Офтальмологические средства. Конкурентная среда препаратов ТИМОЛОЛА

Аптечные предприятия, а также производители и  дистрибьюторы лекарственных средств при формировании ценовой политики и ассортимента ориентируются, в первую очередь, на текущий уровень цен. В данной публикации отображены основные стоимостные характеристики конкурентной среды препаратов тимолола, а также некоторые другие особенности «офтальмологического» сегмента фармацевтического рынка. При подготовке материала использованы данные системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Методология экспертного анализа подробно изложена в «Еженедельнике АПТЕКА» № 21 (442) от 31 мая 2004 г. В предлагаемом исследовании задействованы данные по объемам аптечных продаж ЛС для применения в офтальмологии по итогам 9 мес 2004 г.

На украинском фармрынке представлены следующие группы офтальмологических препаратов: противомикробные, противоглаукомные, противоотечные, антиаллергические, различные комбинированные препараты и др.

Лекарственные средства, используемые в офтальмологии, относятся к группе S01 — «Средства, применяемые в  офтальмологии» и частично — к S03 — «Препараты, применяемые в офтальмологии и отологии» АТС-классификации.

Розничный рынок офтальмологических препаратов в Украине в  выбранный период представляют пятьдесят две компании—производителя ЛС из двадцати четырех стран мира. Следует отметить, что основной ассортимент в исследуемой группе ЛС в настоящее время формируется за счет препаратов производства компаний Индии, Германии, Великобритании, Польши, России, США, Франции и  Швейцарии, а также отечественного производства. Причем приблизительно 35,0% товарного ассортимента (с учетом лекарственных форм) розничного рынка офтальмологических ЛС представлено украинскими препаратами, тогда как аналогичный показатель по итогам 9 мес 2003 г. составлял 25,8%, то есть на 9,2% меньше. Вышеприведенные данные позволяют сделать предположение о возрастающей роли отечественного производителя в данном сегменте фармрынка.

Препараты группы S01 представляют на рынке 48 производителей. По количеству компаний, присутствующих на одном сегменте рынка, можно в некоторой степени судить о его привлекательности. Анализ среды офтальмологических препаратов показал, что в  группе S01одной из наиболее показательных в этом отношении является подгруппа S01E «Противоглаукомные препараты и миотические средства». В то же время следует принять во  внимание, что сегменты рынка, в которых работает значительное количество фирм, всегда отличаются наиболее жесткой конкуренцией. Данную подгруппу на украинском фармрынке представляют восемнадцать компаний-производителей из одиннадцати стран (табл. 1). Она занимает второе место в общем объеме продаж в денежном выражении препаратов группы «Средства, применяемые в  офтальмологии», обладая удельным весом, равным 21,8% (рис.1).

Рис. 1. Структура аптечных продаж группы S01 «Средства, применяемые в офтальмологии» в денежном выражении по итогам 9 мес 2004 г.
Рис. 1. Структура аптечных продаж группы S01 «Средства, применяемые в  офтальмологии» в денежном выражении по итогам 9 мес 2004 г.

Таблица 1

Структура представления группы S01 «Средства, применяемые в  офтальмологии»
в розничном сегменте фармрынка по итогам 9 мес 2004 г.

Наименование

Количество стран

Количество корпораций

Количество лекарственных форм

S01A «Противомикробные средства»

15

25

48

S01E «Противоглаукомные препараты и миотические средства»

11

18

44

S01X «Прочие офтальмологические средства»

9

17

29

S01B «Противовоспалительные средства»

8

14

18

S01G «Противоотечные и антиаллергические средства»

8

9

12

S01F «Мидриатические и циклоплегические средства»

4

5

10

S01C «Комбинированные препараты, содержащие противомикробные и противовоспалительные средства»

3

3

6

S01H «Местные анестетики»

1

2

2

S01K «Средства, используемые в хирургии глаза»

1

2

5

Самые высокие показатели продаваемости в этой группе (как в денежном, так и в натуральном выражении) имеют ЛС, содержащие в качестве активной фармацевтической субстанции тимолол (рис. 2–3). Препараты тимолола выпускаются в форме глазных капель.

Рис. 2. Структура аптечных продаж подгруппы S01E «Противоглаукомные препараты и миотические средства» в денежном выражении по итогам 9 мес 2004 г.
Рис. 2. Структура аптечных продаж подгруппы S01E «Противоглаукомные препараты и миотические средства» в денежном выражении по итогам 9 мес 2004 г.
Рис. 3. Структура аптечных продаж подгруппы S01E «Противоглаукомные препараты и миотические средства» в натуральном выражении по итогам 9 мес 2004 г.
Рис. 3. Структура аптечных продаж подгруппы S01E «Противоглаукомные препараты и миотические средства» в натуральном выражении по итогам 9 мес 2004 г.

Розничная цена за одну упаковку препаратов тимолола колеблется в пределах от 4 до 11 грн. (за исключением ТИМОПТИКА, средневзвешенная стоимость которого значительно выше).

Поскольку стоимость упаковки отличается незначительно, производители препаратов данной группы активно создают другие конкурентные преимущества, используя, например, флаконы различные по объему.

Сегментация производителей по ценовым нишам хорошо видна при использовании установленной суточной дозы (Daily Defined Dose (DDD)), которая для препаратов тимолола составляет 0,2 мл. В целях определения границ ценовых ниш по DDD был использован метод регрессионного статического анализа, позволивший выявить зависимость между объемами аптечных продаж и стоимостью 1 DDD. В результате предложено ценовое распределение препаратов исследуемой группы по 3 нишам: низкостоимостная (от 11 до 22 коп. за 1 DDD); среднестоимостная (от 23 до 32 коп. за 1 DDD); высокостоимостная (от 33 коп. до 1,20 грн. за 1 DDD).

Наибольший вклад в данном сегменте фармрынка как в денежном, так и в натуральном выражении препаратов зарубежного производства (рис. 4).

Рис. 4. Удельный вес препаратов тимолола отечественного и зарубежного производства в общем объеме розничных продаж в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2004 г.
Рис. 4. Удельный вес препаратов тимолола отечественного и зарубежного производства в общем объеме розничных продаж в  денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2004 г.

Закономерным представляется позиционирование украинских ЛС, в основном в низкостоимостной нише, где они конкурируют в первую очередь между собой и  препаратами индийского производства (табл. 2–3). В  то же время, зарубежные ЛС характеризуются наибольшими объемами продаж в денежном выражении в высокостоимостной нише рынка.

Таблица 2

Структура розничных продаж по группе препаратов тимолола в разрезе товаров
отечественного и зарубежного производства с учетом ценовых ниш по итогам 9 мес 2004 г.

Категория

Показатель

Низкостоимостная

Среднестоимостная

Высокостоимостная

Всего

Препараты зарубежного производства

тыс. грн.

608

1379

1 990

3977

доля, %

15,3

34,7

50,0

тыс. упаковок

112

213

181

506

доля, %

22,2

42,0

35,7

Препараты
отечественного производства

тыс. грн.

652

59

711

доля, %

91,8

8,2

тыс. упаковок

143

10

153

доля, %

93,4

6,6

Всего

тыс. грн.

1260

1437

1990

4688

доля, %

26,9

30,7

42,5

тыс. упаковок

255

223

181

659

доля, %

38,8

33,8

27,4

Таблица 3

Удельный вес объемов продаж препаратов тимолола в разрезе ценовых ниш по итогам 9 мес 2004 г.
(в порядке убывания суммарных объемов продаж в  денежном выражении)

№ п/п

Наименование

Компания-производитель

Ниша

низкостоимостная

среднестоимостная

высокостоимостная

в денежном выражении

в натуральном выражении

в денежном выражении

в натуральном выражении

в денежном выражении

в натуральном выражении

1

АРУТИМОЛ

Chauvin ankerpharm (Германия)

97,6

97,3

2

КУЗИМОЛОЛ

Alcon Pharmaceuticals (Швейцария)

35,4

31,4

3

ТИМОЛОЛ

Genom Biotech (Индия)

39,3

36,0

4

ТИМОЛОЛА МАЛЕАТ

Фармак (Украина)

34,0

36,1

5

ОКУРИЛ

Rusan Pharma (Индия)

28,7

30,3

6

ТИМОЛОЛ

Elegant India (Индия)

18,0

20,2

7

ТИМОЛОЛ-БИОФАРМА

Биофарма (Украина)

17,8

19,9

8

ОКУПРЕС-Е

Cadila (Индия)

11,5

11,8

9

ИОТИМ

FDC Ltd (Индия)

9,0

8,0

10

ТИМОЛОЛ

Концерн Стирол (Украина)

4,1

4,5

11

ОФТАН ТИМОЛОЛ

Santen (Финляндия)

2,3

2,6

12

ТИМОГЕКСАЛ

Hexal AG (Германия)

1,6

1,2

13

ТИМОЛОЛ-ПОС

Ursapharm (Германия)

0,7

0,6

14

ТИМОПТИК

Merck & Co (США)

0,04

0,02

Лидером высокостоимостной ниши по объемам продаж в денежном выражении является АРУТИМОЛ компании Chauvin ankerpharm, среднестоимостной — КУЗИМОЛОЛ (Alcon Pharmaceuticals) и низкостоимостной — ТИМОЛОЛ (Genom Biotech). Среди отечественных препаратов самые высокие показатели по объемам продаж в  натуральном и денежном выражении имеет ТИМОЛОЛА МАЛЕАТ компании «Фармак», позиционирующийся в  низкостоимостной нише. Единственным украинским препаратом, представленным в среднестоимостной нише, является ТИМОЛОЛ («Концерн Стирол»), где он, очевидно, испытывает жесткую конкуренцию со  стороны ЛС индийского, швейцарского и немецкого производства.

Выраженным лидером по объемам продаж препаратов тимолола и  в натуральном, и в денежном выражении является АРУТИМОЛ (рис. 5–6). Этот факт служит еще одним подтверждением того, что в исследуемом сегменте фармрынка конкурентный акцент смещен в сторону традиционно сильного брэнда.

Рис. 5. Удельный вес топ-5 в общем объеме продаж препаратов тимолола в денежном выражении по итогам 9 мес 2004 г.
Рис. 5. Удельный вес топ-5 в общем объеме продаж препаратов тимолола в денежном выражении по итогам 9 мес 2004 г.
Рис. 6. Удельный вес топ-5 в общем объеме продаж препаратов тимолола в натуральном выражении по итогам 9 мес 2004 г.
Рис. 6. Удельный вес топ-5 в общем объеме продаж препаратов тимолола в натуральном выражении по итогам 9 мес 2004 г.

Отметим, что объемы продаж препаратов тимолола не обладают выраженной сезонностью (рис. 7). Очевидно, что объем продаж практически одного препарата АРУТИМОЛА в денежном выражении (97% общего объема реализации в высокостоимостной нише) превышает объемы продаж по двум остальным нишам (по отдельности) на протяжении всего исследуемого периода, хотя в каждой из них представлены несколько препаратов.

Рис. 7. Динамика объемов продаж препаратов тимолола в денежном выражении в разрезе ценовых ниш по итогам 9 мес 2004 г.
Рис. 7. Динамика объемов продаж препаратов тимолола в денежном выражении в  разрезе ценовых ниш по итогам 9 мес 2004 г.

Компаниям-производителям, выходящим на украинский рынок с  офтальмологическими препаратами, при формировании ценовой политики следует ориентироваться на текущий уровень цен и на  возрастающие запросы отечественного потребителя к качеству продукции, а также учитывать смещение конкурентного акцента в  сторону его качественной составляющей.

Поскольку препараты исследуемой группы не обладают ярко выраженной сезонностью, аптекам целесообразно поддерживать стабильную структуру ассортимента на протяжении всего календарного года. Приведенный выше анализ свидетельствует, что наибольшим спросом пользуются препараты тимолола низко- и высокостоимостной ниш. Следовательно аптечным учреждениям при формировании ассортимента целесообразно также учитывать особенности структуры потребительского спроса. n

Евгений Кунда, Игорь Хмилевский

По  всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт» обращайтесь по тел.: (044) 569-44-70 или по e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті