ОАО «Фармак»: мы для вас и вашего здоровья


ОАО «Фармак» хорошо известно всем операторам украинского фармацевтического рынка и в дополнительном представлении не нуждается. Тем более, что в прошлом номере «Еженедельника АПТЕКА» была опубликована статья об одном из новых направлений работы предприятия — производстве серии препаратов под торговым названием «Фармасулин». По итогам рейтинга «Еженедельника АПТЕКА» в 2000 г. и работники аптек, и персонал дистрибьюторских фирм, участвовавшие в опросе, единодушно поставили ОАО «Фармак» на 4-е место среди всех фармацевтических компаний, представляющих свою продукцию на украинском рынке. О некоторых аспектах работы предприятия рассказывают Генеральный директор ОАО «Фармак» Филя Жебровская (Ф.Ж.) и директор по маркетингу и развитию Олег Сяркевич (О.С.).

Ф.Ж.: Основными направлениями деятельности ОАО «Фармак» являются разработка и производство готовых лекарственных препаратов для наружного и внутреннего применения, выпускаемых в форме таблеток, капсул, драже, растворов для инъекций, мазей и кремов, а также разработка и производство субстанций и полуфабрикатов для их синтеза. Предприятие в сотрудничестве с Национальной академией наук Украины, Академией медицинских наук Украины и научно-исследовательскими институтами страны участвует также в разработке и клинических исследованиях новых лекарственных препаратов.

Филя ЖЕБРОВСКАЯ

Генеральный директор ОАО «Фармак»

Центральное место в системе ценностей ОАО «Фармак» занимает обеспечение населения Украины лекарственными препаратами по доступным ценам, а расширение ассортимента за счет внедрения новых лекарственных средств на предприятии считают «задачей номер один». Завод всегда имел «свое лицо», создавая имидж преимущественно за счет производства сложных лекарственных препаратов тонкого органического синтеза. В настоящее время ассортимент ОАО «Фармак» насчитывает более 100 наименований лекарственных препаратов различных фармакотерапевтических групп и ежегодно пополняется 10–15 новыми наименованиями. Богатые возможности для расширения номенклатуры лекарственных средств предоставляет сотрудничество как с отечественными, так и с зарубежными фирмами: «Asta Мedica», «Polfa Kutno», «Polfa Pobianice», «Herbapol», «Slovakоfarma», «Resfarm», «Chemo Iberika», «Alcaloid», «Eli Lilly» и др. Поскольку лекарственные препараты являются продукцией, от которой непосредственно зависят жизнь и здоровье людей, то их качеству на ОАО «Фармак» уделялось и уделяется особое внимание. Девиз нашего предприятия: «Мы для Вас и Вашего здоровья» кратко формулирует цели и задачи коллектива предприятия, которое выполняет гуманную функцию содействия охране здоровья нации.

Главная стратегическая линия ОАО «Фармак» — внедрение концепции «Полного контроля качества», создание более совершенной системы качества на основе международных стандартов ISO 9000, обеспечение производства лекарственных препаратов, соответствующих высоким требованиям GMP, которых придерживаются мировые лидеры фармацевтической индустрии. На предприятии проводится постоянная работа по наращиванию мощностей, техническому перевооружению производства, внедрению новых технологических линий. Для реализации планов достижения мировых стандартов качества на уровне GLP и GMP ежегодно выделяются соответствующие финансовые средства.

Одним из этапов технического переоснащения предприятия стало открытие в 1996 г. технологической линии, гармонизованной со стандартами GMP, по выпуску глазных, ушных капель и капель для носа. В марте 1998 г. было налажено производство таблеток, драже, капсул на уровне мировых стандартов. Повышение качества продукции, расширение ее ассортимента, обеспечение соответствия выпускаемой продукции современным требованиям рынка — основа стратегии ОАО «Фармак». Все это диктует необходимость модернизации производственных линий, автоматизации технологических процессов для выпуска новых препаратов.

Кор.: Что вы считаете наиболее значительным достижением предприятия за последние годы?

Ф.Ж.: Важным этапом развития предприятия стала организация производства эндокринных препаратов, начало которому было положено открытием линии по выпуску L-ТИРОКСИНА-ФАРМАК (гормона щитовидной железы), которое состоялось 23 апреля 1998 г. Технология синтеза субстанции и выпуска готовой лекарственной формы — таблеток L-ТИРОКСИНА-ФАРМАК — была разработана учеными НИИ эндокринологии и обмена веществ им. В.П. Комиссаренко АМН Украины совместно со специалистами Центральной лаборатории исследовательских и экспериментальных работ нашего предприятия. Были проведены исследования, подтвердившие фармакологическую активность и безопасность разработанной лекарственной формы. Результаты данных исследований позволили Фармакологическому комитету МЗ Украины рекомендовать препарат к производству.

Олег Сяркевич

Директор по маркетингу и развитию ОАО «Фармак»

О.С.: L-ТИРОКСИН-ФАРМАК применяют при гипофункции щитовидной железы, для лечения опухолей щитовидной железы, а также для профилактики рецидивов зоба после резекции щитовидной железы. Для пациентов с заболеваниями щитовидной железы тироксин столь же необходим, как, например, препараты инсулина для больных сахарным диабетом. Иметь собственное производство этого препарата чрезвычайно важно для нашей страны, где очень высок уровень заболеваний, обусловленных нарушением функции щитовидной железы. Авария на ЧАЭС вызвала значительное повышение уровня заболеваемости среди населения Украины, а медицинские и радиобиологические проблемы постчернобыльского периода не имеют аналогов в мире по количеству потерпевших, структуре заболеваемости, сложности источников облучения, а также наличию неблагоприятных сопутствующих факторов нерадиационного происхождения. В настоящее время в Украине рак щитовидной железы диагностируют в 2,5 раза чаще, чем 10 лет назад, причем на радиационно загрязненных территориях уровень этого заболевания на 58% превышает среднестатистический по стране. Да, авария осталась в прошлом, но ее последствия нам придется ощущать еще долгие годы. В частности, пик заболеваемости раком щитовидной железы у населения Украины специалисты прогнозируют на 2001–2005 гг. Все большую тревогу врачей вызывает тот факт, что год от года увеличивается количество выявляемых патологий щитовидной железы у детей и подростков.

Кор.: Открытие новой современной производственной линии требует немалых средств…

Ф.Ж.: Европейский Союз в рамках программы ТАСИС объявил о своем намерении оказать финансовую поддержку в организации производства тироксина в одной из стран СНГ. Первоначально планировалось, что оно будет создано в России или Беларуси. Однако выяснилось, что только в Украине разработан полный пакет документов для создания такого препарата, и преимущество было отдано нашей стране. После анализа предложений со стороны ведущих украинских фармацевтических производителей Госкоммедбиопром выбрал ОАО «Фармак» как наиболее подходящий для организации выпуска отечественного тироксина. Для технического оснащения линии по производству тироксина Европейский Союз в рамках программы ТАСИС выделил около 3 млн долларов США. Следует отметить, что это решение было принято только после тщательной проверки качества субстанции для производства тироксина. На выделенные средства было закуплено оборудование, установкой и запуском которого занималась фирма «Фелкон» (Австрия), ставшая победителем проведенного тендера. А что касается строительных работ, обеспечения энергоснабжением бытовых помещений, то они проводились за счет собственных средств завода.

В настоящее время производственные мощности ОАО «Фармак» позволяют выпускать до 170 000 таблеток L-ТИРОКСИНА-ФАРМАК в час. Препарат производят в дозах по 25, 50 и 100 мг.

Кор.: Насколько успешно продается этот препарат и какова конкурентная ситуация на рынке тиреоидных гормонов в Украине?

Ф.Ж: Прежде всего, хотелось бы отметить, что препарат L-ТИРОКСИН-ФАРМАК уже зарегистрирован в России и Беларуси, планируется его регистрация в Болгарии и Польше. Кроме того, проводятся переговоры с рядом западных партнеров относительно кооперации по продаже препарата L-ТИРОКСИН-ФАРМАК в форме in bulk. Компании-партнеры будут осуществлять расфасовку нашего препарата и его реализацию на рынках своих стран.

О.С.: Что касается украинского фармацевтического рынка, то мы считаем наиболее серьезным конкурентом компанию «Берлин-Хеми Менарини Групп», которая давно работает с этим продуктом в Украине. Мы можем предложить потребителю препарат по цене, которая значительно ниже импортного аналога. Однако только за счет этого фактора сложно победить в конкурентной борьбе, поскольку за время существования на рынке конкурирующего продукта сформировался круг доверяющих этому препарату специалистов и пациентов, поэтому нашей основной задачей остается предоставление убедительной и достоверной информации об эффективности и безопасности применения отечественного тироксина. В настоящее время уже накоплено достаточно данных клинических исследований, отзывов специалистов из клиник. Однако информационная база относительно «жизни» нашего препарата на рынке постоянно пополняется. Все это позволяет медицинским представителям ОАО «Фармак» предоставлять аргументированную информацию эндокринологам и формировать круг ведущих специалистов, которые успешно применяют и, следовательно, поддерживают L-ТИРОКСИН-ФАРМАК, что внушает уверенность в правильности избранной стратегии деятельности. На протяжении 2000 г. и I квартала 2001 г. динамика продаж была положительной. Согласно данным компании «Бизнес-Кредит», по итогам I квартала 2000 г. L-ТИРОКСИН-ФАРМАК занимал 19,41% рынка тиреоидных гормонов в Украине, а по окончании I квартала 2001 г. его доля увеличилась до 32,79%.

Кор.: Каковы следующие шаги предприятия по освоению препаратов, применяемых в эндокринологии?

Ф.Ж.: Другим перспективным направлением работы предприятия является производство противодиабетических препаратов. Их важность для нашей страны трудно переоценить, ведь в Украине насчитывается около 1 млн больных сахарным диабетом. С 1992 г. предприятие выпускает препарат ИЗОДИБУТ, который применяют для патогенетической терапии осложнений сахарного диабета.

Следующим и наиболее значимым шагом в выполнении комплексной программы ОАО «Фармак» по расширению ассортимента препаратов, применяемых в эндокринологии, стало производство препаратов инсулина. В сотрудничестве с американской фармацевтической компанией «Eli Lilly» наше предприятие в 1999 г. начало работу по выпуску лекарственных форм человеческого генно-инженерного инсулина во флаконах по 40 ЕД/мл под торговым названием «Фармасулин». В «Еженедельнике АПТЕКА» уже публиковалась подробная информация об истории и перспективах производства инсулинов на нашем предприятии (№ 21 (292)), поэтому напомню лишь, что в настоящее время ОАО «Фармак» может предложить врачам и больным сахарным диабетом четыре вида инсулина: ФАРМАСУЛИН Н, ФАРМАСУЛИН Н 30/70, ФАРМАСУЛИН Н NP и ФАРМАСУЛИН Н L. Со временем наш портфель лекарственных средств, применяемых в эндокринологии, будет пополнен. В частности, планируется выпуск сахароснижающих препаратов для перорального применения, а также лекарственных средств для лечения йоддефицитных состояний и патологии щитовидной железы.

Кор.: Разработана ли стратегия продвижения препаратов под торговым названием «Фармасулин» на украинский инсулиновый рынок?

Ф.Ж.: Это непростой вопрос. Как известно, в Украине уже работает отечественный производитель препаратов инсулина с большими производственными мощностями. Вместе с тем, существует ниша, которая пока остается незаполненной этим производителем, это человеческие генно-инженерные инсулины, которые активно применяют в развитых странах. Так, на сегодня только 3% мирового объема рынка инсулинов составляют животные инсулины, в то время как в Украине сегмент животного инсулина — это 85% от общего рынка инсулина, а человеческого — всего 15%. Занятие ниши человеческих генно-инженерных инсулинов позволяет, с одной стороны, диверсифицировать наш бизнес, а с другой — помочь украинским потребителям получить доступную по цене высококачественную продукцию и укрепить позиции отечественного производителя на рынке инсулинов Украины.

Кор.: Какова общая политика предприятия в области продвижения продукции?

Ф.Ж.: Подход к маркетингу, осознание его роли в условиях рынка за последнее время на предприятии изменились. Около года назад на ОАО «Фармак» введена должность директора по маркетингу и развитию. Проведена также полная реструктуризация подразделений, и в настоящее время маркетинговая структура ОАО «Фармак» включает отдел рекламы и связей с общественностью, отдел стимулирования продаж, в который входят внешняя служба и продакт-менеджеры, отдел маркетинговых исследований и отдел продаж, в котором существуют подразделения внутреннего и внешнего рынка.

О.С.: После проведения реструктуризации мы прежде всего пересмотрели портфель препаратов и выбрали продукты для активной промоции. Выбор этих продуктов происходил в соответствии с анализом конкурентной ситуации на рынке и оценкой производственных возможностей предприятия. После этого продакт-менеджеры провели всесторонний анализ отобранных продуктов, определяя их сильные и слабые стороны по сравнению с конкурирующими продуктами, которые наиболее успешно позиционируются в данной рыночной нише. На основе этого были созданы программы продвижения продуктов или, иными словами, руководство к действию. По окончании каждого месяца мы анализируем данные о продажах промотируемых препаратов в аптеках и оцениваем эффективность проделанной работы, внося при необходимости коррективы в дальнейшую деятельность. Основными принципами работы службы маркетинга ОАО «Фармак» являются аналитический подход, креативность, четкость в принятии решений и обмен информацией между подразделениями. Результативность такого подхода можно продемонстрировать на одном примере. В 1992 г., в условиях отсутствия какой-либо конкуренции, объем продаж препарата ИЗОДИБУТ составлял более 20 000 упаковок, а к 1999 г. в связи с выходом на рынок большого количества новых продуктов, применяемых для лечения осложнений сахарного диабета, и активной работе по их продвижению он уменьшился до 5000 упаковок. Такая ситуация потребовала кардинального изменения подхода к продвижению ИЗОДИБУТА, и за 3 месяца активной промоции этого препарата удалось добиться увеличения объемов продаж в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Кор.: Директор по маркетингу отвечает еще за одно направление деятельности предприятия — развитие…

О.С.: Такое объединение функций представляется нам целесообразным. Оно позволяет двум важнейшим подразделениям работать в едином информационном поле. Например, развитие производства связано в первую очередь с освоением выпуска новых продуктов. Но, прежде чем налаживать производство того или иного препарата, необходимо знать его перспективы на рынке: потребность, конкурентную ситуацию и т.п. Эту работу выполняет маркетинговое подразделение. Маркетинг является как бы связующим звеном между рынком и производством, позволяя адекватно реагировать на возникающие потребности, например, модернизировать тот или иной участок производства, расширить спектр лекарственных форм, улучшить упаковку.

Кор.: Как осуществляется дистрибьюция препаратов ОАО «Фармак»?

О.С.: При ОАО «Фармак» создано дочернее дистрибьюторское предприятие «Фармация 2000». По данным за прошлый год «Фармация 2000» заняла 11-е место в рейтинге «Еженедельника АПТЕКА». На долю этой фирмы приходится 44% от общего объема продаж наших препаратов. Соответственно доля остальных операторов оптового фармацевтического рынка в наших продажах составляет 56%. Нашими партнерами являются такие дистрибьюторские компании, как «ВВС-Лтд.», «Альба Украина», «Артур К», «Лики Украины», «Оптовая компания «Дарница», «Донфармхолдинг», аптечное объединение «Фармация» (г. Киев), РПО «Фармация» (г. Симферополь), ОГКПП «Фармация» (г. Луганск). Такой подход к дистрибьюции позволил предприятию структурировать систему продаж и контролировать движение продукции на рынке. Как можно убедиться, наши партнеры — крупные компании, выбор которых осуществлялся с учетом возможности наиболее полного «покрытия» украинского рынка препаратами ОАО «Фармак», их доставки во все регионы. Немаловажным фактором для нас является и то, кому реализуют дистрибьюторы нашу продукцию. Прежде всего, предприятие заинтересовано в сотрудничестве с теми дистрибьюторскими компаниями, которые поставляют продукцию непосредственно в аптеки. При заключении договоров с партнерами-дистрибьюторами мы оговариваем приемлемый для нас план продаж наших препаратов, обмен маркетинговой информацией, сотрудничество наших медицинских представителей с региональными подразделениями оптовых компаний. Одной из наиболее важных задач для нас является гармонизация работы структур по продаже с деятельностью внешней службы предприятия. Мы успешно движемся в этом направлении, прежде всего при сотрудничестве с «Фармацией 2000», а также с компанией «ВВС-Лтд.». Надеемся, что в ближайшее время столь же тесная связь будет налажена и с другими нашими партнерами. У нас общие интересы: и производитель, и дистрибьютор стремятся к увеличению объемов продаж, поэтому важно работать сообща и располагать общими банками информации.

Виктория Матвеева
Фото Евгения Кривши


Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Тарас 12.01.2011 9:26
Комментарий, который порочит репутацию продукции компании:амлодипин-фармак 10мг, произведенный летом 2010г. - отсутствие терапевтического эффекта по сравнению с препаратом Тенокс 10мг. Рост АД с 145\80 чсс 72 до 160\90 чсс 84 за 4 дня. После возврата на препарат Тенокс АД восстановилось. Аптека ВАТ ЛІС Боярка в замене препарата отказала. Сумма убытка более 135 грн - чувствительна для инвалида.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті