Проведение государством протекционистской политики в отношении местных производителей само по себе не является из ряда вон выходящим явлением — такая практика реально существует в большинстве индустриально развитых стран мира. Проблема заключается в ином: зачастую в результате применения мер, основной целью которых является защита украинского производителя, в проигрыше остается отечественный потребитель.
Бей чужих, чтоб свои оставались
В последние годы в государственном регулировании отечественного фармацевтического рынка одним из приоритетов стала защита украинского производителя медикаментов. Издано более 40 постановлений правительства, в которых так или иначе учтены интересы национальной фарминдустрии.
При этом средства регулирования рынка можно условно разделить на три категории — тарифные меры, которые непосредственно приводят к повышению стоимости импортируемых лекарственных препаратов, нетарифные ограничения на ввоз зарубежных лекарственных средств и собственно стимулирование отечественного производства медикаментов путем предоставления налоговых и других льгот, привлечения инвестиций (последнее у нас практически не используется) и пр.
Существующая политика введения таможенных тарифов на импортные медикаменты прямо коррелирует с высокой степенью концентрации украинской фарминдустрии. Государство как бы сопровождает процессы расширения номенклатуры крупных национальных производителей путем повышения таможенных пошлин и сборов на импортные аналоги выпускаемых ими препаратов, что автоматически снижает ценовую конкурентоспособность медикаментов, поставляемых из-за рубежа.
Введение всевозможных нетарифных ограничений на импорт создает конкурентные преимущества всем без исключения украинским предприятиям. К таким ограничениям, в частности, можно отнести необходимость получения письма-согласования на импорт медикаментов в Украину, обязательное страхование ответственности фирм-импортеров перед третьими лицами (потребителями лекарственных средств), а также дискриминационную в отношении зарубежных производителей стоимость экспертизы импортных лекарственных средств в процессе их регистрации в нашей стране. Эти и другие меры создают многочисленные административные и финансовые препятствия для внедрения зарубежных препаратов на фармацевтический рынок Украины.
На обязательном страховании и стоимости экспертизы следует остановиться более подробно. Страхование ответственности перед потребителями — это, безусловно, необходимая мера, однако пока в Украине нет сведений ни об одном случае страхового возмещения по этому виду солидарной ответственности. К тому же в отношении препаратов отечественного производства такой механизм вовсе не предусмотрен. Что же касается стоимости экспертизы, то формально в конце минувшего года наметились определенные положительные сдвиги в этом направлении — приказом Министерства здравоохранения Украины № 284 от 4 декабря 1999 г. было предписано уравнять суммы сбора за экспертизу для отечественных и импортных препаратов и представить соответствующий документ на рассмотрение МЗ Украины. Время, отпущенное Министерством на корректировку сумм сбора, истекло. Стоит надеяться, что новые, недискриминационные, ставки вскоре будут официально утверждены.
Последствия
Преобладание среди инструментов государственного регулирования мер, направленных на ограничение импорта, привело к тому, что в конечном счете пострадали именно украинские потребители медикаментов. Это обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить следующие:
Вынужденное увеличение расходов населения на приобретение медикаментов. В результате введения тарифных и нетарифных ограничений издержки, которые впоследствии закладываются в цену лекарственных препаратов зарубежного производства, значительно возрастают. В то же время достаточно часто возникают ситуации, когда отечественный производитель нового лекарственного средства может лишь частично удовлетворить общую потребность рынка в нем, — а государство уже «спешит» защитить украинский завод новым повышением таможенных тарифов. Такие протекционистские меры способствуют тому, что высококачественные импортные препараты средней ценовой группы переходят в категорию более дорогостоящих. Как следствие, снижается экономическая доступность лекарственных препаратов для населения. А с учетом невысокого уровня доходов большинства жителей Украины это приводит к сокращению потребления лекарств.
Ситуация усложняется и вследствие недостаточного финансирования затрат на приобретение лекарств для населения из средств бюджетов всех уровней. Так, по данным исследований, проведенных в рамках программы TACIS, в 1999 г. из государственного бюджета на закупку медикаментов было выделено 0,40 доллара США в расчете на одного жителя Украины. Соответственно оставшуюся часть стоимости (годовой уровень затрат на душу населения в минувшем году составил по разным оценкам 6–8 долларов США) потребитель должен оплачивать самостоятельно.
Кроме того, чрезмерная защита отечественного производителя может негативно сказаться на качестве украинских лекарственных препаратов. Жесткая конкуренция на фармацевтическом рынке является несомненным благом для потребителя, поскольку в конечном счете способствует повышению качества препаратов и снижению цен на них. В условиях искусственного ограничения государством конкуренции эти процессы на украинских предприятиях могут замедлиться.
И это далеко не полный перечень негативных последствий, к которым может привести протекционистская политика, основной вектор которой направлен в сторону защиты интересов производителя, а не потребителя.
Все на защиту отечественного потребителя!
Меры по защите отечественного рынка лекарственных средств Украине безусловно необходимы. Однако для того, чтобы эти меры в итоге оказались выгодны именно покупателю, необходимо сместить акценты отечественного протекционизма в фарминдустрии от жесткого ограничения конкуренции в интересах национальной фармацевтической промышленности к стимулированию производства недискриминационным путем.
Прежде всего, государству необходим действующий аналитический механизм оценки реального рыночного потенциала национальных фармацевтических производителей. Если несколько украинских заводов способны совместными усилиями удовлетворить 80–90% потребности рынка в определенном препарате, то имеет смысл вводить разумные тарифные ограничения, в противном случае подобные меры принесут больше вреда, чем пользы, всем участникам рынка, кроме самого производителя.
Кроме того, недискриминационный протекционизм предполагает введение льгот в сфере налогообложения, экспортных гарантий, внешнеэкономических валютно-финансовых операций, инвестиций и т.д. В частности, в России фармацевтические предприятия получают льготы по налогу на прибыль при производстве жизненно важных лекарственных средств. Речь может идти также об освобождении от налогообложения прибыли, реинвестируемой в производство, о разрешении ввозить без обложения НДС оборудование, материалы, используемые для внедрения инновационных технологий и развития производства, льготном налогообложении прибыли от экспорта фармацевтической продукции и т.д. Все эти меры не новы, мировая практика подтвердила их эффективность и выгоду как для производителя, так и для потребителя.
Пресс-служба
«Еженедельника АПТЕКА»
МНЕНИЕ |
|
|
МНЕНИЕ |
|
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим