Акценты реформ–3 Стратегии и коммуникации: оклады, кадры и зарплаты

В ходе совещания по вопросам реформирования системы медицинского обслуживания, состоявшегося 12 декабря 2011 г.* в Администрации Президента Украины (АПУ), председательствующая на заседании Ирина Акимова, первый заместитель главы АПУ, предложила подвести промежуточные итоги реформ, которыми ознаменовался 2011 г., и обсудить последующие задачи, а Александр Анищенко, министр здравоохранения Украины, подвел некоторые общие итоги и очертил основные направления государственной политики, коснувшись, в частности, новых механизмов оплаты труда медицинских работников.

Акценты реформ–3 Стратегии и коммуникации: оклады, кадры и зарплатыАПУ: ДОСТИЖЕНИЯ И ЗАДАЧИ

— Необходимо определять курс движения вперед, дискутировать по поводу инструментов и не только подвести итоги 2011 г., но и обсудить задания, которые стоят как перед пилотными, так и непилотными регионами на 2012 г., — задала общий тон дискуссии Ирина Акимова. — На последнем заседании Совета регионов Президент Украины сделал особый акцент на том, что реформа не может идти успешно без четкой координации между центром и регионами. Реформа не может осуществляться лишь в центре, поскольку главный имплементационный механизм центробежно расположен на региональном уровне. И система здравоохранения — не исключение.

Были названы основные задачи, стоящие в рамках концепции реформирования здравоохранения перед всеми регионами с начала 2011 г.:

  • перестройка сети с выделением, в первую очередь, первичного и вторичного уровней, а также реорганизацией системы экстренной помощи;
  • создание и имплементация нового финансового механизма, позволяющего более свободно распоряжаться средствами и предполагающего начало стимулирования врачей за количество и качество проделанной работы;
  • наладка системы подготовки и переподготовки кадров, которых так не хватает, особенно первичным звеньям медицинской помощи;
  • обеспечение системы оценки качества внутри самой системы здравоохранения.

Перед пилотными регионами в уходящем году было поставлено 2 главные задачи:

  • начать раньше других и продвинуть реформирование системы первичной помощи настолько глубоко, насколько это возможно; разделить первичный и вторичный уровни; организовать центры первичной медико-санитарной помощи (желательно как отдельные юридические лица);
  • одновременно начать перестраивать систему экстренной медицинской помощи.

По мнению И. Акимовой, в 2011 г. были достигнуты несомненные позитивные результаты. Прежде всего стратегические: были приняты 2 (и еще 2 находятся в парламенте) Закона Украины, прошедшие существенное и всестороннее обсуждение до принятия: от 7 июля 2011 г. № 3611-VI «О внесении изменений в Основы законодательства Украины о здравоохранении по совершенствованию предоставления медицинской помощи» («Еженедельник АПТЕКА», № 29 (800) от 1 августа 2011 г.) и от 7 июля 2011 г. № 3612-VI «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г. Киеве». Это основные документы, которые следует имплементировать: решения приняты, утверждены и внесены в нацио­нальную законодательную базу. Каковы успехи в имплементации этих решений? По оценке оратора, несомненные. Есть примеры спокойного решения такого болезненного вопроса, как разделение первичной и вторичной помощи. Например, Винницкая, Днепропетровская, Донецкая области первыми сформировали сеть центров предоставления первичной медицинской помощи. Такие примеры есть и среди непилотных регионов: в Харькове создана эффективная и перспективная система центральной диспетчерской по организации экстренной медицинской помощи. Некоторые регионы уже сегодня, в рамках существующих финансовых возможностей, предлагают достойные пакеты стимулов для своих врачей: начиная от выделения жилья, обеспечения мобильной связью и транспортом до других социальных пакетов, побуждающих врачей работать в этих регионах.

Какой бы правильной не была законодательная база, успех зависит от ее реализации. Причем реализация должна оказать позитивное влияние на жизнь каждого человека: если это условие соблюдено, шансы на успех возрастают многократно. Поэтому главная цель дискуссии — не только и не столько подытожить успехи, сколько определить, с какими проблемами сталкиваются регионы, какие из этих проблем являются ключевыми и определяющими. Исходя из опыта, полученного за истекший год, в числе наиболее критичных И. Акимова назвала следующие факторы:

  • четкое понимание руководством регионов, начиная с губернатора и его команды, того, в каком направлении движутся реформы и какие инструменты при этом используются;
  • наличие у руководства региона четкого, конкретного и открытого плана действий: не кулуарного, находящегося в ящике письменного стола, а опубликованного на сайте областной госадминистрации;
  • желание создавать и реализовывать местные инициативы в рамках общего направления реформ. Это касается как масштабных мероприя­тий, таких как создание центральной диспетчерской, так и менее обширных, но от этого не менее важных локальных пакетов стимулов для развития здравоохранения на местах;
  • в тех регионах, где выражено личное лидерство их руководителей, реформа продвигается быстрее, с меньшим количеством жалоб, недовольства и сомнений, — напротив, с бóльшим пониманием как со стороны врачей, так и среди населения, что самое главное;
  • принципиально важно заручиться поддержкой и врачей, и пациентов. Без этой поддержки реформы не состоятся; для ее получения необходимы конкретные действия; очень важно, чтобы эти действия были хорошо коммуницированными;
  • как показал опыт 2011 г., коммуникационный момент оказался принципиально важным. Коммуникационный вакуум всегда заполняется негативной информацией. Например, жалобы на то, что собираются закрывать то или иное лечебное учреждение (что может быть не всегда правдой), страхом врачей перед увольнениями (докладчик процитировала Президента Украины, который неоднократно подчеркивал, что ни один врач уволен быть не может);
  • также продемонстрировано повышение административной нагрузки на управленческий состав, особенно на областном уровне. Эта нагрузка будет увеличиваться и в будущем, поэтому думать о том, как перестраивать систему администрирования, оратор призвала уже сейчас (не ожидая, пока проблема усугубится и даст первые болезненные проявления).

В 2012 г. в Украине будет введена региональная составляющая национального плана действий по всем направлениям, включая реформу медицины. В регионах будут готовить свои региональные планы действий, в рамках которых реформа медицинского обслуживания должна быть выписана предельно понятно и выпукло — вместе с критериями эффективности, по которым мониторинг результатов будет осуществляться как самими регионами, так и централизованно. Основные задачи, стоящие перед всеми регионами в 2012 г., включают:

  • модернизацию первичной помощи (должна закончиться в пилотных регионах и активно начаться в непилотных);
  • создание современной сети экстренной помощи (которая в пилотных регионах также началась раньше, но до конца 2012 г. основные подготовительные мероприятия должны быть проведены и в остальных регионах страны);
  • оценка всеми регионами деятельности информационно-аналитических служб и их перестройка под потребности реформ.

Перестройка деятельности информационно-аналитической службы прежде всего касается документооборота и формирования различных реестров: без создания реестров пациентов и самих лечебных учреждений (пока этот процесс пребывает в начальной стадии), без понимания реальных потребностей в кадровом составе (прежде всего врачей) невозможно ни сформировать бюджет, ни поставить задачу, ни подготовить будущий договор между областным/районным органом здравоохранения и лечебным учреждением, ни, тем более, оценить качество медицинского обслуживания, а значит — без этих условий невозможно реформировать ни первичное, ни вторичное звено медицинской помощи. В контексте оптимизации информационной политики нельзя забывать о подготовке и реализации истории успеха. У каждого региона эта история может быть своей (нередко реализованной на базе местных финансовых ресурсов, не обязательно дожидаясь средств центрального бюджета). Показать этот успех и перед лицом региона, и за его пределами — очень важная задача. Люди верят, когда они видят успех, — заключила И. Акимова.

В ходе совещания живо обсуждалась тема кадровых проблем отрасли и подготовки медицинских специалистов. А на пресс-брифинге, состоявшемся перед заседанием, в ответ на нашу просьбу прокомментировать мнение Президента Украины по поводу того, что реформа здравоохранения сопровождается выведением из этой системы сектора высшего медицинского образования, И. Акимова аргументировала целесообразность переподчинения медицинских вузов Министерству образования, семьи, молодежи и спорта, призвав в свидетели международный опыт, согласно которому в развитых странах не принята практика, когда каждый ведомственный вуз находится под руководством соответствующего ведомства (железнодорожный — транспортного, медицинский — медицинского и т.д.). Руководство системой образования из центра — это прежде всего установление правил деятельности: каким образом проводится аккредитация, как устанавливаются стандарты образования, что должно определять процессы управления внутри вуза. По большей части эти правила одинаковы для всех. Но, естественно, в каждом вузе есть свои особенности — в соответствии с отраслью, в которой он работает. Есть специфические условия и естественное требование к профильному Министерству участвовать в определении стандартов, учебных программ, договорных отношений и др. Был приведен пример Германии, где университетские клиники не принадлежат университетам. В то же время существует жесткая договорная система отношений между клиникой и университетом, предполагающая предоставление определенных услуг: возможности тренинга, участия в тех или иных научных экспериментах и др. Идея отраслевых вузов давно устарела: Украине следует идти по другому, более современному пути, — убеждена первый заместитель главы АПУ.

МЗУ: ПРИОРИТЕТЫ ОПЛАТЫ труда

Министр здравоохранения Украины Александр Анищенко сообщил о создании в 2011 г. 160 центров первичной медико-санитарной помощи — 27 в Винницкой, 53 в Днепропетровской, 71 в Донецкой областях, 9 в Киеве — и выразил благодарность за поддержку и конструктивное сотрудничество по продвижению реформы здравоохранения как представителям местных органов власти, так и медицинской общественности всех, но особенно пилотных регионов. Разделяя удовлетворение первого заместителя главы АПУ в связи с динамичным развитием законодательной базы реформы, он обратил внимание присутствующих на пятый законопроект, опубликованный для широкого обсуждения на сайте МЗ: проект Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании». Отмечалось, что тем временем МЗ Украины разработало 43 соответствующих нормативно-правовых документа, чем согласно анализу его деятельности в течение последних 5–7 лет продемонстрировало наиболее активную и напряженную работу за весь этот период.

Первое, чего касаются перемены, это первичное звено, которое располагается ближе всего к месту проживания человека (или рядом с тем врачом, у которого он хочет обслуживаться). Так, МЗ Украины уже подготовило порядок выбора врача первичного звена: все население распределяется по месту жительства и автоматически закрепляется за определенным врачом; при этом граждане, которые хотят обслуживаться у другого врача не по месту жительства, могут это сделать, посетив «назначенного» врача и оформив у него соответствующие регистрационные документы.

Отдавая должное достижениям по структурной реорганизации первичной медицинской помощи как приоритетного вектора реформ, министр подчеркнул, что без изменения модели финансирования, без материальной заинтересованности врача в результатах своего труда и достойной его оплаты структурная реорганизация не принесет ожидаемого результата. Наиболее сложным моментом в создании теоретической выкладки оказалась разработка механизма стимулирования и начисления зарплат врачам первичного звена. Но сегодня уже определено, что окончательная сумма заработной платы будет учитывать объем выполненной работы и ее качество, то есть, кроме гарантированной зарплаты, врач будет получать надбавку за качество, исходя из возрастно-половой структуры населения. Согласно закону о пилотных регионах медицинский работник должен получать выплаты за объем и качество выполняемой работы. На основании этого МЗ Украины совместно с АПУ, Министерством социальной политики и Министерством финансов, с привлечением независимых, в том числе зарубежных, экспертов разработали проект постановления Кабинета Министров Украины «О некоторых вопросах оплаты труда медицинских работников учреждений здравоохранения, являющихся участниками пилотного проекта по реформированию системы здравоохранения». Анализируя проблематику, разработчики документа пришли к выводу о необходимости изменения не только принципов оплаты труда, но и порядка формирования фондов оплаты труда, а также внедрения новых механизмов оплаты труда врачей первичного звена и младших специалистов. Традиционно, еще с советских времен, фонды оплаты труда формировались в зависимости от количества должностей. Однако министр убежден: если и далее продолжать открывать цент­ры первичной медико-санитарной помощи, ограничивая при этом количество врачебных должностей, это будет большой и непоправимой ошибкой. Численность врачебного штата должна определяться исключительно количеством охватываемого населения, исходя из этого же должен рассчитываться бюджет оплаты труда сотрудников центров первичной медико-санитарной помощи.

Сегодня предлагается введение в регионах нормативного механизма формирования фондов оплаты труда, который, в частности, предполагает:

  • норматив нагрузки на врача общей практики — семейного врача: 1200 человек сельского населения и 1500 человек городского населения;
  • норматив нагрузки на медицинскую сестру: 600 человек сельского населения и 750 человек городского населения.

В фонде оплаты труда должны быть предусмотрены средства для оплаты труда врачей общей практики — семейных врачей, участковых терапевтов и педиатров, младших специалистов в объеме не меньшем, чем для финансирования нормативного количества должностей врачей общей практики — семейных врачей и медицинских сестер, работающих на участках с врачами. Так, например, для сельского района с численностью населения 24 тыс. человек, в фонде оплаты труда должно быть предусмотрено 20 должностных окладов для врачей общей практики — семейных врачей и 40 должностных окладов медицинских сестер, работающих на участках с врачами.

Указанный механизм оплаты труда врачей первичного звена и младших специалистов предполагает три составляющих (блок 1). Впрочем, эффективное применение нормативного механизма формирования фондов оплаты труда требует выполнения некоторых условий и осуществления ряда структурно-организационных мероприятий (блок 2).

Блок 1


1.Тарифный оклад+ предусмотренные законодательством надбавки (за уровень квалификации, выслугу и др.)
+
2. .Выплата за объем работы (подушная надбавка за каждого пациента, закрепленного сверх нагрузочного норматива), с учетом:





  • (+ / ) корректирующего коэффициента, учитывающего различную потребность в первичной медицинской помощи для разных (четырех) возрастно-половых групп,
  • (-) корректирующего коэффициента, учитывающего уменьшение возможности обеспечения надлежащего качества и доступности первичной медицинской помощи при значительном превышении нормативной нагрузки;

+

3. Поощрительные выплаты

за качество и эффективность работы:

  • (+) объемы поощрительных выплат зависят от соблюдения установленных значений индикаторов качества и эффективности,
  • (-) объемы поощрительных выплат могут быть снижены при несоблюдении определенных значений индикаторов качества и эффективности.

Новый механизм оплаты врачей первичного звена и младших специалистов

Блок 2


1. Создание реестров пациентов:

  • реестры пациентов, закрепленных за центрами первичной медико-санитарной помощи;
  • реестры пациентов, закрепленных за больницами.

2. Оптимизация штатов центров первичной медико-санитарной помощи.

3. Информатизация учреждений первичной и вторичной медицинской помощи (реестры пациентов, статистика, кадры, финансы).

4. Соблюдение плана переподготовки по семейной медицине для участковых терапевтов и педиатров.

Условия эффективного применения нового механизма оплаты труда

Окончание следует
Филипп Снегирёв, фото Сергея Бека

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті