению, их не следует использовать.

Контроль качества

ЛККЛС с помощью соответствующих исследований отвечают за проверку, имеет или нет ЛС необходимое качество. Ресурсы и технические возможности для осуществления данного вида деятельности в разных странах различны, однако УОРКЛС должен иметь в своем распоряжении ЛККЛС, которая также играет важную роль как в регистрационном процессе, так и в контроле качества ЛС, уже присутствующих на рынке.

Организация и обеспечение деятельности ЛККЛС являются дорогостоящими. Вообще, странам рекомендовано иметь в наличии хотя бы небольшую лабораторию, позволяющую осуществлять простейшие исследования, и со временем наращивать ее мощность. В некоторых случаях возможно надлежащее и экономически эффективное выполнение исследований в уже существующих учреждениях, например на базе фармацевтических кафедр университетов или в независимых лабораториях. Кроме того, существуют международные ЛККЛС, которые оказывают услуги по экспертизе препаратов по вполне доступным ценам. ВОЗ разработаны рекомендации по организации небольших и средних аналитических лабораторий (1. WHO. National laboratories for drug quality surveillance and control. WHO Expert Committee on Specifications for Pharmaceutical Preparations. Twenty-ninth Report. WHO Technical Report Series No.704, Annex 1. Geneva: World Health Organization; 1984. 2. WHO. Good laboratory practices in governmental drug control laboratories. WHO Expert Committee on Specifications for Pharmaceutical Preparations. Thirtieth Report. WHO Technical Report Series No.748, Annex 1. Geneva: World Health Organization; 1987).

Так как создание и функционирование ЛККЛС требует значительных кадровых и финансовых ресурсов, они могут быть созданы и функционировать в структуре организационно независимых УОРКЛС. Текущие расходы обеих организаций могут покрываться за счет прибыли от регистрационных сборов. Такая практика, как правило, эффективна, поскольку регистрационные сборы (в отличие от лабораторных исследований) дают значительную прибыль. В производящих ЛС странах создание отделов по контролю качества в структуре предприятий по производству и оптовой торговле (дистрибуции) может быть одним из условий выдачи лицензий. Таким образом, под строгим надзором государственных инспекторов и национальной ЛККЛС должен быть высокий уровень контроля качества ЛС.

8.6. БЕЗОПАСНОСТЬ

Безопасность ЛС и изделий медицинского назначения является одним из критериев для выдачи торговой лицензии, а ее проверка — составной частью процесса регистрации. Мониторинг ADR и система раннего оповещения и отзыва являются дополнительными путями обеспечения безопасности после выдачи торговой лицензии.

Мониторинг побочных реакций на лекарственные средства

Для сбора и оценки информации о ADR необходимы национальные и международные системы фармаконадзора. Однако в странах с ограниченным уровнем регуляторной активности создание национальной системы фармаконадзора не следует рассматривать как приоритет. Если в какой-либо стране зафиксированы серьезные ADR, послужившие поводом для изъятия или серьезного ограничения использования определенного ЛС, то эту информацию по различным каналам получают остальные страны (см. параграф 8.9). К таким каналам относятся сообщения ВОЗ «Drug Alert» («Сигнал об опасности препарата»), рассылаемые во все УОРКЛС, и сообщения Центра сотрудничества ВОЗ по международному мониторингу лекарственных средств, расположенного в г. Уппсала, Швеция (подробнее см. «Еженедельник АПТЕКА», № 45 (366) от 18 ноября 2002 г.Прим. ред.).

Национальные правительства должны тщательно взвешивать возможности и ресурсы для создания собственных систем отчетности об ADR, а также оценивать способность УОРКЛС оперировать поступившей информацией. В случае необходимости следует определить наиболее эффективные пути использования информации, полученной из международных источников.

Система предостережений/отзыва

Основана ли информация на данных национальной системы мониторинга ADR, или получена через международные системы оповещения об ADR, национальные УОРКЛС должны решить, как правильно ее использовать. Примером возможных ответных мероприятий могут быть приостановка действия торговой лицензии, отзыв определенных серий препарата, опубликование предостережений в национальном фармацевтическом информационном бюллетене или направление отдельных предостережений соответствующим учреждениям и назначающим ЛС врачам.

8.7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Эффективность ЛС и изделий медицинского назначения является одним из критериев для выдачи торговой лицензии, а ее проверка — составной частью процесса регистрации. Для различных категорий ЛС — препаратов-генериков и новых химических веществ — применяются различные процедуры.

Оценка и лицензирование препаратов, содержащих давно изученные химические вещества

Для препаратов, содержащих изученные ингредиенты (к таковым относится большинство генерических основных ЛС) и имеющих стандартные рекомендации по клиническому применению, необходимость в повторной оценке эффективности и безопасности активных ингредиентов, как правило, отсутствует и проведение отдельных клинических испытаний в отдельных странах обычно не требуется. Целесообразно сосредоточить внимание на оценке таких представленных параметров, как, например, лекарственная форма, биодоступность (в соответствующих случаях) и качество препарата, а также точность сопроводительной информации. Требования к документам, которые сопровождают препарат в процессе регистрации, как и к самому процессу регистрации, определены в соответствующем руководстве ВОЗ (WHO. Multisource (generic) pharmaceutical products: guidelines on registration requirements to establish interchangeability. WHO Expert Committee on Specifications for Pharmaceutical Preparations. Thirty-fourth Report. WHO Technical Report Series No.863, Annex 9. Geneva: World Health Organization; 1996. Также опубликовано в: Quality assurance of pharmaceuticals. A compendium of guidelines and related materials, Volume 1. Geneva: World Health Organization; 1997).

Оценка и лицензирование препаратов, содержащих новые химические вещества

Для получения торговой лицензии на новое лекарственное вещество необходимо предоставить более обширную информацию, подтверждающую его эффективность и безопасность. Подробно должны быть изложены сведения о его химических, фармакологических и токсических свойствах, результаты исследований на животных по определению влияния на репродуктивную систему и наличия тератогенного эффекта, а также клинических исследований. При лицензировании инновационных препаратов небольшие УОРКЛС с ограниченными ресурсами должны проявлять осторожность, поскольку не всегда имеют возможность осуществить такую же всестороннюю оценку, как УОРКЛС высокоразвитых стран, или проконтролировать фармакологическое действие ЛС, проводя постлицензионный надзор. Вообще, прежде чем разрешить использование нового препарата, небольшому УОРКЛС с ограниченными ресурсами целесообразно некоторое время выждать, пока соответствующая информация будет получена и оценена где-либо еще.

Оценка средств нетрадиционной медицины и препаратов растительного происхождения

Оптимизировать использование средств нетрадиционной медицины и препаратов растительного происхождения можно с помощью надлежащего регулирования (WHO. Regulatory situation of herbal medicines: a worldwide review. Geneva: World Health Organization; 1998: WHO/TRM/98.1) и более тщательной оценки их безопасности и эффективности. ВОЗ предпринимает активные шаги, чтобы собрать и задокументировать все опубликованные сведения о фармакологических свойствах и клиническом использовании наиболее распространенных средств нетрадиционной медицины и препаратов растительного происхождения (WHO. WHO monographs on selected medicinal plants. Volume 1. Geneva: World Health Organization; 1999). Указанная информация призвана способствовать внедрению терапии с помощью нетрадиоционных и растительных ЛС в национальные системы здравоохранения.

Разрешение на проведение клинических испытаний

Иногда УОРКЛС приходится рассматривать заявления о проведении клинических испытаний незарегистрированных препаратов для терапии патологических состояний, характеризующихся высокой распространенностью в данном районе. Чтобы быть готовыми к такой ситуации, в системе регистрации следует предусмотреть возможность импортирования необходимых материалов, подлежащих соответствующему контролю. Проведение таких испытаний допускается лишь после того, как будет получено официальное разрешение компетентного регистрационного органа. Кроме того, должны быть получены гарантии, что данные испытания будут проводиться в соответствии с принципами, изложенными в Хельсинской декларации Всемирной медицинской ассоциации (World Medical Association’s Declaration of Helsinki), и руководством, изданным Советом международных научно-медицинских организаций — Council for International Organizations of Medical Sciences (CIOMS/WHO. International ethical guidelines for biomedical research involving human subjects. Geneva: Council for International Organizations of Medical Sciences and World Health Organization; 1993). В некоторых документах подчеркивается, что неэтично проводить клинические испытания препаратов на людях, если эти препараты после окончания испытаний будут для них недоступны (Tan-Torres Edejer T North-South research partnerships: the ethics of carrying out research in developing countries. SMJ1999; 319: 438–441). Указанное соображение было одной из причин пересмотра Хельсинкской декларации в 2000 г. (World Medical Association. Declaration of Helsinki. Available at: http://www.wma.net Также опубликовано в: WHO Drug Information 2000; 14 (3): 160–162; см. также главу 10).

8.8. ИНФОРМАЦИЯ И ПРОДВИЖЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Лекарственный препарат — это химическое вещество плюс информация о нем. Одной из важнейших задач УОРКЛС является подтверждение того, что информация об ЛС является объективной, точной, современной и доступной как для врача, так и для пациента.

Оценка и утверждение инструкции по применению и маркировки препарата

Система оценки и регистрации ЛС включает процедуры оценки и утверждения инструкции по применению, а также маркировки препарата. Обычно эта информация указывается в листке-вкладыше (аннотации) или в фармакологических справочниках. Не утихают дискуссии по поводу того, должна ли информация, которой УОРКЛС пользуются при оценке эффективности и безопасности новых ЛС в процессе их лицензирования, предаваться огласке, особенно если эта информация представляет собой неопубликованные данные, которые компания-производитель может рассматривать как конфиденциальные. Многие районные и учрежденческие лекарственные комитеты могли бы использовать такую информацию для принятия решений о разработке клинических рекомендаций и составлении перечня основных ЛС.

Продвижение лекарственных средств

НЛП должна включать правила, контролирующие продвижение ЛС и правильность информации о них, поскольку это важно для обеспечения рационального использования препаратов. Рекомендуется пользоваться руководством ВОЗ, которым определены основополагающие принципы продвижения ЛС: «Этические критерии продвижения лекарственных средств» (WHO. Ethical criteria for medicinal drug promotion. Geneva: World Health Organization; 1988). Продвижение ЛС должно быть согласовано с национальной политикой в области здравоохранения и соответствовать национальным регуляторным требованиям. Любая информация, направленная на стимуляцию продаж, должна быть объективной, конкретной, правдивой, исчерпывающей, обоснованной, свежей, доказательной и изложенной в доступной форме.

Мониторинг продвижения ЛС требует надлежащих ресурсов и четких политических обязательств по выполнению соответствующих нормативных документов. Они могут предусматривать такие санкции, как наложение штрафов или публикация опровержений некорректной информации в СМИ, которые ее впервые обнародовали.

8.9. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН С ВОЗ И ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Существует ряд каналов, с помощью которых УОРКЛС могут обмениваться информацией между собой или с международными организациями, например с ВОЗ. К таким механизмам относятся:

  • Drug Safety Alerts — «Сигнал об опасности препарата»: информация, публикуемая ВОЗ в случае обнаружения серьезных несоответствий качества или безопасности. Доступ: http://www.who.int/medicines/organization/qsm/activities/drugsafety/orgqsmalerts.shtml

  • WHO Pharmaceutical Newsletter — фармацевтический ежемесячный бюллетень ВОЗ, содержащий информацию о регуляторных решениях УОРКЛС. Доступ: http://www.who.int/medicines/organization/qsm/activities/drugsafety/orgqpharmanews.shtml

  • WHO Drug Information — ежеквартальное издание ВОЗ, содержащее информацию общего характера о ЛС, в том числе репринты таких важнейших документов, как Примерный перечень основных лекарственных средств ВОЗ (WHO Model List of Essential Drugs). Доступ: http://www.who.int/druginformation/

  • UN Consolidated List of Products whose Consumption and/or Sale have been banned, withdrawn, severely restricted or not approved by Governments — Сводный список препаратов, использование и/или продажа которых были запрещены, существенно ограничены либо запрещены правительствами. Издается ООН. Доступ на веб-сайте ВОЗ: http://www.who.int/medicines

  • WHO Certification Scheme on the Quality of Pharmaceutical Products Moving in International Commerce — Система ВОЗ по сертификации качества фармацевтической продукции для международной торговли (см. параграф 8.5). Доступ: http://www.who.int/medicines/organization/qsm/activities/drugregul/certification/certifscheme.shtml

  • WHODRA (веб-сайт с регистрационным доступом): http://mednet.who.int/

  • United Nations Office for Drug Control and Crime Prevention — Управление по контролю за наркотиками и  предупреждению преступности** (списки подлежащих контролю ЛС, международные конвенции и т.д.). Доступ: http://www.undcp.org

Веб-сайты некоторых зарубежных УОРКЛС:

Франция: http://agmed.sante.gouv.fr

Нидерланды. http://www.cbg-meb.nl/

Испания: http://www.cof.es/bot/

Швеция: http://www.mpa.se/ie_engindex.html

США: http://www.fda.gov/default.htm

ЕС: Европейское агентство по оценке лекарственных средств — European Medicines Evaluation Agency: http://www.eudra.org/en_home.htm


* Продолжение. Начало см. «Еженедельник АПТЕКА», № 40 (361) от 14 октября 2002 г., № 42 (363) от 28 октября 2002 г., № 43 (364) от 4 ноября 2002 г., № 44 (365) от 11 ноября 2002 г., № 47 (368) от 2 декабря 2002 г.

** В октябре 2002 г. переименовано в Управление по наркотикам и преступности. — Прим. ред.

Продолжение в следующих номерах «Еженедельника АПТЕКА»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті