Если гора не идет к Магомету… Аптечные продажи: февраль 2006 г.

Рынок аптечных продаж образца февраля 2006 г. в полной мере соответствует всем прогнозам его развития, о которых уже неоднократно шла речь в наших предыдущих публикациях. Однако особого внимания в этот период заслуживает факт смены лидера рынка среди препаратов по объемам аптечных продаж («Еженедельник АПТЕКА» №15 (536) от 17 апреля 2006 г.). И в данном случае это наилучшим образом свидетельствует о готовности отечественного рынка к изменению в сторону модели таковых развитых стран, где спрос гармонично подчинен предложению. При этом наилучшим образом такие изменения характеризует древняя восточная мудрость, которая гласит, что если гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к горе. И на отечественном рынке аптечных продаж уже есть все предпосылки к эффективному взаимодействию его операторов и конечных потребителей, где первые готовы формировать оптимальное предложение, а вторые уже могут заботиться о качестве жизни. Анализ произведен по данным системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

По итогам февраля 2006 г. объем рынка аптечных продаж в денежном выражении составил 761,7 млн грн., а в натуральном — 157,1 млн упаковок, что превысило показатели аналогичного периода 2005 г. на 39,9 и 23,9% соответственно (табл. 1). При этом динамика рынка, в первую очередь, связана с изменениями объемов розничной реализации лекарственных средств (ЛС) — наиболее весомой его категории. Так, по итогам исследуемого периода он составил 655,9 млн грн. в денежном выражении и 105,6 млн упаковок в натуральном, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 36,7 и 18,8% соответственно. Видно, что показатели увеличения объемов продаж ЛС в денежном выражении практически в 2 раза превысили таковые в натуральном, что указывает на сохранение тенденции к повышению средневзвешенной стоимости 1 упаковки этих товаров. Однако такие показатели прироста продаж несколько ниже общих по рынку в целом. А значит, наращивание объемов реализации остальных категорий товаров происходит быстрее, что естественно обусловливает некоторое уменьшение удельного веса ЛС в структуре объемов аптечных продаж — по итогам исследуемого периода относительно февраля 2005 г. это снижение составило 2,0% в денежном и 2,9% в натуральном выражении, которые практически равномерно распределили между собой остальные категории товаров. При этом максимальные показатели прироста объемов продаж были зафиксированы по косметике (107,6 и 103,0% в денежном и натуральном выражении), благодаря чему ее удельный вес увеличился на 1,1 и 0,7%. Кроме этого, высокие показатели увеличения объемов продаж были зафиксированы по ИМН и БАД. Конечно же, такие изменения подтверждают тот факт, что первопричиной стимулирования рынка является повышение платежеспособности населения, которое способствует более качественной заботе людей о своем здоровье. Как следствие, потребление более дорогих и качественных товаров увеличивается, и двигатель рынка — его величество спрос — начинает присматриваться к тому, что же ему могут предложить.

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в феврале 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Февраль Млн грн. Удельный вес
категории, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
категории, %
D, %
ЛС
2004 391,4 87,4 77,6 71,8
2005 479,8 88,1 22,6 88,9 70,1 14,5
2006 655,9 86,1 36,7 105,6 67,2 18,8
ИМН
2004 36,1 8,1  – 27,7 25,6 –?
2005 41,1 7,6 13,8 34,7 27,4 25,4
2006 63,3 8,3 54,0 45,8 29,1 31,9
Косметика
2004 10,9 2,4 –? 1,7 1,6 –?
2005 11,7 2,1 6,9 1,5 1,2 -14,8
2006 24,3 3,2 107,6 3,0 1,9 103,0
БАД
2004 9,6 2,1 –? 1,1 1,0  –
2005 11,8 2,2 23,1 1,8 1,4 57,6
2006 18,2 2,4 53,8 2,8 1,8 57,2
Всего
2004 448,0 108,1
2005 544,4 21,5 126,8 17,3
2006 761,7 39,9 157,1 23,9

Об увеличении потребления дорогостоящей продукции «аптечной корзины» свидетельствуют изменения средневзвешенной стоимости различных категорий товаров, которые в полной мере соответствуют наметившимся ранее тенденциям. Так, по итогам исследуемого периода средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС составила 6 грн. 21 коп., превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 15,1% (рис. 1). При этом максимальными показателями прироста охарактеризовалась средневзвешенная стоимость ИМН — в это время она повысилась на 16,8%. Отметим также, что аналогичные показатели по косметике и БАД в исследуемый период не претерпели существенных изменений по сравнению с февралем 2005 г.

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» в феврале 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» в феврале 2004–2006 гг. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с  предыдущим годом

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что прирост объемов продаж ЛС в феврале 2006 г. охарактеризовался, казалось бы, относительно невысокими показателями по сравнению с аналогичными во втором полугодии 2005 г. и январе текущего года (рис. 2). Однако в этом случае необходимо учесть существенное увеличение рынка аптечных продаж в феврале 2005 г. относительно аналогичного периода 2004 г. Поэтому вряд ли стоит говорить о снижении темпов роста розничного сегмента фармацевтического рынка. Несмотря на то, что прирост объемов продаж ЛС, зафиксированный по итогам исследуемого периода, оказался существенно ниже такового в январе текущего года, объем рынка по-прежнему продолжает расти. Так, в феврале 2006 г. он уже превысил показатели января на 7,3 млн грн.

Рис. 2. Объем розничных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении в феврале 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 2. Объем розничных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении в феврале 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с  предыдущим годом

Отметим, что по итогам исследуемого периода полностью сохранились и намеченные ранее тенденции изменения объемов продаж различных товаров «аптечной корзины» зарубежного и отечественного производства. Так, придерживаясь выбранного курса интенсивного развития рынка, отечественные производители продолжают увеличивать объемы реализации дорогостоящих товаров (табл. 2, 3). Однако их доля в структуре аптечных продаж несколько сократилась как в денежном (на 0,4%), так и в натуральном (на 3,9%) выражении. Вместе с тем, прирост объемов продаж отечественной косметики и БАД в феврале 2006 г. существенно превышал таковой по зарубежным продуктам. При этом выведение на рынок конкурентоспособных товаров отечественного производства вынуждает зарубежных производителей активно бороться за сохранение своей доли рынка. Для этого они избрали путь увеличения товарооборота за счет продаж, в первую очередь, среднестоимостных препаратов, что, нужно сказать, вполне соответствует существующей структуре спроса. Явное подтверждение подобной трактовки событий мы находим и при исследовании структуры импортных поставок ГЛС, где также наблюдается тенденция к увеличению доли препаратов среднестоимостной ценовой ниши (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 17 (538) от 1 мая 2006 г.). В результате и на розничном рынке происходит увеличение удельного веса менее дорогих зарубежных ЛС, а показатели прироста средневзвешенной стоимости в феврале 2006 г. здесь оказались существенно ниже таковых в целом по рынку (8,3% по сравнению с 15,1%). Тогда как прирост аналогичного показателя по отечественным препаратам составил 17,3%. Отметим также существенное увеличение объемов продаж зарубежных ИМН, благодаря которому по итогам исследуемого периода их удельный вес увеличился на 4,6% в денежном и на 7,8% в натуральном выражении.

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в феврале 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Февраль Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес
категории, %
D, % Млн грн. Удельный вес
категории, %
D, %
ЛС
2004 285,2 72,9 106,2 27,1
2005 346,9 72,3 21,7 132,9 27,7 25,1
2006 476,0 72,6 37,2 179,8 27,4 35,4
ИМН
2004 23,7 65,6 12,4 34,4
2005 25,9 63,1 9,4 15,2 36,9 22,3
2006 42,8 67,7 65,2 20,5 32,3 34,8
Косметика
2004 7,4 67,5 3,6 32,5
2005 8,5 72,3 14,5 3,2 27,7 -8,8
2006 17,1 70,4 102,3 7,2 29,6 121,5
БАД
2004 5,2 54,1 4,4 45,9
2005 6,4 54,4 23,9 5,4 45,6 22,2
2006 9,3 51,1 44,4 8,9 48,9 65,0
Всего
2004 321,5 71,7 126,6 28,3
2005 387,7 71,2 20,6 156,7 28,8 23,7
2006 545,3 71,6 40,6 216,4 28,4 38,1

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в феврале 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Февраль Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес
категории, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
категории, %
D, %
ЛС
2004 22,23 28,7 55,35 71,3
2005 26,82 30,2 20,7 62,03 69,8 12,1
2006 33,97 32,2 26,7 71,61 67,8 15,4
ИМН
2004 13,47 48,7 14,19 51,3
2005 14,74 42,5 9,4 19,96 57,5 40,6
2006 23,03 50,3 56,3 22,72 49,7 13,8
Косметика
2004 0,73 41,9 1,01 58,1
2005 0,64 42,8 -12,9 0,85 57,2 -16,2
2006 1,26 41,8 98,3 1,75 58,2 106,5
БАД
2004 0,33 28,9 0,80 71,1
2005 0,46 25,7 39,9 1,32 74,3 64,8
2006 0,69 24,5 50,0 2,11 75,5 59,6
Всего
2004 36,8 34,0 71,4 66,0
2005 42,7 33,6 16,0 84,2 66,4 18,0
2006 58,9 37,5 38,2 98,2 62,5 16,7

Более подробно разобраться в стратегиях производителей позволяют изменения ценовой структуры рынка (табл. 4). Так, по итогам исследуемого периода относительно февраля 2005 г. максимальные показатели прироста объемов продаж ЛС были зафиксированы в высокостоимостной нише (на 48,0% в денежном и 62,2% в натуральном выражении). Соответственно этому на 2,8 и 1,3% увеличился и их удельный вес в структуре аптечных продаж. В это же время прирост объемов продаж среднестоимостных препаратов достиг достаточно высоких отметок: 34,7% в денежном и 35,8% в натуральном выражении. Однако в денежном выражении они уступили 0,7% своей доли рынка высокостоимостным ЛС. Кроме этого, невысокие показатели прироста объемов продаж низкостоимостных препаратов привели к существенному уменьшению их удельного веса, что в очередной раз свидетельствует об однозначных изменениях спроса и предложения. С одной стороны, потребители все больше отдают предпочтение более дорогим товарам, с другой — производители уже просто не могут делать ставки на эффективность реализации низкостоимостных ЛС. Поэтому не удивительно, что в последнее время отмечается постоянное увеличение средневзвешенной стоимости 1 упаковки низкостоимостных препаратов, которое в феврале 2006 г. составило 9,7% (рис. 3). При этом в средне- и высокостоимостной нишах, напротив, было зафиксировано снижение этого показателя на 0,8 и 8,8% соответственно, что, в свою очередь, указывает на клиенториентированность операторов рынка в процессе управления ассортиментной и ценовой политикой. Однако в этом отношении подход отечественных и зарубежных производителей существенно отличается.

Рис. 3. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в феврале 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 3. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в  феврале 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в феврале 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Февраль Млн грн. Удельный вес
ниши, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
ниши, %
D, %
Низкостоимостная
2004 78,8 20,1 57,8 74,5
2005 97,0 20,2 23,1 65,9 74,2 14,1
2006 118,8 18,1 22,4 73,6 69,7 11,7
Среднестоимостная
2004 173,6 44,4 16,7 21,5
2005 221,5 46,2 27,6 19,8 22,3 18,4
2006 298,4 45,5 34,7 26,9 25,5 35,8
Высокостоимостная
2004 139,0 35,5 3,1 4,0
2005 161,3 33,6 16,1 3,1 3,5 2,2
2006 238,7 36,4 48,0 5,1 4,8 62,2
Всего
2004 391,4 77,6
2005 479,8 22,6 88,9 14,5
2006 655,9 36,7 105,6 18,8

Отметим, что по итогам исследуемого периода приросты объемов продаж высокостоимостных препаратов зарубежного и отечественного производства в натуральном выражении существенно превысили таковые в денежном, — что и привело к соответствующему уменьшению их средневзвешенной стоимости. Тогда как незначительные изменения этого показателя по среднестоимостным ЛС в некоторой степени компенсировались за счет существенного превышения показателей прироста объемов продаж отечественных препаратов, относящихся к этой нише, в денежном выражении — над таковыми в натуральном.

На фоне существенного увеличения объемов продаж средне- и высокостоимостных препаратов, интересно рассмотреть, как именно влияет на эти показатели количество наименований препаратов в той или иной ценовой нише. Ведь в данном случае такие структурные изменения сопровождаются выведением на рынок ряда новых ЛС, которые непосредственно участвуют в формировании спроса. Любому рынку, в том числе и фармацевтическому, свойственна постоянная актуализация ассортимента. Так, например, в феврале 2006 г. на рынок было выведено порядка 100 новых препаратов, более 80% из которых относятся к средне- и высокостоимостной нишам, что указывает на стабильную и систематичную работу производителей, направленную на удовлетворение спроса.

В структуре объемов продаж АТС-классификации третьего уровня по итогам исследуемого периода первенство по-прежнему закреплено за препаратами группы N02B (табл. 5). При этом объем их продаж сократился на 6,0% относительно аналогичного периода 2005 г. и составил 32,6 млн грн. Что же касается остальных участников приведенного рейтинга — по всем группам отмечены достаточно высокие показатели прироста объемов продаж. Однако отдельного внимания в этом случае заслуживает группа препаратов N06B, объем продаж которых по итогам исследуемого периода увеличился на 123,9%, благодаря чему она смогла подняться в рейтинге на 9 позиций и занять 5-е место. При этом можно с уверенностью сказать, что эти изменения в значительной степени произошли благодаря существенному увеличению объемов аптечных продаж всего лишь одного препарата — ФЕЗАМА, что и стало кульминационным событием на рынке аптечных продаж в феврале 2006 г.

Таблица 5

Топ-5 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в феврале 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

№ п/п АТС-код

Наименование АТС-группы

Млн грн.
2004 2005 D, % 2006 D, %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 18,3 34,7 89,0 32,6 -6,0
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и  противоревматические средства 11,9 14,8 24,3 24,6 66,4
3 A11A Поливитамины с добавками 15,5 14,5 -6,2 21,4 47,2
4 C01E Прочие кардиологические препараты 10,9 14,2 30,5 21,3 50,6
5 N06B Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (ADHD), и ноотропные средства 6,7 8,5 26,7 19,1 123,9
Прочие 328,1 393,1 19,8 536,9 36,6
Всего 391,4 479,8 22,6 655,9 36,7

Итак, впервые за долгое время пальму первенства по объему аптечных продаж получил ФЕЗАМ, опередив уже, казалось бы, непревзойденного лидера предыдущих лет — ЭССЕНЦИАЛЕ (табл. 6). Интересно, что эти два препарата относятся к разным группам АТС-классификации: ФЕЗАМ — N06B «Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (ADHD), и ноотропные средства», а ЭССЕНЦИАЛЕ — A05B «Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества». При этом прорыв ФЕЗАМА, скорее, является закономерным событием, чем стихийным, поскольку на протяжении нескольких предыдущих месяцев отмечалось постепенное увеличение объемов продаж группы препаратов N06B. Все это в определенной степени подтверждает тенденцию изменения отечественного рынка аптечных продаж в сторону модели такового развитых стран.

Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в феврале 2006 г.

№ п/п

Наименование

1 ФЕЗАМ
2 ЭССЕНЦИАЛЕ
3 АКТОВЕГИН
4 ЦЕФТРИАКСОН
5 МИЛДРОНАТ
6 ВИТРУМ
7 ПРЕДУКТАЛ
8 МЕЗИМ
9 НО-ШПА
10 НАТРИЯ ХЛОРИД
11 ЭНАП
12 КОЛДРЕКС
13 ФЕРВЕКС
14 КАПТОПРЕС
15 ГЕПАБЕНЕ
16 КЕТАНОВ
17 КАЛЬЦЕМИН
18 ФЕСТАЛ
19 ЛАЗОЛВАН
20 ПРОСТАМОЛ УНО
21 АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА
22 ДИКЛОБЕРЛ
23 РАНИТИДИН
24 ЦЕФАЗОЛИН
25 КСЕНИКАЛ
26 ТРАУМЕЛЬ С
27 ЦИТРАМОН
28 СТРЕПСИЛС
29 ЦЕРЕБРОЛИЗИН
30 КАРСИЛ
31 ВИАГРА
32 ФЛУКОНАЗОЛ
33 ЛИНЕКС
34 ТЕРАФЛЕКС
35 НИЗОРАЛ
36 МУЛЬТИ-ТАБС
37 КАВИНТОН
38 ГЕНТОС
39 ЭНТЕРОСГЕЛЬ
40 ТИОТРИАЗОЛИН
41 МОВАЛИС
42 СПАЗМАЛГОН
43 СУПРАДИН
44 ДИП РИЛИФ
45 ОМЕЗ
46 МАГНЕ В6
47 ДОЛАРЕН
48 КОРВАЛОЛ
49 НИМЕСИЛ
50 АНАЛЬГИН

В итоговом за февраль 2006 г. топ-листе корпораций по объему аптечных продаж первенство по-прежнему удерживает за собой компания «Sanofi-Aventis» (табл. 7). Впрочем, и весь состав первой десятки не изменился. Здесь произошли лишь некоторые перемещения компаний с одной позицию на другую. Что же касается остальных участников рейтинга — их состав пополнился несколькими новыми именами, которые не вошли в топ-50 за февраль 2005 г. Отметим также, что в рейтинге владельцев лицензий первое место заняла «Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 8).

Таблица 7

Топ-лист корпораций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в феврале 2005 и 2006 гг.

Корпорация

№ п/п
2006 г. 2005 г.
Sanofi-Aventis (Франция) 1 1
Menarini Group (Италия) 2 2
Дарница (Украина) 3 4
Артериум Корпорация (Украина) 4 3
Novartis (Швейцария)* 5 5
KRKA (Словения) 6 6
Борщаговский ХФЗ (Украина) 7 9
Фармак (Украина) 8 8
Здоровье (Украина) 9 10
GlaxoSmithKline (Великобритания) 10 7
Actavis (Исландия) 11 18
Gedeon Richter (Венгрия) 12 11
Heel (Германия) 13 12
Sagmel (США) 14 13
Servier (Франция) 15 19
Boehringer Ingelheim (Германия) 16 17
ratiopharm (Германия) 17 20
Nycomed (Норвегия) 18 21
Bittner (Австрия) 19 16
Genom Biotech (Индия) 20 15
Pfizer Inc. (США) 21 23
Ranbaxy (Индия) 22 22
КВЗ (Украина) 23 24
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 24 25
Egis (Венгрия) 25 29
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 26 ?
Bayer (Германия) 27 99
BMS (США) 28 14
Unipharm (США) 29 35
Schering (Германия) 30 27
Naturwaren (Германия) 31 34
Johnson & Johnson (США) 32 41
Grindeks (Латвия) 33 26
Sopharma (Болгария) 34 32
Bionorica (Германия) 35 42
Биофарма (Украина) 36 38
Материа Медика (Россия) 37 65
Концерн Стирол (Украина) 38 30
Pliva (Хорватия) 39 31
Mili Healthcare (Великобритания) 40 49
Zentiva (Чешская Республика) 41 36
Dr. Reddy’s (Индия) 42 43
Сперко Украина (Украина) 43 39
Schering-Plough Corp. (США) 44 48
IVAX (США) 45 40
Ferrosan (Дания) 46 44
Unique Pharma Laboratories (Индия) 47 28
Лектравы (Украина) 48 46
Pharmascience (Канада) 49 59
Витамины (Украина) 50 50

* с 01.2006 г. данные по компании Hexal AG (Германия) включены в итоговые корпорации Novartis (Швейцария).

Таблица 8

Топ-лист владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в феврале 2005 и 2006 гг.

Владелец лицензии

№ п/п
2006 2005
Дарница (Украина) 1 2
Berlin-Chemie (Германия) 2 1
KRKA (Словения) 3 3
Фармак (Украина) 4 4
Борщаговский ХФЗ (Украина) 5 5
Здоровье (Украина) 6 7
Gedeon Richter (Венгрия) 7 8
Киевмедпрепарат (Украина) 8 6
Heel (Германия) 9 9
Sagmel (США) 10 10

Подводя итоги, отметим, что все изменения на рынке аптечных продаж являются закономерным результатом действий его операторов, направленных на удовлетворение спроса, который в нашей стране уже характеризуется положительными тенденциями. На фоне увеличения потребления дорогостоящих ЛС растут и объемы продаж других категорий товаров, что указывает на желание и, главное, увеличение возможности людей более качественно заботиться о своем здоровье. При этом сегмент розничных продаж товаров отечественного производства постоянно подвергается структурным изменениям, направленным на совершенствование взаимодействия с конечными потребителями. И, наконец, знаковым изменением на рынке аптечных продаж стала смена лидера среди брэндов ЛС, которая уже сейчас позволяет говорить о том, что между спросом и предложением может быть достигнуто взаимопонимание. n

ИНДЕКС АКТИВНОСТИ АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ

Рисунок. Индекс активности аптечных продаж за 36–52-ю неделю 2005 г. и 1–17-ю неделю 2006 г.

Рисунок. Индекс активности аптечных продаж за 36–52-ю неделю 2005 г. и 1–17-ю неделю 2006 г.

?

В последнюю неделю апреля 2006 г. показатель индекса активности аптечных продаж составил 1,44, охарактеризовавшись некоторым повышением по сравнению с предыдущей неделей (на 6 пунктов). В целом за апрель этот показатель варьировал от 1,38 до 1,62 пунктов, что указывает на некоторое (сезонно обусловленное) снижение темпов роста рынка аптечных продаж по сравнению с мартом 2006 г.

Напоминаем, что редакция «Еженедельника АПТЕКА» приглашает к сотрудничеству операторов розничного фармацевтического рынка в проекте «Индекс активности аптечных продаж». В рамках этого проекта вы получаете возможность рассчитать индекс для отдельно взятой торговой точки или торговой сети. Если вы хотите оценить успешность вашей компании — звоните по тел.: (044) 569-44-60 или пишите по e-mail: [email protected].

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Екатерина Кармалита

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті