«ЭГИС»: оптимизму ничто не помеха!

В древнегреческом языке было слово «эгис» (aigis), которое обозначало зеркальный щит Афины (в других источниках — и Зевса), при помощи которого Персей сумел победить Медузу Горгону. Этот мифический щит стал символом божественного покровительства и защиты, а для венгерской фармацевтической компании «ЭГИС», которая без малого столетие стоит на страже здоровья многих пациентов — названием.

Анатолий Ревин

ЭгисОб этом, а также о месте компании на мировом и украинском фармрынке, ее истории, планах на ближайшее будущее, рассказал генеральный директор представительства «ЭГИС Нюрт» в Украине Анатолий Ревин.

― Конечно же, лекарственные средства от «ЭГИС» вовсе не обладают мифическими свойствами, заложенными в названии компании. Ими не лечил Асклепий, их не принимал Сенека, — шутит Анатолий Викторович. — Однако старшему поколению современных детей Асклепия многие препараты компании известны еще со времен СССР. Как и другие страны, принадлежавшие в тот период к социалистическому лагерю и входившие в блок стран — участниц Совета Экономической Взаимопомощи, Венгрия поставляла свои препараты в СССР, что, безусловно, значительно повлияло на развитие компании «ЭГИС». Рост ее мощностей в основном был продиктован увеличением объемов поставок продукции в Советский Союз.

Вместе с тем, несмотря на экспортные поставки и достаточно мощную собственную фармпромышленность, СССР избытка в качественных лекарственных средствах не испытывал. Наоборот, зарубежные препараты, в том числе и венгерские, отличались привлекательной упаковкой, а также высоким качеством, благодаря чему продукция «ЭГИС» заслужила признание, и сформировавшийся в те годы положительный имидж компании сегодня также помогает нам в продвижении продукции.

Как бы там ни было, в конце концов железный занавес рухнул и у пациентов, проживающих в странах постсоветского пространства, появилась возможность получить доступ к самому широкому спектру препаратов. Таким образом, у «ЭГИС» возникла необходимость открыть в Украине собственное представительство, что и случилось в 2000 г. Именно благодаря этому, а также профессионализму его сотрудников на отечественном фармрынке вот уже в течение 11 лет продвигается широкий ассортимент рецептурных и безрецептурных генерических и оригинальных препаратов. Это и не удивительно, ведь в последнее время «ЭГИС» придает огромное значение инвестициям в R&D. Так, по итогам 9 мес 2011 г. расходы на этот вид деятельности, согласно финансовому отчету глобальной компании, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличились на 8%, что позволит сосредоточить внимание на новых терапевтических направлениях, в том числе препаратах, применяемых в онкологии (http://www.egis.hu). Кстати, сегодня украинское представительство компании «ЭГИС» работает над созданием бизнес-юнит-подразделения и подбором специалистов для продвижения на отечественном рынке именно онкологических лекарственных средств.

Важно отметить, что рынки стран СНГ, а также украинский, являются для компании «ЭГИС» стратегически важными. Так, согласно финансовому отчету компании, по итогам 9 мес 2011 г. объем продаж на фармрынке России и стран СНГ в денежном выражении составил 112,2 млн евро, что на 10% больше по сравне­нию с аналогичным периодом 2010 г. Данный показатель на локальном рынке (Венгрия) составил 8%, а в странах Центральной и Восточной Европы — 4% (www.egis.hu).

Сегодня в Украине мы зарегистрировали порядка 30 лекарственных средств. Среди них все более значимое место отводится ОТС-портфелю, темпы прироста объемов аптечных продаж которого в натуральном выражении за 9 мес 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года опережают таковые украинского фармрынка безрецептурных препаратов в целом*.

Портфолио «ЭГИС» в Украине представлено различными фармакотерапевтическими группами лекарственных средств, где значительное место отведено препаратам для лечения аллергических и кардиоваскулярных заболеваний, а также лекарственным средствам, применяемым для терапии заболеваний нервной системы. Не меньшее внимание уделяется гинекологическому и дерматологическому направлениям. Такие препараты, как СУПРАСТИН, ЛУЦЕТАМ, ЭГИЛОК, БЕТАДИН, СОРБИФЕР можно смело назвать визитной карточкой компании «ЭГИС» — с ними знакомы, наверное, многие украинские фармацевты, врачи, а также пациенты. Потому будет справедливо более подробно остановиться именно на этих продуктах.

Сегодня «ЭГИС» имеет большую историю и опыт продвижения противоаллергических лекарственных средств. Одним из первых, о котором вспоминают специалисты при обращении к ним пациентов с аллергией, является СУПРАСТИН­. Несмотря на то что он принадлежит к I поколению противоаллергических средств, этот препарат остается актуальным в борьбе с аллергией, поскольку проявляет выраженный антигистаминный эффект. СУПРАСТИН­ применяют в острый период аллергической реакции, когда необходимо быстро устранить симптомы заболевания. Его принимают как в виде монотерапии, так и в комбинации с представителями других поколений антигистаминных лекарственных средств.

Препараты группы, которую так красочно иллюстрируют свойства СУПРАСТИНА, незаменимы при острых аллергических реакциях, таких как крапивница, отек Квинке, инсектная, медикаментозная аллергия, анафилактический шок и т.д. Они оказывают выраженное антигистаминное и антихолинергическое действие (а также умеренное спазмолитическое, что может оказать благоприятное влияние при лечении различных видов патологии).

Нельзя недооценивать эффективность препаратов I поколения и при дерматозе, когда в результате выраженного кожного зуда могут развиваться невротическое расстройство, нарушение сна, что существенно снижает качество жизни пациентов. Мощные противозудное и седативное свойства ранних представителей антигистаминных лекарственных средств позволяют быстро и эффективно уменьшить выраженность зуда, нормализовать сон, а также снизить гиперреактивность кожи.

Все эти свойства, а также позитивный имидж препарата СУПРАСТИН, который был создан за долгие годы его присутствия на украинском фармрынке, позволили этому лекарственному средству по итогам 9 мес 2011 г. продемонстрировать увеличение объемов аптечных продаж в денежном и натуральном выражении, которые составили 7,7% и 10% соответственно*.

Однако при необходимости длительной противо­аллергической терапии важно применять антигистаминные препараты, обладающие несколько иными свойствами. Это и послужило причиной появления таких лекарственных средств II, а позже — и III поколения. К последним принадлежит АЛЕРЗИН (левоцетиризин). От препаратов более ранних поколений его отличают такие преимущества, как селективность связывания с Н1-рецеп­торами (которая в 2 раза выше, чем у цетиризина, а эффективность препарата при лечении любых видов аллергии также превосходит таковую цетиризина в 2 раза) и отсутствие связывания с мускариновыми рецепторами. Кроме того, в терапевтических дозах препарат не проникает через гематоэнцефалический барьер и имеет продолжительность действия до 32 ч, а также быстрое наступление эффекта (у 50% пациентов — уже через 12 мин), проявляет выраженный противозудный эффект и не взаимодействует с системой цитохрома Р450, благодаря чему возможен одновременный прием АЛЕРЗИНА с макролидами и противогрибковыми препаратами.

Пожалуй, именно эти свойства позволили лекарственному средству АЛЕРЗИН уже в течение года после выведения на украинский фармацевтический рынок продемонстрировать высокую динамику прироста аптечных продаж и занять прочные позиции в своей конкурентной группе. По результатам последних месяцев (август–сентябрь 2011 г.) значительно увеличился объем розничных продаж препарата в денежном и натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 1). Благодаря этому его доля в группе препаратов R06A E «Производные пиперазина» по итогам 9 мес 2011 г. в денежном выражении составила 5%, что позволило ему за последний год подняться в рейтинге препаратов данной группы (R06A E) с 9-го на 4-е место (табл. 1). Учитывая высокую динамику розничных продаж, можно смело предположить, что АЛЕРЗИН будет и в дальнейшем укреплять свои позиции на отечественном фармрынке.

Рис. 1
 Динамика объемов аптечных продаж препарата АЛЕРЗИН в денежном и натуральном выражении в мае 2010 – сентябре 2011 г.
Динамика объемов аптечных продаж препарата АЛЕРЗИН в денежном и натуральном выражении в мае 2010 – сентябре 2011 г.
Таблица 1 Топ-5 препаратов в группе R06A E «Производные пиперазина» в денежном выражении за 9 мес 2011 г. с указанием позиции за аналогичный период 2010 г.
Брэнд 2011 г. 2010 г.
ЦЕТРИН 1 1
АЛЕРОН 2 2
L-ЦЕТ 3 4
ЗОДАК 4 3
АЛЕРЗИН 5 9

Еще одной значимой фармакотерапевтической группой для нашей компании являются препараты, входящие в гинекологический портфель. В первую очередь обращает на себя внимание БЕТАДИН (повидон-йод). Уверен, что читатели «Еженедельника АПТЕКА» прекрасно знакомы с ним, помнят и любят, а также активно рекомендуют его и применяют сами. Напомню лишь, что это лекарственное средство представлено не только в форме вагинальных свечей, которые применяются в гинекологии при острых и хронических вагинальных инфекциях, таких как бактериальный вагиноз, трихомонадная инфекция, генитальный герпес, при грибковых инфекциях (включая вызванные Candida albicans) и трихомониазе. Такие формы выпуска препарата БЕТАДИН, как раствор для наружного применения и мазь позволяют обрабатывать кожу, слизистые оболочки и раны, ведь он оказывает широкий спектр антимикробного действия относительно бактерий, некоторых вирусов, грибов и простейших. Это позволяет применять БЕТАДИН­ для дезинфекции рук и антисептической обработки слизистой оболочки как перед сложными процедурами (начиная с хирургических операций, акушерских процедур и до катетеризации мочевого пузыря), так и самыми простыми, которые все мы привыкли осуществлять самостоятельно, — при порезах, ссадинах, незначительных ожогах, пролежнях и т.д. При этом БЕТАДИН­, в отличие от традиционно применяемого спиртового раствора йода, не жжет и оказывает более продолжительное действие.

Другим препаратом, применяемым в гинекологии и дерматологии, является ЗАЛАИН. Он производится в форме крема для наружного применения, а также вагинальных суппозиториев. В его состав входит инновационный препарат — сертаконазол — производное бензотиофена и имидазола. Благодаря этому при применении ЗАЛАИНА в терапевтических дозах он оказывает не только фунгистатическое, но и фунгицидное действие. Сертаконазол оказывает широкий спектр действия в отношении возбудителей, вызывающих инфекции кожи и слизистых оболочек: патогенных дрожжевых грибов ( Candida albicans, C. tropicalis, C. pseudotropicalis, C. krusei, C. parapsilosis, C. neoformans; Torulopsis, Trichosporon и Malassezia ), дерматофитов ( Trichophyton, Microsporum и Epidermophyton ), филаментных грибов-оппортунистов* ( Scopulariopsis, Altermania, Acremonium, Aspergillus и Fusarium ), грамположительных (стафилококки и стрептококки, L. monocytogenes) и грамотрицательных микроорганизмов ( E. faecium, E. faecalis, Corynebacterium spp., Bacteroides spp., P. acnes ), представителей рода Trichomonas. Благодаря этому ЗАЛАИН­ находит такое широкое применение как в дерматологии, так и акушерско-гинекологической практике. Так, крем применяют для местного лечения поверхностных микозов кожи, вызванных дерматофитами и дрожжами (эпидермофитии стоп, голени, паховой области, дерматомикоза гладкой кожи, трихофитии области роста бороды и усов, кистей, кандидоза, отрубевидного лишая), а овули — для терапии вагинального кандидоза.

Пожалуй, такой широкий спектр противогрибковой активности и возможность назначения самым разнообразным кругом медицинских специалистов позволяет брэнду ЗАЛАИН демонстрировать положительную динамику объемов продаж в денежном и натуральном выражении. По итогам 9 мес 2011 г. прирост его аптечных продаж составил 20% и 18% соответственно (рис. 2). Несмотря на жесткую конкурентную среду, препарат занял 9-е место в топ-10 препаратов группы G01A «Противомикробные и антисептические средства, применяемые в гинекологии, за исключением комбинированных препаратов, содержащих кортикостероиды» (табл. 2), а его доля в данной группе по объему розничных продаж в денежном выражении за указанный период составила 4%.

Рис. 2
 Динамика объемов аптечных продаж препарата ЗАЛАИН в денежном и натуральном выражении в январе 2010 – сентябре 2011 г.
Динамика объемов аптечных продаж препарата ЗАЛАИН в денежном и натуральном выражении в январе 2010 – сентябре 2011 г.
Таблица 2 Топ-10 препаратов в группе G01A «Противомикробные и антисептические средства, применяемые в гинекологии, за исключением комбинированных препаратов, содержащих кортикостероиды» в денежном выражении за 9 мес 2011 г. с указанием позиции за аналогичный период 2010 г.
Брэнд 2011 г. 2010 г.
ЛИВАРОЛ 1 2
ГЕКСИКОН 2 1
ПИМАФУЦИН 3 3
ПОЛИЖИНАКС 4 4
ГИНОФЛОР 5 7
ФЛУОМИЗИН 6 8
БЕТАДИН 7 5
НЕО ПЕНОТРАН 8 6
ЗАЛАИН 9 9
КЛИОН 10 10

Конечно же, невозможно обойти вниманием такой препарат, как СОРБИФЕР ДУРУЛЕС. В нем содержится оптимальная доза двухвалентного железа (100 мг) в сочетании с аскорбиновой кислотой (60 мг), которая усиливает всасывание железа. Пролонгированное действие препарата обеспечивается оригинальной технологией (Дурулес) его производства, что позволяет активным веществам препарата высвобождаться постепенно.

Как я и отмечал в самом начале нашей беседы, в продуктовом портфеле компании «ЭГИС» в Украине широко представлены препараты для лечения кардиоваскулярных заболеваний, что и не удивительно, ведь по статистике сердечно-сосудистая патология занимает I место среди причин смерти в мире. Немалую роль в этом играет артериальная гипертензия, являющаяся фактором риска развития многих заболеваний, таких как ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность и т.д.

Помочь решить эти проблемы способен ЭГИЛОК (метопролол). Он является визитной карточкой кардиологического портфолио компании «ЭГИС». Препарат снижает частоту сердечных сокращений, тяжесть и частоту приступов стенокардии, а также риск повторного инфаркта миокарда, улучшает физическое самочувствие пациента. Кроме того, ЭГИЛОК применяется и для профилактики мигрени. Среди других лекарственных средств из нашего кардиологического портфеля, которые хорошо известны оте­чественным специалистам, следует упомянуть ЭМЛОДИН (амлодипин), который принимают при артериальной гипертензии и вазоспастической стенокардии, а также ТАЛЛИТОН (карведилол).

Конечно же, рассказывая о продуктах для лечения сердечно-сосудистой патологии, необходимо отметить и такой препарат, как НИТРОМИНТ (нитроглицерин в аэрозольной упаковке). Кроме эффектов, присущих нитроглицерину, благодаря такой системе доставки действующего вещества, как аэрозоль, обеспечивается высокая дисперсность лекарственного средства, а значит — и быстрота наступления эффекта (уже через 50 с). Кроме того, форма выпуска препарата обеспечивает высокую точность дозировки и удобство применения — его эффект наступает даже при сухости слизистой оболочки ротовой полости, когда действия принятой суб­лингвально таблетки нитроглицерина приходится ждать не одну минуту.

Безусловно, говоря о кардиологической группе лекарственных средств, невозможно не рассказать о препарате ХАРТИЛ (рамиприл). Благодаря его способности угнетать активность ангиотензинпревращающего фермента, он позволяет эффективно снижать артериальное давление, частоту развития аритмии при реперфузии миокарда, улучшать кровоснабжение ишемизированного миокарда. Эти и многие другие свойства упомянутого лекарственного средства смогли оценить украинские кардио­логи и терапевты. Так, за 9 мес 2011 г. прирост объемов аптечных продаж ХАРТИЛА в денежном и натуральном выражении составил 30% и 39,5% соответственно (рис. 3). Доля препарата в группе C09A A05 «Рамиприл» в денежном выражении за данный период составила 17,6%, что позволило ему войти в топ-5 и занять в своей конкурентной группе 3-е место (табл. 3).

Рис. 3
 Динамика объемов аптечных продаж препарата ХАРТИЛ в денежном и натуральном выражении в январе 2010 – сентябре 2011 г.
Динамика объемов аптечных продаж препарата ХАРТИЛ в денежном и натуральном выражении в январе 2010 – сентябре 2011 г.
Таблица 3 Топ-5 препаратов в группе C09A A05 «Рамиприл» в денежном выражении за 9 мес 2011 г. с указанием позиции за аналогичный период 2010 г.
Брэнд 2011 г. 2010 г.
ТРИТАЦЕ 1 2
АМПРИЛ 2 1
ХАРТИЛ 3 4
РАМИ САНДОЗ 4 3
КАРДИПРИЛ 5 5

Безусловно, компания «ЭГИС» планирует и дальше расширять свой кардиологический портфель, в том числе и за счет инновационных разработок. Так, уже совсем скоро — в начале следующего года — мы собираемся осуществить один из самых крупных лончей последних лет — выведение на украинский рынок препарата АЛОТЕНДИН, который представляет собой комбинацию бисопролола и амлодипина, ведь сегодня комбинированная антигипертензивная терапия является основной стратегией в лечении пациентов с артериальной гипертензией. Это связано с редким достижением целевого уровня артериального давления и существенными проблемами, которые возникают при монотерапии этого заболевания. В итоге это снижает приверженность пациентов к лечению и приводит к тому, что некоторые больные отказываются от необходимой им терапии. Совместное применение двух и более антигипертензивных препаратов способствует не только повышению вероятности достижения целевого уровня артериального давления, но и снижению частоты, а также выраженности нежелательных явлений. Комбинация, являющаяся основой препарата АЛОТЕНДИН, позволяет достичь упомянутых выше эффектов.

Однако инновационность деятельности компании «ЭГИС» заключается не только в продвижении новых лекарственных средств, но и во внедрении современных методов маркетинга. Это, в частности, относится к сотрудничеству с врачами и фармацевтами. Так, недавно нами была внедрена новая система управления взаимоотношениями с клиентами — CRM-система­ (от англ. Customer Relationship Management System). Ее отличительной особенностью является возможность GPS-мониторинга. Благодаря тому, что у каждого медицинского представителя компании «ЭГИС» есть собственный коммуникатор, любой из них имеет возможность, осуществив визит к врачу или фармацевту, в режиме реального времени передать в офис необходимую информацию. Это позволяет контролировать действия медицинских представителей, при необходимости корректировать их и следить за выполнением плана. Также CRM-система позволяет с помощью анализа проделанной медицинским представителем работы, его расходов на промоцию и достигнутого уровня продаж оптимизировать внешнюю службу компании для повышения уровня продаж.

Однако установление CRM-системы — это не только попытка жесткого контроля работы медицинских представителей — она помогает облегчить их работу: благодаря ей каждый, кто работает «в поле», имеет возможность по итогам месяца увидеть свой уровень выполнения плана, то есть определить, в каком ритме необходимо работать. Также CRM-система позволяет оперативно, по итогам месяца, рассчитывать полагающийся каждому медицинскому представителю бонус, что, конечно же, является еще одним преимуществом, стимулирующим выполнять план. С помощью программы медицинский представитель вне зависимости от своего места пребывания в любой момент может получить необходимую информацию от продакт-менеджера, филд-форс-менеджера или руководства компании, не говоря уже о чисто утилитарной пользе — наличии карты, позволяющей сориентироваться на местности, легко найти лечебное учреждение или аптеку и т.д.

Диверсифицированный и постоянно расширяющийся продуктовый портфель, инвестиции глобальной компании в разработку новых препаратов, инновации в сфере продвижения продуктов на локальном рынке — все это позволяет компании «ЭГИС» смотреть в будущее с оптимизмом даже имея за плечами почти столетнюю историю.

Валерий Юдин, фото Сергея Бека
*По данным аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Предшественником компании «ЭГИС» является предприятие, основанное Альбертом Вандером в 1865 г. в Швейцарии. В 1913 г. его компания, которая кроме прочего производила готовые лекарственные формы, была зарегистрирована в Венгрии под названием «Dr. Wander Gyogyszeres Tapszergyar Rt».

В 1932 г. была открыта собственная научно-исследовательская лаборатория. Первый оригинальный продукт — ГАЛИДОР (бенциклана фумарат) — выпущен в 1967 г.

В 50-х годах XX в. 6 венгерских фармацевтических предприятий объединились, вследствие чего был создан так называемый Объединенный фармацевтический завод. Современное название он обрел в 1985 г.

С 1995 г. начинается новейшая история «ЭГИС». Контрольный пакет акций приобретает компания «Сервье» (Франция) — разработчик оригинальных препаратов с мировым именем.

Деятельность «ЭГИС» развивается по трем направлениям: производство субстанций, готовых лекарственных средств и научно-исследовательская работа. Производство осуществляется при соблюдении самых высоких стандартов — надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice) с учетом рекомендаций Национального института фармакологии Венгрии (OGYI) и Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration).

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті