Акценты реформ–4 Поступь регионов: от слов к делу

В ходе совещания по вопросам реформирования системы медицинского обслуживания, состоявшегос­я 12 декабря 2011 г.* в Администрации Президента Украины (АПУ), председательствующая на совещании Ирина Акимова, первый заместитель главы АПУ, предложила подвести промежуточные итоги реформ, которыми ознаменовался 2011 г., дав слово представителям регионов. Информацией о результатах уже проделанной работы, некоторыми выводами, а также планами на наступающий год и более отдаленную перспективу откровенно поделились руководители систем здравоохранения областного и городского уровня: Елена Петряева, заместитель главы Донецкой областной государственной администрации (ОГА) — начальник Главного управления здравоохранения, Людмила Грабович, начальник Управления здравоохранения Винницкого городского совета, Валентина Гинзбург, начальник Главного управления здравоохранения Днепропетровской ОГА, Игорь Шурма, заместитель главы Харьковской ОГА.

ДОНЕЧЧИНА

За основу проведения реформ медицинского обслуживания в Донецкой области взят ряд принципов, без которых, по мнению Елены Петряевой, невозможно движение вперед:

  • консолидация усилий всех уровней и ветвей власти;
  • эффективное взаимодействие с политическими партиями, общественными организациями, профсоюзами, медицинской общественностью, населением;
  • мобильность и оперативность в принятии решений;
  • последовательность, согласованность и четкая спланированность действий.

Мобильные группы представителей управления здравоохранения регулярно выезжают в регио­ны, где проводят работу как с органами местного самоуправления, так и с медицинскими работниками. И тем не менее, на местах все равно есть сомневающиеся и сопротивляющиеся реформам (докладчик убеждена, что это закономерно: все новое всегда вызывает сопротивление, если нет сопротивления, значит, не проводятся реформы).

Согласно плану, одобренному и утвержденному Министерством здравоохранения (МЗ) Украины, на 2012 г. для пилотных регионов (к числу которых относится и Донецкая область) были определены две ключевые задачи:

  • реорганизация первичной медицинской помощи,
  • реорганизация экстренной медицинской помощи.

Поэтапная работа по преобразованиям в системе первичной медицинской помощи началась еще в конце 2010 г., когда был принят ряд изменений к действующему законодательству, в частности, бюджет сельских и поселковых советов был поднят на районный уровень. К 1 марта этот этап был завершен, а в целом имущественные комплексы были переданы только к 1 июля 2011 г. Таким образом, практическая отработка новых механизмов потребовала полгода. В течение июля–августа областное управление работало напрямую с органами власти городского и районного уровня, совместно с которыми была сформирована сеть центров первичной медико-санитарной помощи. Более того, был отработан алгоритм действий каждого города и района после принятия определенных нормативных документов.

Акценты реформ–4 Поступь регионов: от слов к делу

Точкой отсчета полноценной работы для регио­на стало 1 сентября, когда приказом МЗ Украи­ны под знаменательным № 555 был утвержден Примерный табель материально-технического оснащения учреждений первичной медицинской помощи в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г. Киеве. С принятием этого документа появилась четкая нормативная база, прояснились конкретные задачи. В сентябре–ноябре во всех 45 городах и районах Донецкой области были созданы центры по предоставлению первичной медицинской помощи, к 1 декабря все они уже имели своих руководителей. А с 1 января 2012 г. во всех городах и районах области откроется 71 центр по предоставлению первичной медицинской помощи (в одном из городов центр уже начал свою работу). Область не отстает от утвержденного плана, четко придерживается намеченного графика и торпедировать это движение не будет. Разработаны паспорта реформирования здравоохранения для каждого города и района, все изменения и процессы отображаются в этих документах, что позволяет увидеть реальные результаты в сопоставлении с теми, которые ожидается получить. Активно движется процесс разработки индикаторов для первичной медико-санитарной службы, уже с 1 января их планируе­тся внедрить на практике. В 2011 г. было открыто 3 новых врачебных амбулатории (две районных и одна в городе), 5 участковых больниц реорганизованы в амбулатории, еще 5 находятся в процессе регистрации.

Серьезные проблемы кадрового обеспечения характерны для каждого региона, и Донецкая область не исключение. Елена Петряева считает ошибочным тезис о том, что сокращения штата медицинских работников не будет. Без сокращений реформа не пройдет, и к ним надо быть готовыми, заявила она (и многие из выступавших были с ней единодушны). Только в участковых больницах Донецкой области будут подлежать сокращению 6 врачей и 82 средних медицинских работника (многие из них будут трудоустроены в стационары дневного пребывания и другие учреждения здравоохранения). Но важно понимать, что сокращения — не самоцель, и реструктуризация нацелена не на уменьшение, а наоборот, на эффективное восполнение дефицита, а он весьма значителен. В системе первичной медицинской помощи Донецкой области должны работать 4 тыс. врачей, а на сегодня работают лишь 1903. То есть, из общего дефицита врачей, который сложился по области, — 4,5 тыс. врачей, — подавляющее большинство составляют врачи первичного звена. Еще одна серьезная проблема заключается в том, что 60% из них составляют пенсионеры, а почти треть — врачи в возрасте старше 65 лет. Переобучение участковых педиатров и терапевтов в семейных врачей только за счет этих контингентов практически невозможно. Но тем не менее, по области утвержден план подготовки медицинских кадров, в декабре завершают обучение на циклах специализации 98 врачей общей практики и семейной медицины, осуществляется обучение на предаттестационных циклах, областная госадминистрация дает много заказов на подготовку врачей и высоко ценит поддержку МЗ Украины в этом вопросе, на котором докладчик заострила внимание председательствующего и всех присутствующих: тесное взаимодействие местных органов здравоохранения с областными медицинскими вузами хорошо продвигалось вчера и продвигается сегодня, пока медицинские вузы находятся в ведении системы МЗ Украины, — но в том, как сложится судьба факультетов последипломного образования после перехода медицинских вузов в систему народного образования, Е. Петряева высказала серьезные сомнения, предполагая, что среди прочего это приведет к обострению проблемы переподготовки семейных врачей.

Очевидно в базе МЗ Украины останутся три академии последипломного образования, расположенные в Киеве, Харькове и Запорожье. Но имея в Донецке собственную славную высшую медицинскую школу, тем более с факультетом последипломного образования, выезжать для обучения в другие регионы как-то несолидно. Донецкий национальный медицинский университет является донором для Украины: с учетом сложившегося в регионе острого дефицита кадров предлагалось наложить на пару лет мораторий и не направлять молодых специалистов, выпускаемых университетом, в другие регионы. Кроме того, если семейных врачей отдалять от дома, можно потерять мобильность и оперативность в управлении. Ведь наряду с прочими особенностями, они очень привязаны к своему дому, месту работы, к внутренней инфраструктуре круга своих пациентов и постоянной работе с ними.

Среди руководителей городов и районов Донеччины бытует ответственное отношение к вопросу подготовки медицинских кадров. Немало примеров, когда студенты получают высшее медицинское образование за счет местных бюджетов; наряду с бюджетной формой обучения заключаются договора с интернами-контрактниками, которые проплачиваются вузам из средств местных бюджетов. Предоставляется жилье, выплачиваются региональные надбавки, эти и другие стимулы эффективно работают, однако местные инициативы должны быть подкреплены государственной программой повышения заработной платы, особенно для работников первичного звена.

Докладчик поддержала мнение эксперта Мирового банка А. Кацаги о том, что переход на новые методы хозяйствования невозможен без подготовки менеджеров (эта работа началась в регионе с 2010 г. на базе ведущих университетов и будет продолжаться, в 2012 г. состоится первый выпуск 50 менеджеров для системы здравоохранения региона), а также призыв Ирины Акимовой уделять больше внимания информационному сопровождению реформ. Упущения в этом вопросе вызывают в аудитории недопонимание и не всегда обос­нованное недовольство. В этой связи, в Донецком регионе по инициативе губернатора создан медиа-центр, получивший название «Скорая информацион­ная помощь» и выполняющий три важных для популяризации реформ функции:

  • информационную (для пациентов),
  • образовательную (тренинговый центр по обучению медицинских работников правильно информировать пациента о своих действиях, а журналистов — правильно освещать эти действия),
  • коммуникативную: обеспечение связи органов здравоохранения с партнерами, партиями, профсоюзами, общественными организациями, а также населением (механизм горячей линии, которая позволяет с любого телефона региона бесплатно связываться для получения квалифицированного ответа на свой вопрос).

Были озвучены и проблемы:

  • не определен заказчик услуг в городах и районах, где нет районных отделов здравоохранения (стоит ли вообще создавать отделы здраво­охранения в небольших городах и района­х, где функционирет всего одно лечебное учреждение);
  • нечеткая структура центров первичной медико-­санитарной помощи, в которой не всегда находят место для лабораторных, рентгенологических, стоматологических кабинетов. Уже сегодня ведется речь о том, чтобы опустить на первичный уровень часть онкологической помощи (но для этого необходимо четко прописать объем услуг, подлежащих выполнению на первичном уровне);
  • сохраняется проблема лицензирования: 1 января путем реорганизации создаются центры первичной помощи, которые начнут работать согласно лицензиям на медицинскую практику, но крайне сложно получение лицензий на право работы с наркотическими средствами (у пациентов не будет времени ждать);
  • то же касается государственных закупок: нет четко прописанного механизма тендерных закупок (медикаментов, горюче-смазочных материалов и др.);
  • главной проблемой остается дефицит финансовых средств: сегодня в области нехватка средств для предоставления медицинской помощи первичного уровня составляет 33,5 млн грн. и для выплаты зарплаты — 11,9 млн грн. (по­этому так необходим четко прописанный механизм мер стимулирующего характера, по крайней мере за счет местных бюджетов). Но еще хуже то, что вследствие перераспределения средств на создание сети первичного звена, на вторичном уровне в области накопился дефицит в размере 440 млн грн. Это очень сдерживает движение вперед и в этом одна из причин того, что Донецкий регион не поднимает финансирование системы вторичной медицинской помощи на уровень областного бюджета. 45 городов, из них 28 областного подчинения, составляют массив лечебных учреждений, который сегодня непосилен для областного бюджета, особенно с учетом означенного дефицита средств. Вначале необходимо привести в надлежащий формат систему оказания экстренной медицинской помощи, затем хорошо подготовить нормативную базу по учреждениям госпитального округа, и только после этого переводить вторичное звено на уровень бюджета области, — подыто­жила Е. Петряева.

ВИННИЦА

Как сообщила Людмила Грабович, во исполнение Закона Украины от 7 июля 2011 г. № 3612-VI в августе 2011 г. решением Винницкого городского совета была утверждена Программа реформирования системы здравоохранения в г. Винница на 2011–2012 гг. В соответствии с ней были созданы 7 коммунальных предприятий — центров первичной медико-санитарной помощи — путем превращения и слияния на базе существующих поликлиник (6 самостоятельных поликлинических учреждений — 3 взрослых и 3 детских, и 4 поликлинических отделений, отсоединенных от клинических больниц).

Назначены главные врачи, решениями горсовета утверждены уставы вновь созданных учреждений здравоохранения, начата процедура предупреждения сотрудников существующих лечебных учреждений об изменениях условий работы или сокращениях. Регистрация новых учреждений заканчивается 31 декабря 2011 г. Все 7 городских центров первичной медико-санитарной медицинской помощи (из 27 центров, открытых сегодня в Винницкой области) расположены в отдельных типовых помещениях (3- и 4-этажных зданиях), каждое учреждение имеет в составе по нескольку филиалов, расположенных на установленном расстоянии от центра в пристроенных помещениях. В каждом из филиалов работают от 3 до 12 участковых врачей.

По мнению Л. Грабович, в примерное штатное расписание центров оказания первичной медико-санитарной помощи следует внести изменения: оставить в их составе как амбулатории общей практики — семейной медицины, так и отделения общей практики — семейной медицины (расположенные в основных зданиях центров и не являющиеся амбулаториями). В центрах будут работать врачи общей практики — семейной медицины, участковые терапевты и участковые педиатры (всего по городу насчитывается 244 участка).

По состоянию на окончание 2011 г. подготовлено 64 семейных врача, в 2012 г. специализацию пройдут еще 100 семейных врачей за счет средств городского совета (500 тыс. грн.) и государственного бюджета. В составе центров остаются рентгенологические и флюорографические кабинеты, кабинеты функциональной диагностики и клинические лаборатории. Поскольку проект пилотный, проблему узких медицинских специалистов в Виннице решают так, как ее видят: в штате центров остаются узкие специалисты, оговоренные законом, кроме психиатра и акушера-гинеколога. В настоящее время ведется поиск средств для финансирования областных психиатрических диспансеров, дабы не допустить работы врачей-психиатров в рамках первичного звена медико-санитарной помощи. Касательно гинекологов: для надлежащего обслуживания женского населения такого относительно небольшого областного центра, как Винница, достаточно трех городских женских консультаций, которые работают на надлежащем уровне. Кроме того, в штате каждого центра останутся работать 2 онколога, 2 взрослых уролога, 2 детских кардиолога, 3 детских инфекциониста и травматологи. Другие узкие специалисты будут переведены в консультативно-диагностические отделения при клинических больницах.

Оратор солидарна с коллегой из Донецка: сокращения медицинского персонала неминуемы, не обошлось без них и в Виннице, где сокращено около 300 должностей. Прежде всего это коснулось пенсионеров (с ними провели соответствующую работу, поблагодарили за многолетний труд). При этом о социальном взрыве речь не идет, люди с пониманием относятся к тому, что происходит. То же касается узких специалистов, которым было предложено занять должности врачей общей практики — семейной медицины: значительная часть врачей воспользовались предложением и пошли на эти должности, те, кто не согласился и не попал в консультативно-диагностические отделения больниц, продолжают работать и становятся на учет в центре по трудоустройству, другие работают в частных структурах или открывают собственные. Также осуществляется работа в направлении страховой медицины, работает коммунальная страховая компания «Місто», в рамках добровольного медицинского страхования разработаны страховой полис на амбулаторное лечение и страховой полис на роды (уже возмещено более 1 млн грн.).

Большинство проблем, озвученных Е. Петряе­вой, тревожат и винничан. Среди прочего, в ходе подготовки бюджетов для первичного звена медицинской помощи на 2012 г. определенные трудности создают примерные штаты, утвержденные приказом МЗ Украины от 5.10.2011 г. № 645. Как правило, финансовый департамент не устраивают штаты, которые управление предлагает утвердить для первичного звена. В этой связи было предложено внести в упомянутый документ поправки, предоставляющие органам местного самоуправления самостоятельно определять граничную численность штата, исходя из имеющегося объема фондов заработной платы. В унисон с Донецком, Винница стремится реформировать вторичный уровень медицинской помощи самостоятельно, а на первичном обеспечить лечение 80% пациентов.

ДНЕПРОПЕТРОВЩИНА

По словам Валентины Гинзбург, все вопросы, касающиеся реализации закона о реформировании здравоохранения на уровне Днепропетровской области, решались и утверждались штабом реформ под непосредственным руководством главы Днепропетровской ОГА и в составе главы областного совета, мэров нескольких городов, ведущих специалистов Днепропетровской государственной медицинской академии. Не спорадически, а системно, синхронизированными усилиями разных ветвей власти, управлений и ведомств осуществлялась информационно-просветительская работа. Был открыт медиа-центр, работают информационные ресурсы на уровне ОГА и Главного управления здравоохранения, создана горячая линия, сотни тысяч информационных буклетов подготовлены и распространены как среди населения, так и среди медицинских работников, проводится непосредственное общение с людьми с выездом на места. Тем не менее, люди, увы, более склонны воспринимать негативную информацию, нежели позитивную.

Однако успехи у области уже есть. Если ранее здесь насчитывалось 212 врачебных амбулаторий, среди которых удельный вес укомплектованных семейными врачами составлял 40–100% для разных территорий, то на сегодня созданы 53 центра первичной медико-санитарной помощи — самостоятельных юридических лиц с утвержденным штатным расписанием и бюджетом. Сформирована сеть, насчитывающая 379 амбулаторий общей практики и семейной медицины. По сравнению с 2010 г. подготовлено втрое больше врачей общей семейной практики, в том числе за средства местных бюджетов на сумму 940 тыс. грн. Говоря о том, что бригады в амбулаториях сформированы по принципу терапевт + педиатр + акушер-гинеколог, по состоянию на окончание 2011 г. докладчик смело констатирует достигнутую ситуацию, при которой до 100% населения области получают медицинскую помощь от врачей первичного звена. При этом до конца года внепланово готовятся 16 руководителей центров первичной медико-­санитарной помощи, проходящих специализацию в области организации здравоохранения.

Сессиями советов всех территорий приняты программы местных стимулов. Так, в г. Кривой Рог сдано в эксплуатацию 89 квартир для медицинских работников, в том числе и для врачей-интернов, которые закончат интернатуру как врачи семейной практики в 2012 г. С целью совершенствования подготовки врачей-интернов, отработки ими практических навыков, открыты учебно-методические центры подготовки семейных врачей на базе амбулаторий общей практики и семейной медицины. Наряду с этим важна широкая популяризация самой специальности семейного врача, необходимо повышать ее престижность. В 2011 г. были презентованы гимн и эмблема семейных врачей. Ежегодно в области проводятся конкурсы семейных врачей, причем подарки победителям (гран-при — легковой автомобиль) вручает лично губернатор.

В рамках создания на Днепропетровщине сети центров первичной медико-санитарной помощи началась работа, контрапунктом которой стало решение сессии областного совета о передаче финансирования лечебно-профилактических учреждений на уровень областного бюджета. Стали проверять, анализировать и корригировать эффективность имеющихся ресурсов. В результате этой работы, проводившейся в весьма сжатые сроки, на 1 декабря 2011 г. была сокращена 4281 койка: при том, что область имеет 3245 коек, финансируемых из государственного бюджета в рамках системы МЗ Украины, еще около 3,5 тыс. коек — под эгидой других ведомств и министерств. Уровень экономии средств покажет 2012 г., однако уже сегодня оптимизация и реструктуризация коечного фонда позволила высвободить около 270 зданий и помещений общей площадью в не одну сотню тысяч м2. В одном из случаев сокращение 34 коек позволило освободить 4 помещения и, во-первых, за несколько месяцев сэкономить около 200 тыс. грн. на оплате коммунальных услуг, во-вторых, утвердить разработку на базе этих зданий проектов детской музыкальной школы, детского сада и социального центра. До конца года будут открыты 4 отделения на 90 хосписных коек, разрабатываются проекты еще 2 хосписных отделений в Днепропетровске и Кривом Роге, причем отвечающих современным требованиям. Кроме того, введен в эксплуатацию перинатальный центр (в 12 родо­вспомогательных учреждениях Днепропетровской области принимают 82% всех родов).

Касаясь темы реформирования системы экстренной медицинской помощи, Валентина Гинзбург сообщила о деятельности областного центра экстремальной медицины, который имеет свидетельство о регистрации аварийно-спасательной службы Министерства чрезвычайных ситуаций Украины, аттестован Центральной аттестационной комиссией МЗ Украины. В Днепропетровской области работают 5 специализированных бригад постоянной готовности, которые ежегодно совершают около 3000 выездов и имеют в своем арсенале автомобили, способные обслуживать трех и даже четырех реанимационных пациентов одновременно. Увы, сегодня более 50% сельских территорий находились в зонах с радиусом обслуживания более 50 км (с соответствующим неутешительным выполнением времени доезда). Поэтому вместо 4 существовавших на начало года и сегодня заканчивающих свое функционирование станций скорой медицинской помощи формируется сеть, состоящая из 91 пункта временного базирования, призванная существенно облегчить территориальную доступность пациентов: уже сегодня функционирует 32 таких пункта, к концу 2012 г. откроется еще 8. Весь автопарк, в том числе 60% автомобилей амбулаторий, оснащены системой GPS-навигации. За счет этого уже удалось уменьшить на 15% расходы на горюче-смазочные материалы и на 20% количество отсроченных выездов. Ныне разрабатывается проектно-контрольная документация диспетчерской, осуществляющей постоянный оперативный контроль за деятельностью бригад всей Днепропетровской области, что позволит избавиться от ненужных промежуточных звеньев. Например, штат центрального диспетчерского комп­лекса потребует 100 сотрудников вместо 287 обслуживающих его сегодня: 187 сотрудников могут рассматриваться как ресурс для доукомплектации фельдшерских кадров службы скорой медицинской помощи.

Акценты реформ–4 Поступь регионов: от слов к делу

Уделяется внимание выполнению программ по повышению квалификации работников скорой медицинской помощи. Для отработки соответствующих практических навыков на базе Днепропетровского областного центра экстремальной медицины создан учебно-методический центр, обучение в котором уже прошли 100% врачей скорой помощи, а к концу года закончат 50% фельдшеров. Разработаны все уставы и штатные расписания, в результате с 1 января 2012 г. Днепропетровская область рапортует о полной готовности к переводу финансирования учреждений системы экстренной медицинской помощи на уровень областного бюджета. В целом для каждого медицинского учреждения в области, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, пересмотрены и утверждены 756 паспортов модернизации. В ходе реструктуризации ни одной ставки медицинского работника не сокращено, поскольку даже при наличии в Днепропетровске медицинской академии, существующий в области кадровый дефицит насчитывает 4,5 тыс. врачей. Однако при избытке стационарных коек происходит деформация занятости: большинство медицинских работников сосредоточены в стационарах, в то время как оголяется амбулаторное звено. Решение этих и сопутствующих проблем требует оптимизации коечного фонда, кад­ровой реструктуризации, концентрации материально-технических и кадровых ресурсов. В регионе полагают, что только комплекс указанных мер сможет зримо повысить и качество, и доступность медицинской услуги.

ХАРЬКОВЩИНА

Харьковская область не принимает участия в эксперименте, однако ее представители не ощущают себя в стороне от реформы медицинского обслуживания и готовы отстаивать свои позиции в дискуссиях по принятию ответственных решений в этом направлении. Игорь Шурма поддерживает мнение о том, что медицина является очень консервативной сферой человеческой деятельности, любые изменения в среде медицинских работников даются тяжело, — в то же время он убежден, что при наличии 100% финансирования данное совещание не проводилось бы, система здравоохранения работала бы, как часы, бремя множества болезненных проблем было бы сброшено как с медицинских работников, так и с пациентов. Однако, согласно приведенным данным, сегодня система здравоохранения Харьковской области живет в условиях финансирования на 50% потребности. В такой ситуации необходимо предпринять шаги, которые улучшили бы жизнь двух категорий граждан: пациентов — с одной стороны и медицинских работников — с другой. Именно эти два полюса должны стать в приоритете реформ, однако как для медицинского работника, так и для пациента реформа осуществляется в двух диаметрально противоположных мирах: не секрет, что уровень жизни и предоставляемой медицинской помощи в селе или районе совсем не таков, как в Киеве или Харькове, Днепропетровске или Львове.

Реформа может быть отлично выписана и широко доведена до ведома всего населения, но до тех пор, пока медицинские работники, начиная с организаторов здравоохранения и заканчивая практикующими врачами, не обеспечат ее выполнение, может вновь и вновь повторяться ситуация с президентами США, обрисованная в докладе эксперта Мирового банка А. Кацаги («Еженедельник АПТЕКА» № 1 (822) от 09.01.2012 г.).

Каждый медицинский работник должен знать и понимать цели и задачи реформы, — считает И. Шурма. — Прежде всего необходимо понять и дать себе отчет о реальном состоянии нынешней материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, осознать, каким тяжким бременем был и остается для здравоохранения институт участковых больниц. Необходимо также учитывать, что действует (и, по мнению докладчика, вряд ли кем-то будет отменена) Статья 49 Конституции Украины, подкреп­ленная соответствующим толкованием Конституционного суда относительно платных медицинских услуг, что создает значительные препятствия как в системе предоставления медицинской помощи в целом, так и в системе ее финансирования в частности. Но также Конституция создает равные стартовые возможности для получения медицинской помощи на всех уровнях. Поезд реформ идет и должен набирать обороты, но наряду с преобразованием первичного звена, параллельным курсом необходимо оптимизировать систему скорой медицинской помощи, дабы каждый человек, проживающий на территории Украины (работает он или состоит на учете в центре занятости, богат или беден, находится дома или в командировке, в гостях или на отдыхе), мог в любом случае быть уверен в своевременном получении медицинской помощи, в которой возникла потребность. Перед тем, как заняться плановым лечением, каждый человек должен иметь гарантию диагностического исследования. Пройти его можно на первичном звене. Для села это — врачебная амбулатория + скорая помощь, для города — поликлиника + скорая помощь. До тех пор, пока скорая и неотложная помощь, которая станет сегментом экстренной помощи, не будет выведена в отдельную вертикаль и защищена законом, говорить об организации, предоставляющей действительно качественные медицинские услуги, не приходится. В этом плане ситуация на Слобожанщине является, скорее, исключением из правил. Еще 4 года назад здесь сами разработали программу скорой медицинской помощи, четвертый год подряд действует система спутниковой навигации. В результате, по Харькову такой показатель, как время реального доезда к пациенту (а это спасение людей в дорожно-транспортных происшествиях, спасение пациентов на грани жизни и смерти, купирование болевого синдрома — то есть все то, что каждый человек может ощутить на себе) обеспечивается в течение 10 мин в 82% случаев вызовов (таким результатом можно гордиться, если учесть, что в городах Германии среднее время доезда до пациента за 9 мин составляет 60%). На селе момент территориальной доступности пациента особенно важен. Согласно законодательству каждый житель должен иметь гарантию получения медицинской помощи любого уровня. Но может ли человек рассчитывать на своевременную помощь третьего уровня при том, что в Харьковском регионе, как и во многих других, доезд из отдаленного села до областного центра может составлять 200 км. В этой связи в области пошли на создание 10 межрайонных центров. В результате доезд до межрайонного центра сократился до 60–70 км. Более того, каждому межрайонному центру исключительно за счет средств областного бюджета и субвенций к нему, предоставлено 1,5–2 млн грн. Там создана материально-техническая база операционного блока, поставлено соответствующее оборудование и созданы все условия для того, чтобы пациенту, привезенному вдвое быстрее, на месте предоставляли необходимую помощь специалисты третьего и четвертого уровня (и это реально, ведь в Харькове работают 9 институтов системы НАМН Украины). Из тех же средств областного бюджета (новая модель администрирования финансов не допускает их «распорошивания») выделяются деньги на оборудование отделений реанимации и родильных отделений. Последние перейдут в структуру отдельной пирамиды перинатальной помощи, которая будет выстраиваться со временем. Мало того, каждая узкая специальность должна будет создать свою пирамиду.

В Харьковской области все 765 учреждений здравоохранения первичного звена — фельдшерско-­акушерские пункты, участковые больницы, врачебные амбулатории, дневные стационары — переданы на районный уровень финансирования. Как правильно распорядиться деньгами и получить гарантии того, что институт первичной медико-санитарной помощи будет получать достаточно финансовых средств, избежав волевого администрирования в том или ином районе? Чтобы ответить на этот вопрос, двум районам Харьковской области была предоставлена возможность в пределах потребности разработать собственные сметы: первую — для стационаров, вторую — для амбулаторно-поликлинического звена (первичный уровень) и третью — для скорой медицинской помощи. Давления сверху не было, в итоге полученные реальные показатели для обоих случаев сошлись до 1–2%:50% общей (виртуальной) суммы финансирования требуют стационары, 35–36% — амбулаторно-поликлиническая сеть, до 15% — скорая медицинская помощь. Такие объемы финансирования и были выделены этим районам с областного уровня (в соответствующей пропорции с учетом центрального недофинансирования на 50–60%).

Чтобы добиться качественного предоставления медицинской услуги и ее соответствующего финансирования, необходимо расширять институт поликлинической службы. И если сегодня городские поликлиники являются своего рода центрами первичной медико-санитарной помощи, то что делать на уровне района, где центральная районная больница не ремонтировалась десятки лет, ее техническое обеспечение устарело и обветшало, отсутствует ультразвуковой диагностика и т.д., — и в этих условиях идет речь о центре первичной медико-санитарной помощи как отдельном юридическом лице. В Харьковской области к созданию центров первичной медико-санитарной помощи применили другой подход. В соответствии с рекомендация­ми МЗ Украины были разработаны положения о центрах первичной медико-санитарной помощи, но создаваемых на базе института заместителя главного врача по лечебной сети. Поскольку было подсчитано, что в условиях дефицита финансирования при превращении каждого центра в отдельное юридическое лицо только начисления заработной платы управленческому и сопутствующему персоналу таких центров по области достигнет 20 млн грн., а с добавлением коммунальных платежей и содержания транспорта — все 25 млн. Умножив эту сумму на 27 регионов, легко подсчитать общий дополнительный расход по стране, превышающий полмиллиарда гривень (при том, что бюджет и так испытывает серьезные проблемы с финансированием заработной платы и основных платежей за коммунальные услуги): так стоит ли настолько пренебрегать экономической целесообразностью в ходе реформ? Способны ли центры первичной медико-санитарной помощи выжить самостоятельно в статусе отдельных юридических лиц (особенно в случае, если пробуксует мировая экономика, для которой Украина не является исключением), не получится ли в результате стагнации этого института очередная (непреодолимо разобщенная) сеть, выступающий сомневается.

В заключение И. Шурма вернулся к теме восприятия реформ рядовыми гражданами (люди верят, если видят результат) и призвал коллег из других областей последовать примеру Харьковской области, где разработали «социально-результативную медицинскую деятельность». Значительную долю населения страны составляют люди, много лет прожившие в Советском Союзе и не адаптированные к рыночным отношениям в медицине. У подавляющего большинства населения нет живых денег (многие, особенно на селе, живут подсобным хозяйством и могут расплатиться разве что выращенными продуктами). При этом катаракта сегодня бесплатно не лечится, на зубопротезирование денег не выделяют, слуховые аппараты не оплачивают, злокачественные новообразования молочной железы бичуют женское население, а аденома предстательной железы — мужское, — и это в ХХІ веке. В этой связи из Харьковского областного бюджета выделяю­тся средства на проведение безоплатных операций по поводу катаракты (только по области за 2 года проведено более 2 тыс.), приобретение слуховых аппаратов (более 3 тыс.), зубопротезирование (обслужено более 10 тыс. участников и ветеранов Великой Отечественной войны), проведение аденомэктомий. В 10 межрайонных центрах работают маммографические комплексы для обследования женщин.

Это — зримые перемены. Люди начинают их ощущать и постепенно понимают, что именно в таких индикативах заложены и проявляются суть и смысл, цели и задачи реформы медицинского обслуживания. Предлагая коллегам перенимать опыт харьковчан, И. Шурма подчеркивает, что такие инициативы доступны для каждой области, но лишь при одном условии: чтобы инициировать выделение средств из бюджета, необходимо соответствующим образом планировать эту работу и прежде всего иметь реестры пациентов. Коль скоро и эта работа ложится на плечи первичного звена, становится вполне очевидной необходимость эффективного и динамичного развития в Украине института центров первичной медико-санитарной помощи.

Филипп Снегирёв, фото Сергея Бека

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті